Дело № 2-120/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кириллов 30 июня 2020 года
Кирилловский районный суд Вологодской области в составе судьи Ведениной Е.В.,
при секретаре Николаевой О.В.,
с участием:
истца Изякова С.Н.,
представителя истца Хрусталева О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Изякова С.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе Вологодской области (межрайонное) об установлении стажа и досрочном назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Изяков С.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе Вологодской области (межрайонное) (далее ГУ УПФ РФ в Белозерском районе), в котором просил признать неправомерным и не порождающим правовых последствий решение ГУ УПФ РФ в Кирилловском районе от ДД.ММ.ГГГГ № в части не включения в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ периодов работы в ОАО «РТП «<данные изъяты>» в должности сварщика с 5 июня 1982 года по 5 октября 1982 года и с 7 января 1985 года по 2 октября 1994 года; в ООО «<данные изъяты> ПМК» в должности электросварщика с 4 октября 1994 года по 31 декабря 1998 года; службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 10 октября 1982 года по 27 ноября 1984 года; обязать ответчика зачесть указанные периоды в его специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований указал, что его работа в должности сварщика относилась к тяжелым условиям труда. Вся его деятельность была связана с ручной сваркой. В оспариваемые периоды он выполнял работу «электрогазосварщика ручной сварки», в связи с чем она подлежала включению в специальный стаж. Периоду службы в рядах Вооруженных Сил СССР непосредственно предшествовала данная работа, а затем и следовала за ним, что не давало оснований для ее исключения из специального стажа. Исключение спорных периодов из его специального стажа он считает не правомерным, нарушающим его пенсионные права.
В судебном заседании истец Изяков С.Н. и его представитель Хрусталев О.В. уточнили требования, просили обязать ответчика назначить ему досрочно трудовую пенсию не с ДД.ММ.ГГГГ - момента обращения в ГУ УПФ РФ в Белозерском районе с заявлением о назначении пенсии по старости, несмотря на выработку необходимого стажа на эту дату, а с ДД.ММ.ГГГГ, когда ему исполнилось 55 лет.
ГУ УПФ РФ в Белозерском районе в отзыве на исковое заявление и представитель в судебном заседании исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать, мотивируя тем, что стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ у Изякова С.Н. на день обращения в за назначением пенсии составил всего 1 год 7 месяцев 21 день на работах с тяжелыми условиями труда, при требуемом для 55 лет – не менее 12 лет 6 месяцев. Работа истца в ОАО «РТП «<данные изъяты>» в должности сварщика не подлежит зачету в специальный стаж, так как сведений об используемом им оборудовании на данном предприятии не имеется. Должность истца указана просто «сварщик», что не соответствует наименованию профессий, предусмотренным Списком №2. Служба в рядах Вооруженных Сил СССР не может быть включена в специальный стаж, так как этого не предусматривает действующее пенсионное законодательство.
Проверив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд пришел к выводу, что заявленные Изяковым С.Н. требования подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Изяков С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ УПФ РФ в Белозерском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ. Решением ГУ УПФ РФ в Белозерском районе от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по мотиву недостаточности необходимой продолжительности специального трудового стажа на день обращения (12 лет 6 месяцев). При этом продолжительность специального стажа у Изякова С.Н. на день обращения за назначением пенсии по подсчетам ответчика составила 1 год 7 месяцев 21 день. Периоды работы истца в ОАО «РТП «<данные изъяты>» в должности сварщика с 5 июня 1982 года по 5 октября 1982 года и с 7 января 1985 года по 2 октября 1994 года, в ООО «<данные изъяты> ПМК» в должности электросварщика с 4 октября 1994 года по 31 декабря 1998 года, а также службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 10 октября 1982 года по 27 ноября 1984 года из его специального стажа исключены.
Суд полагает, что оспариваемое Изяковым С.Н. решение ГУ УПФ РФ в Белозерском районе об отказе в назначении пенсии нарушает его права и интересы в сфере пенсионного обеспечения. При этом суд исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18,19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого же Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, с учетом выполнения которых пенсия устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года, указано право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с позицией 23200000-19756 раздела XXXIII, электрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже третьего класса опасности, а также электросварщикам ручной сварки.
Вместе с тем, Постановлением Совета Министров СССР за № 1173 от 22 августа 1956 года был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам с тяжелыми условиями труда, который действовал в различных редакциях до 01.01.1992 года. В данном Списке в разделе ХХХIII «Общие профессии» были поименованы должности – газорезчиков, газосварщиков и электросварщиков без указания рабочего оборудования, вида сварки и резки.
В связи с этим, время выполнявшихся до 01.01.1992 года работ, предусмотренных Списком № 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком № 2 от 26 января 1991 года № 10.
Таким образом, работа истца до 1 января 1992 года в качестве электросварщика может засчитываться в специальный стаж без документального уточнения вида сварки.
Из трудовой книжки Изякова С.Н. следует, что 5 августа 1982 года он был переведен на должность сварщика 2 разряда <данные изъяты>, а 6 октября 1982 года уволен по собственному желанию в связи с уходом с Советскую Армию, где служил с 10 октября 1982 года по 27 ноября 1984 года. После окончания службы 7 января 1985 года вновь принят в <данные изъяты> сварщиком 2 разряда. В трудовой книжке Изякова С.Н. также имеются записи о присвоении ему 15 марта 1985 года 3 разряда «электрозагосварщика», 11 апреля 1988 года – на основании переаттестации 3 разряда «газоэлектросварщика». Уволен Изяков С.Н. 3 октября 1994 года.
Трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовой стаж работника. Указанные в трудовой книжке периоды подтверждаются приказами работодателей, содержание которых отражено в архивных справках.
Из показаний свидетелей Р. К. М. работавших совместно с истцом, следует, что Изяков С.Н. работал в <данные изъяты> (ОАО «РТП «<данные изъяты>») электросварщиком ручной сварки. Автоматическая и полуавтоматическая сварка в организации не применялась. Истцом, кроме того, представлены фотографии аппаратов ручной газовой и электрической сварки, применяемой в организации в период его работы.
Свидетель Б. суду показал, что в период со 2 августа 1993 года по 28 мая 2001 года работал мастером производственного участка ООО «<данные изъяты> ПМК». Изяков С.Н. работал в организации в качестве электросварщика ручной сварки. Аппаратов автоматической и полуавтоматической сварки не применялось. Изяков С.Н. работал полный день, без совмещений и совместительств. На иные работы не переводился.
Согласно справке и.о. начальника управления строительства и ЖКХ администрации Кирилловского муниципального района от 30.06.2020 г. № Яковлева Ю.В., на территории Кирилловского муниципального района в 90-е годы 20 века при производстве электросварочных работ применялся только ручной вид газоэлектросварки. Каких-либо автоматических или полуавтоматических устройств при производстве электрогазосварочных работ не применялось.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец в спорные периоды работал в тяжелых условиях труда на должности, поименованной в Списке № 2 1956 года.
Разъяснением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 5, утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года №29, предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Аналогичные положения содержались и в разъяснениях Министерства труда Российской Федерации от 08.01.1992 года № 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР № 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 года № 235.
Таким образом, при назначении пенсии Изякову С.Н. за период после 1 января 1992 года доказыванию подлежит занятость в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке. Вместе с тем, занятость истца выполнением работ по основной деятельности не менее 80% рабочего времени (полный рабочий день) не оспаривается. Доказательств обратного суду не представлено.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о необходимости включения периодов работы Изякова С.Н. в ОАО «РТП «<данные изъяты>» в должности сварщика с 5 июня 1982 года по 5 октября 1982 года и с 7 января 1985 года по 2 октября 1994 года; в ООО «<данные изъяты> ПМК» в должности электросварщика с 4 октября 1994 года по 31 декабря 1998 года в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из материалов дела следует, что с 10 октября 1982 года по 27 ноября 1984 года Изяков С.Н. проходил военную службу по призыву.
Суд полагает, что данный период подлежит зачету в его специальный пенсионный стаж, так как это предусматривалось законодательством, действующим в указанный период.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 Разъяснения Министерства труда РФ «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 года при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 года), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при начислении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.
При рассмотрении ГУ УПФ РФ в Белозерском районе заявления истца о назначении пенсии не учтено, что в соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, действовавшим в указанный период, служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежала зачету в стаж работы. При этом, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, на других работах с тяжелыми условиями труда служба в армии приравнивалась по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из материалов дела следует, что службе истца в составе Вооруженных Сил СССР с 10 октября 1982 года по 27 ноября 1984 года (2 года 1 месяц 18 дней) предшествовала его работа в должности сварщика в Кирилловской Райсельхозтехнике
Следовательно, данный период подлежат включению в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, общий специальный пенсионный стаж истца с учетом зачтенного ГУ УПФ РФ в Белозерском районе периода (1 год 7 месяцев 21 день) на день обращения за назначением пенсии составил 18 лет 1 месяц 4 дня при необходимом для 55 лет специальном стаже – 12 лет 6 месяцев, что давало ему право на назначение пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
За назначением пенсии истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, пенсия должна была быть ему назначена с ДД.ММ.ГГГГ когда Изякову С.Н. исполнилось 55 лет.
В силу части первой статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.
Следовательно, с ответчика подлежат возмещению расходы Изякова С.Н. по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ «░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 05.06.1982 ░. ░░ 05.10 1982 ░., ░ 07.01.1985 ░░ 02.10.1994 ░.; ░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ 04.10.1994 ░. ░░ 31.12.1998 ░.; ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░ 10.10.1982░. ░░ 27.11.1984 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ «░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 05.06.1982 ░. ░░ 05.10 1982 ░. (4 ░░░░░░ 1 ░░░░), ░ 07.01.1985 ░░ 02.10.1994 ░. (9 ░░░ 8 ░░░░░░░ 26 ░░░░); ░ ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ 04.10.1994 ░. ░░ 31.12.1998 ░. (4 ░░░░ 2 ░░░░░░ 28 ░░░░); ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░ 10.10.1982 ░. ░░ 27.11.1984 ░░░░ (2 ░░░░ 1 ░░░░░ 18 ░░░░), ░ ░░░░░ 16 ░░░ 5 ░░░░░░░ 13 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 3 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.