Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2010 г.
Дело № 2-2891
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2010 г.
г. Кандалакша
Кандалакшский городской суд Мурманской области
в составе:
судьи Филипповой М.Е.,
при секретаре Титовой О.Э.,
с участием:
помощника прокурора <адрес> ФИО3,
ФИО1, её представителя ФИО4,
представителей администрации муниципального образования <адрес> ФИО5, ФИО6,
представителя ООО «УК «<данные изъяты>»» ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению
прокурора <адрес> в интересах
ФИО1
к администрации муниципального образования <адрес>
о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставлять меры социальной поддержки,
третье лицо Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «<данные изъяты>»»,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования <адрес> (далее по тексту Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставлять истице с <дата> меры социальной поддержки. В обоснование иска прокурор указал, что ФИО1, <дата> года рождения, на дату увольнения <дата> из Муниципального учреждения культуры «<данные изъяты>» с должности художественного руководителя, в связи с неоднократным неисполнением без уважительных причин трудовых обязанностей, имела стаж работы в сельской местности (поселке городского типа) более 10 лет. Должность, которую занимала ФИО1 C.И. на момент увольнения, включена в перечень должностей специалистов, работающих в государственных областных и муниципальных учреждениях, имеющих право на получение мер социальной поддержки и установление повышенных тарифных ставок (окладов), утвержденный постановлением <адрес> от <дата> N 388-ПП. С <дата> ФИО1 была назначена трудовая пенсия по возрасту и на момент увольнения из МУК «<данные изъяты>» истица имела право выхода на пенсию. На момент увольнения ФИО1 предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услу<адрес> увольнения ФИО1 фактически находится на пенсии и ей выплачивается трудовая пенсия. В связи с увольнением ФИО1 по основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 81 ТК РФ, Администрацией было принято решение о прекращении предоставления истице льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных статьей <адрес> от <дата> <номер>-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа». Считая данное решение незаконным, прокурор просит суд признать не соответствующим закону отказ Администрации в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа», обязать Администрацию предоставлять с <дата> ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>-а, <адрес>, меры социальной поддержки в виде ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в размере, предусмотренном <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа».
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 поддержала заявленные требования.
В судебном заседании ФИО1 и её представитель ФИО4 заявленные прокурором требования поддержали.
В судебном заседании представители администрации ФИО5 и ФИО6 с заявленными требованиями не согласились по основаниям, указанным в письменном отзыве, представленном суду, просили в удовлетворении иска отказать.
Представитель ООО «УК «<данные изъяты>»» ФИО7 в судебном заседании присутствовала.
Суд, заслушав помощника прокурора ФИО3, ФИО1, её представителя ФИО4, представителей администрации муниципального образования <адрес> ФИО5, ФИО6, представителя ООО «УК «<данные изъяты>»» ФИО7, изучив материалы дела, суд признаёт исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» (в ред. от <дата>) (далее по тексту Закон) специалистам в области культуры и искусства, работающим в организациях культуры и искусства, образования, здравоохранения и социального обслуживания населения предоставляются следующие меры социальной поддержки: освобождение от платы за жилое помещение, определенной исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилья, установленного <адрес>. Указанные меры социальной поддержки распространяются на совместно проживающих с ними членов семей; освобождение от платы за коммунальные услуги: электроснабжение и отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), определенной в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. 3 ст. 3 указанной редакции Закона меры социальной поддержки, указанные в п.п. 1 - 5 п. 1 названной статьи, предоставлялись пенсионерам, проработавшим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа не менее 10 лет, проживающим в жилых помещениях там либо в другом сельском населенном пункте или поселке городского типа <адрес>, при условии, что на момент выхода на пенсию им были предоставлены данные меры социальной поддержки.
В судебном заседании установлено и лицами, участвовавшими в деле, не оспаривалось, что
ФИО1, <дата> года рождения, с <дата> является получателем трудовой пенсии по старости;
по состоянию на <дата> ФИО1 имела более 10 лет стажа работы в сельской местности (поселке городского типа), должность, которую занимала ФИО1 C.И. на момент увольнения, включена в перечень должностей специалистов, работающих в государственных областных и муниципальных учреждениях, имеющих право на получение мер социальной поддержки и установление повышенных тарифных ставок (окладов), утвержденный постановлением <адрес> от <дата> N 388-ПП;
<дата> ФИО1 была уволена с должности художественного руководителя Муниципального учреждения культуры «Зеленоборский центральный дом культуры» по инициативе работодателя в связи с неоднократным неисполнением без уважительных причин трудовых обязанностей;
на дату увольнения ФИО1 предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, после увольнения ФИО1 находится на пенсии и ей выплачивается трудовая пенсия;
до <дата> возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, сумм льгот, предоставленных специалистам культуры и искусства, а также пенсионерам из их числа, осуществлялось администрациями муниципальных образований городских и сельских поселений. В связи с отказом в предоставлении льгот в 2009 году ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городское поселение <адрес> о нарушении её социальных гарантий, в процессе рассмотрения иска права истицы на льготу были восстановлены, перерасчет по коммунальным платежам был произведен. Решением Кандалакшского городского суда от <дата> иск ФИО1 был удовлетворён частично, признаны незаконными действия, выразившиеся в лишении ФИО1 социальных льгот в виде лишения представленной льготы на оплату коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> Определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от <дата> решение суда от <дата> оставлено без изменения, кассационная жалоба ФИО1 без удовлетворения. Согласно материалам дела основанием для прекращения предоставления ФИО1 мер социальной поддержки в виде льготы по оплате коммунальных платежей послужило её увольнение с работы по инициативе работодателя за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей;
до <дата> ФИО1 были предоставлены меры социальной поддержки в виде освобождения от платы за коммунальные услуги: электроснабжение и отопление.
Согласно ст. 2 закона <адрес> от <дата> <номер>-ЗМО «О внесении изменений в закон <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа»» с <дата> государственными полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги специалистам муниципальных учреждений и лицам, указанным в п. 3 ст. 3 Закона, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в соответствии с Законом наделена администрация муниципального образования <адрес>.
Постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> от <дата> <номер> «Об организации и осуществлении деятельности по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» исполнение государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, возложено на сектор по социальной поддержке населения и вопросам здравоохранения администрации муниципального образования <адрес>.
В январе и феврале 2010 г. ФИО1 ООО «УК «<данные изъяты>»» производило начисление коммунальных платежей с учетом освобождения от платы за коммунальные услуги, в связи с поступившим протоколом разногласий от администрации, в котором указано на исключение ФИО1 из списка абонентов, имеющих право на льготу в соответствии с Законом, в марте 2010 г. ООО «УК «<данные изъяты>»» произвело ФИО1 перерасчет по льготе за январь и февраль 2010 г. и сняло «ошибочно» учтенную льготу за март 2010 г.
<адрес> от <дата> N 1115-01-ЗМО в <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» от <дата> N 561-01-ЗМО (в ред. от <дата>) были внесены изменения, вступившие в силу с <дата>. В соответствии со ст. <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» в изменённой редакции, меры социальной поддержки предоставляются в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Ежемесячная денежная выплата предоставляется пенсионерам (специалистам в области культуры и искусства), проживающим по месту жительства или пребывания в сельских населенных пунктах или поселках городского типа <адрес> и проработавшим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа не менее 10 лет в государственных областных или муниципальных учреждениях социально-культурной сферы, здравоохранения, образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, при условии, что на момент увольнения в связи с переходом на трудовую пенсию им были предоставлены предусмотренные названным Законом меры социальной поддержки в натуральной либо денежной форме.
<адрес> от <дата> N 1217-01-ЗМО в <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» от <дата> N 561-01-ЗМО (в ред. от <дата>) были внесены изменения, вступившие в силу с <дата>. В соответствии со ст. <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» в изменённой редакции, ежемесячная денежная выплата предоставляется пенсионерам (специалистам в области культуры и искусства), проживающим по месту жительства или месту пребывания в сельских населенных пунктах или поселках городского типа <адрес> и проработавшим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа не менее 10 лет, при условии, что на момент увольнения в связи с выходом на трудовую пенсию им были предоставлены предусмотренные настоящим Законом меры социальной поддержки в натуральной либо денежной форме.
<адрес> от <дата> N 1250-01-ЗМО в <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» от <дата> N 561-01-ЗМО (в ред. от <дата>) были внесены изменения, вступившие в силу со дня опубликования (<дата>) и распространившиеся на правоотношения, возникшие с <дата>. В соответствии со ст. <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» в изменённой редакции, ежемесячная денежная выплата предоставляется пенсионерам (специалистам в области культуры и искусства), проживающим по месту жительства или месту пребывания в сельских населенных пунктах или поселках городского типа <адрес> и проработавшим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа не менее 10 лет, при условии, что на момент увольнения (за исключением увольнения за виновные действия) указанные лица имели право на трудовую пенсию и им были предоставлены предусмотренные настоящим Законом меры социальной поддержки в натуральной либо денежной форме.
В судебном заседании никем не оспаривалось, что в целях реализации права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ФИО1 <дата> обращалась в сектор по социальной поддержке населения и вопросам здравоохранения администрации муниципального образования <адрес> с заявлением о предоставлении указанных мер социальной поддержки. В установлении ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты ФИО1 было отказано на основании ст. <адрес> от <дата> <номер>-ЗМО, в связи с тем, что ФИО1 была уволена за виновные действия, а не в связи с выходом на трудовую пенсию, несмотря на то, что указанные меры социальной поддержки до <дата> ФИО1 предоставлялись. До <дата> меры социальной поддержки ФИО1 сначала были предоставлены, а затем был произведен перерасчет коммунальных платежей без учета права ФИО1 на льготу. Согласно копии финансового лицевого счета, предоставленной ООО УК «<данные изъяты>», в апреле 2010 года ФИО1 был произведен перерасчет по оплате за жилье и коммунальные услуги за январь, февраль, март 2010 года на общую сумму 13415 руб. 97 коп. и предоставление льготы по оплате за отопление фактически было прекращено с <дата>.
Суд считает возможным согласиться с доводом прокурора, что в данном деле должна быть учтена неоднократно выраженная в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовая позиция, что изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, - иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 8-П, определения от <дата> N 89-О и от <дата> N 321-О-П). Изменение механизма предоставления социальных гарантий, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <дата> N 5-П, не должно вести к их отмене или существенному снижению ранее достигнутого уровня предоставления этих гарантий.
Суд считает необходимым учесть, что согласно ст. 8 Федерального закона от <дата> «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия ЖК РФ.
Несмотря на внесение изменений в <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» в отношении ФИО1 должен сохраняться прежний порядок и основания предоставления мер социальной поддержки, как специалисту в области культуры и искусства, являющейся пенсионером, которой такие меры поддержки предоставлялись ранее.
Суд считает необходимым учесть, что согласно п. 2 ст. 2 закона <адрес> от <дата> N 1250-01-ЗМО «О внесении изменений в <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа»» действие названного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с <дата>, то есть измененными в законе нормами не предполагалась отмена мер социальной поддержки лицам, которые ранее их получали, в связи с чем вывод ответчика о возможности применения положений Закона в указанной измененной редакции к правоотношениям, связанным с возникновением у ФИО1 права на меры социальной поддержки при её увольнении <дата>, следует признать основанным на неправильном толковании нормы права.
При увольнении <дата> ФИО1, любое иное лицо, не могли предполагать о возможной утрате истицей или иным лицом права на предоставление мер социальной поддержки с апреля 2010 г. в связи с увольнением по инициативе работодателя за виновные действия, что дает суду основание признать в данном деле произвольную отмену прав гражданина, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, и нарушение требований действующего законодательства.
Суд, принимая решение, учитывает, что нормы федерального законодательства, законодательства субъекта Федерации, действовавших на дату увольнения истицы, и установившие право на льготы работников, перешедших на пенсию, не содержат положений о возможности прекращения предоставления льгот или возможности их предоставления или не предоставления в зависимости от основания увольнения работника.
Анализируя установленные по делу обстоятельства по отдельности и в совокупности, применяя указанные нормы права, суд удовлетворяет заявленные прокурором в интересах ФИО1 требования и признает незаконным отказ администрации муниципального образования <адрес> в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа», а также считает необходимым обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставлять ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>-а, <адрес>, с <дата> меры социальной поддержки в размере, предусмотренном <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора <адрес> в интересах ФИО1 удовлетворить, признать незаконным отказ администрации муниципального образования <адрес> в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа», обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставлять ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>-а, <адрес>, с <дата> меры социальной поддержки в размере, предусмотренном <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа».
Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей кассационной жалобы через Кандалакшский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.
Судья М.Е. Филиппова