Дело № 2-1224/11-2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2016 г. город Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе
Председательствующего судьи Шуровой Л.И.
при секретаре Волковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борзова <данные изъяты>, Борзовой <данные изъяты> к Администрации <адрес>, Комитету ЖКХ <адрес> об обязании совершить действия и взыскании денежной компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Борзовы Б.А. и А.Г. обратились в суд с иском к Администрации <адрес>, Комитету ЖКХ <адрес> об обязании предоставить им квартиру, аналогичную занимаемой.
В обоснование заявленных требований указали, что они с 2004 года являются собственниками <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> утвердила решение межведомственной комиссии по переводу в нежилой фонд <адрес>, расположенной на первом этаже дома под его квартирой. Строительные работы по перепланировке и переустройству в <адрес> проводились в 2004 -2005 г.г. на несущих конструкциях жилого дома, были разобраны межкомнатные перегородки. В процессе производства строительных работ Борзов Б.А. заметил, что в их с Борховой А.Г. квартире межкомнатная перегородка между кухней и комнатой стала отходить от потолка. С 2006 года они обращались в Администрацию <адрес> по вопросу нарушения технического состояния конструкций квартиры после проведенных работ по переустройству и перепланировке в помещении <адрес>.
На основании письма-заказа Комитетк ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ж11 ОГУП «Курскоблкоммунпроект» проведено обследование и выдано заключение, согласно которому: «<адрес> пригодна для проживания при условии выполнения ремонтных работ по усилению конструкций междуэтажного перекрытия, стабилизации перегородок, частичного ремонта кровли».
В соответствии с заключением межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, принятого на основании проведенного обследования и заключения ОГУП «Курскоблкоммунпроект», <адрес> признана непригодной для проживания до выполнения работ по усилению конструкций междуэтажного перекрытия и стабилизации перегородок.
Как указано в письме Комитета ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с решением межведомственной комиссии, по заказу ОГУП «Курскоблкоммунпроект» разрабатывается проектно-сметная документация на выполнение работ по усилению конструкций <адрес>. Также рассматривался вопрос об отселении жильцов <адрес> на время проведения работ.
Однако, ремонт в квартире до настоящего времени не произведен.
В процессе рассмотрения настоящего дела истец Борзов Б.А. заявленные требования уточнил. Просил обязать ответчиков произвести ремонт в принадлежащей ему квартире и взыскать с них денежную компенсацию морального вреда.
В судебном заседании истец Борзов Б.А., действующий в своих интересах и в интересах Борзовой А.Г. на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что он просит обязать ответчиков произвести ремонт в его квартире, т.к. в соответствии с заключением межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ квартира были признана непригодной для проживания, однако с указанного времени работы по ремонту не выполнены.
Соистец Борзова А.Г., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства. в суд не явилась.
Представитель Комитета ЖКХ <адрес> и Администрации <адрес> - по доверенности Резникова Н.Н. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения иска Борзова Б.А., поскольку им не представлено доказательств незаконных действий Администрации <адрес> при переводе <адрес> в нежилое помещение, а также наличия причинно-следственной связи между работами по перепланировке <адрес> имеющимися нарушениями технического состояния квартиры истца. С 2010 года дом, в котором проживает истец, не является муниципальной собственностью, т.к. квартиры приватизированы, а поэтому капитальный ремонт деревянных конструкций междуэтажного перекрытия, стабилизации перегородок, должен производиться в порядке, установленном жилищным кодексом. Кроме того, истцом выбран неверный способ защиты его права.
Привлеченный к участию в деле в качестве 3-го лица представитель ООО УК «Жилсервис Центр», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истцы Борзов Б.А.и Борзова А.Г. являются участниками общей долевой собственности – по 1/2 доле каждый- на 2-х-комнатную <адрес> на основании договора приватизации жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено решение межведомственной комиссии по переводу в нежилой фонд <адрес>, расположенной на 1-м этаже под квартирой истцов.
Постановлениями Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, разрешено переустройство и перепланировка данной квартиры. Работы по переустройству и перепланировке в указанном помещении завершены в 2005 году.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании постановлениями Администрации <адрес>, заявлениями собственника <адрес> ФИО7, заключениями Курских городских коммунальных электросетей, Главного государственного санитарного врача, пояснительной запиской к проекту и проектом, выполненным специализированной организацией «Фактор».
С 2006 года Борзов Б.А. обращался в Администрацию <адрес> по вопросу нарушения технического состояния конструкций квартиры после проведенных работ по переустройству и перепланировке в помещении <адрес>.
На основании письма-заказа Комитетк ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ж11 ОГУП «Курскоблкоммунпроект» проведено обследование и выдано заключение, согласно которому: «<адрес> пригодна для проживания при условии выполнения ремонтных работ по усилению конструкций междуэтажного перекрытия, стабилизации перегородок, частичного ремонта кровли».
В соответствии с заключением межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, принятого на основании проведенного обследования и заключения ОГУП «Курскоблкоммунпроект», <адрес> признана непригодной для проживания до выполнения работ по усилению конструкций междуэтажного перекрытия и стабилизации перегородок.
Как указано в письме Комитета ЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с решением межведомственной комиссии, по заказу ОГУП «Курскоблкоммунпроект» разрабатывается проектно-сметная документация на выполнение работ по усилению конструкций <адрес>. Также рассматривался вопрос об отселении жильцов <адрес> на время проведения работ.
Однако, принятые решение до обращения Борзова Б.А. в суд с иском не выполнены.
Указанные работы по усилению конструкций межэтажного перекрытия, стабилизации перегородок, частичного ремонта относятся к капитальному ремонту.
Порядок проведения капитального ремонта предусмотрен Жилищным кодексом РФ, другими нормативными актами.
В соответствии с требованиями ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Согласно ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.
В силу п.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта;
На основании ст. 8 Закона Курской области от 22.08.2013 г. № 63-ЗКО «О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области» государственная поддержка на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - государственная поддержка капитального ремонта) осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Курской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Государственная поддержка капитального ремонта предоставляется на финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с частью 3 статьи 9 настоящего Закона, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, региональному оператору за счет областного бюджета на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и законами Курской области.
Меры государственной поддержки капитального ремонта предоставляются независимо от применяемого собственниками помещений способа формирования фонда капитального ремонта.
Порядок и условия предоставления государственной поддержки, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом Курской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, утверждаются нормативными правовыми актами Администрации Курской области.
В соответствии со ст.9 Закона Курской области от 22.08.2013 г. № 63-ЗКО «О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области» региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа) утверждается Администрацией Курской области в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки капитального ремонта, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональная программа формируется на срок 30 лет.
В региональную программу не включаются:
1) дома, в которых имеется менее чем три квартиры;
2) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Администрации Курской области. Порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса многоквартирных домов, иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах, определяются нормативным правовым актом Администрации Курской области не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения об исключении этих домов из региональной программы.
3) многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы приняты решения о сносе или реконструкции. Порядок принятия решения о сносе или реконструкции многоквартирных домов устанавливается нормативным правовым актом Администрации Курской области.
Во исполнение требований указанного Закона постановлением Администрации курской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>.
Пунктом 5 данной Программы определено, что проведение капитального ремонта многоквартирных домов осуществляется в соответствии с требованиями ЖК РФ и законодательства РФ о градостроительной деятельности с использованием средств фондов капитального ремонта в соответствии с адресным перечнем многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>.
Участниками и исполнителями программы являются: Комитет ЖКХ и ТЭК <адрес>, государственная жилищная инспекция <адрес>, Фонд «Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов <адрес>, организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, ТСЖ, ЖС, ЖК и другие специализированные кооперативы, собственники помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с реестром жилой <адрес> включен в план капитального ремонта на 2016 год.
Таким образом, ответчики- Комитет ЖКХ <адрес> и Администрация <адрес> являются ненадлежащими ответчиками по настоящему делу.
В нарушение требований ст.56 ГПК РФ, обязывающей каждую сторону доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, истцами Борзовыми Б.А. не представлено доказательств в подтверждение доводов о том, что выявленные в их квартире нарушения явились следствием нарушения работ по перепланировке <адрес> и незаконной выдачи Администрацией <адрес> разрешения на перевод жилого помещения в нежилое.
Заключение межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о непригодности квартиры для проживания, само по себе, не является безусловным основанием для возложения на Комитет ЖКХ <адрес> и Администрацию <адрес> обязанности по проведению ремонта в квартире.
При доказанности факта проведения собственником <адрес> работ с нарушением проекта на перепланировку истцы не лишены возможности обратиться к нему с иском.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Борзова <данные изъяты>, Борзовой <данные изъяты> отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья: Л.И. Шурова.