Дело № 2-232/2020
56RS0019-01-2019-002344-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 марта 2020 года город Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в составе:
председательствующего судьи Липатовой Е.П.,
при секретаре Бородиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-232/2020 по иску Морозовой Татьяны Владимировны к Государственному казённому учреждению «Центр занятости населения города Орска» об обязании выдать справку для получения среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения,
у с т а н о в и л:
Морозова Т.В. обратилась в суд с вышеназванным иском к ГКУ «Центр занятости населения г. Орска», в котором просила обязать ответчика выдать справку для получения среднего месячного заработка в течение 3-го месяца со дня увольнения.
Свои требования мотивировала тем, что с февраля 1996 года она работала в <данные изъяты>. На основании приказа № 208К от 26.09.2019 года была уволена на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение штата). 27.09.2019 года обратилась в ГКУ «Центр занятости населения г. Орска» как лицо, ищущее работу, и в тот же день была поставлена на учёт. В период с 27.09.2019 года по 26.12.2019 года постоянно являлась на приём к специалистам учреждения. При этом 10.12.2019 года, т.е. в ходе предпоследнего посещения ей было разъяснено, что 26.12.2019 года ГКУ «Центр занятости населения г.Орска» выдаст справку на получение среднего месячного заработка в течение 3-го месяца со дня увольнения, которую она должна будет предъявить в бухгалтерию ГБУ «Орское городское управление ветеринарии». Однако в обозначенный выше день специалист справку не выдал, сославшись на решение руководства и на отсутствие исключительного случая (а именно - наличие статуса пенсионера). Однако данный факт не может ущемлять трудовые права истца. Положения ст. 178 ТК РФ, регламентирующие спорные правоотношения, не дают трактовки понятию «исключительный случай» и не проводят различий между уволенными пенсионерами и иными работниками. Им как и всем остальным должно выплачиваться выходное пособие, а средний месячный заработок сохранён, в т.ч. и в течение 3-го месяца со дня увольнения (при условии постановки на учёт в двухнедельный срок со дня увольнения и отсутствия подходящей работы). Ответчиком вышеназванные требования закона не соблюдены, кроме того, не учтены разъяснения Министерства Финансов РФ в письме от 15.02.2006 года № 03-03-04/1/234.
Определением от 11.03.2020 года, вынесенным в протокольной форме, судом к участию в гражданском деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ГБУ «Орское городское управление ветеринарии».
Истец Морозова Т.В. не приняла участие в заседании от 26.03.2020 года, ходатайствовала о проведении слушания в её отсутствии, поддержав заявленные требования в полном объёме.
Ранее поясняла, что находится на пенсии 5 лет, размер пенсии составляет <данные изъяты> ежемесячно. Официально иждивенцы у неё отсутствуют, но фактически она материально помогает дочери (<данные изъяты>), поскольку в городе для неё нет подходящей работы, и бывшему супругу, который, находясь на пенсии, не может оплачивать коммунальные платежи и кредиты, взятые для других лиц. После постановки на учёт в ГКУ «Центр занятости населения г. Орска» ей было предложено несколько вакансий, в т.ч. по специальности (<данные изъяты>), но она не смогла бы по ней работать из-за узкой специализации и отсутствия <данные изъяты> практики на протяжении 24 лет.
Ранее в 2010 году у неё было выявлено тяжёлое заболевание, повлекшее оперативное вмешательство. В настоящее время она наблюдается в диспансере, поддерживая своё здоровье медицинскими препаратами, травами и витаминами. Инвалидности не имеет, в проведении дорогостоящего лечения не нуждается.
Представители ответчика - ГКУ «Центр занятости населения г. Орска» Махеня В.Н., Кротович И.Д., действующие на основании доверенностей, также не приняли участие в судебном заседании от 26.03.2020 года, просили окончить рассмотрение дела в их отсутствии.
Ранее по иску возражали, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве. Обратили внимание суда на то, что в случае увольнения работника из организации, ввиду ликвидации либо сокращения штата, ему в безусловном порядке выплачивается выходное пособие в сумме среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2-х месяцев со дня увольнения. В то же время основанием для сохранения за работником среднего месячного заработка в течение 3-го месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, связанного с социальной незащищённостью гражданина (отсутствие средств к существованию, тяжёлая болезнь, требующая дорогостоящего лечения, наличие нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном иждивении работника или получающих помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию). Сам акт получения Морозовой Т.В. пенсии не лишает её права на получение выплаты, согласно ст. 178 ТК РФ, но большая социальная защищённость лица, получающего пенсию, требует одновременно наличия весовых обстоятельств, которые должны быть признаны исключительными. Такие обстоятельства не установлены ответчиком, варианты работы, предложенной истцу, последней отвергнуты, даже при том, что одна из имевшихся вакансий соответствовала её специальности. В этой связи, действия ГКУ «Центр занятости населения г. Орска» были законны и обоснованны, в иске Морозовой Т.В. следует отказать.
Представитель третьего лица - ГБУ «Орское городское управление ветеринарии» не явился, был извещён надлежащим образом. В отзыве просил в иске Морозовой Т.В. отказать.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц. При этом, исследовав материалы дела, пришёл к следующему выводу.
В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч.1 ст. 81 Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение 3-го месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Из материалов дела усматривается, что Морозова Т.В. состояла в трудовых отношениях с ФИО6 и 26.09.2019 года была уволена на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - в связи с сокращением штата работников организации.
В процессе рассмотрения дела подтверждено, что работодателем истице было выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также средний месячный заработок на период трудоустройства за два месяца со дня увольнения.
23.12.2019 года, по итогам заседания комиссии, ответчиком было принято решение об отказе в выдаче истице справки о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения, с учётом отсутствия у неё исключительного случая.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Морозова Т.В. выразила несогласие с позицией ГКУ «Центр занятости населения г. Орска», мотивировав это тем, что все условия, предусмотренные положениями ст. 178 ТК РФ и необходимые для принятия решения о сохранении за ней среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения, имелись, а само по себе наличие статуса пенсионера не могло поставить её в положение, отличное от иных работников, уволенных вследствие сокращения штата.
С доводами истицы суд согласиться не может, поскольку они основаны на неверном толковании закона.
По смыслу ч. 2 ст. 178 ТК РФ, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.
Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.
Доказательств наличия исключительного случая, дающего в силу п. 2 ст.178 ТК РФ право на сохранение за работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения, не было представлено ни органу службы занятости, ни суду.
Как установлено из пояснений Морозовой Т.В., истица является социально защищённым лицом. Находясь на пенсии, она имеет ежемесячный доход в сумме около <данные изъяты> руб., что превышает величину прожиточного минимума для пенсионера в Оренбургской области (на 2020 год - 8 252 руб.).
Сам факт получения пенсии не лишает Морозову Т.В. права на получение предусмотренных ч. 2 ст. 178 ТК выплат, но большая социальная защищенность пенсионеров требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными по смыслу положений ч. 2 ст. 178 ТК РФ.
Вместе с тем, подобных обстоятельств не было выявлено. Морозова Т.В. не является инвалидом, не нуждается в дорогостоящем лечении, кроме того, она не имеет на иждивении нетрудоспособных членов семьи, напротив, добровольно оказывает материальную помощь взрослой дочери, не имеющей места работы, и бывшему супругу в оплате потреблённых им коммунальных услуг и кредитных обязательств.
Также суд не может оставить без внимания, что ГКУ «Центр занятости населения» после регистрации истицы в качестве лица, ищущего подходящую работу, был предложен ряд вариантов для работы, а именно: <данные изъяты> с заработной платой от <данные изъяты> руб., <данные изъяты> с заработной платой от <данные изъяты> руб., <данные изъяты> с заработной платой в сумме <данные изъяты> руб., <данные изъяты> с заработной платой <данные изъяты> руб., <данные изъяты> с заработной платой <данные изъяты> руб., <данные изъяты> с заработной платой от <данные изъяты> руб.
Ни одним из перечисленных предложений истица не воспользовалась, хотя вакансия, имевшаяся в <данные изъяты>, соответствовала имеющейся у неё специальности.
С учётом изложенного и того обстоятельства, что совокупность условий, необходимых для сохранения среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в отношении Морозовой Т.В. отсутствовала, оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется.
В удовлетворении требований Морозовой Т.В. к ГКУ «Центр занятости населения г. Орска» надлежит полностью отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Отказать в удовлетворении исковых требований Морозовой Татьяны Владимировны к Государственному казённому учреждению «Центр занятости населения г. Орска» об обязании выдать справку для получения среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г.Орска, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 02.04.2020 года.
Судья Е.П. Липатова