Дело № 12-108/2021
Мировой судья судебного участка № 3
Боровичского судебного района Вантурин Э.Ю.
Решение
г. Боровичи Новгородской области 16 августа 2021 года
Судья Боровичского районного суда Новгородской области Певцева Т.Б.,
с участием защитника МУП «Боровичский водоканал» Васильева А.Н., действующего на основании доверенности,
должностного лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Новгородской области – заместителя начальника Семёнова А.Ю.,
рассмотрев жалобу юридического лица- муниципального унитарного предприятия «Боровичский водоканал» (далее МУП «Боровичский водоканал»), юридический адрес: <адрес>, ОГРН 1135331000595, ИНН 5320024546, КПП 532001001, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, на постановление мирового судьи судебного участка № Боровичского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым МУП «Боровичский водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 70000 рублей,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Боровичского судебного района Новгородской области от 25 июня 2021 года юридическое лицо МУП «Боровичский водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 70000 рублей.
МУП «Боровичский водоканал» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, указывая в жалобе, что МУП «Боровичский водоканал» не имеет правовых оснований обслуживать пожарные гидранты на территории города Боровичи и Боровичского района, а значит и нести ответственность за неисполнение, указанных в протоколе, функций нести не может. Поддержание находящихся на территории городского поселения средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью органов местного самоуправления. Никаких субсидий на содержание и обслуживание пожарных гидрантов Администрация Боровичского муниципального района Новгородской области МУП «Боровичский водоканал» не выделяет, как без соблюдения процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, так и в установленном законом порядке. Предприятие не имеет возможности обеспечивать исправность пожарных гидрантов на территории г. Боровичи, ввиду того, что согласно п. 3.1. Договора на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Предприятием и КУМИ Администрации Боровичского муниципального района, - МУП «Боровичский ВОДОКАНАЛ» обязуется пользоваться закрепленным за ним имуществом по прямому назначению для осуществления уставной деятельности, между тем, Уставом МУП «Боровичский ВОДОКАНАЛ» не предусмотрено содержание первичных средств пожаротушения. Заявитель является организацией, осуществляющей эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для оказания услуг в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения на территории города Боровичи и Боровичского района Новгородской области. При этом стоимость оказываемых услуг (тарифы) подлежит/ государственному регулированию. Тарифы на питьевую воду и водоотведение для МУП «Боровичский ВОДОКАНАЛ» утверждаются уполномоченным органом Правительства Новгородской области. Ценообразование в сфере водоснабжения и водоотведения регулируется положениями Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном регулировании в сфере водоснабжения и водоотведения» и не предполагает включение в структуру вышеуказанных расходов. Учредителем МУП «Боровичский водоканал» является муниципальное образование Боровичский муниципальный район, которое может закреплять исполнение отдельных полномочий в уставе предприятия только при условии, если это является полномочием муниципального района в силу действующего Федерального закона от 03.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Полномочия Боровичского муниципального района, как учредителя предприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности Законом не предусмотрены. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, согласно ст. 14 Федерального закону № 131-ФЭ определены, как вопросы местного значения городского и сельского поселения. Согласно Федеральному закону № 131-Ф3 вопросы местного значения городского поселения исполняет местная администрация, являющаяся административным центром муниципального района, за счет средств городского поселения. При этих условиях полномочия городского поселения не могут быть переданы муниципальному району и должны финансироваться из средств бюджета городского поселения города Боровичи, и, соответственно, МУП «Боровичский водоканал» не может быть наделен полномочиями осуществлять вопросы местного значения городского поселения город Боровичи. На основании вышеизложенного следует вывод, что протокол № 150 об административном правонарушении от 16.06.2021 г. является незаконными и необоснованным и у МУП «Боровичский ВОДОКАНАЛ», согласно норм действующего законодательства, нет никаких оснований для выполнения указанных в нём требований, кроме того, надзорный орган, составляя протокол, подталкивает МУП «Боровичский ВОДОКАНАЛ» к уголовному преступлению, предусмотренному ст. 285.1. УК РФ, а именно - нецелевому расходованию бюджетных средств. Таким образом, Заявитель считает Постановление N 5-441/2021 от 25.06.2021 г. Мирового судьи судебного участка № 3 Боровичского судебного района Новгородской области необоснованным и подлежащим отмене, в связи с тем, что при вынесении постановления, судья не полностью выяснил обстоятельства имеющие значение для дела, дал неверную оценку представленным доказательствам. Просит производство по делу по делу об административном правонарушении прекратить.
Защитник юридического лица Васильев А.Н., действующий на основании доверенности, при рассмотрении дела доводы жалобы поддержал, по основаниям в ней указанным, дополнив, что выданное предписание № 110/1/1 от 31.08.2020 года юридическое лицо не обжаловало, с ходатайством продлении срока исполнения представления в надзорный орган не обращалось, не исполнение предписания связано с финансовыми трудностями, поскольку приведет к нецелевому расходованию денежных средств. МУП «Боровичский водоканал» обращалось к Учредителю за дополнительным финансированием, дополнительное финансирование не осуществлялось.
Заместитель главного государственного инспектора Боровичского и Любытинского районов Новгородской области по пожарному надзору Семёнов А.Ю. при рассмотрении дела возражал об удовлетворении жалобы, полагая, что постановление является законным и обоснованным.
В судебное заседание не явился представитель Администрации Боровичского муниципального района, извещен надлежаще.
Судья определил рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 12 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, является административным правонарушением.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Федеральный закон N 69-ФЗ).
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона, под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 69-ФЗ Правительством Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Согласно абзацу 8 ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ, организации несут обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
Исходя из положений ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ, организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона Федеральный закон N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
При рассмотрении жалобы установлено, что 30 июля 2013 года между КУМИ Администрации Боровичского муниципального района и МУП «Боровичский водоканал» заключен договор № 44 на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом, по которому Комитет приказом от 30.07.2013 года № 242 закрепляет за Предприятием на праве хозяйственного ведения имущество согласно акту приема-передачи, в том числе 409 пожарных гидрантов согласно приложению № 3 к Акту.
В соответствии с п.п. 2.1, 3.1 Договора № 44 от 30.07.2013 года на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом, Предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения в соответствии с назначением имущества и целями деятельности предприятия, а также в соответствии с действующим законодательством РФ, уставом Предприятия. МУП «Боровичский водоканал» обязано осуществлять капитальный и текущий ремонт муниципального имущества, обеспечивать его сохранность, не допускать ухудшение его технического состояния, эффективно использовать имущество в соответствии с его назначением, что соответствует Уставу МУП «Боровичский водоканал».
При указанных обстоятельствах МУП «Боровичский водоканал» является субъектом инкриминируемого правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
31 августа 2020 года в ходе проведенной государственным инспектором Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору на основании распоряжения отдела НД и ПР по Боровичскому и <адрес>м Управления НД и ПР ГУ МЧС России по Новгородской области от 04.08.2020 года № проверки в отношении МУП «Боровичский водоканал» были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, для устранения которых МУП «Боровичский водоканал» выдано предписание №, обязывающее в срок 01 апреля 2021 года устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности.
Согласно акту проверки № 91 от 10 июня 2021 года, проведенной на основании распоряжения главного государственного инспектора Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору от 11 мая 2021 года №, в установленный предписанием срок - 01 апреля 2021 года не выполнены пункты № №, 2, 4, 5, 6, 9, 10, 13, 14, 15 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, нарушения требований пожарной безопасности, указанные в акте и, в последующем, в протоколе об административном правонарушении и постановлении мирового судьи судебного участка № Боровичского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ, устранены не были.
Сведений о том, что предписание № 110/1/1 от 31 августа 2020 года оспаривалось в установленном законом порядке, либо сроки его исполнения переносились, в материалах дела не имеется, защитниками МУП «Боровичский водоканал» не представлено, что также подтвердил защитник юридического лица.
При этом, поскольку Управление надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Новгородской области является органом, осуществляющим федеральный государственный пожарный надзор, а указанные в предписании № 110/1/1 от 31.08.2020 года требования не противоречат положениям указанного выше законодательства, судья находит выданное предписание № 110/1/1 от 31.08.2020 года законным и подлежащим исполнению МУП «Боровичский водоканал» к установленному в нем сроку.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым мировым судьей дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств мировым судьей все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
С учетом установленных обстоятельств бездействие МУП «Боровичский водоканал» правильно квалифицированы по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Обжалуемое постановление вынесено мировым судьей с соблюдением установленной законом процедуры.
Административное наказание назначено МУП «Боровичский водоканал» в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, его имущественного и финансового положения, административный штраф назначен в пределах минимальной санкции, предусмотренной ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Все доводы заявителя, изложенные в жалобе, были учтены мировым судьей при вынесении постановления об административном правонарушении.
Других доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене либо изменению обжалуемого постановления, в жалобе не содержится.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм указанного выше законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Недостаточное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения требований законодательства, и обращение к учредителю о необходимости дополнительного финансирования в целях соблюдения указанного выше законодательства не свидетельствует, что юридическим лицом приняты исчерпывающие меры по исполнению предписания.
Постановление о привлечении МУП «Боровичский водоканал» к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При рассмотрении дела нарушений КоАП РФ, влекущих отмену принятого постановления, допущено не было, дело было рассмотрено всесторонне, полно и объективно, выводы должностного лица надлежащим образом мотивированы в постановлении и основаны на имеющихся в деле доказательствах.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Боровичского судебного района Новгородской области от 25 июня 2021 года, которым юридическое лицо муниципальное унитарное предприятие «Боровичский водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 70000 рублей, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Т.Б. Певцева