Дело № 2а-29/2021
УИД 13RS0019-01-2020-004606-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2021 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Парамонова С.П.,
при секретаре судебного заседания Рогудяевой О.Е.,
с участием административного истца – Хецуриани С.,
его представителя адвоката Яремко Г. В., действующей на основании ордера от 11.11.2020 года №927,
административного ответчика Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации,
его представителя Абаниной Н. Н., действующей по доверенности, имеющей высшее юридическое образование,
административного ответчика Министерства внутренних дел по Республике Мордовия,
его представителя Земсковой С. В., действующей по доверенности, имеющей высшее юридическое образование,
заинтересованного лица начальника УФСИН России по Республике Мордовия Мустайкина Л. В.,
заинтересованных лиц: Хецуриани Г. С., Шайхутдиновой Е. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хецуриани С. к Федеральной службе исполнения наказаний, Министерству внутренних дел по Республике Мордовия о признании незаконными и отмене Распоряжения Федеральной службы исполнения наказаний от 15.04.2020 года №1513-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия от 03.10.2020 года о депортации Хецуриани С.
УСТАНОВИЛ:
Хецуриани С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказаний, Министерству внутренних дел по Республике Мордовия о признании незаконными и отмене Распоряжения Федеральной службы исполнения наказаний от 15.04.2020 года №1513-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия от 03.10.2020 года о депортации Хецуриани С..
В обоснование исковых требований указал, что 15.04.2020 Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации №1513-рн пребывание административного истца на территории Российской федерации признанно нежелательным. На основании этого распоряжения, Министерством внутренних дел по Республике Мордовия 03.10.2020 года внесено решение о его депортации. Распоряжение и решение о депортации вынесены без учета его родственных связей.
Указывает, что на основании распоряжения от 15.04.2020 было вынесено решение о его депортации, копию которого он не получал. О решении от 03.10.2020 он узнал 08.10.2020 года в судебном заседании при рассмотрении административного иска МВД по Республике Мордовия о помещении иностранного гражданина в Центр временного содержания иностранных граждан. Вид на жительство, срок которого истёк 20.04.2017 года, продлить не смог, поскольку отбывал наказание в исправительном учреждении.
Супруга административного истца и его дети – имеют гражданство РФ. Распоряжение о нежелательности пребывания и решение о депортации нарушают его право на семейную жизнь.
На основании изложенного просил суд признать незаконными и отменить Распоряжение Министерства Юстиции Российской Федерации от 15.04.2020 года №1513-рн о нежелательности пребывания и решение Министерства внутренних дел по Республике Мордовия от 03.10.2020 года о депортации Хецуриани С.. Просил восстановить срок на подачу административного искового заявления о признании незаконным Распоряжения о нежелательности его пребывания в Российской Федерации и решения о его депортации.
Определением суда от 12 ноября 2020 года к участию в деле привлечена в качестве заинтересованного лица – Шайхутдинова Е. М. – жена административного истца.
Определением суда от 08 декабря 2020 года произведена замена ненадлежащего ответчика - Министерства Юстиции Российской Федерации надлежащим - Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации.
Определением суда 23 декабря 2020 года к участию в деле привлечен в качестве заинтересованного лица Хецуриани Г. С..
Административный истец Хецуриани С., его представитель Яремко Г.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить. Хецуриани С. пояснил, что при ознакомлении его с копией Распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации, начальник отряда указал на необходимость расписаться в копии Распоряжения. Порядок и возможность обжалования данного Распоряжения ему не разъяснялись, копия на руки не выдавалась. Поскольку на момент его ознакомления с указанным Распоряжением он не имел возможности обратиться за помощью к адвокату, так как по причине пандемии такая возможность была ограничена, то в суд обратился только после того, когда узнал, что его хотят депортировать. О решении о депортации он узнал только в суде, где ему и была вручена копия решения. По этой причине просил восстановить срок на обжалование, так как считает, что срок пропущен по уважительной причине.
Представитель административного ответчика - Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Земскова С.В. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель второго административного ответчика - Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации Абанина Н.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признала, по основаниям указанным в возражениях. При этом она пояснила, что осужденному, отбывающему наказание не положено иметь на руках какие – либо документы, кроме относящихся к уголовному делу, либо в связанных с его отбыванием наказания. По этой причине Хецуриани С. не выдавалась копия Распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации.
Заинтересованное лицо начальник УФСИН России по Республике Мордовия Мустайкин Л.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Заинтересованные лица Шайхутдинова Е.М., Хецуриани Г.С., поддержали исковые требования, просили не депортировать Хецуриани С., поскольку он хороший муж и отец, помогает семье. Возможность проживания в <адрес> исключили, поскольку дети учатся в образовательных учреждениях России, очень любят отца. <данные изъяты>.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспаривая принятое Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации распоряжение от 15.04.2020 года №1513-рн, Хецуриани С. указывает о том, что при ознакомлении его с копией Распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации, начальник отряда указал на необходимость расписаться в копии Распоряжения. Порядок и возможность обжалования данного Распоряжения ему не разъяснялись, копия на руки не выдавалась. Поскольку на момент его ознакомления с указанным Распоряжением он не имел возможности обратиться за помощью к адвокату, так как по причине пандемии такая возможность была ограничена, то в суд обратился только после того, когда узнал, что его хотят депортировать. О решении о депортации он узнал только в суде, где ему и была вручена копия решения. По этой причине просил восстановить срок на обжалование, так как считает, что срок пропущен по уважительной причине.
Представитель административного ответчика Абанина Н.Н. подтвердила факт того, что копия оспариваемого Распоряжения не могла быть выдана Хецуриани С. на руки, поэтому хранилась в личном деле. Довод о том, что Хецуриани С. не был разъяснен порядок и возможность обжалования указанного Распоряжения, она не опровергла.
Из представленных по запросу суда документов об ознакомлении с решением о депортации Хецуриани С. следует, что он был с ними ознакомлен только 08.10.2020 года в Рузаевском районном суде Республики Мордовия.
12.10.2020 года Хецуриани С. обратился в суд с административным исковым заявлением об обжаловании распоряжения о нежелательности его пребывания в Российской Федерации и решения о его депортации от 15.04.2020 года.
Согласно копии постановления Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 22.09.2020 года, Хецуриани С. освобожден из ИК условно – досрочно на 11 месяцев 04 дня.
Указом Главы Республики Мордовия от 17.03.2020 года (в соответствующих редакциях) №78-УГ «О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVI-19)» во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417, на территории Республики Мордовия введен ряд ограничений, связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции.
В связи с режимом повышенной готовности, на территории Республики Мордовия был изменен порядок работы органов государственной власти.
Согласно части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В настоящем случае запрета на восстановление процессуального срока не имеется.
Таким образом, суд считает, что имелись уважительные причины пропуска Хецуриани С. срока на обжалование Распоряжения о нежелательности его пребывания в Российской Федерации, и этом срок следует считать восстановленным. Злоупотребления правом не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 4 КАС РФ иностранные граждане имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из материалов дела, Хецуриани С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является гражданином <данные изъяты>, по сведения МВД России и МИД России как лицо, приобретшее гражданство Российской Федерации, не значится.
Приговором Головинского районного суда города г. Москвы от 15 июля 2016 года Хецуриани С. осужден за совершение преступления, предусмотренного пунктом "б" части 3 статьи 161 УК РФ, с учетом апелляционного определения от 02.03.2017 года ему назначено наказание в виде 5 лет 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Из обвинения исключен квалифицирующий признак «с угрозой применения насилия, не опасного для жизни и здоровья». Сведений об изменении категории преступления на менее тяжкое по делу не установлено.
26 февраля 2019 года начальником УФСИН России по Республике Мордовия вынесено заключение о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина <данные изъяты> Хецуриани С.
Распоряжением ФСИН России от 15 апреля 2020 года №1513-рн пребывание гражданина Грузии Хецуриани С. в Российской Федерации признано нежелательным до срока погашения судимости.
03 октября 2020 года МВД по Республике Мордовия принято решение о депортации из Российской Федерации Хецуриани С.
В период с 03 августа 2012 года по 20 апреля 2017 года Хецуриани С. был зарегистрирован на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>. По указанному адресу с 02 февраля 1996 года зарегистрирована супруга Хецуриани С. - Шайхутдинова Е.М. имея вид на жительство.
Из заключения о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина <данные изъяты> Хецуриани С. от 26 февраля 2019 следует, что за период отбывания наказания Хецуриани С. имел три поощрения и пять раз нарушал порядок, вину в совершенном преступлении не признал, после освобождения намерен проживать на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранным гражданам и лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом.
Согласно статье 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 вышеуказанного закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года N 199 "Об утверждении положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" установлен Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в который включено Министерство юстиции России.
Названное полномочие закреплено в Приказе ФСИН России от 23 декабря 2019 года №1180 «Об утверждении Порядка представления и рассмотрения материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия Федеральной службой исполнения наказаний решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежащих освобождению из мест лишения свободы».
Порядок подготовки документов и принятия такого решения регламентирован Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерством юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 20 августа 2007 года N 171 (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 3 Инструкции решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято, в том числе в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации, а также в случае, если пребывание (проживание) этих лиц создает реальную угрозу общественному порядку, либо здоровью населения.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предусмотрено, что в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение иностранным гражданином законодательства Российской Федерации, ограничивающей права данного гражданина, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Изложенное соотносится с международно-правовыми предписаниями, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола N 4 к ней).
Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, вступившая в силу для России 05 мая 1998 года, не гарантирует иностранным гражданам право въезжать в определенную страну и проживать на ее территории и не быть высланными. Лежащая на государствах - участниках ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну при соблюдении баланса интересов права на уважение личной и семейной жизни (статья 8 Конвенции) и правомерной цели принимаемых государством решений.
Государство вправе устанавливать ответственность иностранных граждан за нарушение ими порядка пребывания в Российской Федерации в целях обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, предотвращения преступлений, защиты здоровья или нравственности населения.
Таким образом, действующим российским законодательством предусматривается возможность ограничения права иностранных граждан находиться в Российской Федерации. Указанное право государства является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации, что в полной мере соответствуют нормам международного права.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 19 марта 2003 года N 3-П, судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление; имеющаяся у лица непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки его личности и совершенных им преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью и поэтому предполагают возможность применения к таким лицам закрепленных федеральным законом дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, обусловленных, в том числе общественной опасностью таких лиц, адекватных ей и связанных с их обязанностью нести ответственность за свое виновное поведение.
Реализация Федеральной службой исполнения наказаний, Министерством внутренних дел по Республике Мордовия в данном случае своих полномочий при разрешении вопроса в отношении административного истца соответствует охраняемым законом целям, оправдана необходимостью и обусловлена противоправным поведением Хецуриани С. Правовую связь с государством своей гражданской принадлежности Хецуриани С. не утратил.
Пренебрегая требованиями законодательства Российской Федерации, административный истец не мог не знать установленных правил пребывания и должен был предвидеть наступление негативных для него последствий, однако лояльности к законам Российской Федерации не проявлял.
Доказательств, что проживание Хецуриани С. совместно с семьей в стране своей гражданской принадлежности является невозможным, материалы дела не содержат. Наличие у иностранного гражданина Грузии жены и детей на территории Российской Федерации с которыми после освобождения из мест лишения свободы намерен проживать в г. Подольск, не освобождает его от обязанности соблюдать законодательство Российской Федерации, не является безусловным основанием для снятия запрета на въезд в Российскую Федерацию с учетом имеющихся обстоятельств.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований. Административным органом при принятии оспариваемого решения приведены обстоятельства, свидетельствующие о том, что пребыванием Хецуриани С. на территории Российской Федерации создается реальная угроза для безопасности государства, общественного порядка. Наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации тяжкого и особо тяжкого преступления является основанием, препятствующим иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 7, пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", часть 1 статьи 16 Федерального закона от 21 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").
По ходатайству административного истца были приняты меры предварительной защиты, в виде приостановления исполнения обжалуемых решений. В связи с возможностью обжалования сторонами принятого по делу Решения, суд считает необходимым сохранить эти меры до вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административномделе доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, руководствуясь статьями 174-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Хецуриани С. к Федеральной службе исполнения наказаний, Министерству внутренних дел по Республике Мордовия о признании незаконными и отмене Распоряжения Федеральной службы исполнения наказаний от 15.04.2020 года №1513-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия от 03.10.2020 года о депортации Хецуриани С. оставить без удовлетворения.
Меры предварительной защиты сохранить до вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 22 января 2021 года.
Председательствующий С.П. Парамонов