дело № 2-122/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея 16 января 2018 года
Зейский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Охотской Е.В.,
с участием представителя ответчика Чайка Е.А.,
при секретаре Легкой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловой Т.А. к администрации Зейского района Амурской области о восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
установил:
ОЕА с 4 января 2001 года состоял на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры», решением комиссии по социальным выплатам администрации Зейского района от 22 июля 2014 года переведен в категорию граждан «инвалиды 1 и 2 групп» с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности - с 22 октября 2013 года, являлся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав его семьи входила Орлова Т.А.
<Дата обезличена> ОЕА умер, в связи с чем администрацией Зейского района снят с учета в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии и исключен из участников указанной подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, совместно с ним снята с учета и член его семьи Орлова Т.А.
Орлова Т.А. обратилась в суд с иском к администрации Зейского района, просит обязать ответчика восстановить ее в списке граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в обоснование указав, что, несмотря на регистрацию на момент смерти супруга по другому адресу, фактически она проживала с ним, осуществляла уход за ним, являлась членом его семьи, в связи с чем за ней сохраняется право на получение жилищной субсидии.
В судебное заседание истец Орлова Т.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещена, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении требований настаивает.
Представитель ответчика администрации Зейского района Чайка Е.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, указала, что ОЕА в заявлении от <Дата обезличена> о переводе в очередь «инвалиды» волеизъявление на сохранение Орловой Т.А., как члена его семьи, в списке граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не выражено, при этом, на момент смерти Орлова Е.А. истец с ним зарегистрирована не была.
Представитель третьего лица Министерства ЖКХ Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, в отзыве на исковое заявлении указал, что с 1 января 2012 года право на получение жилищной субсидии сохраняется за членами семьи умершего гражданина с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления.
Представители третьих лиц Министерства строительства и ЖКХ РФ, Министерства финансов РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, (далее - Положение) устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.
Согласно п.2 и 3 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания; при этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
В судебном заседании установлено, что с 4 января 2001 года ОЕА состоял на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры», решением комиссии по социальным выплатам администрации Зейского района от 22 июля 2014 года переведен в категорию граждан «инвалиды 1 и 2 групп» с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности - с 22 октября 2013 года, являлся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав его семьи входила Орлова Т.А.
<Дата обезличена> ОЕА умер, в связи с чем администрацией Зейского района снят с учета в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии и исключен из участников указанной подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, совместно с ним снята с учета и член его семьи Орлова Т.А.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются, им указано, что Орлова Т.А. членом семьи ОЕА не являлась, ОЕА волеизъявление на сохранение ее в списке в качестве члена его семьи в последнем заявлении не выражено.
Согласно п.п. «з» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (в редакции постановления Правительства РФ от 14 ноября 2007 года № 780) смерть гражданина является основанием для снятия его с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Буквальное толкование данной нормы права свидетельствует о том, что снятию с учета подлежит умерший гражданин, при этом ни Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, ни Положение (в указанной редакции) не содержат прямого указания на одновременное снятие с учета членов семьи умершего гражданина.
Федеральным законом от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ, вступившим в действие с 1 января 2012 года, статья 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» дополнена нормой, которой предусмотрен особый вид преемства права на получение жилищной субсидии, а также определен круг лиц, входящих в состав правопреемников. Согласно данной норме, в случае смерти гражданина состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи; в этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Аналогичная норма введена в п.п. «з» п. 21 Положения в редакции постановления Правительства РФ от 3 ноября 2011 года № 909.
Как установлено статьей 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», для целей данного Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Согласно данным свидетельства о заключении брака <Дата обезличена> между ОЕА и ВТА заключен брак, после регистрации брака супругам присвоены фамилии О, Орлова.
Как видно из материалов личного дела ОЕА, в заявлении о постановке на учет в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии от 4 января 2001 года ОЕА указан состав семьи - 2 человека: ОЕА и Орлова Т.А.; согласно справке администрации Октябрьского сельсовета от 6 марта 2003 года ОЕА, проживающий по адресу: <адрес>, имеет состав семьи: Орлова Т.А. - супруга; в заявлениях о выделении государственного жилищного сертификата от 3 июня 2013 года, от 6 июня 2014 года ОЕА в составе своей семьи указывал Орлову Т.А.
Согласно данным справки от 9 января 2018 года, представленной администрацией Октябрьского сельсовета Зейского района Амурской области, ОЕА по состоянию на <Дата обезличена> был зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, фактически совместно с ним по данному адресу проживала его супруга Орлова Т.А.
Таким образом, Орлова Т.А. являлась супругой ОЕА, совместно проживала с ним, то есть являлась членом его семьи.
Следовательно, за Орловой Т.А., как членом семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но умершего до получения жилищной субсидии, сохраняется право на получение жилищной субсидии с учетом даты постановки на учет ОЕА и очередности предоставления жилищной субсидии.
Данных о получении Орловой Т.А. мер социальной поддержки за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, в том числе социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ответчиком не представлено, в списке граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Орлова Т.А., как заявитель, не состоит.
Изложенное указывает на наличие оснований для признания права Орловой Т.А. на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В связи с этим заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Орловой Т.А. удовлетворить.
Обязать администрацию Зейского района Амурской области восстановить Орлову Т.А. в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды I и II групп» с датой постановки на учет с 22 октября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Е.В. Охотская
Мотивированное решение составлено 16 января 2018 года
Судья Е.В. Охотская