Дело № 2-5392/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2015 года
Ачинский городской суд Красноярского края в составе судьи Рагулиной О.А.,
с участием представителя истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Чиркова Д.С., представителя ответчика ООО «Сибресурс» Тюлевой О.А., действующей на основании доверенности от 12.01.2015 сроком по 31.12.2015 (л.д.61),
при секретаре Жикулиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Сибресурс» о возложении обязанности произвести и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках, инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 и 1-3 квартал 2015 года в трех месячный срок с момента вступления решения в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском (с учетом уточненных исковых требований) в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Сибресурс» (далее ООО «Сибресурс») о возложении обязанности произвести и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках, инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 и 1-3 квартал 2015 года в трех месячный срок с момента вступления решения в законную силу. Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокурорской проверки установлено, что в деятельности ООО «Сибресурс», осуществляющей производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) не утвержден проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, как следствие производственный контроль не осуществляется, план-график контроля за соблюдением норм ПДВ на источниках выбросов и контрольных точках отсутствует, инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2014-2015г.г.не вносилась. В адрес ООО «Сибресурс» 16.03.2015 внесено представление об устранении выявленных нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха. Однако, при проверки в порядке контроля в ноябре 2015 года установлено, что фактически выявленные нарушения не устранены.В связи с чем прокурор обращается в суд с указанными требованями.
В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора Чирков Д.С. исковые требования поддержал по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика Тюлева О.А. иск признала в полном объеме, пояснив тем, что в настоящее время в ООО «Сибресурс» работа по разработке и утверждению проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ, плана-графика контроля за соблюдением нормативов, по производству расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду не произведена по причине отсутствия финансирования.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю, надлежащим образов извещенный о месте и времени рассмотрения данного дела, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления. В отзыве указала, что иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме, по состоянию на 28.12.2015 ответчик за согласованием указанного проекта нормативов ПДВ не обращался.
Выслушав пояснения помощника Ачинского межрайонного прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования следует удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту- N 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.
В силу ст. 1 N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Данным законом предусмотрено, что хозяйственная или иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среды.
На основании п.1 ст. 34 N 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Исходя из ч.1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее по тексту -№ 96-ФЗ), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Согласно ч. 1 ст. 25 № 96-ФЗ производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих.) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющий веществ в атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В силу ст. 16 N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
На основании ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - №89-ФЗ) плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия.
В соответствии с п. 3 Указа Президента Российской федерации от 23.06.2010 №780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия; носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором, взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, размещать отходы.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" данные платежи подлежат уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Из материалов дела видно, что с 01.02.2014 ООО «Сибресурс», юридический адрес: Красноярский край, г. Ачинск, осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуг (теплоснабжение и холодное водоснабжение) на территории Ключинского сельсовета Ачинского района на основании заключаемых договоров аренды недвижимого имущества коммунальной инфраструктуры с Администрацией Ачинского района и МКУ «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства». (л.д. 25,26,27-35,36).
На основании постановления Главы администрации Ачинского района от 24.06.2015 № 588-П на праве аренды муниципальных объектов недвижимости ООО «Сибресурс» переданы объекты недвижимости коммунальной инфраструктуры на территории Причулымского сельсовета (согласно приложению) в целях добычи, производства, транспортировки и реализации коммунальных ресурсов. (л.д. 58)
Ранее согласно договору аренды №07-14 от 21.01.2014 на управление ООО «Сибресурс» сроком с 29.01.2014 по 27.01.2015 переданы котельные на твердом топливе, находящиеся по адресу: Красноярского края (л.д. 37-57)
Ачинской межрайонной прокуратурой в марте 2015 года была проведена проверка в сфере соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Сибресурс» по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, в ходе которой установлено, что в результате деятельности данного юридического лица выявлены грубые нарушения природоохранного законодательства: организации не утвержден проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, как следствие производственный контроль не осуществляется, план-график контроля за соблюдением норм ПДВ на источниках выбросов и контрольных точках отсутствует, инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 год не вносилась.
По результатам проверки в отношении должностного лица -директора ООО «Сибресурс» 16.03.2015 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ. (л.д.13-16)
11.06.2015 Министерством природных ресурсов и экологии по Красноярскому краю постановление рассмотрено, должностное лицо привлечено к административной ответственности, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. Штраф оплачен. (л.д. 17-22)
Кроме того, в отношении должностного лица - директора ООО «Сибресурс» 16.03.2015 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ. 26.05.2015 Министерством природных ресурсов и экологии по Красноярскому краю постановление рассмотрено, должностное лицо привлечено к административной ответственности, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб. Штраф оплачен.
По результатам проведенной проверки директору ООО «Сибресурс» 16.03.2015 внесено представление об устранении выявленных нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха. (л.д. 7-10)
Представление рассмотрено в установленный законом месячный срок. На момент рассмотрения представления организацией приняты меры к подготовке пакета документов в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю для разработки и утверждения проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, плана-графика контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках. Также специалистами ООО «Сибресурс» совместно с представителями Администрации Ачинского района, МКУ «УС и ЖКХ» проводилась инвентаризация стационарных источников, рассчитывалась плата за негативное воздействие на окружающую среду с целью дальнейшей оплаты. (л.д.11)
За допущенные нарушения виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности в виде выговора.(л.д. 12)
Однако, при проверки в порядке контроля в ноябре 2015 года установлено, что ООО «Сибресурс» начатая работа не доведена до конца, не утвержден проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, план-график контроля за соблюдением норм ПДВ на источниках выбросов и контрольных точках отсутствует, инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не утвержден, а следовательно плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносилась по причине отсутствия денежных средств на указанные мероприятия. Фактически выявленные нарушения не устранены.
В нарушение природоохранного законодательства ответчик не производит расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с начала осуществления своей деятельности, в результате бюджеты Российской Федерации, Красноярского края и администрация города Ачинска не дополучили за 2014 и 1-3 квартал 2015 года суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов. В связи с чем, Российская Федерация, Красноярский край, администрация города Ачинска не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является также нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы.
Принимая во внимание установленные в суде фактические обстоятельства дела, с учетом требований норм природоохранного законодательства, отсутствия возражений со стороны представителя ответчика, суд считает необходимым иск Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить в полном объеме.
В соответствии со ст. 103.ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с тем, что иск Ачинского межрайонного прокурора удовлетворен, истец от уплаты госпошлины освобожден, на основании п.3 ч. 1 ст. 333.19. НК РФ за подачу искового заявления неимущественного характера с ООО «Сибресурс» подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования г.Ачинск госпошлина в размере 6 000 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Сибресурс» произвести и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках, инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 и 1-3 квартал 2015 года в трех месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с ООО «Сибресурс» в доход бюджета муниципального образования г.Ачинск госпошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд Красноярского края.
Судья О.А. Рагулина
Мотивированное решение изготовлено 11 января 2016 года.