Дело № 2-4653/2018
УИД 66RS0003-01-2018-004239-58
Мотивированное решение изготовлено 06 сентября 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2018 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Кочневой В.В., при секретаре судебного заседания Немкове В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» к Управлению федеральной службы судебных приставов по Свердловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее – Учреждение) обратилось в суд с иском к судебному Управлению федеральной службы судебных приставов по Свердловской области (далее – УФССП по Свердловской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование требований истец указал, что Невьянским городским судом 01 декабря 2016 года выдан исполнительный лист ФС №*** об обязании должника – Учреждение приобрести (построить) жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам для Васильевой К.В., находящегося в Невьянском городском округе Свердловской области. На основании данного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области С возбуждено исполнительное производство №*** от *** года и Учреждению установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда. В связи с тем, что исполнительный документ Учреждением в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, 13 июня 2017 года в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Учреждения исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Учреждением принимались все возможные меры, необходимые для исполнения требований решения суда о приобретении (строительстве) жилого помещения для Васильевой К.В. Учреждением освоены все доведенные бюджетные лимиты для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на территории Свердловской области, свободные жилые помещение отсутствовали. Из положений федерального законодательства следует, что для исполнения судебного решения о приобретении жилого помещения нормативно-правовыми актами не предусмотрено иного способа приобретения жилого помещения, кроме осуществления с 01 января 2014 года закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и заключения государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. На основании изложенного, просит суд освободить Учреждение от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области С от 13 июня 2017 года, вынесенного в рамка исполнительного производства от *** года №***.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, причины неявки суду неизвестны.
Представитель ответчика УФССП по Свердловской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на иск просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Третье лицо Васильева К.В. в судебное заседание не явилась, в заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учетом изложенного, суд определил рассмотреть дело при данной явке на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, каждое доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 11, 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно материалам дела, Невьянским городским судом 01 декабря 2016 года был выдан исполнительный лист ФС №*** об обязании должника – Учреждение приобрести (построить) жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам для Васильевой К.В., находящегося в Невьянском городском округе Свердловской области.
На основании данного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области С возбуждено исполнительное производство №*** от *** года и Учреждению установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда.
Письмом от 17 апреля 2017 №Ф/03-2095 Учреждением в адрес судебного пристава – исполнителя направлена информация о наличии объективных причин невозможности исполнения судебного решения в установленный 5-дневный срок, а также о мерах принятых должником для исполнения обязанностей по предоставлению жилых помещений детям – сиротам.
В связи с тем, что исполнительный документ Учреждением в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, 13 июня 2017 года в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем С вынесено постановление о взыскании с Учреждения исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Согласно частям 1, 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из приведенных норм следует, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения, является по отношению к должнику санкцией штрафного характера и может применяться при наличии виновного противоправного бездействия со стороны должника в неисполнении решения суда.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Оценивая доводы искового заявления о необходимости уменьшения размера исполнительского сбора, взыскиваемого с Учреждения, суд принимает во внимание следующее.
На территории Свердловской области обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее – дети - сироты) осуществляется в соответствии с областной государственной программой «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24 октября 2013 года № 1296-ПП, постановлением Правительства Свердловской области от 24 апреля 2013 года № 527-ПП «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам».
Учреждение в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее – Министерство) и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области.
Установленный указанным Федеральным законом порядок заключения государственного контракта на приобретение жилых помещений не позволяет исполнить решение суда в установленный приставом пятидневный срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от воли должника. Учреждение не может произвольно приобрести жилое помещение по исполнительному производству, затратив средства из других статей бюджета.
Кроме того, Учреждение имеет возможность исполнить решение суда только после перечисления Министерством денежных средств, необходимых для приобретения жилого помещения, что следует из Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 24 апреля 2013 года № 527-ПП. Министерство и Учреждение неоднократно обращались с просьбами по увеличению финансирования на приобретение жилья для обеспечения детей-сирот в Министерство финансов Свердловской области, Правительство Свердловской области и Законодательное собрание Свердловской области, что подтверждается материалами дела.
По информации, представленной в Учреждение Министерством социальной политики Свердловской области по состоянию на 01.04.2018, Васильева К.В. числится в списке детей-сирот Управления социальной политики по Рефтинскому району под №54.
В настоящее время нераспределенные жилые помещения на территории Рефтинского городского округа, предназначенные для детей-сирот, отсутствуют.
В период с 2016-2017 годов детям-сиротам, подлежащим обеспечению жилыми помещениями на территории Невьянского городского округа, предоставлено 6 жилых помещений. Квартиры были распределены и предоставлены детям-сиротам, у которых право на предоставление жилья возникло ранее, чем у Васильевой К.В.
В 2018 году из областного и федерального бюджетов для обеспечения жильем детей-сирот выделено 1084,6 млн. рублей, также в течение года дополнительно выделено на эти цели 100,0 млн. рублей.
В 2019 году государственной программой по обеспечению жильем детей-сирот предусмотрено выделить более 1128 млн. рублей.
Количество не обеспеченных детей-сирот в Невьянском городском округе на 01.07.2018 года составляет 96 человек. Васильевой К.В. будет предоставлено жилое помещение в соответствии с очередностью и согласно выделенным лимитам. Строительство жилых помещений в Невьянском городском округе запланировано начать в 2019 году. Срок ввода в эксплуатацию конец 2019 года.
Таким образом, Учреждением, в рамках возложенных Порядком обеспечения детей-сирот обязанностей, предпринимаются все зависящие от него меры по своевременному исполнению судебных решений о предоставлении жилых помещений детям – сиротам.
Из вышеизложенного следует, что исполнение решения суда о приобретении жилого помещения для Васильевой К.В. обусловлено соблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка, и Учреждение не имело возможности исполнить решение в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника, не являясь распорядителем бюджетных средств, предназначенных на цели обеспечения жилыми помещениями детей – сирот, при отсутствии бюджетных средств, свободных от бюджетных обязательств по государственным контрактам, предназначенных на цели обеспечения жильем детей-сирот, Учреждение не могло осуществить приобретение жилого помещения взыскателю.
Действия Учреждения не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли должника, в его действиях отсутствует умысел, направленный на уклонение от исполнения обязательства по погашению задолженности, на сокрытие имущества, воспрепятствование действиям судебного пристава.
Таким образом, в данном случае отсутствуют основания ответственности за нарушение обязательства, что является основанием для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче в суд заявлений об отсрочке (рассрочке) взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» к Управлению федеральной службы судебных приставов по Свердловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела Соглаева Е.П. от 13 июня 2017 года, вынесенного в рамках исполнительного производства №*** от *** года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г.Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В. Кочнева