Дело № 2-407(1)/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 сентября 2013 года |
рабочий поселок Базарный Карабулак Саратовская область |
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Никулиной И.В.,
при секретаре Логиновой М.Ю.,
с участием истца Абрамовой Т.В.,
представителя ответчика - Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области Струновой Е.В. по доверенности от 22.04.2013 года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамовой Т.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области о признании решения Управления Пенсионного фонда РФ в Базарно-Карабулакском районе №103 от 12.07.2013 года об отказе в назначении пенсии незаконным, о включении в специальный стаж периодов работы в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, о льготном исчислении периодов нахождения в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком, о возложении обязанности назначить пенсию с даты обращения,
установил:
Абрамова Т.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением.
Заявленные требования мотивирует тем, что 04.07.2013 года она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. в связи с осуществлением лечебной деятельности. К заявлению приложила необходимые документы. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Базарно-Карабулакском районе №103 от 12.07.2013 года в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей было отказано, при этом не включены в специальный стаж периоды с 01.04.1988 года по 29.03.1989 года и с 23.03.1992 года по 30.11.1992 года в должности заведующей Мало-Озерским ФАПом, так как должность «заведующий» не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых насчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Кроме того, период нахождения с 01.08.1989 года по 24.01.1990 года в декретном отпуске, и период ухода за ребенком с 25.01.1990 года по 31.12.1991 года засчитаны в календарном порядке. Страховой стаж истца определен в размере 23 лет 3 месяца 15 дней, специальный стаж - в размере 18 лет 7 месяцев 11 дней. Считает, что ответчиком нарушается ее право на льготную пенсию, так как должность заведующей ФАПом относится к среднему медицинскому персоналу, предусмотрено право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464. Пунктом 1 данного Постановления утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (далее Список), в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Согласно п. 1 данного Списка правом на пенсию за выслугу лет обладают «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности».
В соответствии с Информационным письмом Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.2000 года №3948/1-17 и Пенсионного фонда РФ от 29.09.2000 года №06-25/8625, «При исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377». Согласно вышеназванной номенклатуре заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер относится к среднему медицинскому персоналу, следовательно, имеет право на льготную пенсию по п. 1 Списка, утвержденного Постановлением Совета министров РСФСР № 464. Запись «заведующая ФАП» в трудовой книжке обуславливалась тем, что истец, являясь единственным медработником в фельдшерском пункте - фельдшером, также выполняла и обязанности заведующей, составляла материальные отчеты, закупала лекарства. Кроме того, в тот период в фельдшерском пункте иных должностей не было, предусматривалось, что обязанности фельдшера и заведующей будет выполнять один человек. Фактически в эти периоды истец выполняла обязанности фельдшера: вела прием больных, назначала лечение, выдавала больничные, вела карточки больных, наблюдала больных, состоящих на учете, оказывала первую неотложную медицинскую помощь, проводила лечение по назначению врачей районной больницы. Также осуществляла профилактическую работу: делала прививки, выпускала сан.бюллетень по профилактике заболеваний, то есть осуществляла всю лечебную деятельность на территории сельского населенного пункта.
Считает, что в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Кроме того, указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), и он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении, независимо от момента его окончания (до или после этой даты). Просит признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Базарно-Карабулакском районе №103 от 12.07.2013 года незаконным, включить в специальный стаж периоды работы с 01.04.1988 года по 29.03.1989 года и с 23.03.1992 года по 30.11.1992 года в должности заведующей Мало-Озерским ФАПом, период нахождения в декретном отпуске с 01.08.1989 года по 24.01.1990 года период с 25.01.1990 года по 31.12.1991 года нахождения в отпуске по уходу за ребенком включить в стаж в льготном исчислении; обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области назначить и выплачивать ей пенсию с даты обращения.
В судебном заседании истец Абрамова Т.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что она имеет среднее профессиональное образование, более 25 лет работает в различных медицинских учреждениях в сельской местности, имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по стрости. Данное право зависит не от названия ее должности, а от характера ее работы. Период временной нетрудоспособности по беременности и родам и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком должны быть засчитаны в льготном исчислении. Ответчик нарушает ее право на пенсионное обеспечение.
Представитель ответчика Струнова Е.В., иск не признала, представила возражения на исковое заявление, согласно которым в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 утверждены Правила исчисления периодов заботы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства от 11.07.2002 года №516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На день подачи заявления Абрамовой Т.В. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности право на нее не возникало, по следующим причинам.
При исчислении периодов работы Абрамовой Т.В., дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы с 01.04.1988 г. по 29.03.1989 г. и с 23.03.1992 г. по 30.11.1992 г. в должности заведующей ФАПом не предусмотрена Списком. Таким образом, на основании указанного порядка исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на момент подачи Абрамовой Т.В. заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ее стаж составлял 23 года 3 месяца 15 дней.
Требования истицы о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, периодов нахождения с 01.08.1989 г. по 24.01.1990 г. в декретном отпуске и период ухода за ребенком с 25.01.1990 г. по 31.12.1991 г. в льготном исчислении не обоснованы и противоречат закону, так как в силу ст. 5 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» льготный порядок исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью применяется в отношении лиц, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. При этом право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью у таких лиц, с учетом льготного исчисления стажа, как это следует из пункта 20 статьи 27 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», возникает по истечении 30 лет осуществления трудовой деятельности.
Указанная правовая позиция выражена в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указывающего, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781).
Вместе с тем в соответствии с пп. «а» п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Таким образом, исчисления стажа лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 производится в календарном порядке.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» также определено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Учитывая, что в соответствии с пунктом 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 года №464 один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 01 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» определено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно – эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
На основании изложенного, с учетом конкретных обстоятельств дела требования истицы не обоснованы и удовлетворению не подлежат, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (ст. 39 ч. 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года №173-ФЗ (далее ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 указанного Федерального закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занимающихся определенной профессиональной деятельностью.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 11 Постановления №25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 Постановления от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464.
Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года №1066 предусматривают, что по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно приложению назначать: б) врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах.
Из указанного Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет усматривается, что его действие распространяется на врачей, зубных врачей, техников, фельдшеров, помощников врача, акушерок, массажистов, лаборантов и медицинских сестер независимо от наименования должности в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований (поликлиники, амбулатории, диспансеры всех профилей, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, медсанчасти, здравпункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, станции санитарной авиация, рентгеновские станции и пункты, медицинские лаборатории и др.).
Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» действовало до 30.09.1993 года, то есть в периоды работы Абрамовой Т.В. в должности заведующей Мало-Озерским фельдшерско-акушерским пунктом.
Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, также предоставлял право на пенсию врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» относит должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом к среднему медицинскому персоналу.
Пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, предусматривает, что год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы за 1 год 3 месяца.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Абрамова Татьяна Владимировна, с 01.04.1988 года по 29.03.1989 года и с 23.03.1992 года по 30.11.1992 года работала в должности заведующей Мало-Озерским ФАПом, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 15-18), актом (л.д. 53-54), архивными справками (л.д. 38-42).
Согласно пенсионному делу Абрамова Т.В. 04.07.2013 года обратилась в УПФР в Базарно-Карабулакском районе с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью (л.д. 49-52).
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Базарно-Карабулакском районе №103 от 12.07.2013 года в Абрамовой Т.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Указано, что Абрамова Т.В. имеет 23 года 03 месяца 15 дней стажа по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 13).
Как усматривается из протокола №18 от 12.07.2013 года, в специальный стаж периоды работы не включены периоды с 01.04.1988 года по 29.03.1989 года и с 23.03.1992 года по 30.11.1992 года работы в должности заведующей Мало-Озерским ФАПом так как должность «заведующий» не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых насчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Период нахождения с 01.08.1989 года по 24.01.1990 года в декретном отпуске и период ухода за ребенком с 25.01.1990 года по 31.12.1991 года засчитаны в календарном порядке (л.д. 10-12).
В судебном заседании истец Абрамова Т.В. пояснила, что в Мало-Озерским ФАПе она работала одна, каких-либо иных должностей (фельдшер, акушерка, медсестра) штатным расписанием не было предусмотрено. Она выполняла обязанности как заведующей, так и фельдшера: вела прием больных, назначала лечение, выдавала больничные, вела карточки больных, наблюдала больных, состоящих на учете, оказывала первую неотложную медицинскую помощь, проводила лечение по назначению врачей районной больницы. Также осуществляла профилактическую работу: делала прививки, выпускала сан.бюллетень по профилактике заболеваний, то есть осуществляла всю лечебную деятельность на территории сельского населенного пункта. Заработную плату она также получала и за заведование и за фельдшера. Полагает, что период ее нахождения в отпуске по беременности и родам, и период отпуска по уходу за ребенком подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении. Кроме того, в отпуске по уходу за ребенком она находилась до 06.10.1992 года.
Представитель ответчика Струнова Е.В. в судебном заседании не оспаривает факт работы Абрамовой Т.В. в должности заведующей Мало-Озерским ФАПом, уточнила, что Абрамова Т.В. в указанные периоды действительно работала в сельской местности, однако, документы, подтверждающие либо опровергающие доводы Абрамовой Т.В. о том, что в Мало-Озерским ФАПе она работала одна, каких-либо иных должностей (фельдшер, акушерка, медсестра) штатным расписанием не было предусмотрено, в ходе проверки сотрудниками УПФР обнаружено не было, что также подтверждается актом и архивными справками (л.д. 38-42).
Согласно должностной инструкции заведующего фельдшерско-акушерским пунктом (л.д. 61-64), в должностные обязанности заведующего кроме административно-организационной деятельности входит лечебная деятельность, а именно: оказание доврачебной медицинской помощи населению, амбулаторный прием, ведение больных на дому, оказание первую неотложную медицинскую помощь, выполнение врачебных назначений, обследование населения, установка диагнозов, назначение и проведение лечения, выполнение медицинских манипуляций, выдача больничных листов, справок, других медицинских документов.
Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования Абрамовой Т.В. о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью периодов работы с 01.04.1988 года по 29.03.1989 года и с 23.03.1992 года по 30.11.1992 года работы в должности заведующей Мало-Озерским ФАПом подлежат удовлетворению, так как совокупность исследованных судом доказательств подтверждает, что истец, работая в должности заведующей ФАПом в спорные периоды осуществляла лечебную деятельность в сельской местности, должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом относится к среднему медицинскому персоналу
Рассматривая требования Абрамовой Т.В. о том, что период нахождения ее в декретном отпуске с 01.08.1989 года по 24.01.1990 года и период с 25.01.1990 года по 31.12.1991 года нахождения в отпуске по уходу за ребенком должны быть включены в стаж в льготном исчислении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР, действовавшей в спорный период, кроме отпусков по беременности, родам и уходу за ребенком женщине предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. За время отпуска сохраняется место работы (должность). Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Госкомтруд СССР и Секретариат ВЦСПС Постановлением от 29.11.1989г. №375/24-11 утвердил разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», где указано, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий …в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
В информационном письме Министерства труда и социального развития РФ № 7392-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ N ЛЧ-25-25/10067от 04.11.2002 года указано, что период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
В соответствии с п. 1 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П норма п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01.01.2002 пенсионных прав, в том числе, в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. В соответствии с п. 3.3 мотивировочной части данного постановления у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно свидетельству о рождении (л.д. 55), истец Абрамова Т.В. является матерью Абрамовой Е.А., 30.11.1989 года рождения.
Факт нахождения истца Абрамовой Т.В. в период с 01.08.1989 года по 24.01.1990 года и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 25.01.1990 года по 31.12.1991 года сторонами не оспариваются, подтверждается исследованными в судебном заседании архивными справками (л.д. 38-42).
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,5 лет начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Абрамовой Т.В. в декретном отпуске с 01.08.1989 года по 24.01.1990 года и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 25.01.1990 года по 31.12.1991 года подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Судом установлено, что Абрамова Т.В. непосредственно перед отпуском по беременности и родам работала в должности медицинской сестры приемного отделения ЦРБ, что подтверждается трудовой книжкой и архивными справками.
Из решения Управления Пенсионного фонда РФ в Базарно-Карабулакском районе №103 от 12.07.2013 года и протокола №18 от 12.07.2013 года не усматривается, что период работы Абрамовой Т.В. в должности медицинской сестры приемного отделения ЦРБ является спорным и не включен в специальный стаж. Период нахождения Абрамовой Т.В. в декретном отпуске с 01.08.1989 года по 24.01.1990 года и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 25.01.1990 года по 31.12.1991 года включены в стаж, дающий право на досрочную пенсию, но в календарном исчислении (л.д. 10-12, 13).
На основании установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что период нахождения Абрамовой Т.В. в декретном отпуске с 01.08.1989 года по 24.01.1990 года и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 25.01.1990 года по 31.12.1991 года подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд не может признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Базарно-Карабулакском районе №103 от 12.07.2013 года в отношении Абрамовой Т.В. соответствующим требованиям закона.
Принимая во внимание все обстоятельства дела, оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения за назначением пенсии 04.07.2013 года истица имела необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и требования о назначении и выплате пенсии с даты обращения, то есть с 04.07.2013 года обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Абрамовой Т.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о включении в специальный стаж периодов работы в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, периодов нахождения в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком, о возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию с даты обращения, удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Базарно-Карабулакском районе №103 от 12.07.2013 года об отказе Абрамовой Т.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью незаконным.
Включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью периоды работы Абрамовой Т.В. с 01.04.1988 года по 29.03.1989 года и с 23.03.1992 года по 30.11.1992 года в должности заведующей Мало-Озерским фельдшерско-акушерским пунктом.
Период нахождения Абрамовой Т.В. с 01.08.1989 года по 24.01.1990 года в декретном отпуске, и период нахождения Абрамовой Т.В. с 25.01.1990 года по 31.12.1991 года в отпуске по уходу за ребенком засчитать в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении: один год за один год три месяца.
Возложить на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области обязанность назначить Абрамовой Т.В. пенсию с даты обращения, то есть с 04.07.2013 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия.
Судья И.В. Никулина