Дело № 2-209/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 февраля 2015 года г. Благовещенск
Благовещенский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Палатовой Т.В.,
при секретаре Чигирин О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.А.В. об обжаловании действий (бездействия) органа местного самоуправления, возложении обязанности по совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
Б.А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Благовещенского района Амурской области в согласовании схемы расположения земельного участка, возложении обязанности на администрацию Благовещенского района Амурской области пересмотреть заявление Б.А.В. о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для садоводства от 25 декабря 2014 года.
В обоснование заявления указал, что 25 декабря 2014 года он обратился в администрацию Благовещенского района Амурской области для получения муниципальной услуги с заявлением о согласовании схемы земельного участка на кадастровом плане территории для садоводства. 26 января 2015 года ему было отказано в согласовании схемы расположения земельного участка. Считал данный отказ незаконным, поскольку требовать от него дополнительные документы в виде описания местоположения земельного участка, заключения правления некоммерческого объединения, членской книжки, удостоверенной правлением садоводческого товарищества копии правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, администрация была не вправе. Из выписки из ЕГРЮЛ УФНС России по Амурской области от 29 июля 2014 года следует, что с/т АОЗТ «Чигиринское» не существует, соответственно закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ применению не подлежит. В перечне документов для предоставления муниципальной услуги в п. 2.2 Административного регламента администрации Благовещенского района Амурской области от 15 ноября 2010 года № 1773 отсутствует требование о предоставлении документа, свидетельствующего о том, что земельный участок ранее предоставлялся заявителю.
В силу изложенного Б.А.В. просил суд признать незаконным отказ администрации Благовещенского района Амурской области от 26 января 2015 года в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для садоводства; возложить на администрацию Благовещенского района Амурской области обязанность пересмотреть заявление Б.А.В. о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (или кадастровой карте) территории для садоводства от 25 декабря 2014 года.
Истец Б.А.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил суду, что испрашиваемый им земельный участок никем не обрабатывается, зарос сорной травой, свободен от прав третьих лиц.
Ответчик администрация Благовещенского района Амурской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, представили суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Б.А.В. 25 декабря 2014 года обратился в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории площадью 932 кв.м., расположенного по адресу: Амурская область, Благовещенский район, с. Чигири, квартал 28:10:013015, из категории земель – земли населенных пунктов, для садоводства (вх. № 4889 от 25 декабря 2014 года).
26 января 2015 года за исх. № 01-14/330 администрация Благовещенского района Амурской области дала Б.А.В. ответ на его заявление № 4889 от 25 декабря 2014 года, в котором отказала в согласовании схемы расположения земельного участка по причине расположения испрашиваемого Б.А.В. земельного участка в границах садоводческого товарищества АОЗТ «Чигиринское», указав при этом, что заявителем не представлено документов, что ему ранее предоставлялся данный земельный участок, в администрации отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что запрашиваемый земельный участок ранее никому не выделялся. Так же в данном ответе администрация Благовещенского района сослалась на положения п. 4 ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», п. 2.2 административного регламента администрации Благовещенского района Амурской области по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района», утвержденного постановлением администрации Благовещенского района от 15 ноября 2010 года № 1773, указав, что при расположении земельного участка на территории садоводческого товарищества заявителю необходимо дополнительно предоставить ряд документов: описание местоположения земельного участка, подготовленное гражданином (схемы на КПТ); заключение правления некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином; членская книжка; удостоверенная правлением садоводческого товарищества копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения.
Не согласившись с данным ответом, Б.А.В. обратился в Благовещенский районный суд с настоящим исковым заявлением о его оспаривании.
Согласно п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Учитывая существо заявленных требований, суд рассматривает настоящее заявление в соответствии с положениями главы 25 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).
Рассматривая доводы Б.А.В., изложенные в заявлении, а также основываясь на обстоятельствах, установленных в ходе судебного разбирательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ).
В силу п. 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с административным регламентом администрации Благовещенского района по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района» утвержденным постановлением администрации Благовещенского района от 15 ноября 2010 года № 1773, предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией Благовещенского района в лице отдела муниципальной собственности администрации Благовещенского района.
Пунктом 3.3. данного регламента предусмотрено, что специалист отдела муниципальной собственности, ответственный за предоставление муниципальной услуги, проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; обращается в муниципальное учреждение «информационный центр Благовещенского района» для согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района; обращается в отдел архитектуры и градостроительства администрации Благовещенского района для согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района на его соответствие генеральному плану поселения, проекту планировки, красным линиям застройки, о наличии сервитутов, о наличии подъездных путей; направляет заявителю в письменной форме уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин отказа.
При этом, в соответствии с п. 2.6. Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги среди прочего является наложение испрашиваемого земельного участка на территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пп. 28 п. 2.6 Регламента).
Пунктом 2.2. Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги по согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане территории Благовещенского района: заявление согласно приложению № 2 с указанием: а) для граждан - фамилия, имя, отчество, паспортные данные, ИНН, телефон; б) для юридических лиц - наименование (с указанием организационно-правовой формы), место регистрации и место нахождения юридического лица; в) цели использования земельного участка; г) местоположение земельного участка; д) примерный размер земельного участка; - акт о выборе земельного участка для строительства (при намерениях осуществить строительство). К заявлению прилагаются следующие документы: 1) копия паспорта - для физических лиц, копии уставных документов - для юридических лиц; 2) копия документа, подтверждающего право на объект недвижимости (свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор аренды, договор мены, договор дарения - если имеются); 3) копия документа, подтверждающего право на земельный участок (государственный акт, свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор аренды, договор мены, договор дарения - если имеются); 4) копия доверенности (если обращение осуществляется через доверенное лицо); 5) копия технического и кадастрового паспорта объекта недвижимости (если имеется); 6) акт выбора земельного участка (в случае формирования земельного участка в целях проектирования и строительства капитальных объектов) (оригинал); 7) кадастровый паспорт земельного участка (если имеется) (оригинал); 8) схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласованная с главой сельсовета (в 3-х экземплярах). Схема должна быть изготовлена в системе координат МСК28, подписана лицом, изготовившим схему, и заверена печатью организации, ее изготовившей, и согласована с главой муниципального образования поселения, на территории которого запрашивается земельный участок (оригинал); 9) описание местоположения такого земельного участка, подготовленное гражданином; заключение правления некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином. В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, администрация Благовещенского района вправе запросить дополнительно следующие документы: удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения; выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении (в случае, если земельный участок составляет территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения).
В соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона № 66-ФЗ «О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан», в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Как было установлено судом, Б.А.В. 25 декабря 2014 года обратился в администрацию Благовещенского района с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка площадью 932 кв.м., в квартале 28:10:013015 с. Чигири Благовещенского района Амурской области для садоводства (вход. № 4889).
26 января 2015 года администрацией Благовещенского района Амурской области было отказано Б.А.В. в согласовании схемы расположения земельного участка письмом № 01-14/330 от 26 января 2015 года.
Основанием для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка по указанному заявлению Бурмак А.В., поданного им в администрацию 25 декабря 2014 года, явилось то, что запрашиваемый земельный участок расположен на территории садоводческого товарищества АОЗТ «Чигиринское», однако документов, что Б.А.В. ранее предоставлялся данный земельный участок, не представлено; в администрации Благовещенского района Амурской области отсутствуют доказательства того, что запрашиваемый земельный участок ранее никому не выделялся.
Вместе с тем, в нарушение ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, в соответствии с которой именно на администрацию Благовещенского района, как на орган, вынесший оспариваемый ответ, возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, администрация не представила в суд никаких доказательств относительно того, что испрашиваемый Б.А.В. земельный участок расположен на территории садоводческого товарищества АОЗТ «Чигиринское», равно как и сведений о местоположении и границах указанного садоводческого товарищества, несмотря на то, что судом в определении о принятии заявления к производству, подготовке к судебному разбирательству и назначении судебного заседания администрации Благовещенского района было прямо указано на необходимость предоставления доказательств законности оспариваемого отказа, в том числе документального подтверждения расположения испрашиваемого земельного участка в границах садоводческого товарищества АОЗТ «Чигиринское».
В силу части 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Следовательно, в порядке ст. 28 ЗК РФ может быть предоставлен земельный участок, свободный от прав третьих лиц. При этом в качестве основания для отказа может быть указано исключительно на наличие конкретных прав третьего лица на испрашиваемый участок.
Таким образом, основания отказа в согласовании схемы расположения земельного участка по заявлению Б.А.В., указанные администрацией Благовещенского района, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, администрацией Благовещенского района Амурской области в нарушение требований ч. 1 ст. 249 ГПК РФ не было предоставлено доказательств законности оспариваемого отказа, в частности, расположения испрашиваемого земельного участка на территории садоводческого товарищества АОЗТ «Чигиринское».
В представленном администрацией Благовещенского района Амурской области пакете документов по рассмотрению заявления Б.А.В. имеется заключение МБУ «Информационный центр Благовещенского района», согласно которому по результатам проверки координат в схеме расположения земельного участка, представленной Б.А.В. установлено наложение запрашиваемого земельного участка на земельный участок, ранее поданный на согласование ФИО4 (заявление № 1906 от 17 мая 2014 года), однако сведений о том, что запрашиваемый земельный участок налагается на границы садоводческого товарищества АОЗТ «Чигиринское» в представленном пакете документов не имеется.
При изложенных обстоятельствах отказ администрации Благовещенского района от 17 октября 2014 года № 01-14/6131 в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 932 кв.м., на кадастровом плане территории для садоводства, расположенного в с. Чигири Благовещенского района Амурской области в кадастровом квартале 28:10:013015, является незаконным.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
С учетом установленных обстоятельств, суд находит верным избранный заявителем способ защиты его нарушенного права, заключающийся в возложении на администрацию Благовещенского района обязанности повторно рассмотреть заявление Б.А.В. о согласовании схемы расположения земельного участка площадью 932 кв.м., расположенного в квартале 28:10:013015 в с. Чигири Благовещенского района Амурской области, из категории земель населенных пунктов, для садоводства, поступившее в администрацию Благовещенского района 25 декабря 2014 года за № 4889.
Указанный способ восстановления нарушенных прав принимается так же судом в связи с тем, что администрацией Благовещенского района фактически по существу не было рассмотрено заявление Б.А.В., так как заявителю было отказано только на том основании, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в границах садоводческого товарищества АОЗТ «Чигиринское».
При выборе способа защиты нарушенного права истца, суд так же учитывает разъяснения, данные в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которым принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований и предрешать существо решения, которое должно быть принято.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Б.А.В. об обжаловании действий (бездействия) органа местного самоуправления, возложении обязанности по совершению действий – удовлетворить.
Признать отказ администрации Благовещенского района Амурской области от 26 января 2015 года № 01-14/330 в утверждении Б.А.В. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 932 кв.м., для садоводства, расположенного в с. Чигири Благовещенского района Амурской области в кадастровом квартале 28:10:013015, незаконным.
Возложить обязанность на администрацию Благовещенского района Амурской области повторно рассмотреть заявление Б.А.В., поступившее в администрацию 25 декабря 2014 года за № 4889 о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 932 кв.м., расположенного в с. Чигири Благовещенского района Амурской области в кадастровом квартале 28:10:013015, для садоводства,.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: