Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Дудинка 29 июня 2015 года
Дудинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи А.А.Калмыкова,
с участием помощника прокурора Таймырского района Патлатого А.А.,
представителя ОАО Таймырбыт по доверенности Лавыш О.О.,
представителя администрации г.Дудинка по доверенности Фадеева Д.А.,
при секретаре Мостовой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-249 по иску прокурора Таймырского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.Дудинка, ОАО «Таймырбыт» о признании бездействия незаконным, понуждении к проведению замены участков трубопроводов,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Таймырского района обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации г.Дудинка, ОАО «Таймырбыт», указывая, что в силу требований законодательства, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, отнесены к вопросам местного значения органов местного самоуправления городских поселений. Кроме того, к полномочиям данных органов относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств. Кроме того, в силу требований законодательства, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования, является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно сводного акта технического состояния сетей тепло- и водоснабжения, канализации (ТВСиК) по результатам весеннего осмотра 2014 года, составленного специалистами Администрации г.Дудинка и ОАО «Таймырбыт», признано, что капитальный трубопровод центральной канализации от ул.Дудинской, 11 до жилого дома по ул.Щорса, 17Б, корродирован, опоры разрушены, местами трубопровод засыпан грунтом, устранить порывы и восстановить изоляционную конструкцию в этих местах не представляется возможным, предложено выполнить реконструкцию данного участка. Кроме того, зафиксировано, что трубопроводы теплосети по ул.Советской от РКЦ до проезжей части, включая трубопроводы под проезжей частью корродированны, местами провисли, имеются множественные каверны и подваренные свищи, сделан вывод, что для исключения аварийной ситуации необходима срочная замена трубопровода и теплосети на данном участке. Аналогичное положение установлено с трубопроводом теплосети от камеры переключения в районе жилого дома по ул.Строителей,1 до жилого дома по ул.Щорса,39.Также трубопроводы теплосети по ул.40 лет победы,1 до коллектора по ул.Матросова в множественных кавернах, хомутах и подваренных свищах, сварочные свищи корродированны, металл пластами отслаивается от трубопроводов и для исключения аварийной ситуации необходима срочная замена данных трубопроводов. На магистральных трубопроводах регулярно фиксируются порывы, приводящие к остановке тепла и горячей воды в жилой сектор г.Дудинка. 30.07.2010 года между администрацией г.Дудинка и ОАО «Таймырбыт» заключен договор аренды объектов инженерной инфраструктуры, куда также входят указанные выше трубопроводы, дальнейшая эксплуатация которых без проведения ремонтных работ создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций в г.Дудинка. В 2014 году ремонтные работы на указанных ТВСиК не проводились, не запланировано их проведение и в 2015 году, Финансирование на данные цели не предусмотрено ни в городской программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на 2010-2015 гг. за счет средств городского бюджета и средств ОАО Таймырбыт, ни в программе реформирования и модернизации ЖКХ за счет средств городского бюджета и субсидий из бюджета Красноярского края.
Поэтому, с учетом изменения исковых требований, просит суд:
1. признать бездействие администрации г.Дудинка по непринятию мер к предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации на территории г.Дудинка, выразившейся в отсутствии финансирования проведения работ по замене участков трубопроводов, собственником которых она является и расположенных на квартальном трубопроводе центральной канализации от ул.Дудинской,11 до жилого дома по ул.Щорса, 17Б, теплосети по ул.Советской от РКЦ до проезжей части, включая трубопроводы под проезжей частью, трубопроводе теплосети от камеры переключения в районе жилого дома по ул.Строителей, 1 до жилого дома по ул.Щорса, 39, на теплосети по ул.40 лет Победы, 1, до коллектора по ул.Матросова, незаконным. Обязать администрацию г.Дудинка профинансировать проведение необходимых ремонтных работ.
2. признать бездействие ОАО «Таймырбыт» по непроведению необходимых ремонтных работ по замене участков трубопроводов, расположенных на квартальном трубопроводе центральной канализации от ул.Дудинской,11 до жилого дома по ул.Щорса, 17Б, теплосети по ул.Советской от РКЦ до проезжей части, включая трубопроводы под проезжей частью, трубопроводе теплосети от камеры переключения в районе жилого дома по ул.Строителей, 1 до жилого дома по ул.Щорса, 39, на теплосети по ул.40 лет Победы, 1, до коллектора по ул.Матросова, незаконным. Обязать ОАО Таймырбыт до 01.09.2015 года провести необходимые ремонтные работы (л.д.3-7, 234-239).
В судебном заседании помощник прокурора Таймырского района Патлатый А.А. заявленные исковые требования полностью поддержал по изложенным в иске основаниям, пояснив, что принятие Решения о включении в состав расходов бюджета города на 2015 год средств на проведение замены сетей теплоснабжения по ул.40 лет Победы, не свидетельствует о том, что данные средства будут направлены именно на эти цели, в связи с чем прокурор настаивает в том числе на заявленных требованиях в указанной части.
В своем письменном отзыве ответчик - ОАО Таймырбыт исковые требования не признал, указывая, что в полной мере исполняет принятые на себя обязательства в рамках заключенного договора аренды ТВСиК. Стоимость ремонтных работ учитывается в тарифах на календарный год, утверждаемых РЭК края, включать какие-либо дополнительные работы в тариф без утверждения РЭК, предприятие не вправе. Также указывает, что акт визуального осмотра сетей, положенный прокурором в обоснование требований не может служить доказательством их неудовлетворительного состояния, в то время как нормативными документами предусматривается обязательное техническое заключение. Доводы иска о том, что на указанных участках ТВСиК регулярно возникают аварийные ситуации, прокурором доказательствами не подтверждены (л.д.99-102).
В судебном заседании представитель ответчика – ОАО Таймырбыт по доверенности Лавыш О.О. возражения полностью поддержала по изложенным в них основаниям, дополнительно указав, что предприятие без согласия собственника не вправе производить замену сетей, кроме того, собственник вправе поручить проведение данных работ иным подрядным организациям, отобранным по итогам конкурсов, в связи с чем возложение проведения указанных работ именно на ОАО Таймырбыт будет необоснованным.
Ответчиком по делу – администрацией г.Дудинка представлены возражения на иск с указанием, что спорные объекты по договору аренды эксплуатируются ОАО Таймырбыт, которое несет обязанности по поддержанию их исправного состояния. В то же время износ сетей позволяет их нормальную эксплуатацию, вследствие чего при проверке готовности их к сезонной работе выдавались паспорта готовности. Независимое исследование проверки работоспособности спорных объектов на предмет возникновения ЧС, не проводилось, доводы иска основываются на документах, не являющихся техническими, и служащих, в первую очередь, для обоснования предоставления финансирования. Доводы иска о возникновении ЧС в связи с авариями на спорных объектах, носят предположительный характер, в то время как комиссией по ЧС и пожарной безопасности признано, что прогнозируемые аварийные ситуации могут носить лишь локальный характер. Также указывает, что объем ремонтных работ напрямую зависит от утвержденных РЭК тарифов, и работы проводятся исходя из их приоритетности. Отвлечение денежных средств на финансирование объектов, указанных в иске прокурора, повлечет не проведение действительно незамедлительно необходимого ремонта на других объектах. Указывает на отсутствие бездействия администрации г.Дудинка в вопросах обеспечения необходимых работ, в том числе по спорным объектам, и на отсутствие финансирования на указанные цели. Также указывает на невозможность проведения работ в требуемые прокурором сроки. Кроме того, указывает, что вопросы предупреждения ЧС регионального характера не относятся к ведению органов местного самоуправления городского поселения, государственные полномочия в данной части переданы органам местного самоуправления района. Просит суд в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований полностью отказать (л.д.122-134, ).
Представитель администрации г.Дудинка Фадеев Д.А. в судебном заседании возражения полностью поддержал по изложенным в них основаниям.
Третьи лица – КУМИ администрации г.Дудинка, администрация Таймырского Долгнано-Ненецкого района (л.д.201-202) в судебное заседание своих представителей не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.209, 225). В своем письменном отзыве КУМИ указывает на обязанность ОАО Таймырбыт производить ремонтные работы на арендуемых сетях, в связи с чем требования прокурора к администрации г.Дудинка полагает необоснованными (л.д.208-209).
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп 4,8 ч.1 ст.14 Закона РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, к вопросам местного значения городского поселения, в числе прочего, относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Аналогичные положения закреплены в пп 4, 8 ст.16 Устава МО Город Дудинка, принятого Решением Совета городского поселения Дудинка 22.12.2005 года № 0200-43. При этом, в соответствии со ст.51 Устава, обеспечение исполнительно-распорядительных функций про решению вопросов местного значения, отнесено к полномочиям администрации г.Дудинка.
Как следует из ст. 210 ГК РФ, бремя содержания имущества лежит на его собственнике.
Согласно ст.1 Закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 года, предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Статьей 7 указанного Закона определено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
В соответствии со ст.24 Закона, финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования, является расходным обязательством муниципального образования.
Из представленных суду материалов следует, и не оспаривается сторонами, что в собственности МО Город Дудинка находятся расположенные в пределах территории муниципального образования сети тепло-водоснабжения и канализации (ТВСиК).
При этом, суду представлен сводный акт технического состояния сетей ТВСиК по результатам весеннего осмотра, составленный комиссией из специалистов администрации г.Дудинка и ОАО Таймырбыт, из которого следует, что трубопроводы теплосети по ул.Советской от РКЦ до проезжей части, включая трубопроводы под проезжей частью корродированны, местами провисли, имеются множественные каверны и подваренные свищи, сделан вывод, что для исключения аварийной ситуации необходима срочная замена трубопровода и теплосети на данном участке. Аналогичное положение установлено с трубопроводом теплосети от камеры переключения в районе жилого дома по ул.Строителей,1 до жилого дома по ул.Щорса,39.Также трубопроводы теплосети по ул.40 лет победы,1 до коллектора по ул.Матросова в множественных кавернах, хомутах и подваренных свищах, сварочные свищи корродированны, металл пластами отслаивается от трубопроводов и для исключения аварийной ситуации необходима срочная замена данных трубопроводов (л.д.28-30).
Сведения, изложенные в данном акте, ответчиками фактически не оспариваются, указанный акт составлен и подписан уполномоченными представителями ответчиков, в силу чего оснований для сомнений в его достоверности у суда не имеется.
Поэтому, суд соглашается с доводами иска, основанными на указанном акте осмотра, о том, что аварийная ситуация на указанных участках теплосетей, может привести к возникновению ситуации, связанной с угрозой нарушения условий жизнедеятельности населения г.Дудинка, и значительными материальными потерями, то есть чрезвычайной ситуации.
Несмотря на это, администрацией г.Дудинка надлежащих с точки зрения необходимой достаточности мер к предотвращению такой ситуации, в том числе по финансовому обеспечению работ по ремонту указанных участков ТВСиК, не предпринимается.
В соответствии с договором, заключенным КУМИ администрации города и ОАО Таймырбыт 30.07.2010 года, ОАО Таймырбыт приняло во временное владение и пользование объекты инженерно инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса г.Дудинка, и в течение срока договора аренды (до 31.12.2015 года) приняло на себя обязательства по содержанию принятых объектов в полной технической исправности и надлежащем санитарном состоянии; поддерживать объекты в надлежащем (рабочем) состоянии, производить текущий ремонт, устранять любые аварийные ситуации, в том числе если имущество требует проведения капитального ремонта; производить капительный ремонт переданных объектов; производить дополнительный капитальный ремонт объектов, предусмотренный в производственной, инвестиционной и иной программах арендатора (л.д.104-114).
Несмотря на это, как следует из представленной прокурором в деле информации администрации г.Дудинка, в 2014 году необходимые ремонтные работы на указанных участках теплосетей не выполнялись и к выполнению запланированы не были (л.д.35-38).
Из представленного в деле титульного списка капитального ремонта наружных тепловых сетей на 2015 год, плана капитального ремонта наружных канализационных сетей на 2015 год, согласованных администрацией г.Дудинка и ОАО Таймырбыт, также следует, что необходимые ремонтные работы не запланированы к проведению и в 2015 году (л.д.43, 46).
Решением Городского Собрания города Дудинка № 05-0198 от 29.01.2010 года, утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Город Дудинка» на 2010-2015 годы», в которой также определен перечень мероприятий, связанных с ремонтом систем ТВСиК на территории г.Дудинка и определены размеры и источники ресурсного обеспечения мероприятий. При этом, мероприятия по ремонту и замене спорных участков сетей в программу не заложены (л.д.68-87).
Таким образом, из представленных суду доказательств следует вывод о том, что администрацией г.Дудинка, как собственником спорных сетей ТВСиК не предпринимаются необходимые действия, связанные с выделением необходимого финансового обеспечения ремонта спорных ТВСиК, а ОАО Таймырбыт, как арендатором, не исполняются обязанности по проведению необходимых ремонтных работ на указанных сетях, в том числе за счет собственных средств, что создает угрозу жизни, здоровья и имущества населения г.Дудинка, то есть неопределенного круга лиц.
Отсутствие в материалах соответствующих технических заключений, на что указывают ответчики, на выводы суда повлиять не может, поскольку обязательное периодическое проведение обследований сетей возлагается на организации, осуществляющие их эксплуатацию (п.3.2.5 МДК 3-02.2001, п.6 Приложения № 1 к Приказу Минстроя РФ № 437/пр от 05.08.2014 года и т.д.). Неисполнение таких обязанностей не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, и не ставит под сомнение достоверности акта весеннего осмотра от 2014 года.
Доводы ответчиков ОАО Таймырбыт о том, что проведение работ по замене спорных сетей не включены в перечень работ, утвержденных в плане мероприятий по капитальному ремонту, в связи с чем указанные работы предприятие обязано проводить только в случае их финансирования собственником суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с условиями заключенного между соответчиками договора аренды ОАО Таймырбыт приняло на себя обязанности содержать объекты в полной технической исправности и надлежащем санитарном состоянии; поддерживать объекты в надлежащем (рабочем) состоянии, производить текущий ремонт, устранять любые аварийные ситуации, в том числе если имущество требует проведения капитального ремонта; производить капитальный ремонт переданных объектов; производить дополнительный капитальный ремонт объектов, предусмотренный в производственной, инвестиционной и иных программах арендодателя. Таким образом, в заключенном между сторонами договоре аренды не содержится положений, ограничивающих обязанности арендатора в поддержании сетей в надлежащем состоянии и проведении капитального ремонта только в рамках средств, предоставляемых на эти цели собственником имущества. ОАО Таймырбыт, принимая спорное имущество в аренду, заведомо знало о техническом состоянии спорных сетей (п.2.1.1 договора аренды), тем не менее приняло на себя обязанность по поддержанию их в надлежащем техническом состоянии. Сведений о том, что на настоящий момент проведение ремонтных работ на указанных сетях собственником поручено какой-либо иной организации, у суда не имеется.
Ссылки ответчика – администрации г.Дудинка на протокол заседания комиссии администрации по ЧС № 04 от 26.03.2015 года, согласно которого было установлено отсутствие реальной угрозы возникновения ЧС на спорных участках сетей (л.д.135), суд находит также несостоятельными. Как следует из указанного протокола, основанием для такого вывода послужили акты готовности ОАО Таймырбыт к работе в осеннее-зимний период, а также информация от арендатора. Вместе с тем, как следует из материалов дела, установление аварийности и необходимости срочной замены спорных участков трубопроводов, одновременно не являлось препятствием для составления теми же лицами указанных актов (л.д.22, 23, 24). Другая же информация, на которую имеется ссылка в протоколе 04 от 26.03.2015 года, суду не представлена.
Доводы ответчика – администрации г.Дудинка о том, что удовлетворение заявленных прокурором требований повлечет отвлечение финансовых средств от мероприятий по замене более изношенных объектов коммунальной инфраструктуры, необоснованны. Судебное понуждение к исполнению своих обязанностей не означает освобождения от исполнения обязанностей иных, органы местного самоуправления обладают финансовой самостоятельностью, отсутствие достаточных финансовых средств основанием для освобождения от обязанностей также не является.
Оснований для удовлетворения заявленных прокурором к ответчикам требований о понуждении к финансированию замены и замене участка капитального трубопровода центральной канализации от ул.Дудинской, 11 до жилого дома по ул.Щорса, 17Б, суд не усматривает, поскольку из представленного сводного акта технического состояния по результатам весеннего осмотра, необходимости проведения на указанном участке работ по его замене, установлено не было. Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о необходимости проведения работ по замене данного участка сетей, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором требования подлежащими частичному удовлетворению.
При этом, суд также соглашается с позицией прокурора о том, что принятие Решения о включении в расходную часть городского бюджета на текущий год средств на замену сетей теплоснабжения по ул.40 лет Победы (л.д.229), само по себе не означает того, что расходная часть бюджета в данной части будет исполнена, и что финансирование необходимых работ будет реально произведено.
С учетом даты вынесения судебного решения, а также срока заключенного между соответчиками договора аренды сетей, суд считает необходимым установить ОАО Таймырбыт срок проведения указанных работ до 31.12.2015 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации г.Дудинка по непринятию мер к предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации на территории г.Дудинка, выразившейся в отсутствии финансирования проведения работ по замене участков трубопроводов, расположенных на теплосети по ул.Советской от РКЦ до проезжей части, включая трубопроводы под проезжей частью, трубопроводе теплосети от камеры переключения в районе жилого дома по ул.Строителей, 1 до жилого дома по ул.Щорса, 39, на теплосети по ул.40 лет Победы, 1, до коллектора по ул.Матросова, незаконным.
Обязать администрацию г.Дудинка обеспечить финансирование проведения работ по замене участков трубопроводов, расположенных на теплосети по ул.Советской от РКЦ до проезжей части, включая трубопроводы под проезжей частью, трубопроводе теплосети от камеры переключения в районе жилого дома по ул.Строителей, 1 до жилого дома по ул.Щорса, 39, на теплосети по ул.40 лет Победы, 1, до коллектора по ул.Матросова.
Признать незаконным бездействие ОАО Таймырбыт по не проведению необходимых ремонтных работ по замене участков трубопроводов, расположенных на теплосети по ул.Советской от РКЦ до проезжей части, включая трубопроводы под проезжей частью, трубопроводе теплосети от камеры переключения в районе жилого дома по ул.Строителей, 1 до жилого дома по ул.Щорса, 39, на теплосети по ул.40 лет Победы, 1, до коллектора по ул.Матросова, незаконным.
Обязать ОАО Таймырбыт до 31.12.2015 года провести необходимые ремонтные работы по замене участков трубопроводов, расположенных на теплосети по ул.Советской от РКЦ до проезжей части, включая трубопроводы под проезжей частью, трубопроводе теплосети от камеры переключения в районе жилого дома по ул.Строителей, 1 до жилого дома по ул.Щорса, 39, на теплосети по ул.40 лет Победы, 1, до коллектора по ул.Матросова.
В удовлетворении заявленных исковых требований о понуждении к финансированию проведения замены участка трубопровода и замене участка капитального трубопровода центральной канализации от ул.Дудинской, 11 до жилого дома по ул.Щорса, 17Б, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме, то есть с 06 июля 2015 года, путем подачи жалобы, а прокурором – представления через канцелярию Дудинского районного суда.
Мотивированное решение изготовлено 06 июля 2015 года.
Судья (подпись) А.А.Калмыков
<данные изъяты>