Производство № 2-312/2021
УИД 28RS0012-01-2021-000690-71
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2021 года п. Магдагачи
Амурской области
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Шаталовой О. Ю.,
при секретаре Губеевой Ю. А.,
с участием:
помощника прокурора Магдагачинского района А.А. Пнёва,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах ФИО2 к Министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Магдагачинского района Амурской области о признании ФИО2 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, произвести выплаты единовременной материальной и финансовой помощи,
установил:
прокурор Магдагачинского района в интересах ФИО2 обратился в Магдагачинский районный суд с исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Магдагачинского района Амурской области о признании ФИО2 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, произвести выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.
В обоснование доводов искового заявления указано, что в прокуратуру Магдагачинского района поступило обращение ФИО2 по вопросу отказа в получении единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации.
В ходе проведенной проверки прокуратурой Магдагачинского района установлено, что распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» с 26.05.2021 введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Магдагачинского района, для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлен региональный уровень реагирования.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 №-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
На момент возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с паводком 2021 года (разливом реки Амур), ФИО2 проживала в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> длительное время. В результате паводка имущество, принадлежащее ФИО2, было утрачено в полном объеме. Она получила региональные выплаты, но в производстве федеральных выплат ей было отказано по причине отсутствия у нее регистрации по месту жительства.
Факт проживания ФИО2 по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ подтверждается справкой администрации Черняевского сельсовета, актом обследования жилого помещения, отметкой о регистрации.
Вместе с тем, председателем комиссии отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения (федеральные выплаты), в связи с тем, что у ФИО2 ОВМ ОМВД России по Магдагачинскому району не подтверждена регистрация по месту жительства.
Указанное жилое помещение предоставлялось ФИО2 Черняевским совхозом. Вместе с тем, документы, подтверждающие предоставление жилого помещения, не сохранились.
Заключением об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности ФИО2 и членов её семьи в результате чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области от 29 июня 2021 года факт нарушения условий жизнедеятельности ФИО2 подтвержден. Имущество по адресу: <адрес>, в том числе принадлежавшее ФИО2, утрачено полностью, что подтверждается актом комиссионного обследования.
Отказ в предоставлении выплат существенно нарушает права ФИО2 на защиту от чрезвычайных ситуаций.
На основании изложенного прокурор Магдагачинского района просит суд признать ФИО2 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области»; возложить на администрацию Магдагачинского района обязанность включить ФИО2 в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 рублей за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928; возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность произвести ФИО2 выплату единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 рублей за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928.
В судебном заседании помощник прокурора Магдагачинского района А.А. Пнёв заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, считает, что рассматриваемые в рамках данного спора исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку обстоятельства и факты, изложенные в иске, подтверждаются представленными в суд письменными доказательствами. Дополнительно пояснил, что ФИО2 со дня регистрации ДД.ММ.ГГГГ проживала по адресу: <адрес>. Жилое помещение было предоставлено Черняевским совхозом, документы не сохранились, в указанном доме выросли её дети. В 2002 году ей также было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором она проживала около 4-5 лет, после чего вновь заселилась в квартиру - <адрес>, на момент паводковой ситуации проживала в указанном жилом помещении, имущество утрачено полностью. По иному адресу её имущества нет.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена, заявила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, представила письменные пояснения, в которых на иске настаивает, дополнительно сообщено, что в доме по адресу: <адрес> проживает около 40 лет, жилое помещение было предоставлено совхозом как многодетной семье, воспитывала семерых детей. В результате паводка пострадало имущество – кровать, диван, стол, стулья, посуда, шкаф для посуды, электрическая плита. Она получила региональные выплаты в сумме 30 000 рублей. Иных жилых помещений у неё нет, это единственное жилье.
Представители ответчиков администрации Магдагачинского района, Министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в их отсутствие – суду не представлено, о причинах неявки – в суд не сообщено.
Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
При участии в деле нескольких ответчиков рассмотрение дела в порядке заочного производства возможно в случае неявки в судебное заседание всех ответчиков.
С учетом того, что ответчики о месте и времени рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в их отсутствие не представили, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщили, суд, с учетом мнения помощника прокурора Магдагачинского района, руководствуясь положениями ст.ст. 233-237 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, Губернатора Амурской области, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, администрации Черняевского сельсовета, Главного управления МЧС России по Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в их отсутствие – суду не заявлено, о причинах неявки в суд не сообщено.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав мнение помощника прокурора Магдагачинского района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Заявленными исковыми требованиями являются требования прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах ФИО2 к Министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Магдагачинского района Амурской области о признании ФИО2 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области», возложении на администрацию Магдагачинского района обязанности включить ФИО2 в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928, возложении на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанности произвести ФИО2 выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 N 94-р "О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области" с 26 мая 2021 года на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, зона которой затрагивает территорию, в том числе, Магдагачинского района.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пп. «а» п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Правительством Амурской области принято постановление от 29.06.2021 № 416 "Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 1 указанного постановления от 29.06.2021 № 416 пострадавшим гражданам за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 оказывается:
1) единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека (подпункт "в" пункта 4 Правил N 1928);
2) финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека;
за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека (подпункт "г" пункта 4 Правил N 1928).
Согласно п. 2.1, п. 2.2, п. 2.3 указанного постановления от 29.06.2021 № 416 органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области, территории которых находятся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - ОМСУ), обеспечить:
1) принятие от пострадавших граждан заявлений об оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости по формам согласно приложениям NN 1, 2 к настоящему постановлению (далее - заявления); 2) образование и функционирование на уровне муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области в соответствии с пунктом 7 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом МЧС России от 29 апреля 2020 г. N 275 (далее - Порядок N 275), комиссий в составе не менее 3 человек в целях: а) установления факта нарушения условий жизнедеятельности пострадавших граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (пункты 18 - 22 Порядка N 275); б) определения степени утраты (полностью или частично) имущества первой необходимости пострадавших граждан (пункт 24 Порядка N 275); 3) в течение 2 календарных дней после поступления от пострадавших граждан заявлений, указанных в подпункте 1 настоящего пункта: а) сверку сведений, указанных в них, с данными паспорта (иного документа, удостоверяющего личность), страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) гражданина, подающего заявление, и членов его семьи; б) обследование и составление комиссиями, указанными в подпункте 2 настоящего пункта, в соответствии с требованиями Правил N 1928 и Порядка N 275: заключений об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан и членов их семей в результате чрезвычайной ситуации по форме согласно приложению N 7 к Порядку N 275) (далее - заключения) (для выплаты единовременной материальной помощи); актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, по форме согласно приложению N 8 к Порядку N 275 (далее - акты обследования) (для выплаты финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости); 4) оперативное формирование и подписание в части подтверждения факта постоянного проживания граждан в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также фактов нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации: а) списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, по форме согласно приложению N 5 к Порядку N 275; б) списков граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, по форме согласно приложению N 6 к Порядку N 275 (заполняются раздельно для граждан, утративших имущество первой необходимости частично, и для граждан, утративших имущество первой необходимости полностью); 5) направление списков, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, с приложением копий поданных гражданами заявлений, заверенных специалистами ОМСУ, заключений и актов обследования в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в течение 2 календарных дней со дня их составления.
Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области обеспечить: 1) направление списков, указанных в подпункте 5 подпункта 2.1 пункта 2 настоящего постановления, в течение 2 календарных дней со дня их поступления: а) в УМВД России по Амурской области - в части проверки соответствия адресов регистрации по месту жительства и данных паспортов пострадавших граждан; б) в ГУ МЧС России по Амурской области - в части подтверждения нахождения адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации; 2) возврат списков граждан на доработку в ОМСУ в случае несогласования в течение 2 календарных дней со дня их поступления с указанием причины возврата; 3) представление согласованных в соответствии с подпунктом 1 настоящего подпункта списков граждан в течение 2 календарных дней со дня их согласования на утверждение губернатору области; 4) направление утвержденных губернатором области списков граждан, копий заявлений в течение 2 календарных дней со дня их утверждения в министерство социальной защиты населения Амурской области.
Министерству социальной защиты населения Амурской области на основании утвержденных губернатором области списков граждан осуществлять выплату единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости через государственные казенные учреждения Амурской области - управления социальной защиты населения путем перечисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, указанные в заявлениях, в течение 10 дней со дня принятия распоряжения Правительства Амурской области о выделении средств.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в июне 2021 года в <адрес> был подтоплен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации регионального характера установлена полная утрата имущества, пострадавшего ФИО2 и члена ее семьи ФИО6 по адресу: <адрес>.
Согласно заключению комиссии от ДД.ММ.ГГГГ установлено повреждение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации регионального характера.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в главе Магдагачинского района с заявлениями о включении ее в списки на оказание единовременной материальной помощи в связи с затоплением домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, и оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества.
Согласно письменному ответу председателя комиссии ФИО2 отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в связи с отсутствием регистрации по адресу затопления.
Согласно п. 5.1 Постановления Правительства Амурской области от 29.06.2021 N 416 "Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации" выплата пострадавшим гражданам осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий:
1) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи:
а) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
б) нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
2) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:
а) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
б) утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее - резервный фонд), бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) в части чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее соответственно - мероприятия, трансферты).
Согласно п. 4 Правил трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются на следующие цели:
оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;
оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека);
В судебном заседании из материалов дела установлено, что ФИО2 зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой о регистрации в паспорте.
Согласно ответу ОВМ ОМВД России по Магдагачинскому району от 10.08.2021 ФИО2 с 02.07.2004 зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Согласно положениям ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из муниципальных образований (по выбору данного гражданина), в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;
Согласно положениям ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Согласно справке, выданной администрацией Черняевского сельсовета, ФИО2 постоянно проживала на момент введения чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес>.
В судебном заседании установлено, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес>, пострадало имущество ФИО2 полностью.
В судебном заседании из материалов дела, пояснений помощника прокурора установлено, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации ФИО2 проживала в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, иного жилого помещения в пользовании или в собственности истец не имеет.
Проживание ФИО2 в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, подтверждается исследованными в ходе рассмотрения дела письменными доказательствами.
Истец ФИО2 была зарегистрирована по адресу: <адрес> 1974 года. В 2002 году истице было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, где она проживала около пяти лет, по истечению которых она переехала в жилой дом, который пострадал в результате паводковой ситуации в текущем году.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами факт того, что жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором ФИО2 проживает, пострадало в период паводка, имущество утрачено полностью.
Обстоятельств, свидетельствующих о смене места жительства с 2007 года – судом не установлено, при этом по месту жительства – <адрес> истец не зарегистрирована.
Суд учитывает возраст истца, её состояние здоровья, территориальную отдаленность приграничного <адрес> от ОВМ ОМВД России по Магдагачинскому району, ГАУ Амурской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Амурской области», которые находятся в пгт Магдагачи Магдагачинского района Амурской области. Транспортное сообщение между населенными пунктами осуществляется посредством только автомобильного транспорта, которое осложняется ежегодными паводковыми ситуациями, в результате которых происходят разливы рек, пересекающих гравийную автомобильную дорогу, отрезающих на определенный период единственное транспортное сообщение. Кроме того, суд учитывает периодическое введение ограничительных мер в связи со сложившейся в Российской Федерации санитарной эпидемиологической обстановки, по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции.
Отказом во включении в список на оказание единовременной материальной помощи в связи с затоплением домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, и оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества существенно нарушаются права ФИО2 на защиту от чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости признания ФИО2 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области».
Согласно п. 14 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928 Порядок и условия оказания соответствующих видов помощи гражданам и юридическим лицам устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно п. 2.1 Постановления Правительства Амурской области от 29.06.2021 N 416 "Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации" формирование списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, по форме согласно приложению N 5 к Порядку N 275; списков граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, по форме согласно приложению N 6 к Порядку N 275 возложено на органы местного самоуправления муниципальных районов.
Таким образом, суд считает необходимым возложить на администрацию Магдагачинского района обязанность включить ФИО2 в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 рублей за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928.
Согласно п. 2.3 Постановления Правительства Амурской области от 29.06.2021 N 416 "Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации" министерство социальной защиты населения Амурской области на основании утвержденных губернатором области списков граждан осуществляет выплату единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости через государственные казенные учреждения Амурской области - управления социальной защиты населения путем перечисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, указанные в заявлениях, в течение 10 дней со дня принятия распоряжения Правительства Амурской области о выделении средств.
Таким образом, суд считает необходимым возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность произвести ФИО2 выплату единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 рублей за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928.
В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд считает, что обращение решения к немедленному исполнению поможет истцу своевременно воспользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными для пострадавших от чрезвычайных ситуаций.
Руководствуясь ст. ст. 194-199,233-237 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах ФИО2 к Министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Магдагачинского района Амурской области о признании ФИО2 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, произвести выплаты единовременной материальной и финансовой помощи – удовлетворить в полном объеме.
Признать ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области».
Возложить на администрацию Магдагачинского района обязанность включить ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928.
Возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность произвести ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 (десять тысяч) рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 (сто тысяч) рублей за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий О. Ю. Шаталова
Мотивированное решение изготовлено 10.08.2021