РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
30 января 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-526/2020 по иску Шарафутдиновой О. Р. об оспаривании бездействия Администрации г.о. Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Шарафутдиновой О. Р. бездействие Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившееся в непринятии решения по её заявлению от 12.04.2018 г. №СП-9/1820 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение месяца после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объёме допущенное нарушение законных интересов заявительницы, приняв решение по её заявлению от 12.04.2018 г. №СП-9/1820 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
В удовлетворении требований об оспаривании бездействия Администрации г.о. Самара отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-526/2020 по иску Шарафутдиновой О. Р. об оспаривании бездействия Администрации г.о. Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара,
установил:
Шарафутдинова О.Р. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Администрации г.о. Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что, являясь собственницей нежилого здания с кадастровым номером № по адресу: <адрес> она обратилась 24.03.2018 г. в Администрацию г.о. Самара с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 2087,0 м2 с кадастровым номером № по адресу: <адрес> занимаемого указанным нежилым зданием. 27.04.2018 г. Департамент управления имуществом г.о. Самара проинформировал её письмом о направлении межведомственных запросов. Письмом от 16.05.2018 г. №15-07-10/16455 Департамент управления имуществом г.о. Самара сообщил о необходимости предоставления ею плана границ земельного участка с нанесённой отметкой уровня воды Саратовского водохранилища и указанием расстояния от береговой линии до земельного участка. Письмом от 30.10.2018 г. №15-07-10/37423 Администрация г.о. Самара сообщила ей о приостановлении рассмотрения её заявления в связи с поступлением обращения Озерова А.А. об изменении расположения границ земельного участка по причине ошибочного включения в них участка автомобильной дороги общего пользования, в связи с чем Департаментом управления имуществом г.о. Самара принято решение о разделе земельного участка, во исполнение чего проводятся мероприятия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об образуемых земельных участках площадью 352 м2 и 1 735 м2. В соответствии с п.5, 6 ст.39.17 ЗК РФ в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка администрация должна проверить наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка в 3 экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания заявителю либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка и направить принятое решение заявителю. Просила признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения по её заявлению о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2087,0 м2 с кадастровым номером № по адресу: <адрес> обязать Администрацию г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара рассмотреть в тридцатидневный срок её заявление о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка и передать ей земельный участок.
В ходе разбирательства дела истица привлекла в качестве второго ответчика Департамент управления имуществом г.о. Самара.
В судебном заседании представитель заявительницы по доверенности от 20.05.2019 г. Горбачева И.Ю. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчиков Администрации г.о. Самара по доверенности от 10.01.2020 г. №8 Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности от 11.12.2019 г. №599 Ткаченко И.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.2, л.д. 8-12).
Заинтересованное лицо Дульнев Е.В. в судебном заседании полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.1, л.д. 170-174).
Заинтересованное лицо Озеров А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела извещён, представил письменный отзыв (т.2, л.д. 184-189), просил в иске отказать.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истица с 6.04.2015 г. является собственницей нежилого здания по адресу: <адрес> площадью 391,7 м2, с кадастровым номером № (т.1, л.д. 8-9). Здание приобретено истицей по договору купли-продажи от 1.04.2015 г.
Земельный участок, на котором расположено здание, сформирован до приобретения здания истицей, 29.05.2008 г., имеет площадь 2 087 м2, кадастровый номер № и находится в собственности муниципального образования «Городской округ Самара».
В соответствии с п.1 ст.39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п.5 ст.39.20 ЗК РФ, для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Из материалов дела следует, что 12.04.2018 г. истица обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/1820 о предварительном согласовании предоставления в собственность возмездно земельного участка с кадастровым номером № занимаемого зданием и прилегающей территорией, без проведения торгов (т.1, л.д. 11).
Заявление истицы было передано на рассмотрение в Департамент управления имуществом г.о. Самара.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Соответственно, подача истицей заявления о предоставлении земельного участка представляла собой реализацию шестого этапа вышеописанной процедуры.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пп.1, 6 п.2 постановления Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделён полномочиями по возвращению в течение срока, установленного ЗК РФ, гражданам и юридическим лицам заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ, подготовке и заключению договоров купли-продажи земельных участков, дополнительных соглашений к указанным договорам, соглашений о расторжении договоров купли-продажи земельных участков, распорядительных актов о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, а также распорядительных актов об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.
Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истицы о предоставлении земельного участка под жилым домом, а также решить вопрос о его возвращении заявительнице при наличии предусмотренных законом оснований.
В соответствии с п.3 ст.39.17 ЗК РФ в течение 10 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям п.1 ст.39.17 ЗК РФ, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с п.2 ст.39.17 ЗК РФ. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В соответствии с п.5 ст.39.17 ЗК РФ в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в его предоставлении, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в 3 экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Таким образом, по поступившему заявлению о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов ответчик был вправе и обязан принять одно из следующих 3 решений:
- о возвращении заявления заявительнице по формальным основаниям;
- об отказе в предоставлении земельного участка;
- о предоставлении земельного участка.
Последнее решение по смыслу закона может быть выражено действиями – подготовкой проектов договора купли-продажи земельного участка в 3 экземплярах, их подписанием и направлением для подписания заявительнице.
Ни одно из этих решений в установленный срок ответчиком принято не было.
Возможность принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка законом не предусмотрена.
Следовательно, оспариваемое бездействие Департамента управления имуществом г.о. Самара является заведомо незаконным. Ответчик не вправе уклониться от принятия решения по существу заявления истицы.
То обстоятельство, что в настоящее время ответчиком произведён раздел испрашиваемого земельного участка (т.1, л.д. 32-33, 34, т.2, л.д. 192-194) не является основанием для непринятия решения по заявлению истицы.
Оснований для удовлетворения требований истицы об оспаривании бездействия Администрации г.о. Самара не имеется, поскольку данный орган местного самоуправления и не должен был принимать каких-либо решений по заявлению истицы (совершать какие-либо действия).
Согласно п.8 ст.226 КАС РФ, при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, наделенного властными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Разрешая требование о признании незаконным решения органа местного самоуправления, суд обязывает устранить допущенное нарушение прав заявителя.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Шарафутдиновой О. Р. бездействие Департамента управления имуществом г.о. Самара, выразившееся в непринятии решения по её заявлению от 12.04.2018 г. №СП-9/1820 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение месяца после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объёме допущенное нарушение законных интересов заявительницы, приняв решение по её заявлению от 12.04.2018 г. №СП-9/1820 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
В удовлетворении требований об оспаривании бездействия Администрации г.о. Самара отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10.02.2020 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь