Дело № 2-3690/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 сентября 2015 г. г. Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкала в составе:
председательствующего – Онжолова М.Б.,
при секретаре – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к ГУ ОПФР по РД в <адрес> об обязании назначить трудовую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском об обязании ГУ-ОПФР по РД включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по 15.06.2000г.
В обоснование своих требований ФИО3 указала, что в июле 2015г. по достижении 45-летнего возраста у него возникает право для назначения пенсии по Списку № производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ № (далее-Список №1) согласно п.1, пп.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ. Необходимые для проведения оценки пенсионных прав документы были представлены в ГУ-ОПФР по РД, специалисты которого разъяснили ей, что основания для назначения досрочной трудовой пенсии отсутствуют в связи с отсутствием необходимого льготного стажа. Период работы рентгенолаборантом в ООО хозрасчетная стоматологическая поликлиника «Мечта-1» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ГУ-ОПФР по РД не засчитывает в специальный стаж, так как книги приказов, лицевые счета и другие значимые документы, необходимые для подтверждения постоянной занятости на работе в данной должности не сохранились в связи с потопом (акт о потопе от ДД.ММ.ГГГГ имеется).
С указанной позицией ГУ-ОПФР по РД истица не согласна, поскольку в оспариваемый период она работала рентгенолаборантом, постоянно занятой на аппаратах с рентгенотелевизионной системами наведения, являющимся источником ионизирующего излучения, что подтверждается записью в трудовой книжке. Работа в указанной должности дает право на досрочное назначение пенсии по старости по Списку № производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. постановлением Совмина СССР от 26.01. 1991 г. № согласно п.1, пп.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ. Факт льготной работы подтверждается записями в трудовой книжке ФИО3 и начислением надбавок за вредные условия труда.
ФИО3 фактически отработала более 22 лет специального стажа в должности рентгенолаборанта, постоянного занятого на медицинских аппаратах, являющихся источником ионизирующего излучения.
В судебном заседании ФИО3 поддержала свои требования об обязании ГУ-ОПФР по РД зачесть период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно п.1, пп.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ.
Представитель ГУ-ОПФ РФ по РД ФИО5, действующая по доверенности, пояснила в суде, что в соответствии с п.1 п.п.1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013г. досрочная трудовая пенсия назначается согласно Списка № производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. постановлением Совмина СССР от 26.01. 1991 г. № 10, и женщинам - по достижении 45 лет, если они трудились не менее 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж составляет не менее 15 лет.
Однако, подтвердить льготный характер работы ФИО3 в должности рентгенолаборанта в ООО хозрасчетная стоматологическая поликлиника «Мечта-1» специалистам ГУ-ОПФР по РД не представилось возможным, так как в результате потопа в 2002 г. книги приказов, лицевые счета и другие значимые документы, необходимые для подтверждения постоянной занятости на работе в данной должности, пришли в негодность. Территориальный орган ПФР не вправе учитывать специальный стаж при отсутствии его документального подтверждения и назначать досрочную пенсию.
Просила суд в удовлетворении требований ФИО6 отказать.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования ФИО3 подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии п.1, пп.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ., досрочная трудовая пенсия назначается по Списку № производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. постановлением Совмина СССР от 26.01. 1991 г. № 10, мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет.
Общий стаж ФИО3 составляет более 27 лет.
Из копии трудовой книжки ФИО3 АТ-IV №66842298, заполненной ДД.ММ.ГГГГ следует, что она с ДД.ММ.ГГГГ г.12.01.1992г. работала лаборантом в рентгенкабинет стоматологической поликлиники МП «Стоматолог», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рентгенлаборантом в Диагностическом центре, с ДД.ММ.ГГГГ зачислена на должность рентгенлаборанта в хозрасчетную стоматологическую поликлинику, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В соответствии с действующим законодательством основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости является трудовая книжка. Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочная трудовая пенсия может назначаться и без истребования дополнительных документов.
Кроме того, из письма исполнительной дирекции ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ 25-26/2973 усматривается, что вопросы досрочного назначения трудовой пенсии по старости рассматриваются в каждом конкретном случае с учетом совокупности сведений, содержащихся в документах, в том числе в трудовой книжке.
Отсутствие у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, документов, свидетельствующих о занятости работника на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, неполный рабочий день, переводе его на другую работу, не может служить основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии.
Списком № производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. постановлением Совмина СССР от 26.01. 1991 г. № 10, предусмотрена специальность «рентгенолаборанты, в том числе в рентгенооперационных, антиографических и флюрографических кабинетах.
Следовательно, работа в данной должности относится к предусмотренной разделом XIX «Учреждения здравоохранения» код позиции 12300000-24577, Списка № производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. постановлением Совмина СССР от 26.01. 1991 г. № 10.
ФИО3 в оспариваемый период работала полный рабочий день, на полную ставку.
Таким образом, фактически осуществляемая ФИО3 в вышеуказанный период трудовая деятельность подпадает под требования п.1, пп.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. Поскольку федеральным законом не было предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, работающих в учреждениях здравоохранения, отказ ФИО3 во включении периодов работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, является необоснованным и ведёт к ущемлению его конституционного права.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики условий осуществляемой заявителем работы, выполняемых им служебных обязанностей), суд приходит к выводу, что следует признать периоды работы ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО2 удовлетворить частично.
Обязать ГУ-ОПФР по РД зачесть ФИО2 период работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно п.1, пп.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения.
Судья М.Б. Онжолов