РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 июля 2023 г. г. Октябрьск Самарской области
Октябрьский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Моисеевой Л.М.,
при секретаре судебного заседания Ганн А.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора г. Октябрьска Самарской области Пампурова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Межмуниципального управления Министерства внутренних дел России «Сызранское» об установлении административного надзора и административных ограничений Архипову А.В.,
установил:
Административный истец Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел России «Сызранское» (далее - МУ МВД России «Сызранское») обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора Архипову А.В., осужденному 21.05.2020 приговором Октябрьского городского суда Самарской области по ч. 2 ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) к 3 годам 4 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, при этом в его действиях установлен опасный рецидив преступлений.
Постановлением Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 10.03.2022 на основании ст. 80 УК РФ заменена не отбытая часть наказания в виде 1 года 1 месяца 6 дней лишения свободы на ограничение свободы на тот же срок.
22.03.2022 Архипов А.В. освобожден из ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 228 УК РФ, относится к категории тяжких, следовательно, в соответствии с п. «г» ст. 86 УК РФ судимость Архипова А.В. погашается по истечении 8 лет после отбытия наказания.
Административный истец с целью предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов просит установить в отношении административного ответчика Архипова А.В. административный надзор на срок до погашения судимости 22.03.2030 с применением ограничений, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, направив заявления с просьбами о рассмотрении дела в их отсутствие.
При этом административный ответчик Архипов А.В. с иском согласился полностью.
Поскольку явка сторон не признавалась обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело без их участия в порядке ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Исследовав письменные доказательства, с учетом заключения старшего помощника прокурора г. Октябрьска Самарской области Пампурова А.А., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, и, оценив все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Административный надзор устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон от 06.04.2011 №64-ФЗ).
Согласно статье 6 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 272 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
Как следует из ч. 8 ст. 272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
По мнению суда, административный истец представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ административный надзор - осуществляемое органом внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствие с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Категории лиц, за которыми устанавливается административный надзор, названы в ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ, исходя из положений п. 2 ч. 2 которой, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления, в том числе, при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Федерального закона.
Судом установлено и из материалов административного дела следует, что Архипов А.В. осужден 21.05.2020 Октябрьским городским судом Самарской области по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам 4 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д.8-9, оборот). Судимость не погашена и не снята.
Как следует из описательно-мотивировочной части приговора Октябрьского городского суда Самарской области от 21.05.2020 в действиях Архипова А.В. усматривается опасный рецидив преступлений.
Установлено, что Архипов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является совершеннолетним лицом, осужденным за совершение умышленного преступления, относящегося к категории тяжких (ч. 2 ст. 228 УК РФ), при этом, совершив преступление при опасном рецидиве, освобожденным 22.03.2022 из ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области по постановлению Комсомольского районного суда Тольятти Самарской области от 10.03.2022 (л.д.10).
Указанным постановлением на основании ст. 80 УК РФ лишение свободы заменено на ограничение свободы на неотбытый срок 1 год 1 месяц 6 дней с ограничениями - не менять места жительства (пребывания), и не выезжать за пределы соответствующего муниципального образования по избранному месту жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и установлением обязанности являться один раз в месяц в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы для регистрации.
Окончание срока наказания наступило 16.04.2023, что следует из сообщения ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области № от 22.03.2022 (л.д.11).
Административный надзор в отношении Архипова А.В. судом не устанавливался.
Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости (ч. 1 ст. 86 УК РФ).
На основании ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ суд полагает необходимым установить в отношении Архипова А.В.административный надзор, срок которого подлежит определению, исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона.
В силу данной нормы административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу части 4 статьи 15 УК РФ совершенное Архиповым А.В. преступление относится к категории тяжких.
В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении 8 лет после отбытия наказания.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» следует, что в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ, статья 86 УК РФ). При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ).
Таким образом, срок погашения судимости Архипова А.В. по приговору Октябрьского городского суда Самарской области от 21.05.2020 подлежит исчислению со дня его фактического освобождения из мест лишения свободы, то есть с 22.03.2022 и истекает 22.03.2030 (по 21.03.2030 включительно). Досрочное снятие судимости ему не осуществлялось.
По месту жительства полицией Архипов А.В. характеризуется удовлетворительно, жалоб на поведение в быту не поступало, сведений о привлечении к административной ответственности не имеется.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (ч. 8 ст. 272, ч. 3 ст. 273 КАС РФ).
Часть 1 статьи 4 Федерального закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
При этом установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений.
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или общественного поведения.
Принимая решение об установлении административного надзора, суд также устанавливает в отношении административного ответчика административное ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Этот вид административного ограничения предусмотрен п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ, и в соответствии с требованиями п. 1 ч. 2 настоящей статьи установление судом такого вида ограничения является обязательным.
Количество раз в месяц, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации один раз в месяц, определено с учетом указанных выше обстоятельств дела и является разумным.
Об установлении других административных ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ, административный истец суд не просил, и оснований для их установления при рассмотрении настоящего административного дела в суде не установлено, равно как и иных административных ограничений, которые являются обязательными (часть 2 статьи 4).
Административный ответчик относится к числу лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ, и в отношении него должен быть установлен административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Таким образом, исходя из тяжести совершенного Архиповым А.В. преступления, суд приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные законом основания для установления административного надзора на срок 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Октябрьского городского суда Самарской области от 21.05.2020.
Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки поднадзорного лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Оснований для сокращения срока административного надзора суд не усматривает, поскольку Архипова А.В.относится к категории лиц, названных в части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ, то есть лиц, имеющих непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, в отношении которых административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством для погашения судимости (пункт 2).
С учетом изложенного, суд считает исковые требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178, 273 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Межмуниципального управления Министерства внутренних дел России «Сызранское» об установлении административного надзора и административных ограничений Архипову А.В. удовлетворить.
Установить в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор сроком на 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, т.е. до 22.03.2030 (по 21.03.2030 включительно).
Срок административного надзора, установленного в отношении Архипова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить в отношении Архипова А.В. административные ограничения в виде:
обязательной явки на регистрацию один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Наблюдение за соблюдением Архиповым А.В. установленных судом административных ограничений возложить на орган внутренних дел по месту его жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский городской суд Самарской области.
Председательствующий судья Л.М. Моисеева
Мотивированное решение суда изготовлено в полном объеме 05.07.2023.
Председательствующий судья Л.М. Моисеева