Производство № 2-251/2020 года УИД: 28RS0015-01-2020-000291-26
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
( мотивированная часть)
г. Райчихинск 03 августа 2020 года
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Шороховой Н.В.,
при секретаре Матвеевой И.А.,
с участием: природоохранного прокурора Кислова И.Ю.
представителей ответчика ООО «СМУ Райчихинское» Шестакова А.В., Борисова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Амурской области, муниципального образования Константиновского района, в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «СМУ Райчихинское» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,
установил:
Заместитель Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Амурской области, муниципального образования Константиновского района, в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что в ходе прокурорской проверки выявлено, что ООО « СМУ Райчихинское» состоит на учете в Управлении Росприроднадзора по Амурской области в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду. Ответчик в результате своей деятельности производит негативное воздействие на окружающую среду, в связи с тем, что осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размещает отходы производства и потребления, тем самым, наносит вред окружающей среде. Согласно информации Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ООО «СМУ Райчихинское» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ в размере 562070.05 руб. Невнесение ООО «СМУ Райчихинское» платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушает интересы Амурской области, муниципального образования Константиновский район, неопределенного круга лиц, что повлекло недополучение бюджетами Амурской области, муниципального образования Константиновский район денежных средств, и в свою очередь не позволило увеличить расходы на реализацию своих обязательств, в том числе и на предохраняемые мероприятия.
Невыполнение ООО «СМУ Райчихинское» требований законодательства об охране окружающей среды также нарушает права граждан на благоприятную среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, поскольку ООО «СМУ Райчихинское», оказывая в силу своей деятельности негативное воздействие на окружающую среду, плату, денежные средства от которой направляются на природоохранные мероприятия, не вносит.
На основании изложенного просит суд взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "СМУ Райчихинское» (ИНН №, КПП №, ОГРН №), юридический адрес: <адрес>, плату за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ в размере 562070.05 руб.
В судебном заседании представитель Амурского межрайонного природоохранного прокурора Амурской области Кислов И.Ю. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Просил суд взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "СМУ Райчихинское» (ИНН №, КПП №, ОГРН №), юридический адрес: <адрес>, плату за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ в размере 562070.05 руб.
Представители ответчика ООО "СМУ Райчихинское", Шестаков А.В., Борисов Д.С. в судебном заседании полагали необходимым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объёме в связи с тем, что Управлением Росприроднадзора не принята ни одна из деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду, по этим основаниям Природоохранный прокурор не имеет законных оснований для самостоятельного установления суммы платежа. Кроме того, ООО «СМУ Райчихинское» произвело оплату за негативное воздействие на окружающую среду. Вместе указать точную сумму платежа и дату ее внесения не могут, полагают, что задолженность ООО «СМУ Райчихинское» по данным платежам не имеет.
Представители третьих лиц на стороне истца, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Приамурское межрегиональное Управления Росприроднадзора по Амурской области, Администрации Константиновского района Амурской области, Отдела по управлению муниципальным имуществом Константиновского района Амурской области в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от представителя администрации Константиновского района Амурской области в материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Допрошенный в судебном заседании специалист-эксперт Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора Колесникова Т.Г пояснила, что ООО «СМУ Райчихинское» обязано подавать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Декларация составляется юридическим лицом на основании установленных для него нормативов и разрешений по каждой котельной. Представленная ДД.ММ.ГГГГ ООО «СМУ Райчихинское» декларация на сумму 57089.83 рубля, не была принята Росприроднадзором в связи с неверно произведенным расчетом, противоречащим выданным ранее разрешениям, и содержащей искажённые данные. Например котельная <адрес> в декларации от ДД.ММ.ГГГГ в графе углерод оксид ( фактический выброс загрязняющего вещества) указано 2.495 тонн. ( что меньше выданного разрешения в котором указан норматив), в декларации от ДД.ММ.ГГГГ по той же позиции указано 8.01 тонны ( в соответствии с нормативом), такие противоречия были выявлены практически по всем позициям декларации. ДД.ММ.ГГГГ ООО «СМУ Райчихинское» была подана декларация на сумму 609608.77 руб. Данная декларация составлена в соответствии с требованиями норм и Правил, расчет суммы платы составлен верно (масса выбросов соответствует полученным разрешениям, за период отсутствия разрешения применен коэффициент к ставкам платы =25), подписана уполномоченными лицами, заверена гербовой печатью предприятия, в связи с чем была принята специалистами Росприроднадзора и внесена в базу данных. В связи с частично произведённой оплатой, сумма задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за ООО «СМУ Райчихинское» составило 562070.05 руб.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, ответчика, заслушав специалиста-эксперта, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; охраны, воспроизводство и рационального использования природных ресурсов; платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 23. Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года 7-ФЗ (в редакции 31.12.2017) выбросы в пределах установленных нормативов допустимых выбросов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 года № 255 « Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (администратор платы).
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы» (в редакции 11.07.2018) при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пункте 21 настоящих Правил, т.е. применяют коэффициент к ставкам платы за выброс равный 25.
На основании п. 8 вышеназванного Постановления Правительства РФ, плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно.
Пунктом 9 определено понятие платежной базы - является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; б) в отношении каждого класса опасности отходов.
При определении платежной базы учитываются: а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов либо технологических нормативов; б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на выбросы и сбросы);в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, выбросы и сбросы (включая аварийные), указанные в подпункте "б" настоящего пункта; г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду ( декларация о плате), порядок представления и форма которой устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из положений ст. 57 ГПК РФ следует, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 настоящего Кодекса, а также положений ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
В судебном заседании установлено, что ООО "СМУ Райчихинское", является юридическим лицом, предметом деятельности которого являются любые виды хозяйственной деятельности, в том числе внешнеэкономической, не запрещенные законодательством и обеспечивающие получение прибыли.
ООО "СМУ Райчихинское» состоит на учете в Управлении Росприроднадзора по Амурской области, как природопользователь и обязано предоставлять декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно материалам дела, что не оспаривалось сторонами, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, в части своевременности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В ходе проверки установлено, что ООО "СМУ Райчихинское" в результате своей деятельности производит негативное воздействие на окружающую среду, в частности, осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размещение отходов производства и потребления, тем самым, нанося вред окружающей среде.
Судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ООО "СМУ Райчихинское» числится задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 562070,05 руб.
В соответствии с приложением N 7 к Федеральному закону от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду определена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, а администраторами - ее территориальные органы.
В силу ч. 1 ст. ст. 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в бюджет субъекта РФ - 40%, в местный бюджет - 60% от суммы уплаты.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
В нарушение указанных требований ООО "СМУ Райчихинское» не внесена в установленные сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Невнесение ООО "СМУ Райчихинское" платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушает интересы Амурской области, муниципального образования Константиновского района, что влечет недополучение бюджетами Амурской области, муниципального образования Константиновского района денежных средств и, в свою очередь, не позволяет увеличить расходы на реализацию своих обязательств, в том числе и на природоохранные мероприятия.
Невыполнение ООО "СМУ Райчихинское" требований законодательства об охране окружающей среды также нарушает права граждан на благоприятную среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, поскольку ООО "СМУ Райчихинское", оказывая в силу своей деятельности негативное воздействие на окружающую среду, плату, денежные средства от которой направляются на природоохранные мероприятия, не вносит.
Доводы представителя ответчика о том, что размер платы за негативное воздействие на окружающую среду не определен, в виду непринятия Росприроднадзором декларации, не состоятелен и опровергается имеющейся в материалах дела декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ, принятую специалистом Росприроднадзора Колесниковой Т.Г. и внесенной в базу данных. По сведениям указанной декларации, сумма платы, подлежащей внесению в бюджет, 609608,77 руб.
Согласно выписке из лицевого счета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ООО «СМУ Райчихинское» ДД.ММ.ГГГГ начислено по расчету за ДД.ММ.ГГГГ 609608,76 руб., уплачено 113378,23 руб. (288,40 руб.+ 57089,83 руб.), задолженность за 2018 года составляет 562070,05 руб.
Данный расчёт представителями ответчика в судебном заседании не оспорен, иного расчета суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах, поскольку ООО "СМУ Райчихинское" как природопользователь в спорный период обязан был осуществлять плату за виды вредного воздействия на окружающую природную среду, данные платежи не были внесены в соответствующий бюджет в установленный срок, суд считает, что исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Амурской области, муниципального образования Константиновского района, в защиту неопределенного круга лиц лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «СМУ Райчихинское» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежат удовлетворению.
Согласно со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку прокурор при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика в размере 8820.70 руб., согласно ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования заместителя Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Амурской области, муниципального образования Константиновского района, в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «СМУ Райчихинское» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «СМУ Райчихинское» (ИНН 2813009927, КПП 281301001, ОГРН 1152813000361), юридический адрес: 676770, Амурская область, г. Райчихинск ул. Милицейская, д.24. оф.23, плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 года в размере 562070 (пятьсот шестьдесят две тысячи семьдесят) руб.05 коп.
Денежные средства перечислить на расчетный счет УФК по Амурской области N 40101810000000010003, открытый в отделении Благовещенск, БИК 041012001, КБК 04811201010016000120. Получателем указанных поступлений является УФК по Амурской области (Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора), ИНН получателя 2721118073, КПП получателя 272101001, ОКТМО 10630000.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «СМУ Райчихинское» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 8820,70 руб. (восемь тысяч восемьсот двадцать) руб. 70 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированная часть решения изготовлена 04 августа 2020 года.
Председательствующий судья Шорохова Н.В.