Дело № 2а-1113/2018 г.
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
р.п.Зубова Поляна 15 августа 2018 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Кузьмина Е.В.,
при секретаре Степановой Е.В.,
с участием в деле:
административного истца - федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее также – ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия), его представителя Тюрина С.Д.,
административного ответчика – Марачкова Д.А.,
прокурора – помощника прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Кокурина Я.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело об установлении административного надзора в отношении Марачкова Д.А.,
установил:
ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия обратилось в суд с административным иском к Марачкову Д.А. об установлении административного надзора.
Административный иск мотивирован тем, что Марачков Д.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия по приговору Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 10 августа 2011 года по ч.1 ст. 157 УК РФ, ч.1 ст. 318 УК РФ, ч.4 ст. 111 УК РФ. На основании ч.3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначено наказание в виде 7 лет 6 месяцев лишения свободы без ограничения свободы. На основании ст. 70 УК РФ, по совокупности приговоров, частично присоединено к назначенному наказанию неотбытую часть наказания по приговору мирового судьи судебного участка №2 г. Можги от 18.02.2011 и окончательно к отбытию назначено наказание в виде 7 лет 6 месяцев 10 дней лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Поскольку Марачков Д.А. отбывает наказание за преступления одно из которых относится к категории особо тяжких и в местах лишения свободы был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, просит применить в отношении последнего нормы Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установить административный надзор сроком на 3 года и административные ограничения: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время с 22 -00 до 6-00 часов; обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В судебном заседании представитель административного истца - ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия административный иск поддержал, по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик – Марачков Д.А. в судебном заседании административный иск признал частично.
Прокурор полагал возможным удовлетворить административный иск, поскольку он основан на требованиях Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и просил дополнить административное ограничение в виде запрета выезда за пределы Удмуртской Республики.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым административный иск удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
По смыслу закона возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения.
При этом проверка законности и обоснованности постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также постановлений по делам об административных правонарушениях, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона, послуживших основанием для обращения исправительного учреждения или органа внутренних дел с заявлением об установлении, продлении административного надзора или о дополнении ранее установленных административных ограничений, не осуществляется судом в порядке главы 29 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 5 названного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными доказательствами, Марачков Д.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия по приговору Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 10 августа 2011 года по ч.1 ст. 157 УК РФ, ч.1 ст. 318 УК РФ, ч.4 ст. 111 УК РФ. На основании ч.3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначено наказание в виде 7 лет 6 месяцев лишения свободы без ограничения свободы. На основании ст. 70 УК РФ, по совокупности приговоров, частично присоединено к назначенному наказанию неотбытую часть наказания по приговору мирового судьи судебного участка №2 г. Можги от 18.02.2011 и окончательно к отбытию назначено наказание в виде 7 лет 6 месяцев 10 дней лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением начальника ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республики Мордовия от 12 марта 2013 года Марачков Д.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и с 12.03.2013 г. переведен в строгие условия отбывания наказания. Отбывая наказание в местах лишения свободы, характеризуется отрицательно.
Таким образом, Марачков Д.А. является совершеннолетним лицом, осужденным за совершение умышленных преступлений, одно из которых относится к категории особо тяжких, при этом, в период отбывания наказания в местах лишения свободы был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В целях предупреждения совершения Марачковым Д.А. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу о необходимости установить в отношении него административный надзор на срок три года.
Частью 3 статьи 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрен перечень административных ограничений, устанавливаемых в отношении поднадзорного лица.
В силу требований статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Как следует из приговора Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 10 августа 2011 года Марачков Д.А. проживал до осуждения по адресу <Адрес>.
Согласно копии паспорта административного ответчика, он был зарегистрирован в ноябре 2000 года по адресу <Адрес> однако 05 ноября 2009 года он был снят с регистрационного учета. Иные сведения о регистрации административного ответчика в паспорте отсутствуют.
Согласно представленных материалов от Межмуниципального отдела МВД России «Можгинский» поступила справка-характеристика, в которой сообщается, что Марачков Д.А. был прописан по адресу <Адрес>, однако по указанному адресу не проживал. В 2015 году указанная квартира была продана, новые владельцы квартиры Марачков Д.А. не знают.
Следовательно, Марачков Д.А. является лицом, не имеющим регистрации на территории Российской Федерации, что не оспаривалось последним в судебном заседании.
Согласно устному заявлению Марачкова Д.А., он после освобождения намерен выехать по адресу: <Адрес>, точного адреса проживания он не знает.
Из пояснений в судебном заседании представителя административного истца, следует, что с учетом сведений, указанных в заявлении на имя начальника исправительного учреждения, административному ответчику будут оформлены проездные документы, выданы денежные средства с учетом стоимости проезда в <Адрес> и будет выдано предписание о необходимости постановки на учет в органе внутренних дел по месту пребывания. В случае отказа административным ответчиком указать адрес куда он намерен выехать после освобождения, административному ответчику будут оформлены проездные документы по последнему известному месту жительства (регистрации) указанному в приговоре.
Таким образом с учетом данных о личности административного ответчика, который 102 раза привлекался к дисциплинарной ответственности, поощрений не имеет, характеризуется отрицательно, характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, обстоятельств их совершения, отсутствия у административного ответчика постоянного места жительства и регистрации, в силу требований Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, суд считает необходимым установить в отношении Марачкова Д.А. следующие административные ограничения: обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение выезда за пределы территории Удмуртской Республики.
Установление вышеуказанных видов административных ограничений учитывает личность административного ответчика, который регистрации на территории Российской Федерации не имеет, характеристику последнего по месту отбывания наказания, неоднократно привлекавшегося к дисциплинарной ответственности, отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При этом, суд исходит из общественных интересов и направленности данных ограничений на предупреждение совершения преступлений и других правонарушений поднадзорным лицом в будущем, что согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем, конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Оснований для установления административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учёт в органе внутренних дел, в промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (ночное время), суд не усматривает, поскольку как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными доказательствами, Марачков Д.А. не имеет временной либо постоянной регистрации по какому-либо адресу. Следовательно, установление указанного вида административного ограничения может привести к неисполнению решения суда.
Между тем, суд обращает внимание, что в соответствии с положениями части 3 статьи 4 вышеуказанного закона, суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
На основании пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Руководствуясь статьей 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» к Марачкову Д.А. об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Марачкова Д.А. административный надзор сроком на три года, исчисляемым со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить в отношении Марачкова Д.А. в течение срока административного надзора следующие административные ограничения:
- обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение выезда за пределы территории Удмуртской Республики.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий Е.П. Кузьмин