Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2891/2010 ~ М-3223/2010 от 25.11.2010

Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2010 г.

Дело № 2-2891

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2010 г.

г. Кандалакша

Кандалакшский городской суд Мурманской области

в составе:

судьи Филипповой М.Е.,

при секретаре Титовой О.Э.,

с участием:

помощника прокурора <адрес> ФИО3,

ФИО1, её представителя ФИО4,

представителей администрации муниципального образования <адрес> ФИО5, ФИО6,

представителя ООО «УК «<данные изъяты>»» ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению

прокурора <адрес> в интересах

ФИО1

к администрации муниципального образования <адрес>

о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставлять меры социальной поддержки,

третье лицо Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «<данные изъяты>»»,

установил:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования <адрес> (далее по тексту Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставлять истице с <дата> меры социальной поддержки. В обоснование иска прокурор указал, что ФИО1, <дата> года рождения, на дату увольнения <дата> из Муниципального учреждения культуры «<данные изъяты>» с должности художественного руководителя, в связи с неоднократным неисполнением без уважительных причин трудовых обязанностей, имела стаж работы в сельской местности (поселке городского типа) более 10 лет. Должность, которую занимала ФИО1 C.И. на момент увольнения, включена в перечень должностей специалистов, работающих в государственных областных и муниципальных учреждениях, имеющих право на получение мер социальной поддержки и установление повышенных тарифных ставок (окладов), утвержденный постановлением <адрес> от <дата> N 388-ПП. С <дата> ФИО1 была назначена трудовая пенсия по возрасту и на момент увольнения из МУК «<данные изъяты>» истица имела право выхода на пенсию. На момент увольнения ФИО1 предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услу<адрес> увольнения ФИО1 фактически находится на пенсии и ей выплачивается трудовая пенсия. В связи с увольнением ФИО1 по основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 81 ТК РФ, Администрацией было принято решение о прекращении предоставления истице льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных статьей <адрес> от <дата> <номер>-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа». Считая данное решение незаконным, прокурор просит суд признать не соответствующим закону отказ Администрации в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа», обязать Администрацию предоставлять с <дата> ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>-а, <адрес>, меры социальной поддержки в виде ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в размере, предусмотренном <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа».

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 поддержала заявленные требования.

В судебном заседании ФИО1 и её представитель ФИО4 заявленные прокурором требования поддержали.

В судебном заседании представители администрации ФИО5 и ФИО6 с заявленными требованиями не согласились по основаниям, указанным в письменном отзыве, представленном суду, просили в удовлетворении иска отказать.

Представитель ООО «УК «<данные изъяты>»» ФИО7 в судебном заседании присутствовала.

Суд, заслушав помощника прокурора ФИО3, ФИО1, её представителя ФИО4, представителей администрации муниципального образования <адрес> ФИО5, ФИО6, представителя ООО «УК «<данные изъяты>»» ФИО7, изучив материалы дела, суд признаёт исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» (в ред. от <дата>) (далее по тексту Закон) специалистам в области культуры и искусства, работающим в организациях культуры и искусства, образования, здравоохранения и социального обслуживания населения предоставляются следующие меры социальной поддержки: освобождение от платы за жилое помещение, определенной исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилья, установленного <адрес>. Указанные меры социальной поддержки распространяются на совместно проживающих с ними членов семей; освобождение от платы за коммунальные услуги: электроснабжение и отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), определенной в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п. 3 ст. 3 указанной редакции Закона меры социальной поддержки, указанные в п.п. 1 - 5 п. 1 названной статьи, предоставлялись пенсионерам, проработавшим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа не менее 10 лет, проживающим в жилых помещениях там либо в другом сельском населенном пункте или поселке городского типа <адрес>, при условии, что на момент выхода на пенсию им были предоставлены данные меры социальной поддержки.

В судебном заседании установлено и лицами, участвовавшими в деле, не оспаривалось, что

ФИО1, <дата> года рождения, с <дата> является получателем трудовой пенсии по старости;

по состоянию на <дата> ФИО1 имела более 10 лет стажа работы в сельской местности (поселке городского типа), должность, которую занимала ФИО1 C.И. на момент увольнения, включена в перечень должностей специалистов, работающих в государственных областных и муниципальных учреждениях, имеющих право на получение мер социальной поддержки и установление повышенных тарифных ставок (окладов), утвержденный постановлением <адрес> от <дата> N 388-ПП;

<дата> ФИО1 была уволена с должности художественного руководителя Муниципального учреждения культуры «Зеленоборский центральный дом культуры» по инициативе работодателя в связи с неоднократным неисполнением без уважительных причин трудовых обязанностей;

на дату увольнения ФИО1 предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, после увольнения ФИО1 находится на пенсии и ей выплачивается трудовая пенсия;

до <дата> возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, сумм льгот, предоставленных специалистам культуры и искусства, а также пенсионерам из их числа, осуществлялось администрациями муниципальных образований городских и сельских поселений. В связи с отказом в предоставлении льгот в 2009 году ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городское поселение <адрес> о нарушении её социальных гарантий, в процессе рассмотрения иска права истицы на льготу были восстановлены, перерасчет по коммунальным платежам был произведен. Решением Кандалакшского городского суда от <дата> иск ФИО1 был удовлетворён частично, признаны незаконными действия, выразившиеся в лишении ФИО1 социальных льгот в виде лишения представленной льготы на оплату коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> Определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от <дата> решение суда от <дата> оставлено без изменения, кассационная жалоба ФИО1 без удовлетворения. Согласно материалам дела основанием для прекращения предоставления ФИО1 мер социальной поддержки в виде льготы по оплате коммунальных платежей послужило её увольнение с работы по инициативе работодателя за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей;

до <дата> ФИО1 были предоставлены меры социальной поддержки в виде освобождения от платы за коммунальные услуги: электроснабжение и отопление.

Согласно ст. 2 закона <адрес> от <дата> <номер>-ЗМО «О внесении изменений в закон <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа»» с <дата> государственными полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги специалистам муниципальных учреждений и лицам, указанным в п. 3 ст. 3 Закона, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в соответствии с Законом наделена администрация муниципального образования <адрес>.

Постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> от <дата> <номер> «Об организации и осуществлении деятельности по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» исполнение государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, возложено на сектор по социальной поддержке населения и вопросам здравоохранения администрации муниципального образования <адрес>.

В январе и феврале 2010 г. ФИО1 ООО «УК «<данные изъяты>»» производило начисление коммунальных платежей с учетом освобождения от платы за коммунальные услуги, в связи с поступившим протоколом разногласий от администрации, в котором указано на исключение ФИО1 из списка абонентов, имеющих право на льготу в соответствии с Законом, в марте 2010 г. ООО «УК «<данные изъяты>»» произвело ФИО1 перерасчет по льготе за январь и февраль 2010 г. и сняло «ошибочно» учтенную льготу за март 2010 г.

<адрес> от <дата> N 1115-01-ЗМО в <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» от <дата> N 561-01-ЗМО (в ред. от <дата>) были внесены изменения, вступившие в силу с <дата>. В соответствии со ст. <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» в изменённой редакции, меры социальной поддержки предоставляются в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Ежемесячная денежная выплата предоставляется пенсионерам (специалистам в области культуры и искусства), проживающим по месту жительства или пребывания в сельских населенных пунктах или поселках городского типа <адрес> и проработавшим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа не менее 10 лет в государственных областных или муниципальных учреждениях социально-культурной сферы, здравоохранения, образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, при условии, что на момент увольнения в связи с переходом на трудовую пенсию им были предоставлены предусмотренные названным Законом меры социальной поддержки в натуральной либо денежной форме.

<адрес> от <дата> N 1217-01-ЗМО в <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» от <дата> N 561-01-ЗМО (в ред. от <дата>) были внесены изменения, вступившие в силу с <дата>. В соответствии со ст. <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» в изменённой редакции, ежемесячная денежная выплата предоставляется пенсионерам (специалистам в области культуры и искусства), проживающим по месту жительства или месту пребывания в сельских населенных пунктах или поселках городского типа <адрес> и проработавшим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа не менее 10 лет, при условии, что на момент увольнения в связи с выходом на трудовую пенсию им были предоставлены предусмотренные настоящим Законом меры социальной поддержки в натуральной либо денежной форме.

<адрес> от <дата> N 1250-01-ЗМО в <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» от <дата> N 561-01-ЗМО (в ред. от <дата>) были внесены изменения, вступившие в силу со дня опубликования (<дата>) и распространившиеся на правоотношения, возникшие с <дата>. В соответствии со ст. <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» в изменённой редакции, ежемесячная денежная выплата предоставляется пенсионерам (специалистам в области культуры и искусства), проживающим по месту жительства или месту пребывания в сельских населенных пунктах или поселках городского типа <адрес> и проработавшим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа не менее 10 лет, при условии, что на момент увольнения (за исключением увольнения за виновные действия) указанные лица имели право на трудовую пенсию и им были предоставлены предусмотренные настоящим Законом меры социальной поддержки в натуральной либо денежной форме.

В судебном заседании никем не оспаривалось, что в целях реализации права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ФИО1 <дата> обращалась в сектор по социальной поддержке населения и вопросам здравоохранения администрации муниципального образования <адрес> с заявлением о предоставлении указанных мер социальной поддержки. В установлении ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты ФИО1 было отказано на основании ст. <адрес> от <дата> <номер>-ЗМО, в связи с тем, что ФИО1 была уволена за виновные действия, а не в связи с выходом на трудовую пенсию, несмотря на то, что указанные меры социальной поддержки до <дата> ФИО1 предоставлялись. До <дата> меры социальной поддержки ФИО1 сначала были предоставлены, а затем был произведен перерасчет коммунальных платежей без учета права ФИО1 на льготу. Согласно копии финансового лицевого счета, предоставленной ООО УК «<данные изъяты>», в апреле 2010 года ФИО1 был произведен перерасчет по оплате за жилье и коммунальные услуги за январь, февраль, март 2010 года на общую сумму 13415 руб. 97 коп. и предоставление льготы по оплате за отопление фактически было прекращено с <дата>.

Суд считает возможным согласиться с доводом прокурора, что в данном деле должна быть учтена неоднократно выраженная в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовая позиция, что изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, - иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 8-П, определения от <дата> N 89-О и от <дата> N 321-О-П). Изменение механизма предоставления социальных гарантий, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <дата> N 5-П, не должно вести к их отмене или существенному снижению ранее достигнутого уровня предоставления этих гарантий.

Суд считает необходимым учесть, что согласно ст. 8 Федерального закона от <дата> «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия ЖК РФ.

Несмотря на внесение изменений в <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» в отношении ФИО1 должен сохраняться прежний порядок и основания предоставления мер социальной поддержки, как специалисту в области культуры и искусства, являющейся пенсионером, которой такие меры поддержки предоставлялись ранее.

Суд считает необходимым учесть, что согласно п. 2 ст. 2 закона <адрес> от <дата> N 1250-01-ЗМО «О внесении изменений в <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа»» действие названного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с <дата>, то есть измененными в законе нормами не предполагалась отмена мер социальной поддержки лицам, которые ранее их получали, в связи с чем вывод ответчика о возможности применения положений Закона в указанной измененной редакции к правоотношениям, связанным с возникновением у ФИО1 права на меры социальной поддержки при её увольнении <дата>, следует признать основанным на неправильном толковании нормы права.

При увольнении <дата> ФИО1, любое иное лицо, не могли предполагать о возможной утрате истицей или иным лицом права на предоставление мер социальной поддержки с апреля 2010 г. в связи с увольнением по инициативе работодателя за виновные действия, что дает суду основание признать в данном деле произвольную отмену прав гражданина, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, и нарушение требований действующего законодательства.

Суд, принимая решение, учитывает, что нормы федерального законодательства, законодательства субъекта Федерации, действовавших на дату увольнения истицы, и установившие право на льготы работников, перешедших на пенсию, не содержат положений о возможности прекращения предоставления льгот или возможности их предоставления или не предоставления в зависимости от основания увольнения работника.

Анализируя установленные по делу обстоятельства по отдельности и в совокупности, применяя указанные нормы права, суд удовлетворяет заявленные прокурором в интересах ФИО1 требования и признает незаконным отказ администрации муниципального образования <адрес> в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа», а также считает необходимым обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставлять ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>-а, <адрес>, с <дата> меры социальной поддержки в размере, предусмотренном <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора <адрес> в интересах ФИО1 удовлетворить, признать незаконным отказ администрации муниципального образования <адрес> в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа», обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставлять ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>-а, <адрес>, с <дата> меры социальной поддержки в размере, предусмотренном <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа».

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей кассационной жалобы через Кандалакшский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.

Судья                                         М.Е. Филиппова

2-2891/2010 ~ М-3223/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Кандалакша
Ответчики
Администрация муниципального образования Кандалакшский район
Другие
ООО УК "Комфорт"
Самойлова Светлана Ильинична
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Судья
Филиппова М.Е.
Дело на странице суда
kan--mrm.sudrf.ru
25.11.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.11.2010Передача материалов судье
26.11.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2010Подготовка дела (собеседование)
13.12.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2010Судебное заседание
22.12.2010Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2012Дело оформлено
06.02.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее