Дело № 2-50/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калач 13 марта 2019 г.
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Тронева Р.А.,
при секретаре Звир Н.А.,
с участием истца Шонбина Д.А.,
представителя ответчиков - администрации Воробьевского муниципального
района Воронежской области и администрации Никольского 1-го сельского
поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области по
доверенности Камышанова В.Г.,
третьих лиц: Шонбина А.А., Шонбиной Н.А. и Шонбина Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Калачеевского районного суда Воронежской области гражданское дело по иску Шонбина Дениса Александровича к администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области и администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области о возложении на администрацию Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области обязанности предоставить на состав семьи, состоящей из пяти человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому,
УСТАНОВИЛ:
Шонбин Д.А. обратился в суд с иском к администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области и администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области об обязании администрацию Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области предоставить Шонбину Д.А. на состав семьи пять человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому (л.д. 2-4, 159-160).
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В вышеуказанном помещении также зарегистрированы члены его семьи: Шонбина Н.А., Шонбин А.А., Шонбин П.Л., Шонбин Н.А.. Принадлежащее ему жилое помещение, согласно заключению комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ утвержденного распоряжением администрации Краснопольского сельского поселения Воробьевского района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ было признано непригодным для проживания. Постановлением администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № он и члены его семьи: Шонбина Н.А., Шонбин А.А., Шонбин П.Л., Шонбин Н.А. были признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма как проживающие в жилом помещении непригодном для проживания. Указал, что Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется создание условий, обеспечивающих достойную жизнь; каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, которое указанным в законе гражданам, предоставляется с установленными законом нормами (статьи 7,40,41). Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения). Статьей 14 ЖК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан не только наниматель по договору социального найма. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
В судебном заседании истец Шонбин Д.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом суду показал, что ни он, ни члены его семьи администрацией Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района малоимущими не признавались. Решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд администрацией не выносилось. Требования также заявлены к администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области, поскольку администрация должна оказывать финансовое содействие администрации Никольского 1-го сельского поселения. Просит суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчиков - администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области и администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области по доверенности Камышанов В.Г. заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзывах на исковое заявление (л.д. 43-45, 145-148), при этом от лица администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области суду показал, что истец в администрацию Воробьевского муниципального района с заявлением о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения не обращался. Частью 2 статьи 1 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Абзацем десятым статьи 2 Федерального закона № 131 -ФЗ установлено, что муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Абзацем четырнадцатым статьи 2 Федерального закона № 131 -ФЗ установлено, что органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Статьями 14, 15, 16 Федерального закона № 131-ФЗ определены вопросы местного значения соответствующих видов муниципальных образований. Частью 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Таким образом, Федеральным законом № 131-ФЗ установлено несколько видов муниципальных образований, наделенных собственными вопросами местного значения, при этом в каждом муниципальном образовании имеются различные органы местного самоуправления, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Пунктом 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Частью 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1, 3, 9,10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями
могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью
1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части
1 настоящей статьи). Пунктом 3 статьи 2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством
закреплено в качестве вопроса местного значения сельских поселений. Таким образом, по мнению представителя ответчика, из системного толкования норм Федерального закона № 131-ФЗ в их взаимосвязи с нормами Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 148-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» следует, что решение вопросов местного значения, по обеспечению проживающих в поселении и
нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, не входит в компетенцию органа
местного самоуправления Воробьевского муниципального района Воронежской области. Таким образом, представитель полагает, что администрация Воробьевского муниципального района Воронежской области не является субъектом спорного правоотношения и надлежащим ответчиком по делу.
От имени администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области суду показал, что пунктом 5 части 1 статьи 14 ЖК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Из части 2 статьи 49 ЖК РФ следует, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи. Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Для отдельных категорий граждан предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> приобретен истцом по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации №. Жилой дом 1960 года постройки, общая площадь 37,8 м2. Дом газифицирован. Водопровод, канализация, санузел отсутствуют. На дату заключения сделки купли-продажи дом непригодным для проживания не был. По указанному адресу зарегистрированы: Шонбин Д.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (Истец), регистрация с ДД.ММ.ГГГГ, фактически не проживает; Шонбина Н.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (мать истца), регистрация с ДД.ММ.ГГГГ, фактически не проживает; Шонбин А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (брат Истца), регистрация с ДД.ММ.ГГГГ, фактически не проживает; Шонбин П.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (брат Истца), регистрация с ДД.ММ.ГГГГ, фактически не проживает; Шонбин Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (брат Истца), регистрация с ДД.ММ.ГГГГ, фактически не проживает. Фактически в указанном жилом доме проживала Шонбина Н.А. с сыном Шонбиным Н.А. только в апреле-мае 2013 года (не более 2-х месяцев). Под влиянием внешних погодных условий, отсутствием ухода, отопления, дом пришел в негодность. В 2015 году истец обратился в администрацию Никольского 1-го сельского поселения с заявлением об обследовании жилого помещения по адресу: <адрес> по вопросу оценки пригодности (непригодности) указанного жилого помещения для проживания. На основании акта обследования и заключения межведомственной комиссии, указанное жилое помещение признано непригодном для проживания (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №). Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области, установлен Законом Воронежской области от 30.11.2005 № 71-ОЗ. Статьей 2 закона Воронежской области от 30.11.2005 № 71-ОЗ установлено, что для принятия на учет гражданин подает в орган местного самоуправления либо через многофункциональный центр заявление с указанием состава семьи по форме, установленной органом местного самоуправления. Заявление подписывается лично дееспособными гражданином и членами его семьи, ограниченно дееспособными с согласия попечителей, законными представителями недееспособных членов семьи. К заявлению прилагаются документы согласно установленного перечня. В 2017 году на основании заявления Истца, в связи с тем, что жилое помещение признано непригодным для проживания, семья истца в составе 5 человек признаны нуждающимися в улучшении в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (постановление от ДД.ММ.ГГГГ). Порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Воронежской области установлен Законом Воронежской области от 30.11.2005 № 72-ОЗ. Статьей 3 Закона Воронежской области от 30.11.2005 г. № 72-ОЗ установлено, что для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма гражданин и члены его семьи представляют в орган местного самоуправления заявление, документы удостоверяющие личность, документы подтверждающие факт родства, документы подтверждающие перемену фамилии, имени, отчества, документы подтверждающие доходы, документы содержащие сведения о стоимости имущества находящегося в собственности заявителя и членов семьи. Истец с заявлением о признании его семьи малоимущими в администрацию Никольского 1-го сельского поселения не обращался, документы необходимые для расчета не предоставлял. Семья Истца малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством не признана. Согласно части 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения предоставляются в порядке предусмотренном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. При этом из муниципального жилищного фонда жилые помещения по договорам социального найма могут предоставляться категориям граждан указанных в части 3 ст. 49 ЖК РФ, только в случае наделения данных органов в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями. Федеральными законами и законами Воронежской области органы местного самоуправления Никольского 1-го сельского поселения полномочиями по обеспечению категорий граждан указанных в части 3 ст. 49 ЖК РФ не наделялись. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения от 9 апреля 2002 года N 123-О, от 4 марта 2004 года N 80-О, от 15 июля 2010 года N 955-О - О, от 25 ноября 2010 года N 1543-О-О и др.). Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 376-О- П, от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О, от 23 марта 2010 года № 331-О-О и др.). В целях реализации жилищных прав истца администрацией Никольского 1-го сельского поселения в ноябре 2018 года в департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области направлена заявка на включение в реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания дом по адресу: <адрес> дальнейшим рассмотрением вопроса включения семьи истца в список участников государственной программы Воронежской области «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Воронежской области» на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Кроме того, в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, должно производится переселение граждан. Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Также пояснил, что истец с заявлением о признании его семьи малоимущими в органы местного самоуправления Воробьевского муниципального района и Никольского 1-го сельского поселения не обращался, документы необходимые для расчета не предоставлял. Семья истца малоимущими в соответствии с действующим законодательством не признана. Органом местного самоуправления решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд не принималось и соглашение о предоставлении истцу другого жилого помещения с администрацией поселения не заключалось. Просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области надлежащим образом был извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Просит суд рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя по доверенности Камышанова В.Г.. Против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Просит суд в удовлетворении иска отказать.
Третьи лица: Шонбин А.А., Шонбина Н.А. и Шонбин Н.А. считают, что заявленные Шонбиным Д.А. требования являются законными и обоснованными. Просят суд иск удовлетворить. При этом суду показали, что их семья администрацией Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района малоимущими не признавалась. Решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд администрацией не выносилось.
Третье лицо Шонбин П.Л. надлежащим образом был извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Просит суд рассмотреть дело в его отсутствие. Заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов настоящего дела, истцу Шонбину Д.А. на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 37,8 кв. м. и земельный участок, площадью 4300 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 105-106, 112). Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В указанном жилом доме, кроме истца – Шонбина Д.А., зарегистрированы его мать – Шонбина Н.А. и его братья: Шонбин А.А., Шонбин П.Л. и Шонбин Н.А., что подтверждается их паспортами (л.д. 60-84) и сторонами не оспаривается. Как установлено в судебном заседании, в настоящее время указанные выше граждане в жилом доме не проживают.
На основании заявления Шонбина Д.А., межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам обследования жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ комиссией составлен соответствующий акт обследования жилого дома, который был утвержден распоряжением администрации Краснопольского сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Из акта обследования следует, что жилой дом имеет бетонно-ленточный цоколь, рубленные из бревен стены. Дом газифицирован. Водопровод и канализация – отсутствуют. В акте также указаны сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия: цоколь – частично просел, перекосы, выпучивание цоколя, трещины в цоколе; стены – продуваемость и промерзание стен, глубокие трещины в венцах и частичное поражение гнилью, частичное отслоение штукатурки; перекрытие – имеются следы протечек, зазоры и щели между досками наката, прогибы балок и настилов; пол – имеются прогибы и просадки, доски наката частично поражены гнилью; кровля – обрешетка частично поражена гнилью; отделочные работы – мелкие трещины в штукатурке и побелке стен, отслоение штукатурки. По результатам обследования жилого дома, комиссия пришла к выводу, что жилой дом не пригоден для проживания (л.д. 9, 10-11, 85).
Из заключения вышеуказанной комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам рассмотренных документов и на основании акта комиссии, составленного по результатам обследования жилого жома, комиссия приняла заключение, что на момент обследования жилой дом не пригоден для проживания и ремонт жилого дома невозможен (л.д. 12-13, 87-88).
Постановлением администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области от 29.09.2017 г. № 32, на основании ст. 51 ЖК РФ, Закона Воронежской области от 30.11.2005 г. № 71-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в Воронежской области» семья Шонбиных в составе пяти человек: Шонбина Н.А., Шонбин А.А., Шонбин П.Л., Шонбин Д.А. и Шонбин Н.А. признана нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку данные граждане проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 37,8 кв. м., признанном заключением комиссии непригодным для проживания (л.д. 14-15, 54-55). В настоящее время семья Шонбиных состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области (очередность № 1) (л.д. 51).
Из информации администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области от 26.02.2019 г. следует, семья Шонбина Д.А. малоимущей в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством не признана (л.д. 192), что сторонами также не оспаривается.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Поскольку до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истец и члены его семьи не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, были поставлены на учет в 2017 году, при рассмотрении настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами являются: относятся ли они к категории малоимущих граждан, а также объективная нуждаемость истца и членов его семьи в жилом помещении в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований.
Указанный вывод суда подтвержден Определением Верховного Суда РФ от 04.07.2017 г. № 47-КГ17-7.
Таким образом, при разрешении спора суд приходит к выводу о том, что семья Шонбиных не имеет права на предоставление жилого помещения по договору социального найма по пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку в установленном законом порядке малоимущей органом местного самоуправления - администрацией Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области не признавалась.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, жилой дом, принадлежащий истцу Шонбину Д.А. на праве собственности, признан непригодным для проживания, однако решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось и соглашения о предоставлении истцу другого жилого помещения между сторонами не заключалось.
Кроме того, Шонбин Д.А. приобретая жилой дом, в соответствии с нормами статей 210, 211 ГК РФ взял на себя бремя содержания имущества, а также нес риск гибели или повреждения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Учитывая изложенное, у суда отсутствуют достаточные правовые основания для вывода о наличии у истца права на предоставление ему благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания.
Указанный вывод суда подтвержден определением Верховного Суда РФ от 21.11.2017 г. № 49-КГ17-22, а также апелляционным определением Воронежского областного суда от 15.05.2018 г. по делу № 33-2989.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу п. 3 ст. 2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесено к компетенции Поселения.
Таким образом, к заявленному истцом в качестве ответчика - администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области не относятся вопросы и решения по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях граждан жилыми помещениями, на что в судебном заседании ссылается представитель администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области.
При таких обстоятельствах, администрация Воробьевского муниципального района Воронежской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу.
Оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ представленные по делу письменные доказательства, в их совокупности и взаимосвязи с пояснениями истца, третьих лиц, возражениями и доводами со стороны ответчика, суд приходит к выводу о том, что заявленные Шонбиным Д.А. к администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области и администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области требования о возложении на администрацию Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области обязанности предоставить на состав семьи, состоящей из пяти человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Шонбина Дениса Александровича к администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области и администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области о возложении на администрацию Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области обязанности предоставить на состав семьи, состоящей из пяти человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Тронев Р.А.
Мотивированное решение суда изготовлено 18 марта 2019 г.
Судья Тронев Р.А.
Дело № 2-50/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калач 13 марта 2019 г.
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Тронева Р.А.,
при секретаре Звир Н.А.,
с участием истца Шонбина Д.А.,
представителя ответчиков - администрации Воробьевского муниципального
района Воронежской области и администрации Никольского 1-го сельского
поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области по
доверенности Камышанова В.Г.,
третьих лиц: Шонбина А.А., Шонбиной Н.А. и Шонбина Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Калачеевского районного суда Воронежской области гражданское дело по иску Шонбина Дениса Александровича к администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области и администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области о возложении на администрацию Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области обязанности предоставить на состав семьи, состоящей из пяти человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому,
УСТАНОВИЛ:
Шонбин Д.А. обратился в суд с иском к администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области и администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области об обязании администрацию Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области предоставить Шонбину Д.А. на состав семьи пять человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому (л.д. 2-4, 159-160).
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В вышеуказанном помещении также зарегистрированы члены его семьи: Шонбина Н.А., Шонбин А.А., Шонбин П.Л., Шонбин Н.А.. Принадлежащее ему жилое помещение, согласно заключению комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ утвержденного распоряжением администрации Краснопольского сельского поселения Воробьевского района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ было признано непригодным для проживания. Постановлением администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № он и члены его семьи: Шонбина Н.А., Шонбин А.А., Шонбин П.Л., Шонбин Н.А. были признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма как проживающие в жилом помещении непригодном для проживания. Указал, что Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется создание условий, обеспечивающих достойную жизнь; каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, которое указанным в законе гражданам, предоставляется с установленными законом нормами (статьи 7,40,41). Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения). Статьей 14 ЖК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан не только наниматель по договору социального найма. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
В судебном заседании истец Шонбин Д.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом суду показал, что ни он, ни члены его семьи администрацией Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района малоимущими не признавались. Решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд администрацией не выносилось. Требования также заявлены к администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области, поскольку администрация должна оказывать финансовое содействие администрации Никольского 1-го сельского поселения. Просит суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчиков - администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области и администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области по доверенности Камышанов В.Г. заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзывах на исковое заявление (л.д. 43-45, 145-148), при этом от лица администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области суду показал, что истец в администрацию Воробьевского муниципального района с заявлением о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения не обращался. Частью 2 статьи 1 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Абзацем десятым статьи 2 Федерального закона № 131 -ФЗ установлено, что муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Абзацем четырнадцатым статьи 2 Федерального закона № 131 -ФЗ установлено, что органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Статьями 14, 15, 16 Федерального закона № 131-ФЗ определены вопросы местного значения соответствующих видов муниципальных образований. Частью 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Таким образом, Федеральным законом № 131-ФЗ установлено несколько видов муниципальных образований, наделенных собственными вопросами местного значения, при этом в каждом муниципальном образовании имеются различные органы местного самоуправления, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Пунктом 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Частью 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1, 3, 9,10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями
могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью
1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части
1 настоящей статьи). Пунктом 3 статьи 2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством
закреплено в качестве вопроса местного значения сельских поселений. Таким образом, по мнению представителя ответчика, из системного толкования норм Федерального закона № 131-ФЗ в их взаимосвязи с нормами Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 148-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» следует, что решение вопросов местного значения, по обеспечению проживающих в поселении и
нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, не входит в компетенцию органа
местного самоуправления Воробьевского муниципального района Воронежской области. Таким образом, представитель полагает, что администрация Воробьевского муниципального района Воронежской области не является субъектом спорного правоотношения и надлежащим ответчиком по делу.
От имени администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области суду показал, что пунктом 5 части 1 статьи 14 ЖК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Из части 2 статьи 49 ЖК РФ следует, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи. Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Для отдельных категорий граждан предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> приобретен истцом по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации №. Жилой дом 1960 года постройки, общая площадь 37,8 м2. Дом газифицирован. Водопровод, канализация, санузел отсутствуют. На дату заключения сделки купли-продажи дом непригодным для проживания не был. По указанному адресу зарегистрированы: Шонбин Д.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (Истец), регистрация с ДД.ММ.ГГГГ, фактически не проживает; Шонбина Н.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (мать истца), регистрация с ДД.ММ.ГГГГ, фактически не проживает; Шонбин А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (брат Истца), регистрация с ДД.ММ.ГГГГ, фактически не проживает; Шонбин П.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (брат Истца), регистрация с ДД.ММ.ГГГГ, фактически не проживает; Шонбин Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (брат Истца), регистрация с ДД.ММ.ГГГГ, фактически не проживает. Фактически в указанном жилом доме проживала Шонбина Н.А. с сыном Шонбиным Н.А. только в апреле-мае 2013 года (не более 2-х месяцев). Под влиянием внешних погодных условий, отсутствием ухода, отопления, дом пришел в негодность. В 2015 году истец обратился в администрацию Никольского 1-го сельского поселения с заявлением об обследовании жилого помещения по адресу: <адрес> по вопросу оценки пригодности (непригодности) указанного жилого помещения для проживания. На основании акта обследования и заключения межведомственной комиссии, указанное жилое помещение признано непригодном для проживания (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №). Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области, установлен Законом Воронежской области от 30.11.2005 № 71-ОЗ. Статьей 2 закона Воронежской области от 30.11.2005 № 71-ОЗ установлено, что для принятия на учет гражданин подает в орган местного самоуправления либо через многофункциональный центр заявление с указанием состава семьи по форме, установленной органом местного самоуправления. Заявление подписывается лично дееспособными гражданином и членами его семьи, ограниченно дееспособными с согласия попечителей, законными представителями недееспособных членов семьи. К заявлению прилагаются документы согласно установленного перечня. В 2017 году на основании заявления Истца, в связи с тем, что жилое помещение признано непригодным для проживания, семья истца в составе 5 человек признаны нуждающимися в улучшении в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (постановление от ДД.ММ.ГГГГ). Порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Воронежской области установлен Законом Воронежской области от 30.11.2005 № 72-ОЗ. Статьей 3 Закона Воронежской области от 30.11.2005 г. № 72-ОЗ установлено, что для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма гражданин и члены его семьи представляют в орган местного самоуправления заявление, документы удостоверяющие личность, документы подтверждающие факт родства, документы подтверждающие перемену фамилии, имени, отчества, документы подтверждающие доходы, документы содержащие сведения о стоимости имущества находящегося в собственности заявителя и членов семьи. Истец с заявлением о признании его семьи малоимущими в администрацию Никольского 1-го сельского поселения не обращался, документы необходимые для расчета не предоставлял. Семья Истца малоимущими в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством не признана. Согласно части 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения предоставляются в порядке предусмотренном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. При этом из муниципального жилищного фонда жилые помещения по договорам социального найма могут предоставляться категориям граждан указанных в части 3 ст. 49 ЖК РФ, только в случае наделения данных органов в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями. Федеральными законами и законами Воронежской области органы местного самоуправления Никольского 1-го сельского поселения полномочиями по обеспечению категорий граждан указанных в части 3 ст. 49 ЖК РФ не наделялись. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения от 9 апреля 2002 года N 123-О, от 4 марта 2004 года N 80-О, от 15 июля 2010 года N 955-О - О, от 25 ноября 2010 года N 1543-О-О и др.). Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 376-О- П, от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О, от 23 марта 2010 года № 331-О-О и др.). В целях реализации жилищных прав истца администрацией Никольского 1-го сельского поселения в ноябре 2018 года в департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области направлена заявка на включение в реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания дом по адресу: <адрес> дальнейшим рассмотрением вопроса включения семьи истца в список участников государственной программы Воронежской области «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Воронежской области» на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Кроме того, в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, должно производится переселение граждан. Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Также пояснил, что истец с заявлением о признании его семьи малоимущими в органы местного самоуправления Воробьевского муниципального района и Никольского 1-го сельского поселения не обращался, документы необходимые для расчета не предоставлял. Семья истца малоимущими в соответствии с действующим законодательством не признана. Органом местного самоуправления решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд не принималось и соглашение о предоставлении истцу другого жилого помещения с администрацией поселения не заключалось. Просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области надлежащим образом был извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Просит суд рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя по доверенности Камышанова В.Г.. Против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Просит суд в удовлетворении иска отказать.
Третьи лица: Шонбин А.А., Шонбина Н.А. и Шонбин Н.А. считают, что заявленные Шонбиным Д.А. требования являются законными и обоснованными. Просят суд иск удовлетворить. При этом суду показали, что их семья администрацией Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района малоимущими не признавалась. Решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд администрацией не выносилось.
Третье лицо Шонбин П.Л. надлежащим образом был извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Просит суд рассмотреть дело в его отсутствие. Заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов настоящего дела, истцу Шонбину Д.А. на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 37,8 кв. м. и земельный участок, площадью 4300 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 105-106, 112). Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В указанном жилом доме, кроме истца – Шонбина Д.А., зарегистрированы его мать – Шонбина Н.А. и его братья: Шонбин А.А., Шонбин П.Л. и Шонбин Н.А., что подтверждается их паспортами (л.д. 60-84) и сторонами не оспаривается. Как установлено в судебном заседании, в настоящее время указанные выше граждане в жилом доме не проживают.
На основании заявления Шонбина Д.А., межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам обследования жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ комиссией составлен соответствующий акт обследования жилого дома, который был утвержден распоряжением администрации Краснопольского сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Из акта обследования следует, что жилой дом имеет бетонно-ленточный цоколь, рубленные из бревен стены. Дом газифицирован. Водопровод и канализация – отсутствуют. В акте также указаны сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия: цоколь – частично просел, перекосы, выпучивание цоколя, трещины в цоколе; стены – продуваемость и промерзание стен, глубокие трещины в венцах и частичное поражение гнилью, частичное отслоение штукатурки; перекрытие – имеются следы протечек, зазоры и щели между досками наката, прогибы балок и настилов; пол – имеются прогибы и просадки, доски наката частично поражены гнилью; кровля – обрешетка частично поражена гнилью; отделочные работы – мелкие трещины в штукатурке и побелке стен, отслоение штукатурки. По результатам обследования жилого дома, комиссия пришла к выводу, что жилой дом не пригоден для проживания (л.д. 9, 10-11, 85).
Из заключения вышеуказанной комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам рассмотренных документов и на основании акта комиссии, составленного по результатам обследования жилого жома, комиссия приняла заключение, что на момент обследования жилой дом не пригоден для проживания и ремонт жилого дома невозможен (л.д. 12-13, 87-88).
Постановлением администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области от 29.09.2017 г. № 32, на основании ст. 51 ЖК РФ, Закона Воронежской области от 30.11.2005 г. № 71-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в Воронежской области» семья Шонбиных в составе пяти человек: Шонбина Н.А., Шонбин А.А., Шонбин П.Л., Шонбин Д.А. и Шонбин Н.А. признана нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку данные граждане проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 37,8 кв. м., признанном заключением комиссии непригодным для проживания (л.д. 14-15, 54-55). В настоящее время семья Шонбиных состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области (очередность № 1) (л.д. 51).
Из информации администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области от 26.02.2019 г. следует, семья Шонбина Д.А. малоимущей в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством не признана (л.д. 192), что сторонами также не оспаривается.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Поскольку до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истец и члены его семьи не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, были поставлены на учет в 2017 году, при рассмотрении настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами являются: относятся ли они к категории малоимущих граждан, а также объективная нуждаемость истца и членов его семьи в жилом помещении в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований.
Указанный вывод суда подтвержден Определением Верховного Суда РФ от 04.07.2017 г. № 47-КГ17-7.
Таким образом, при разрешении спора суд приходит к выводу о том, что семья Шонбиных не имеет права на предоставление жилого помещения по договору социального найма по пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку в установленном законом порядке малоимущей органом местного самоуправления - администрацией Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области не признавалась.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, жилой дом, принадлежащий истцу Шонбину Д.А. на праве собственности, признан непригодным для проживания, однако решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось и соглашения о предоставлении истцу другого жилого помещения между сторонами не заключалось.
Кроме того, Шонбин Д.А. приобретая жилой дом, в соответствии с нормами статей 210, 211 ГК РФ взял на себя бремя содержания имущества, а также нес риск гибели или повреждения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Учитывая изложенное, у суда отсутствуют достаточные правовые основания для вывода о наличии у истца права на предоставление ему благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания.
Указанный вывод суда подтвержден определением Верховного Суда РФ от 21.11.2017 г. № 49-КГ17-22, а также апелляционным определением Воронежского областного суда от 15.05.2018 г. по делу № 33-2989.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу п. 3 ст. 2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесено к компетенции Поселения.
Таким образом, к заявленному истцом в качестве ответчика - администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области не относятся вопросы и решения по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях граждан жилыми помещениями, на что в судебном заседании ссылается представитель администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области.
При таких обстоятельствах, администрация Воробьевского муниципального района Воронежской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу.
Оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ представленные по делу письменные доказательства, в их совокупности и взаимосвязи с пояснениями истца, третьих лиц, возражениями и доводами со стороны ответчика, суд приходит к выводу о том, что заявленные Шонбиным Д.А. к администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области и администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области требования о возложении на администрацию Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области обязанности предоставить на состав семьи, состоящей из пяти человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Шонбина Дениса Александровича к администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области и администрации Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области о возложении на администрацию Никольского 1-го сельского поселения Воробьевского муниципального района Воронежской области обязанности предоставить на состав семьи, состоящей из пяти человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Тронев Р.А.
Мотивированное решение суда изготовлено 18 марта 2019 г.
Судья Тронев Р.А.