РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2014 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Дорожкиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора г.Тольятти в интересах Чуповой Олеси Александровны к мэрии г.о. Тольятти об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда,
установил:
Прокурор г.Тольятти обратился с иском в интересах Чуповой О.А., в котором просил обязать мэрию г.о. Тольятти включить ее в список детей- сирот оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда с даты подачи заявления – с ДД.ММ.ГГГГ года.
Помощник прокурора г.Тольятти Трапезникова И.А. в судебном заседании исковые требования поддержала. Суду пояснила, что Чупова О.А., 1992 года рождения, осталась без попечения родителей. Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ ее мать ФИО8 лишена родительских прав, сведения об отце записаны со слов матери. Распоряжением заместителя мэра № 1924-р/5 от ДД.ММ.ГГГГ Чуповой О.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального жилищного фонда в связи с отсутствием необходимых для этого оснований, поскольку она имеет в собственности ? доли в квартире по <адрес>, что соответствует 16,2 кв.м. Считает данный отказ незаконным, просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Истица Чупова О.А. в судебном заседании иск поддержала. Суду пояснила, что проживает в трехкомнатной квартире вместе с матерью, бабушкой, братом, дядей и супругом. Проживают одной семьей. Просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель мэрии городского округа Тольятти Громова Л.Е., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что из представленных в орган местного самоуправления документов следовало, что Чупова О.А. имеет в собственности ? доли в квартире <адрес>, что соответствует 16,2 кв.м и превышает учетную норму. В квартире вместе с Чуповой О.А. зарегистрированы 5 человек, которые не являются членами ее семьи. Таким образом, Чуповой О.А. было обоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В удовлетворении иска просит отказать.
Выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2, ч.1 ст.45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп.3 п.4 ст.3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.5 ст.3 указанного Закона в Самарской области в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.
Согласно ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ родилась Чупова ФИО13, что подтверждается копией свидетельства о рождении. В свидетельстве о рождении в графе «мать» указана – ФИО8, в графе «отец» - ФИО5, записан со слов матери. Решением Автозаводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать Чуповой О.А. – ФИО8 лишена родительских прав. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года. ФИО8 в родительских правах не восстановлена.
Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти № 1924-р/5 от ДД.ММ.ГГГГ Чуповой О.А. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального жилищного фонда в связи с отсутствием обстоятельств, указанных в части 4 ст.3 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ГД: Чупова О.А. имеет в собственности ? доли в квартире <адрес> что соответствует 16,2 кв.м.
Представитель ответчика считает, что Чуповой О.А. обоснованно было отказано во включении в список, поскольку вместе с истицей проживают пять человек, которые членами ее семьи не являются, в установленном порядке членами семьи не признавались.
Суд не может согласиться с этими доводами. Из выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ видно, что по <адрес>, зарегистрированы: ФИО6(бабушка истицы), ФИО7 (брат истицы), Чупова О.А. (истица), ФИО8 (дядя истицы), ФИО8 (мать истицы).
Чуповой О.А. принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 64,8 кв.м по <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора о безвозмездной передаче квартир в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Судом допрошены свидетели: ФИО6 пояснила, что истица ее внучка, с которой они проживают в квартире по <адрес>. Чупова О.А. живет с мужем в маленькой комнате, в зале спят ФИО7 вместе с дядей ФИО8, маленькую комнату с балконом занимает она и ее дочь ФИО8 В квартире общий холодильник, она вместе с Чуповой О.А. готовит еду на всю семью, помогают друг другу, внуки ходят в аптеку ей за лекарствами, они заботятся друг о друге.
Свидетель ФИО8 дал аналогичные показания.
Свидетель ФИО9 – соседка истца, суду сообщила, что Чупова О.А. проживает вместе с бабушкой, дядей, братом и матерью одной семьей, готовят вместе, продукты общие.
Оценивая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что представленные суду доказательства позволяют считать, проживающих в квартире по адресу: <адрес> ФИО11 членами одной семьи, поскольку сложившиеся между ними семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства (абз.4 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Общая площадь жилого помещения, в котором проживает истица равна 64,8 кв.м, таким образом на каждого члена семьи ФИО11 приходится по 12,96 кв.м, что составляет ниже учетной нормы площади жилого помещения, необходимой для включения Чуповой О.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального жилищного фонда.
Доводы ответчика о том, что расчет уровня обеспеченности Чуповой О.А. жилым помещением по праву пользования произведен только исходя из общей площади жилого помещения по <адрес> т.е. без учет суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, судом не принимаются.
Согласно выпискам ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ФИО8, Чуповой О.А. и ФИО7 принадлежат по ? доле в праве общей долевой собственности на квартиру по <адрес> У ФИО8 отсутствует в собственности жилое помещение, согласно уведомлению Управления Росреестра по <адрес>. Иные жилые помещения, находящиеся в собственности или по договорам социального найма, у ФИО6, ФИО8, Чуповой О.А., ФИО7, ФИО8 отсутствуют.
При указанных обстоятельствах суд считает, что Чуповой О.А. необоснованно было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального жилищного фонда. Чупова О.А. обратился в мэрию г.о.Тольятти с заявлением о включении его в указанный список ДД.ММ.ГГГГ года, поэтому требования об обязании мэрии г.о.Тольятти включить ее в указанный список с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.12,56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Прокурора г. Тольятти удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти включить Чупову ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Соболева Ж.В.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ