Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2181/2015 ~ М-1455/2015 от 15.01.2015

                             Дело № 2-2181/15



Решение

именем Российской Федерации

«11» февраля 2015 года город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Емшанова И.С.,

при секретаре Хованец Е.М.,

с участием представителя управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска Представитель1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска к специализированному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области об освобождении от исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Управление ЖКХ администрации города Благовещенска обратилось в суд с данным заявлением, в обоснование указав, что *** года судебным приставом-исполнителем специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области ТретьеЛицо1 в рамках исполнительного производства № ***, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по делу № ***, предметом исполнения которого является возложение на управление ЖКХ города Благовещенска обязанности по предоставлению Л. социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу ***, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, исходя из общей площади *** кв.м., вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с управления ЖКХ города Благовещенска в результате неисполнения исполнительного документа в размере ***.

Между тем, у должника отсутствовала реальная возможность исполнения судебного решения в 5-тидневный срок ввиду наличия следующих обстоятельств.

Выплаты пострадавшим гражданам производятся по мере поступления средств межбюджетного трансферта из министерства строительства и архитектуры Амурской области.

Субвенция предоставляется за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Амурской области в виде иного межбюджетного трансферта для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года № 923.

Субвенция предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год, и доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Главный распорядитель на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств в течение 15 дней со дня поступления в доход областного бюджета средств, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящего Порядка, перечисляет субвенции муниципальным образованиям на балансовый счет Управления Федерального казначейства по Амурской области № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» для последующего перечисления в установленном порядке на единый счет бюджета соответствующего муниципального образования.

Финансовые органы муниципальных образований в 4-дневный срок после получения от органа Федерального казначейства информации о поступившей субвенции перечисляют средства на лицевые счета уполномоченных органов, ответственных за осуществление полномочия.

Органы местного самоуправления расходуют субвенцию на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт, которая перечисляется гражданам, имеющим право на ее получение.

Управлением ЖКХ города Благовещенска *** года в министерство строительства и архитектуры Амурской области направлен запрос о выделении средств на социальную поддержку граждан.

Согласно полученного ответу от *** года, министерство строительства и архитектуры Амурской области информирует, что в настоящее время решить вопрос о выделении средств на капитальный ремонт не представляется возможным в связи с отсутствием лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству строительства и архитектуры Амурской области на *** год.

Следовательно, неисполнение управлением ЖКХ города Благовещенска исполнительного документа в установленный срок вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, а именно отсутствием лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных для социальной выплаты.

На основании изложенного просит суд освободить управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска от взыскания исполнительного сбора по исполнительному производству № ***, возбужденному *** года на основании исполнительного листа № *** от *** года о возложении на управление ЖКХ города Благовещенска обязанности по предоставлению Л. социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу ***, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании представитель управления ЖКХ администрации города Благовещенска Представитель1 на заявленных требованиях настаивала, поддержала доводы заявления.

Представитель специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов Представитель2, согласно представленному письменному отзыву, возражает против удовлетворения заявленных требований, указавает, что должником не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок было вызвано чрезвычайными, непредотвратимыми обстоятельствами. Просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

В судебное заседание не явились представитель специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, судебный пристав-исполнитель ТретьеЛицо1, а также представитель УФССП по Амурской области, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Суд определил в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что решением Благовещенского городского суда Амурской области от *** года на управление ЖКХ администрации города Благовещенска возложена обязанность предоставить Л. социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу ***, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, исходя из общей площади поврежденного жилого помещения *** кв.м.

На основании исполнительного листа, выданного в рамках исполнения указанного решения, *** года судебным приставом-исполнителем ТретьеЛицо1 было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № *** в отношении управления ЖКХ администрации города Благовещенска, которое было получено должником *** года.

Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащихся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение суток с момента получения копии настоящего постановления.

В пункте 3 указанного постановления о возбуждении исполнительного производства от *** года имеется предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин, в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере ***, как с должника – организации.

*** года судебным приставом – исполнителем ТретьеЛицо1 в связи с неисполнением должником по исполнительному производству возложенной судебным решением обязанности по предоставлению социальной выплаты принято постановление о взыскании с управления жилищно-коммунального хозяйства Амурской области исполнительского сбора в размере ***.

Управление ЖКХ администрации города Благовещенска, не согласившись с принятым постановлением от *** года, в судебном порядке просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере ***.

Согласно статье 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно частям 1 - 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.

Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Часть 7 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, наделяет суд правомочием освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (часть 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В рассматриваемом случае должник обратился в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, следовательно, должен доказать наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также что им были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, истцом указано, что финансирование мер государственной поддержки в виде выплаты пострадавшим гражданам денежных средств на капитальный ремонт пострадавшего жилого помещения осуществляется посредством субвенций, предоставляемых федеральным бюджетам бюджету Амурской области в виде иного межбюджетного трансферта. Управлением неоднократно направлялся запрос в адрес главного распорядителя средств с просьбой о выделении средств для исполнения судебных актов, однако министерством строительства и архитектуры Амурской области был дан об отсутствии финансирования указанных мероприятий на 2014 год.

В силу части 3 статьи 6 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» выплата пострадавшим гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления.

Финансовое обеспечение государственных полномочий по предоставлению пострадавшим гражданам денежных средств на капитальный ремонт жилых помещений осуществляется в форме субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам, порядок расходования который устанавливается Правительством области (части 1, 3 статьи 10 Закона).

В целях реализации приведенных положений законодательства, постановлением правительства Амурской области № 542 от 7 ноября 2013 года утвержден Порядок расходования субвенции из областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.

Субвенция предоставляется за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Амурской области в виде иного межбюджетного трансферта для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации.

Главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субвенции является министерство строительства и архитектуры Амурской области.

Субвенция предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год, и доведенных лимитов бюджетных обязательств (пункт 2 Постановления).

В силу пункта 3 названного постановления главный распорядитель на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств в течение 15 дней со дня поступления в доход областного бюджета средств, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящего Порядка, перечисляет субвенции муниципальным образованиям на балансовый счет Управления Федерального казначейства по Амурской области № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» для последующего перечисления в установленном порядке на единый счет бюджета соответствующего муниципального образования.

Финансовые органы муниципальных образований в 4-дневный срок после получения от органа Федерального казначейства информации о поступившей субвенции перечисляют средства на лицевые счета уполномоченных органов, ответственных за осуществление полномочия.

Органы местного самоуправления расходуют субвенцию на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт, которая перечисляется гражданам, имеющим право на ее получение.

Социальная выплата на капитальный ремонт считается предоставленной после перечисления соответствующих денежных средств в размере, определенном в соответствии со статьей 4 Закона, на счет, указанный гражданином в заявлении.

По смыслу изложенного, исполнение государством взятых на себя обязательств перед пострадавшим лицом на компенсацию ущерба, причиненного его имуществу, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения осуществляется путем перечисления гражданину, включенному в соответствующий список, денежных средств на банковский счет, открытый в кредитной организации.

При этом, органы местного самоуправления, ответственные за реализацию возложенных на них полномочий по осуществлению указанных выплат, производят такую выплату не за счет собственных средств, а за счет перечислений, поступающий в форме субвенций из областного бюджета.

Как следует из представленных в материалы дела документов, должником в лице управления ЖКХ администрации города Благовещенска неоднократно направлялись запросы в адрес главного распорядителя средств областного бюджета (министерство строительства и архитектуры Амурской области) с просьбой о выделении денежных средств для исполнения судебных решений.

На данное обращение министерством был дан ответ, согласно которому перечислить денежные средства для оказания пострадавшим гражданам мер поддержки в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт жилья, право за которыми признано в судебном порядке, не представляется возможным ввиду отсутствия лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2014 года.

Таким образом, управлением ЖКХ администрации города Благовещенска после возбуждения исполнительного производства предпринимались все необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в установленный срок должником было невозможно по причине непреодолимой силы, то есть по не зависящим от должника причинам, поскольку социальная выплата пострадавшим гражданам предоставляется не за счет собственных средств, а за счет субвенций, перечисляемых из областного бюджета местному бюджету.

Поскольку исполнение решения суда было поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из областного бюджета, суд приходит к выводу, что управление ЖКХ администрации города Благовещенска объективно было лишено возможности исполнить решение Благовещенского городского суда от *** года в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Таким образом, суд считает установленным, что управлением ЖКХ администрации города Благовещенска предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать, как бездействие по неисполнению решения суда судом не установлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – управления ЖКХ администрации города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № ***.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление управления жилищно-коммунального хозяйства удовлетворить.

Освободить управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере ***, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области ТретьеЛицо1 от *** года в рамках исполнительного производства № ***, возбужденного *** года на основании исполнительного листа № *** от *** года о возложении обязанности предоставить Л. социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу ***, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, исходя из общей площади поврежденного жилого помещения *** кв.м.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме *** года.

Председательствующий                                 Емшанов И.С.

2-2181/2015 ~ М-1455/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление ЖКХ администрации г Благовещенска
Другие
СО СП УФССП РФ по Амурской области
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Емшанов И.С.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
15.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2015Передача материалов судье
20.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2015Судебное заседание
11.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее