Дело № 2-4630/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 августа 2016г. г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми
в составе председательствующего судьи Кондратюк О.В.,
при секретаре Красновой Е.А.,
с участием представителя истца по доверенности Вековшининой О.А., представителя ответчика Шпехт ТВ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Транснефть-Прикамье» к Баранову В.А. о возложении обязанности устранить нарушения, запрете на возведение построек,
У С Т А Н О В И Л:
АО «Транснефть-Прикамье» обратилось в суд с исковым заявлением к Баранову В.А. о возложении обязанности устранить нарушения, запрете на возведение построек. Требования мотивированы тем, что АО «Транснефть - Прикамье» (прежнее наименование с 12.04.2015 - ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы») является собственником магистрального нефтепровода «Каменный Лог - Пермь». Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным 25 января 2012 года Управлением Росреестра по Пермскому краю.
В соответствии со статьей 304 собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно статье 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).
В силу пункта 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пункт 2 статьи 56 ЗК РФ содержит перечень ограничений прав на землю, в том числе: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных зонах (подп. 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ).
В силу пункта 8 статьи 90 ЗК РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта е порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением данных зон таких объектов.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением правил землепользования и застройки, требований технических регламентов, требований безопасности территорий, инженерно - технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статья 37 ГрК РФ устанавливает, что ограничения на использование территорий для осуществления градостроительной деятельности устанавливаются в зонах особо охраняемых территорий, в том числе и на территориях с высокой вероятностью чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
МН «Каменный Лог - Пермь» введен в эксплуатацию в 1962 году, его диаметр составляет 426 мм. Указанные факты подтверждаются выпиской из технического паспорта производственно - технологического комплекса Приложение 4 к иску) и утвержденными Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 16.12.2002 № 4301-р изменениями в пункт 4 акта оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств по состоянию на 01.07.1992 государственного предприятия- Производственное объединение северо-западных магистральных нефтепроводов Приложение 5 к иску).
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-Ф3 -Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству от 25.12.2012 № 108/ГС утвержден Свод правил «СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», который введен в действие с 01.07.2013 (далее - Свод правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил)
В соответствии с примечанием к Перечню нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил (их частях), включенных в настоящий перечень, применяются на обязательной основе в случае, если нормативные документы (их части) содержатся в настоящем перечне.
Согласно пункту 24 Перечня в перечень национальных стандартов и сводов правил включены разделы 1 (пункт 1.1), 5 (пункты 5.5 - 5.6), 7 (пункты 7.6 - 7.10, 7.15 - 7.18, 7.20, 7.22, 7.24, 7.25), 8 (пункты 8.1.3, 8.2.6, 8.2.11), 10 (пункты 10.2.1 -10.3.7), 11 -14,16,17 (пункты 17.1.1 -17.1.21) указанного Свода правил.
В силу пункта 5.6 Свода правил для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в них сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов.
Согласно п.7.15 Свода правил расстояния от оси подземных и наземных е насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных, сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
С учетом диаметра МН «Каменный Лог - Пермь» относится к III классу, и в соответствии с таблицей N 4 Свода правил минимальное расстояние от оси МН класса до ближайших строений и сооружений должно составлять не менее 125 метров (далее - ЗМДР).
В соответствии с приложением к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» магистральные трубопроводы относятся к опасным производственным объектам.
Правила охраны магистральных трубопроводов утверждены Минтопэнерго РФ 29.04.1992г., постановлением Госгортехнадзора РФ 22.04.1992г. № 9.
B силу п. 2 Правил охраны опасными производственными факторами трубопроводов являются: разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта; возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара; взрыв газовоздушной смеси; обрушение и повреждение зданий, сооружений, установок; пониженная концентрация кислорода; дым; токсичность продукции.
20 февраля 2016 года представителями собственника МН «Каменный Лог - Пермь» был оформлен акт № совместного обследования зон с особыми условиями использования территорий на земельном участке с кадастровым -номером № (Приложение 6 к иску).
В ходе обследования выяснилось, что на земельном участке в зоне минимально допустимых расстояний МН «Каменный Лог - Пермь» расположены ограждения и капитальное строение. При этом капитальное строение находится на расстоянии 70 м. от оси МН «Каменный Лог - Пермь».
13 апреля 2016 года представителями собственника МН «Каменный Лог - Пермь» при участии государственных инспекторов Приволжского управления Ростехнадзора ФИО11 и ФИО8 был оформлен акт № совместного исследования зон с особыми условиями использования территорий на земельном участке с кадастровым номером № (Приложение 7 к иску).
Обследование подтвердило, что на земельном участке в зоне минимально допустимых расстояний МН «Каменный Лог - Пермь» расположены капитальное строение и ограждение.
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.10.2015 № приложение 8 к иску) ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно справочной информации по объектам недвижимости на портале «Государственные услуги» (Приложение 9 к иску) земельный участок поставлен на кадастровый учет 17.12.2009 года, т.е. значительно позднее ввода в эксплуатацию магистрального нефтепровода, принадлежащего истцу.
При использовании земельного участка ответчик должен соблюдать требования строительных норм и правил о соблюдении зон минимально допустимых расстояний до оси магистральных трубопроводов, что прямо следует из статьи 40 ЗК РФ, пункта 5.13 Правил охраны магистральных трубопроводов л примечания к Перечню национальных стандартов и сводов правил.
В государственном кадастре недвижимости имеются сведения о местоположении границ земельных участков и границах охранных зон магистральных нефтепроводов, владельцем которых является АО «Транснефть - Прикамье».
Сведения государственного кадастра носят общедоступный характер, размещены на официальном сайте Росреестра rosreestr.ru в разделе Электронные услуги и сервисы/Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online/.
Сведения о границах зон с особыми условиями использования отображаются в кадастровых планах территории и могут быть предоставлены органом кадастрового учета заинтересованному лицу в виде кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке.
Согласно п. 1.1. Правил охраны магистральных трубопроводов Правила вводятся в целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах. Трубопроводы, на которые распространяется действие настоящих правил, относятся к объектам повышенного риска. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасность свойств перекачиваемой среды.
Наличие предусмотренных законодательством требований в части установления для опасных производственных объектов охранных зон и зон минимально допустимых расстояний, недопустимости осуществления в пределах этих зон какого бы то ни было строительства, свидетельствует о наличии нарушения прав собственников и владельцев трубопроводов, возникновения общественно опасных последствий самим возведением спорных объектов в пределах охранных зон и ЗМДР и не требует наступления неблагоприятных последствий.
Сам факт нахождения любых построек или сооружений в зоне минимально -допустимых расстояний магистральных трубопроводов создает угрозу жизни и здоровью граждан, имущественным правам и интересам собственников трубопроводов и третьих лиц, привлекаемых для обслуживания, ремонта и реконструкции трубопроводов.
По указанным выше причинам сохранение строений и сооружений в пределах ЗМДР МН невозможно.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих е судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» удовлетворяя иск об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
Истец просит обязать ответчика устранить нарушение зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода «Каменный Лог - Пермь» путем сноса за свой счет расположенных в пределах зоны минимально допустимых расстояний указанного магистрального нефтепровода (т.е. 125 м от оси МН) капитального строения и ограждения
земельном участке с кадастровым номером № с местоположением: <адрес>, в 30-дневный срок с даты вступления в силу решения суда по настоящему делу; запретить на земельном участке с кадастровым номером № местоположением: <адрес>, возводить любые постройки и сооружения без согласия собственника магистрального нефтепровода «Каменный Лог - Пермь»; взыскать с ответчика в пользу истца расходы истца по уплате государственной пошлины.
Впоследствии истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ подано уточненное исковое заявление, в котором указано, что в настоящее время изменился адрес (местоположение) земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности ответчика. Согласно справочной информации по объектам недвижимости на портале «Государственные услуги» адрес (местоположение) земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.Просит обязать ответчика устранить нарушение зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода «Каменный Лог-Пермь» путем сноса за свой счет расположенных в пределах зоны минимально допустимых расстояний указанного магистрального нефтепровода (т.е. в пределах 125 м от оси МН) капитального строения и ограждения на земельном участке с кадастровым номером № с местоположением: <адрес> в 30-дневный срок с даты вступления в силу решения суда; запретить отвктчику на земельном участке с кадастровым номером № с местоположением: <адрес> возводить любые постройки и сооружения без согласия собственника магистрального нефтепровода «Каменный Лог-Пермь»; взыскать с ответчика государственную пошлину.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования по доводам исковых заявлений поддержала. Настаивала на ранее данных пояснениях.
Ответчик Баранов В.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Направил заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие. С исковыми требованиями не согласился.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала. Дала пояснения, аналогичные изложенному в отзыве на исковое заявление, где указала, что Баранов В.А. с требованиями, изложенными в исковом явлении, не согласен, находит их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Основания, приводимые истцом в обоснование нарушения ответчиком норм законодательства, не основаны на материальном праве.
Баранову В.А. принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1535 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, (прежний адрес объекта - <адрес>), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 31.07.2013 г.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке от 25.02.2010 г. участок с кадастровым номером № был поставлен на государственный кадастровый учет 17.12.2009 г.
Согласно данным свидетельства и кадастровой выписки категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка - под здания сельскохозяйственного назначения.
Согласно данным свидетельства и кадастровой выписки ограничений/ обременений права не зарегистрировано.
Ответчик является собственником магистрального нефтепровода «Каменный Лог- Пермь» (от 0,0 до 67,7 км), адрес объекта Пермский край, Добрянский район. Пермский район, г. Пермь, Орджоникидзевский район, Мотовилихинский район, Свердловский район, Индустриальный район.
Согласно составленному АО «Транснефть-Прикамье» Акту обследования № от 20.02.2016 г. земельный участок, принадлежащий Баранову В.А. с кадастровым номером №, расположен на участке 50 км. магистрального нефтепровода «Каменный Лог-Пермь» в 70 метрах от оси МН.
Согласно пункту 4.1. Правил охраны магистральных трубопроводов утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 года № 9 для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий Баранову В.А., не находится в охранной зоне МН.
Таким образом, ссылка истца на п. 2 статьи 56 Земельного кодекса РФ несостоятельна, так как абз. 2 пункта 2 статьи 56 предусматривает ограничения прав на землю - особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Участок ответчика не располагается ни в охранных, ни в санитарно-защитных зонах.
Ссылка на абз. 5 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ также никоим образом не подходит в данной ситуации, т.к. в данной пункте указано на действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения. Истец не является ни собственником, ни владельцем земельного участка, занятого трубопроводом, то есть какое-либо право на землю отсутствует. Истец сам об этом говорит со ссылкой на пункт 8 статьи 90 Земельного кодекса РФ. Право истца на землю не может быть нарушено ввиду отсутствия этого права.
Ссылка истца на статью 37 ГрК РФ также несостоятельна, так как указанная норма вообще не содержит приведенных в иске положений. Действительно согласно Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования могут быть предусмотрены и установлены в том числе как особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения, так и территории, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (статьи 14, 19, 23 ГрК). Однако в городе Перми территории, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не установлены ни схемами территориального планирования, ни Генеральным планом города Перми (утв. Решением Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 г. № 205). Зато распоряжением Правительства РФ от 06.05.2015 г. № 816-р утверждена Схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта).
Согласно представленной Истцом информации магистральный нефтепровод Каменный Лог - Пермь» введен в эксплуатацию в 1962 году, его диаметр составляет - 26 мм. Указанные факты, по словам истца, подтверждаются выпиской из технического паспорта объекта по состоянию на 30.06.2011 г. выполненного ГУП ЦТИ Пермского края» (в материалы дела представлены только 4 листа указанного технического паспорта), и изменениями в акт оценки, утвержденными Распоряжениями Минимущества № 4301-р от 16.12.2002г.
В соответствии со статьей 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Ввод объекта в эксплуатацию может подтверждаться только актом ввода объекта в эксплуатацию, и не может подтверждаться техническим паспортом, изготовленным в 2011 году, или Распоряжением Минимущества от 16.12.2002 года. Акт ввода в эксплуатацию МН «Каменный JIor-Пермь» истцом в материалы дела не представлен, таким образом считаем, что факт ввода МН в эксплуатацию именно в 1962 году не подтвержден надлежащим доказательством.
Согласно полученных из Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми данных в 2006 году постановлением администрации г. Перми № 1292 от 25.07.2006г. было разрешено проведение работ капитальному ремонту МН, однако в выписке из технического паспорта объекта по стоянию на 30.06.2011г., представленной истцом год последнего капитального ремонта не указан, соответствующий столбец не заполнен (стр. 28 выписки). То есть указанный техпаспорт вообще содержит недостоверные сведения.
Согласно представленного Истцом Распоряжением Минимущества от 16.12.2002 фактический физический износ объекта - магистрального нефтепровода Каменный Лог - Пермь» составлял на 2002 год 84 %. Этот факт свидетельствует о том, что при таком износе объект не мог функционировать в нормальном безопасном режиме и требовалась его реконструкция.
Согласно ответа Департамента градостроительства и архитектуры от 11.08.2016г. запрос представителя ответчика в ИСОГД имеются сведения о разрешении на по производства работ по реконструкции МН и заключение экспертизы промышленной безопасности после реконструкции. И хотя сведения о реконструкции объекта имеют существенное значение для разрешения настоящего спора, а именно если реконструкция была проведена в нарушение действующих на момент её проведения строительных норм и правил (в том числе и тех, на которые ссылается сам истец - СП 36.13330.2012), то требования истца совершенно не обоснованы. Однако информация о реконструкции объекта самим истцом умышленно не предоставляется.
Согласно представленной АО «Транснефть-Прикамье» информации диаметр магистрального нефтепровода «Каменный Лог - Пермь» составляет 426 мм, рабочее давление составляет 5,2 мПа.
В исковом заявлении АО «Транснефть- Прикамье», ссылаясь на пункт 7.15. и таблицу №4 «СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*» (далее - СП 36.13330.2012) указывает, что с учетом диаметра МН «Каменный Лог - Пермь» относится к III классу и минимальное расстояние от оси МН до ближайших строений и сооружений должно составлять не менее 125 метров. Из чего истцом делается вывод о том, что принадлежащий Баранову В.А. земельный участок с кадастровым номером №, и расположенные на нем постройки полностью находятся в зоне минимально допустимых расстояний МН «Каменный Лог-Пермь».
Однако, ссылаясь на СП 36.13330.2012, а именно пункты 5.6. (в котором говорится об охранных зонах, в которые участок ответчика не попадает) и пункт 7.15. и таблицу 4, Истец умалчивает о нормах пунктов 5.4. и 5.5. указанного СП 36.13330.2012.
Согласно пункту 5.4. СП 36.13330.2012. не допускается прокладка магистральных трубопроводов по территориям населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, аэродромов, железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней и других аналогичных объектов, кроме случаев, изложенных в 5.5.
Магистральный нефтепровод «Каменный Лог-Пермь» на участке 27-67,7 км. проходит по территории муниципального образования «Город Пермь», в том числе на участке 34-52 км - по территории Мотовилихинского района г. Перми.
В соответствии с пунктом 5.5. СП 36.13330.2012. при прокладке магистральных нефтепроводов по территории городов и других населенных пунктов для подключения к предприятиям по переработке, перевалке и хранению нефти должны выполняться следующие дополнительные требования: номинальный диаметр нефтепровода должен быть не более DN 700; рабочее давление должно быть не более 1,2 МПа, при этом уровень кольцевых спряжений в трубопроводе не должен превышать 30% нормативного предела текучести металла труб; трубопровод должен приниматься категории В; заглубление трубопровода следует принимать не менее 1,2 м; при соответствующем обосновании следует предусматривать прокладку трубопровода в стальном защитном футляре, методами микротоннелированин, наклонно-направленного бурения, горизонтально-направленного бурения, в щиту трубопровода железобетонными плитами, применение других технических решений, обеспечивающих безопасность нефтепровода; безопасные расстояния от нефтепровода до зданий и сооружений должны быть не менее предусмотренных в таблице 4. Для стесненных условий прохождения трассы магистральным нефтепроводом следует руководствоваться требованиями СП 125.13330.
Прокладка магистральных нефтепроводов по селитебным территориям не допускается.
Таким образом, магистральный нефтепровод «Каменный JIor-Пермь» на настоящий момент не соответствует указанным в пункте 5.5. СП 36.13330.2012 требованиям по прокладке магистральных нефтепроводов по территории городов и других населенных пунктов, а именно рабочее давление намного превышает установленный норматив 1,2 МПа, составляет 5,2 мПа. Указанные факты подтверждаются также позицией Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Информации о применении технических решений при капитальном ремонте и реконструкции МН истцом в материалы дела не представлено.
Также в соответствии с пунктом 2.7. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (утверждены Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N2 74) для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок создаются санитарные разрывы (санитарные полосы отчуждения). Рекомендуемые минимальные размеры санитарных разрывов приведены приложениях 1-6 документа. Согласно приложению 5 к указанным СанПиН минимальные расстояние от магистральных нефтепроводов при диаметре труб от 300 до 600 мм (в данном случае - 462 мм) до городов и поселков должно составлять не менее 100 метров.
Собственником магистрального нефтепровода «Каменный Лог-Пермь» АО «Транснефть-Прикамье» на настоящий момент нарушаются нормы действующего законодательства, предусматривающего условия прохождения магистральных трубопроводов в черте населенных пунктов, в том числе на территории города Перми.
Истец допускает подмену и объединений понятий при обосновании требований.
Истец при обосновании своих требований о необходимости сноса всех строений на участке ответчика и запрете строительства на участке, указывая на превышение минимально допустимых расстояний МН «Каменный Лог-Пермь», приводит нормы, касающиеся охранных зон (п. 2 статьи 56 Земельного кодекса РФ. 5.6. Правил, ссылка на общедоступную информацию в государственном кадастре недвижимости). Ни одной нормы действующего законодательства, которая предусматривала бы снос любых строений и запрет их возведения в зоне минимально допустимых расстояний магистральных трубопроводов истцом не приведено! Считает, что истцом допускается подмена понятий охранная зона МН и зоны минимально допустимых расстояний от оси МН.
Действующим законодательством все запреты в отношении производства каких-либо действий, в том числе возведение построек и сооружений на земельном участке без разрешения предприятия относятся именно к охранной зоне магистральных трубопроводов, а не к зоне минимально допустимых расстояний от оси МН (п. 4.3., 4.4. Правил).
В действующем законодательстве термин «минимальные расстояния от магистрального нефтепровода» упоминается только в нескольких нормативных актах:
СП 36.13330.2012 (нормы которого действуют с ограничениями), ссылка на п. 7.15. и таблицу 4 приводится истцом, в таблице 4 указаны значения минимальных расстояний;
Правила охраны магистральных трубопроводов - пункт 5.6., в котором указано что предприятие (производственное подразделение), получающее разрешение на производство работ в охранной зоне трубопровода от предприятия трубопроводного транспорта, должно быть информировано в этом разрешении о наличии или возможном возникновении и характере опасных производственных факторов, границах опасной зоны, отстоящих от оси трубопровода (крайних ниток) на минимальные расстояния, установленные строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов для городов и других населенных пунктов, и пункт 5.13 (на который ссылается истец), согласно которому предприятие трубопроводного транспорта имеет право приостановить работы, выполняемые с нарушениями требований настоящих Правил и минимальных расстояний от трубопровода.
«Схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта)», утв. Распоряжением Правительства РФ от 06.05.2015 № 816-р (ред. от 24.12.2015) согласно подразделу 3 раздела II которого для магистральных трубопроводов создаются санитарные разрывы (санитарные полосы отчуждения), которые определяются минимальными расстояниями от магистральных трубопроводов до смежных зданий, строений и сооружений.
Рекомендуемые минимальные расстояния от магистральных нефтепроводов до городов, поселков и отдельных малоэтажных жилищ устанавливаются: при диаметре до 300 мм - от 50 до 75 метров; при диаметре 300 мм - 600 мм - от 50 до 100 метров: при диаметре 600 мм - 1000 мм - от 75 до 150 метров; при диаметре 1000 мм - 1400 мм - от 100 до 200 метров.
СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утв. Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 (ред. от 18.07.2013) согласно пункту 6.12.3. которого минимальные расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 44 - для нефтепроводов III класса диаметром от 300 до 500 мм составляет 100 метров, с примечанием №6, что при расположении здании сооружений на отметках выше отметок нефтепроводов нефтепродуктопроводов допускается уменьшение указанных в позициях 1, 2. 4 и 10 расстояний до 25% при условии, что принятые расстояния должны быть не менее 50 м.
В отличие от термина «охранные зоны», термин «минимальные расстояния от магистрального нефтепровода» в указанных актах не раскрывается, однако из анализа норм предыдущих Правил охраны магистральных трубопроводов, утв. Постановлением Совмина СССР 12 апреля 1979 г. N° 341, следует, что помимо случаев нового проектирования и реконструкции, зона минимальных расстояний от магистрального нефтепровода для существующих нефтепроводов необходима при выполнении эксплуатирующей организацией ремонтных работ для предотвращения возможного разрушения МН для выявления землепользователей, которым организация имеет право временно (до окончания ремонта) ограничить проведение работ, с их предварительным уведомлением. Про запрет возведения построек в зоне минимальных расстояний ни в Правилах 1979 года, ни в Правилах 1992 года ничего не сказано.
Таким образом, законодатель разграничивает эти два понятия, у них разные смысловые нагрузки, различные ограничения для каждой зоны и соответственно разные последствия за их нарушения.
Для охранных зон (необходимы для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов их объектов вокруг них) - с довольно жесткими ограничениями, в том числе по запрету строительства, а минимальные расстояния - для запрещения нового строительства и реконструкции нефтепроводов (чтобы не возникали подобные споры) при возможно при проведении ремонтных работ.
Если бы законодатель считал одинаковыми правовые смыслы, требования и ограничения для зон, последствия их нарушения (как это представляет истец), то законодатель не разграничивал бы эти понятия и установил был единую охранную ну со своими требованиями. Но эти понятия различны и поэтому сводить ситуацию в зоне минимальные расстояния (независимо от их размера), к ситуации расположения участка и объектов на нем в охранной зоне совершенно неправомерно.
Считает норму СП 36.13330.2012, а именно таблицу 4 не применимой в данном случае, так как норма, запрещающая строительство магистральных трубопроводов в черте городов и иных населенных пунктов, применяется в данном случае для проектирования новых и реконструируемых магистральных трубопроводов, но никак обратной ситуации - когда построенный и существующий в черте города магистральный трубопровод (не соответствующий действующим требованиям безопасности в черте города, т.е. нарушающий эти нормы) налагает запрет на ведение каких-либо ни было построек.
Исковые требования истца не основаны на материальном интересе.
Истец обосновывает свои требования на статьях 304, 1065 Гражданского кодекса и статье 60 Земельного кодекса РФ.
Как уже было указано, истец не является ни собственником, ни владельцем земельного участка, занятого МН, то есть какое-либо его право на землю отсутствует, и поэтому право истца на землю не может быть нарушено ввиду отсутствия этого права.
Ссылка на статью 304 Гражданского кодекса РФ также не состоятельна в связи с отсутствием нарушений его права. Какие нарушения права именно истца имеют место в данной ситуации. Факт наличия построек в зоне минимальных расстояний никоим образом не нарушает права истца, так угроза жизни и здоровью граждан от наличия или отсутствия построек на участке не зависит. Имущественные права и интересы собственников также не нарушены фактом существования построек. Напротив, согласно абзацу 2 пункта 4.5. Правил в аварийных ситуациях предприятиям трубопроводного транспорта разрешается подъезд к трубопроводу и сооружениям на тем по маршруту, обеспечивающему доставку техники и материалов для устранения аварий с последующим оформлением и оплатой нанесенных убытков землевладельцам. То есть это не означает, что в целях возможной ликвидации возможной аварии собственник нефтепровода может потребовать сноса всех строений до возникновения аварии и запретить строить что-либо на этом участке, дабы избежать в дальнейшем компенсации нанесенных убытков. Более того, такой иск является злоупотреблением права, что недопустимо согласно ст. 10 Гражданского кодекса.
На основании этих же причин неприменима в данной ситуации и норма пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ в обоснование запрета строительства на участке, так как вред, на опасность причинения которого в будущем ссылается истец совершенно не обоснован. Какую опасность несут постройки на участке истцом не казано. Напротив, сам факт нахождения магистрального нефтепровода «Каменный Лог-Пермь» в селитебной зоне создает угрозу жизни и здоровью граждан, имущественным правам и интересам собственников и владельцев земельных участков, независимо от наличия на них строений, в том числе и правам и интересам истца Баранова В.А., земельный участок которого расположен в 70 метрах от магистрального нефтепровода. По указанным выше причинам считаем, что использование магистрального нефтепровода «Каменный Jlor-Пермь», участок 34-52 км на территории Мотовилихинского района муниципального образования «Город 1ермь», на настоящий момент представляет собой потенциально опасную деятельность для неопределенного круга лиц: как лиц, владеющих и пользующихся земельными участками, расположенных вблизи магистрального нефтепровода (в том числе истец Баранов В.А.), так и людей, ежедневно пользующихся автодорогами в местах прохождения рядом с ними магистрального нефтепровода.
Также считает, что истцом нарушен срок исковой давности по статье 1065 ГК РФ. Права истца возникло давно, участок ответчика был поставлен на кадастровый учет в 2009 году. Однако требования предъявлены только в 2016 году.
Требования о сносе построек также не основаны ни на одной норме права. У истца отсутствует права требовать сноса построек, которые являются хозяйственными, не требуют получения разрешений на строительство, и возведение которых полностью соответствуют разрешенному использованию земельного участка. На основании изложенного просит отказать АО «Транснефть-Прикамье» в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица Администрации Мотовилихинского района г.Перми в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещены, просили провести судебное заседание в отсутствие представителя, направили пояснения (л.д.. 51).
Представитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Приволжского управления в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного слушания.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относит магистральные нефтепроводы к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемой по ним нефти и подтверждается свидетельством о регистрации опасных производственных объектов.
На такие объекты в обязательном порядке распространяются требования промышленной безопасности.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах (далее трубопроводах), транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат, Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. № 9 утверждены Правила охраны магистральных трубопроводов.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
На основании ч. 3 ст. 87 ЗК РФ в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Согласно ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуротехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ч. 6 ст. 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство, каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В соответствии с подп.1 п.2,п.3 ст. 56 Земельного Кодекса РФ, ограничение прав на землю, в том числе определение охранной зоны, устанавливается актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Свод правил СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* определяет охранную зону магистрального трубопровода как территорию или акваторию с особыми условиями использования, установленную вдоль магистрального трубопровода для обеспечения его безопасности (п. 3.15).
Согласно п. 4.1. «Правил охраны магистральных трубопроводов» (утв. Минтопэнерго РФ 29.04.1992 г., Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992г. г. № 9) для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны:
вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны;
вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы, нестабильные бензин и конденсат, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 100 метрах от оси трубопровода с каждой стороны;
вдоль трасс многониточных трубопроводов - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими на указанных выше расстояниях от осей крайних трубопроводов;
вдоль подводных переходов - в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от осей крайних ниток переходов на 100 метров с каждой стороны;
вокруг емкостей для хранения и разгазирования конденсата, земляных амбаров для аварийного выпуска продукции - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 50 метров во все стороны;
вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны.
4.2. Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.
4.3. В охранных зонах трубопроводов запрещается производить всякого рода действия, могущие нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению....
4.4. В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается:
а) возводить любые постройки и сооружения;
б) высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда;
в) сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать сады и огороды;
г) производить мелиоративные земляные работы, сооружать оросительные и осушительные системы;
д) производить всякого рода открытые и подземные, горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта.
Письменное разрешение на производство взрывных работ в охранных зонах трубопроводов выдается только после представления предприятием, производящим эти работы, соответствующих материалов, предусмотренных действующими Едиными правилами безопасности при взрывных работах;
е) производить геологосъемочные, геологоразведочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, связанные с устройством скважин, шурфов и взятием проб грунта (кроме почвенных образцов).
Предприятия и организации, получившие письменное разрешение на ведение в охранных зонах трубопроводов работ, обязаны выполнять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность трубопроводов и опознавательных знаков, и несут ответственность за повреждение последних.
Из совокупного анализа вышеуказанных Правил и действующего законодательства следует, что трубопроводы относятся к объектам повышенного риска. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов от разрушения трубопровода или его элементов и возгорания продуктов (пожаров, взрывов) до разрушений зданий (строений) и причинения вреда окружающей среде и людям. В связи с этим устанавливаются охранные зоны и различные запреты (ограничения) по производству работ на земельных участках в этих охранных зонах без получения разрешения (письменного разрешения) предприятий трубопроводного транспорта. В частности, запрещается производить всякого рода действия, могущие нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению.
В судебном заседании установлено, что АО «Транснефть-Прикамье» является собственником магистрального нефтепровода «Каменный Лог-Пермь» протяженностью по Пермскому краю от 0,0 до 67,7 км, диаметром 426 мм, расположенного по адресу: Пермский край, Добрянский район, Пермский район, г.Пермь, Оржоникидзевский район, Мотовилихинский район, Свердловский район, Индустриальный район на основании Распоряжения «О внесении изменений в акт оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств по состоянию на 01.07.1992 государственного предприятия – Производственное объединение северо-западных магистральных нефтепроводов» от 16.12.2002 № 4301-р, плана преобразования государственного предприятия Производственное объединение северо-западных магистральных нефтепроводов в акционерное общество открытого типа «Северо-западные магистральные нефтепроводы» от 05.08.1994, распоряжения от 29.09.1994 № 2449 выданного государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом.
Право собственности истца на указанное имущество зарегистрировано в установленном порядке 25.01.2012 года (л.д.11).
На основании решения внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы» (протокол от 25.03.2015г. № 1) ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы» переименовано в АО «Транснефть-Прикамье».
Участок магистрального нефтепровода «Каменный Лог-Пермь» протяженностью с (40,6 – 52,1км) в Мотовилихинском районе г. Перми введен в эксплуатацию в 1962 году, имеет фактический износ 84%.
Ответчик Баранов В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по адресу <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРП № от 07.07.2016 года (л.д. 67).
Согласно указанной выписке из ЕГРП, в отношении данного земельного участка ограничений (обременений) в отношении указанного земельного участка нет.
Ранее адрес указанного земельного участка значился как: <адрес>.
Как следует из схемы расположения земельного участка относительно МН «Каменный Лог-Пермь», земельный участок с кадастровым номером № находится в охранной зоне МН «Каменный Лог-Пермь» (л.д. 26).
Судом установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ответчику на праве собственности, в охранной зоне МН расположено капитальное строение, что подтверждено актом обследования зон с особыми условиями использования территорий № 13 от 20.02.2016г., а также актом совместного обследования зон с особыми условиями использования территории № 30 от 13.04.2016г.
Постановлением Администрации г. Перми № 1292 от 25.07.2006г. ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы» разрешено проведение работ по капитальному ремонту магистрального нефтепровода «Каменный Лог-Пермь» диаметром 400мм (участок 31-57 км) на земельном участке общей площадью 561 кв.м., предоставленном в аренду, в Орджоникидзевском, Мотовилихинском и Свердловском районах (срок проведения работ 3 года).
Актом от 30.11.2006г. принят в эксплуатацию законченного капитального ремонтом объект: и Замена трубы МН «Каменный Лог-Пермь» Ду 400 мм на участке 31-57 км (1 пусковой комплекс на укладку и подключение участка).
Заключением экспертизы промышленной безопасности объектов участка линейной части магистрального трубопровода ООО НПО «ОргНефтеГаз» № ЗЭ-75.200.0-СЗМН-ОНГ-655-14 сделан вывод о том, что участок «Каменный Лог-Пермь» магистрального трубопровода «Каменный Лог-Пермь» ОАО «СЗМН» соответствует требованиям промышленной безопасности. Срок проведения следующей оценки технического состояния и определения срока безопасности эксплуатации участка «Каменный Лог-Пермь» магистрального трубопровода «Каменный Лог-Пермь» ОАО «СЗМН» - 30.09.2019г.
Заключением экспертизы ООО «Западно-Уральский центр сертификации» от 27.06.2006г. установлено, что рабочий проект и рабочая документация «Замена трубы МН Каменный Лог-Пермь» Ду400 на участке 31-75 км» (корректировка) и принятые в них решения соответствуют требованиям промышленной безопасности, предусмотренным НГД, правилами и стандартами, действующими на территории РФ, и рекомендуются для строительного производства, при условии выполнения решений, указанных в протоколе технического совещания от 22.06.06г.
Разрешением от 04.07.2006г. № разрешено заявителю Пермскому РНУ ОАО «СЗМН» приступить к производству работ по реализации проекта «Замена трубы МН «Каменный Лог-Пермь» Ду 400мм на участке 31-57 км».
Согласно постановлению Совета народного хозяйства Пермского экономического административного района от 09.10.1961г. № 359 утвержден акт комиссии о приемке в эксплуатацию линейной части нефтепровода Каменный Лог-Пермской нефтеперерабатывающий завод, мощностью 15 тыс. тонн нефти в сутки.
Считать введенной в эксплуатацию линейную часть нефтепровода Каменный Лог-Пермский нефтеперерабатывающий завод с 24 сентября 1961г.
Просить начальника главного Управления газовой промышленности при Совете министров СССР – министра СССР ФИО9 обязать трест «Татнефтепроводстрой» устранить недоделки по нефтепроводу в сроки, указанные в акте.
В соответствии с актом от 4-5 октября 1961г. комиссия считает линейную часть нефтепровода Каменный Лог-Пермский НПЗ принятой в эксплуатацию с 24.IX.1961г. До окончания строительства постоянной диспетчерской линии связи, принять временную схему связи, предложенную конторой по эксплуатации нефтегазопроводов.
Согласно акту от 24.09.1961г. комиссия считает линейную часть магистрального нефтепровода Каменный Лог-Пермский МНЗ принятой в постоянную эксплуатацию.
В данном случае судом учитывается, что нахождение капитального строительства и ограждения на земельном участке создает угрозу безопасной эксплуатации нефтепровода, препятствует локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф. Поскольку истец является собственником опасного объекта, следовательно, он несет бремя содержания и ответственность за используемое имущество, и обязан обеспечивать и осуществлять контроль за безопасностью его эксплуатации.
22.07.2016г. представителем ответчика Шпехт Т.В. подано заявление в Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Приволжское управление Ростехнадзора), на которое ответом от 24.08.2016г. № был ответ, в котором указано, что объект капитального строительства «Магистральный нефтепровод «Каменный Лог-Пермь», эксплуатируемый АО «Транснефть-Прикамье был введён в эксплуатацию на основании акта приёмочной комиссии от 09 октября 1961 года № 359.
Опасный производственный объект участок магистрального нефтепровода «Каменный Jlor-Пермь» был внесен в реестр опасных производственных объектов в 2004 году.
Изменения в сведения характеризующие опасные производственные объекты МН «Каменный Лог-Пермь», не вносились.
Реконструкция МН «Каменный лог-Пермь» была проведена в период 2000 года, согласно проектной документации «Реконструкция подводного перехода нефтепровода Каменный лог-Пермь через реку Чусовая Д-426 мм (основная нитка), подготовленной ОАО «Гипротрубопровод» с привлечением строительной организации ОАО «Подводтрубопроводстрой».
Данный участок введён в эксплуатацию на основании акта приёмочной комиссии от 28.08.00 №5.
Номинальный диаметр Dy=426 мм, допустимое рабочее давление 5,2 МПа, величина заглубления трубопровода принята согласно СП 36.13330.2012 и составляет 1,0 м., категория нефтепровода согласно проектной документации МН «Каменный Лог -Пермь», в зависимости от участка имеет категорию I, II или В (участки 46,8-50 км и 50-50,75 км нефтепровода отнесены к I и II категории соответственно).
Характеристики магистрального трубопровода не изменялись с момента ввода его в эксплуатацию до настоящего момента. (За исключением реконструированного участка).
Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.10.2009 № Приволжское управление Ростехнадзора осуществляет надзорную функцию за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта магистральный нефтепровод «Каменный лог- Пермь» с 01.01.2010. В рассматриваемый период реконструкция, техническое перевооружение или капитальный ремонт данного объекта не проводились. Требования нормативного документа, на нарушение требований которого указано в письме, распространяются на строительство новых и реконструируемых объектов трубопроводного транспорта.
В декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов Пермского районного нефтепроводного управления данный участок не попадает в зону действия поражающих факторов при реализации наиболее опасного и наиболее вероятного сценария аварии на МН «Каменный лог-Пермь».
Представитель ответчика просит отказать в удовлетворении иска по причине пропуска истцом срока исковой давности.
Представитель истца возражает против заявленных доводов, так как срок исковой давности истцом не пропущен и на данные взаимоотношения сторон не распространяется.
Суд считает, что в данном случае не может быть применен срок исковой давности по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ст. 199 ГК РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Ходатайство представителя ответчика об истечении срока исковой давности и необходимости ее применения не подлежит применению, поскольку в соответствии со ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304 ГК РФ).
Таким образом, учитывая, что спорный земельный участок находится в охранной зоне магистрального нефтепровода «Каменный Лог-Пермь», а капитальное строительство и ограждение организовано на земельном участке, не отведенном для этих целей, с нарушением технических условий норм и правил охраны магистральных трубопроводов, ее сохранение нарушает права и охраняемые законом интересы истца как организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд считает, что спорный объект – капитальное строительство с ограждением подлежит сносу.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая характер выявленных нарушений, комплекс мероприятий, которые необходимо провести для их устранения, исходя из принципа разумности и исполнимости судебного акта и соблюдая баланс интересов сторон, суд полагает возможным обязать ответчика устранить нарушение охранной зоны и зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода «Каменный Лог-Пермь» путем сноса за свой счет расположенных в пределах зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода «Каменный Лог-Пермь», капитального строения и ограждения на земельном участке с кадастровым номером № местоположением: <адрес> в 30-дневный срок с даты вступления в законную силу решения суда.
Требование АО «Транснефть-Прикамье» о запрете ответчику возводить на земельном участке с кадастровым номером № местоположением: <адрес> любые постройки и сооружения без согласия собственника магистрального нефтопровода «Каменный Лог-Пермь» также подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 4.4. Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992г., Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 № 94 в охранных зонах и зонах минимально допустимых расстояний трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается возводить любые постройки и сооружения.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Таким образом, с ответчика Баранова В.А. в пользу АО «Транснефть- Прикамье» следует взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования АО «Транснефть-Прикамье» к Баранову В.А. удовлетворить.
Возложить на Баранова В.А. обязанность устранить нарушение зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода «Каменный Лог - Пермь» путем сноса за свой счет расположенных в пределах зоны минимально допустимых расстояний указанного магистрального нефтепровода (в пределах 125 м. от оси МН):
- капитального строения и ограждения на земельном участке с кадастровым номером № местоположением: <адрес> в 30-тидневный срок с даты вступления решения в законную силу.
Запретить Баранову В.А. возводить на земельном участке с кадастровым номером № местоположением: <адрес> любые постройки и сооружения без согласия собственника магистрального нефтепровода «Каменный Лог -Пермь».
Взыскать с Баранова В.А. в пользу АО «Транснефть- Прикамье» госпошлину в размере 6000 рублей.
Решение в течении одного месяца со дня составления мотивированной части решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми.
С У Д Ь Я: подпись
КОПИЯ ВЕРНА
С У Д Ь Я :