Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июня 2023 г. г. Жигулёвск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Семеновой Н.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Шурыгиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-754/2023 по иску Карпеева Н. Н.ча к Парамоновой Н. В. о признании договора купли-продажи недвижимого имущества незаключенным, взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Карпеев Н.Н. обратился в Жигулевский городской суд Самарской области с исковыми требованиями к Парамоновой Н.В., требуя с учетом заявленных уточнений:
- признать незаключенным между сторонами договор купли-продажи гаража, расположенного по адресу: <адрес>;
- взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства в размере 170 000 рублей, переданные в счет оплаты стоимости указанного гаража, а также возмещение понесенных по делу судебных расходов по уплате государственной пошлины и расходов по оплате услуг представителя в размере 2 000 рублей.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком от истца были получены денежные средства в сумме 220 000 рублей в качестве оплаты стоимости гаража, расположенного по адресу: <адрес>, который она продавала истцу.
Сделка купли-продажи между сторонами надлежащим образом оформлена не была, договор купли-продажи гаража составлен не был. Была лишь составлена расписка от имени ответчицы о получении от истца денежных средств. При этом, никаких документов, подтверждающих право собственности ответчицы на указанный гараж она не предоставила, до настоящего времени договор купли-продажи гаража между сторонами не составлен, сделка не заключена, регистрация перехода права собственности на гараж на имя истца не произведена.
Законодательством установлено, что любой договор должен быть заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами сделки. Несоблюдение правил о форме договора влечет его ничтожность.
В соответствии со ст. 554 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Никаких конкретных данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество (гараж), которое подлежало передаче истцу, в том числе, полный и точный адрес его местонахождения, технические характеристики гаража, а также на каком земельном участке он расположен в расписке, составленной ответчицей, указаны не были. Документов на гараж и земельный участок, на котором он расположен, ответчица истцу не показывала и не предъявляла.
Таким образом, условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче по указанному договору считается несогласованным, а договор между истцом и ответчицей незаключенным. При этом в расписке отсутствует подпись истца, то есть договор стороной по сделке не подписан.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Ответчицей денежные средства, переданные истцу в счет оплаты стоимость указанного выше гаража, были возвращены частично, в размере 50 000 рублей.
Ссылаясь на перечисленные выше обстоятельства Карпеев Н.Н. просит признать незаключенным между сторонами договор купли-продажи гаража, расположенного по адресу: <адрес>, взыскать с ответчицы в свою пользу денежные средства в размере 170 000 рублей, переданные в счет оплаты стоимости указанного гаража. Кроме того, просит взыскать с ответчицы возмещение по делу судебных расходов по уплате государственной пошлины, а также расходы по оплате юридических услуг в виде консультации и составления искового заявления в суд в размере 2 000 рублей.
В судебное заседание истец Карпеев Н.Н. не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Ответчица Парамонова Н.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена должным образом - судебной повесткой, направленной по адресу регистрации по месту жительства: <адрес> подтвержденному сведениями адресно-справочной службы. Судебное извещение возвращено в адрес суда за истечением срока хранения, что позволяет сделать вывод о надлежащем извещении ответчика. При этом суд исходит из следующих разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации":
- по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ); гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25);
- статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
Судом в порядке ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено рассмотреть дело в отсутствие ответчицы Парамоновой Н.В., извещенной о рассмотрении дела надлежащим образом и не представившей доказательств уважительности причин неявки по вызову суда.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Статьей 164 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации. Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
В силу ст. 554 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В ходе рассмотрения спора судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Парамонова Н.В. выдала Карпееву Н.Н. расписку, из текста которой усматривается, что Парамонова Н. В. продала Карпееву Н.Н. гараж в <адрес> за 220 000 рублей. Деньги получила полностью на руки.
Подлинник расписки приобщен к материалам дела.
Факт получения денежных средств от истца именно с целью оформления в собственность истца гаража, а также факт неисполнения взятого на себя обязательства и того, что денежные средства, полученные от истца, ему не возвращены в полном объеме, ответчиком не оспаривается.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Оценивая перечисленные выше доказательства, суд признает установленным, что указанный в иске договор купли-продажи не содержит данных, необходимых в соответствии со ст. 554 Гражданского кодекса Российской Федерации для определения предмета договора. Каких-либо иных документов, подтверждающих, что сделка состоялась, в том числе подтверждающих право продавца на указанный в тексте расписки объект, в дело не предъявлено, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что договор в силу статьи 554 Гражданского кодекса Российской Федерации является незаключенным, поскольку в нем отсутствуют необходимые данные, позволяющие с достоверностью определить предмет договора купли-продажи и право собственности продавца на отчуждаемое имущество.
По изложенным выше мотивам предъявленные Карпеевым Н.Н. требования признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из текста искового заявления следует, что ответчица частично выплатила долг перед истцом в размере 50 000 рублей.
Таким образом, с Парамоновой Н.В. в пользу Карпеева Н.Н. подлежит взысканию сумма, переданная истцу в счет оплаты стоимости гаража в размере 170 000 рублей.
С ответчика также на основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию в пользу истца возмещение расходов по оплате государственной пошлины в размере 4 600 рублей, а также расходы по оплате услуг представителя в размере 2 000 рублей. При определении размера возмещения судебных расходов по оплате услуг представителя суд учитывает объем оказанных юридических услуг (консультация, составление искового заявления), объем заявленных исковых требований, результаты разрешения спора (иск удовлетворен в полном объеме), в связи с чем признает обоснованной и отвечающей принципу разумности и соразмерности, а также объему защищаемого права сумму возмещения в заявленном истцом в размере 2 000 рублей. Оснований для снижения заявленной ко взысканию суммы суд не усматривает, поскольку ответчиком, вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств того, что заявленная сумма в размере 2 000 рублей, затраченных Карпеевым Н.Н. на оплату услуг представителя, является чрезмерно завышенной.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░.░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░., <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.░░, <░░░░░░ ░░░░░░>:
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 170 000 ░░░░░░,
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 600 ░░░░░░,
░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 176 600 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░ 2023 ░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░