РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2019 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Морозовой А.П. с участием представителей сторон Дзюба Ю.А. и Андреевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7562/2019 по иску Федоренко А.В. к Контрольно-счетной палате Республики Карелия и Министерству финансов Республики Карелия о компенсации морального вреда,
установил:
Федоренко А.В. обратился в суд с требованиями к Контрольно-счетной палате Республики Карелия и Министерству финансов Республики Карелия о компенсации морального вреда. В обоснование иска указано на необоснованное, по мнению истца, возбуждение в отношении него дела об административном правонарушении по ст. 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, завершившееся постановлением мирового судьи судебного участка № 7 г.Петрозаводска от 04 февраля 2019 года.
В судебном заседании представитель Федоренко А.В. его требования поддержал, настаивая на взыскании 20.000 руб. Представитель Контрольно-счетной палаты Республики Карелия иск не признала, указав на необоснованность притязаний истца. Остальные участвующие в деле лица в суд не явились.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы, а также дело мирового судьи судебного участка № 7 г.Петрозаводска № 5-90/2019-7, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска.
ДД.ММ.ГГГГ инспектором Контрольно-счетной палаты Республики Карелия Сологуб Т.Г. в отношении Федоренко А.В. как главы Администрации Лоухского муниципального района Республики Карелия составлен протокол об административном правонарушении по ст. 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с выявленными в ходе плановой проверки нарушениями в области финансов. Постановлением мирового судьи судебного участка № 7 г.Петрозаводска от 04 февраля 2019 года истец освобожден от административной ответственности с объявлением ему устного замечания.
В соответствии со ст.ст. 12, 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать возмещения причиненного ему ущерба, связанного с незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. К такому возмещению среди прочего относится компенсация морального вреда (ст. 151, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации), причем, оно – бремя соответствующей казны через соответствующего главного распорядителя бюджетных средств (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
С другой стороны, закон (ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации) предусматривает возможность компенсации морального вреда лишь в случае нарушения личных неимущественных прав или иных принадлежащих гражданину нематериальных благ. Возмещение морального вреда в других ситуациях возможно, если это прямо предусмотрено законом. Положения о возмещении морального вреда в связи с собственно возбуждением дела об административном правонарушении ни ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, ни иные специальные законодательные предписания не содержат, поэтому основания для взыскания испрошенной компенсации отсутствуют.
Более того, перечисленные в ст.ст. 1070 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельства, когда допустима гражданско-правовая ответственность перед потерпевшим независимо от вины причинителя вреда, места не имели. Общие же правила ст.ст. 1064 и 1069 данного кодекса обязательным условием спорной компенсации устанавливают соответствующие виновные противоправные действия (бездействие) государственного органа или его должностного лица.
Действительно, названным постановлением мирового судьи судебного участка № 7 г.Петрозаводска от 04 февраля 2019 года Федоренко А.В. освобожден от административной ответственности. Однако это связано с применением ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Прекращение же в связи с этим производства по делу об административном правонарушении, поскольку собственно совершение административного правонарушения подтверждается, согласно ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не носит реабилитирующего характера.
Таким образом, объективных данных о виновности должностного лица, составившего касательно истца протокол об административном правонарушении и передавшего его для разрешения полномочному судье, в чем в частности заключается реализация возложенной на Контрольно-счетную палату Республики Карелия функции внешнего государственного финансового контроля, не имеется.
Не обосновывают требования Федоренко А.В. и доводы стороны истца об ухудшившемся состоянии здоровья последнего – наряду с перечисленным прямая причинно-следственная связь между этим событием и действиями (бездействием) ответчиков или их сотрудников по делу не установлена.
При таких обстоятельствах заявленные Федоренко А.В. требования признаются необоснованными, в удовлетворении его иска следует отказать.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска Федоренко А.В. к Контрольно-счетной палате Республики Карелия и Министерству финансов Республики Карелия о компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.
Судья К.Л.Мамонов