Решение по делу № 2-289/2014 ~ М-338/2014 от 10.09.2014

Дело № 2-289/2014 Кизеловского городского суда Пермского края Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Н.Ю.,

с участием     истцов Куленко С.М., Куленко Д.С.,

третьего лица на стороне истцов Куленко В.С.,

представителя третьего лица Министерства Финансов Российской Федерации Подсобляева С.В., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края гражданское дело по иску Куленко С. М. и Куленко Д. С., действующего за себя и своего несовершеннолетнего ребенка ФИО1 к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л :

        Истцы Куленко С.М. и Куленко Д.С., действующий за себя и своего несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого, ссылаясь на наличие у них права на выделение социальной выплаты.

      В судебном заседании истец Куленко С.М. на удовлетворении своих требований настаивает, пояснил, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который он приобрел по договору купли-продажи в ДД.ММ.ГГГГ году. На момент ликвидации шахты имени Ленина кроме него в доме проживали и были зарегистрированы его дети: сын Куленко Д. С. и дочь Куленко В. С., жена была зарегистрирована по другому адресу. Регистрацию в указанном доме они сохранили до настоящего времени, в доме также проживает его жена, сноха и внук. Дочь снята с регистрационного учета в ДД.ММ.ГГГГ году и проживает в <адрес>. Считает, что они имеют право на получение социальной выплаты, так как жилой дом по вышеуказанному адресу признан непригодным для проживания по критериям безопасности, другого жилого помещения для проживания они не имеют. Просит предоставить социальную выплату на состав семьи из трех человек.

       Истец Куленко Д.С. на иске настаивает, указал, что в жилом доме по адресу: <адрес> он проживает с рождения, является членом семьи своих родителей, они ведут общее хозяйство, имеют общий бюджет.

       Третье лицо по делу Куленко В.С. поддержала требования истцов, заявлять требования о предоставлении социальной выплаты с учетом ее интересов не желает, проживает в <адрес>, там работает, в жилом доме, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности в настоящее время не зарегистрирована и не проживает.

              

       Представитель Администрации Кизеловского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в адрес суда направлен письменный отзыв, из текста которого следует, что исковые требования истцов признают частично, оспаривают право истца Куленко С.М. и несовершеннолетнего ФИО1 на получение социальной выплаты, поскольку истец состоит в зарегистрированном браке с Куленко Т. Н., у которой имеется в собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, которое является совместной собственностью. В связи с чем, считают, что Куленко С.М. утратил право на получение социальной выплаты. У несовершеннолетнего ФИО1, рожденного ДД.ММ.ГГГГ право на получение социальной выплаты не возникло, поскольку последний на момент ликвидации шахты имени Ленина не проживал и не был зарегистрирован в жилом доме, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности. Право истца Куленко Д.С. на получение социальной выплаты Администрацией района не оспаривается.

                  Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствии его представителя, направил в адрес суда письменный отзыв, в котором указал, что формирование списков и установление очередности предоставления социальных выплат являются исключительным правом органа местного самоуправления-получателя бюджетных средств, то есть администрации Кизеловского муниципального района. Согласно п. 2.10.2 Эталона проекта ликвидации шахты, основанием для отнесения домов к ветхому жилищному фонду является заключение специализированной научно-исследовательской организации о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.

Порядок ( процедура) отнесения домов к ветхому жилищному фонду предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47

« Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Признание жилого дома ветхим, аварийным согласно пункту 7 указанного Положения, входит в компетенцию органов местного самоуправления.

       Представитель Министерства Финансов РФ Подсобляев С.В. считает, что исковые требования истцов должны быть разрешены в соответствии с действующим законодательством. Социальные выплаты гражданам, проживающим в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности, предоставляются на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года. Указанные Правила действуют до настоящего времени, не отменены и силу не утратили, денежные средства выделяются. Следовательно, государство в лице Минфина России свои обязательства по выделению из казны Российской Федерации денежных средств на цели содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого в рамках реализации программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков на момент рассмотрения настоящего дела выполняет. В случае наличия права истцов на включение в Список граждан, проживающих в ветхом жилье непригодном для проживания по критериям безопасности и наличия права на получение социальной выплаты, исковые требования истцов должны быть удовлетворены.        

     

                     Выслушав пояснения сторон,     изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истцов подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

        Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.

    Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля

( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

     В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

     

      Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

      

      В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

          Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты

( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов

( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

    В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

     В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:

-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;

-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;

-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;

-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.

         

       Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника

( нанимателя).

              

       Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».

        Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта имени Ленина ОАО «Кизелуголь» ликвидирована с 16.06.1997 года, что подтверждается приказом № 157 от 13.06.1997 года ( л.д. 33). Собственником жилого дома по адресу: <адрес> является истец Куленко С. М.. Из сведений о регистрации истцы зарегистрированы в указанном жилом доме     : Куленко С.М. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Куленко Д.С. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, несовершеннолетний ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ( л.д. 8-9, 14-15, 19-25).

       Согласно справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « ЦТИ» и Уведомления об отсутствии в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Куленко С.М., Куленко Д.С. и ФИО1 приватизированного жилья в городе Кизеле не имеют, в приватизации не участвовали, собственниками жилых помещений не являются ( л.д. 11, 16-18).

     Из информации отдела архитектуры и градостроительства Администрации Кизеловского муниципального района ( л.д. 26) улица, на которой находится жилой дом, принадлежащий истцу Куленко С.М. до ДД.ММ.ГГГГ года именовалась <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ улица переименована в <адрес>.

        Согласно заключению Уральского филиала ОАО « ВНИМИ» об оценке степени влияния горных работ на состояние жилого дома по <адрес>

от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанный жилой дом был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты имени Ленина     , в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в ветхость и непригодность для проживания по

критериям безопасности в результате ведения горных работ ( л.д.12-13).

      Судом также установлено, что истец Куленко Д.С. проживал в жилом доме по адресу: <адрес> с рождения, что подтверждается представленными справками с <...>, указывающие на то, что в период обучения в школе по данным классного журнала Куленко Д.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал по адресу: <адрес>.

     Согласно свидетельства о регистрации брака от ДД.ММ.ГГГГ истец Куленко С.М. состоит в зарегистрированном браке с Куленко Т. Н..

       Из договора мены квартир от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( л.д. 49) Куленко Т. Н. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.

            

                    Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что истец Куленко Д.С. имеет право на получение социальной выплаты и это право не утратил. Истец Куленко Д.С. право на получение социальной выплаты утратил, так как жилой дом по адресу: <адрес> не является для него постоянным и единственным местом жительства.

          В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом данные условия должны быть в совокупности.                

         Судом было установлено, что истцы Куленко С.М. и Куленко Д.С. имели в указанной квартире регистрацию на момент ликвидации шахты имени Ленина, проживают в жилом помещении и в нем зарегистрированы по настоящее время. Жилой дом по вышеуказанному адресу признан в установленном законом порядке непригодным для проживания по критериям безопасности. Другого жилого помещения истец Куленко Д.С. не имеет. Право Куленко Д.С. на получение социальной выплаты не оспаривается и ответчиком.

     Суд считает, что истец Куленко С.М. не отвечает предъявляемым для получения социальной выплаты требованиям, поскольку жилой дом по адресу: <адрес> не является для него постоянным и единственным местом жительства.

Судом было установлено, что жена Куленко С.М. - Куленко Т.Н. имеет в собственности жилое помещение по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение приобретено в период брака, а потому является совместной собственностью согласно ст. 34 Семейного Кодекса РФ.

     При таких обстоятельствах полагать, что Куленко С.М. нуждается в социальной помощи и защите государства, у суда оснований не имеется.

    Суд также считает, что в удовлетворении требований Куленко Д.С. о предоставлении социальной выплаты на несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует отказать, так как Правила предоставления социальных выплат связывают возникновение права на получение социальной выплаты с моментом ликвидации организации угольной промышленности.. Поскольку ФИО1 на момент ликвидации шахты имени Ленина не проживал и не был зарегистрирован в жилом доме, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, то право на получение социальной выплаты у него не возникло.

    На основании вышеизложенного, суд считает, что право на социальную выплату Куленко Д.С., судом должно быть защищено, поскольку он отвечает всем установленным требованиям и условиям. В иске Куленко С.М. и в требованиях в интересах несовершеннолетнего ФИО1 следует отказать.

                       Получателем межбюджетных трансфертов     для переселения семей, проживающих в ветхом жилье, находящемся на горном отводе, является Администрация Кизеловского муниципального района, а потому именно на Администрацию района следует возложить обязанность по выделению социальной выплаты истцу Куленко Д.С.

       Куленко Д.С.        следует предоставить социальную выплату из расчета       одного члена семьи.     Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на     одного члена семьи - кв. м.

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания ( для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти ( для выезжающих граждан).       Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством     по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.

      

                           Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

      Обязать Администрацию Кизеловского муниципального района включить      Куленко Д. С.     в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и обязать Администрацию     Кизеловского муниципального района выделить Куленко Д. С. социальную выплату на семью, состоящую из одного человека, для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

         В иске Куленко С. М. и в предоставлении социальной выплаты на несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения отказать.

           Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течении месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

           

Председательствующий:

Судья:                                                 (подпись)                                           Н.Н. Рылова

ВЕРНО:

Судья:                                                                         Н.Н. Рылова

Секретарь:                                                              Н.Ю. Ибрагимова

2-289/2014 ~ М-338/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Куленко Степан Михайлович
Информация скрыта
Куленко Дмитрий Степанович
Ответчики
Администрация Кизеловского муниципального района
Другие
Министерство финансов РФ
Министерство энергетики РФ
Куленко Вера Степановна
Суд
Кизеловский городской суд Пермского края
Судья
Рылова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
kizel--perm.sudrf.ru
10.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.09.2014Передача материалов судье
12.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2014Подготовка дела (собеседование)
16.10.2014Подготовка дела (собеседование)
16.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2014Судебное заседание
21.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2014Дело оформлено
19.12.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее