Дело № 2-2300/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) года Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,
при секретаре Исайкиной Л.В.,
с участием представителя заявителя Анисимова Н.Н. Ширяева Е.И., действующего на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица (Госорган1) в <адрес> Шлеевой О.А., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица (Госорган2) Прудниковой Н.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Анисимова Н. Н. о признании незаконным бездействия (Госорган1) в <адрес> в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по <адрес>, обязании (Госорган1) в <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. под многоквартирным домом <адрес> по фактически используемой площади земельного участка с учетом прав иных смежных землепользователей,
УСТАНОВИЛ:
Анисимов Н.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия (Госорган1) в <адрес> в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по <адрес>, обязании (Госорган1) в <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. под многоквартирным домом <адрес> по фактически используемой площади земельного участка с учетом прав иных смежных землепользователей. В обоснование заявления указал, что (ДД.ММ.ГГГГ) года Арбитражным судом <адрес> вынесено решение по заявлению (Наименование1) к (Госорган1) в <адрес> о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес>. Арбитражный суд в решении установил, что товарищество не может иметь самостоятельного экономического интереса, товарищество может обращаться в суд только за защитой интересов домовладельцев при передаче ими такого права. Отказ в удовлетворении требований (Наименование1) Арбитражным судом <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года мотивирован отсутствием у (Наименование1) полномочий представления интересов жильцов многоквартирного дома <адрес> в суде и органах государственной власти. Также Арбитражным судом установлено, что любой собственник помещения в многоквартирном доме <адрес> вправе обратиться в органы власти с заявлением по формированию земельного участка под многоквартирным домом, а также в суд при бездействии органов власти. Заявитель является собственником жилого помещения квартиры (№) площадью <данные изъяты> кв.м. в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. (ДД.ММ.ГГГГ) года заявителем подано заявление в (Госорган1) в <адрес> с просьбой определить статус земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, сформировать земельный участок под многоквартирным домом для дальнейшей приватизации. До настоящего времени никакие действия (Госорган1) в <адрес> по формированию земельного участка совершены не были. Заявитель считает, что (Госорган1) в <адрес> проявляет незаконное бездействие, выразившееся в уклонении от формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом.
В судебное заседание заявитель Анисимов Н.Н. не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель заявителя Анисимова Н.Н. Ширяев Е.И., действующий на основании доверенности, поддержал заявление, представил заявление о признании отсутствия пропуска срока обращения в суд.
Представитель заинтересованного лица (Госорган1) в <адрес> Шлеева О.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, представила письменный отзыв (л.д. 61-63).
Представитель заинтересованного лица (Госорган2) Прудникова Н.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, представила письменный отзыв (л.д. 65-66).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно статье 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом).
(Госорган1) в <адрес> является территориальным органом (Госорган2).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ), в п. 2.1 Постановления N 12-П от 28 мая 2010 года указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (ст. 36), а в Федеральном закона "О введении в действие ЖК РФ" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Из частей 2 - 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с учетом разъяснений, данных в п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие данного Кодекса.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, так же как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 36 ЖК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (п. п. 4.2, 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 12-П от 28 мая 2010 года).
Из материалов дела следует, что за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: учебные корпуса и общежития, которые переданы на праве постоянного (бессрочного) пользования (Госорган2) (л.д. 67,70).
Собственниками многоквартирного жилого дома по <адрес> создано (Наименование1), зарегистрированное в качестве юридического лица.
Из приложенных к заявлению документов усматривается, что переписка по вопросу формирования земельного участка, определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес> велась между (Госорган1) в <адрес> и (Наименование1), от имени которого выступал председатель правления (Наименование1) Анисимов Н.Н.
Письма от имени (Наименование1), подписанные председателем правления товарищества собственников жилья Анисимовым Н.Н., от (ДД.ММ.ГГГГ) года (л.д. 17), от (ДД.ММ.ГГГГ) года (л.д. 18), а также представителем (Наименование1) (ФИО)4, действующим на основании доверенности, от (ДД.ММ.ГГГГ) года (л.д. 19), от (ДД.ММ.ГГГГ) года (л.д. 20-22), от (ДД.ММ.ГГГГ) года (л.д. 23), от (ДД.ММ.ГГГГ) года (л.д. 27), от (ДД.ММ.ГГГГ) года (л.д. 28) суд не может расценивать как надлежащее заявление о формировании земельного участка под многоквартирным домом, поданное от имени собственника жилого помещения.
Заявитель Анисимов Н.Н., как собственник жилого помещения, квартиры <адрес>, в (Госорган1) в <адрес> с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом с приложением документов, подтверждающих право собственности на квартиру, не обращался.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
На основании части 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Из материалов дела следует, что переписка между (Госорган1) в <адрес> и (Наименование1) велась в (ДД.ММ.ГГГГ)-(ДД.ММ.ГГГГ) годах, последнее письмо представителя (Наименование1) датировано от (ДД.ММ.ГГГГ) года, ответ на которое был дан в письме (Госорган1) в <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года (№) (л.д. 37-38).
С заявлением о признании незаконным бездействия (Госорган1) в <адрес> в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по <адрес> заявитель обратился в суд (ДД.ММ.ГГГГ) года, т.е. с пропуском трехмесячного срока на обжалование, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Доводы об отсутствии факта пропуска срока обращения в суд Анисимовым Н.Н. с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти являются несостоятельными, так как суд при рассмотрении гражданского дела установил, что Анисимов Н.Н., как собственник жилого помещения, в (Госорган1) в <адрес> с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом не обращался.
В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом не установлено незаконного бездействия со стороны (Госорган1) в <адрес>, выраженного по мнению заявителя, в отказе удовлетворения его заявления о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, как и не установлено нарушения прав заявителя бездействием заинтересованного лица.
Руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Анисимова Н. Н. о признании незаконным бездействия (Госорган1) в <адрес> в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по <адрес>, обязании (Госорган1) в <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. под многоквартирным домом <адрес> по фактически используемой площади земельного участка с учетом прав иных смежных землепользователей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Судья: подпись Л.В. Анисимова
Мотивированное решение
изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ) года
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Дело № 2-2300/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) года Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,
при секретаре Исайкиной Л.В.,
с участием представителя заявителя Анисимова Н.Н. Ширяева Е.И., действующего на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица (Госорган1) в <адрес> Шлеевой О.А., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица (Госорган2) Прудниковой Н.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Анисимова Н. Н. о признании незаконным бездействия (Госорган1) в <адрес> в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по <адрес>, обязании (Госорган1) в <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. под многоквартирным домом <адрес> по фактически используемой площади земельного участка с учетом прав иных смежных землепользователей,
УСТАНОВИЛ:
Анисимов Н.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия (Госорган1) в <адрес> в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по <адрес>, обязании (Госорган1) в <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. под многоквартирным домом <адрес> по фактически используемой площади земельного участка с учетом прав иных смежных землепользователей. В обоснование заявления указал, что (ДД.ММ.ГГГГ) года Арбитражным судом <адрес> вынесено решение по заявлению (Наименование1) к (Госорган1) в <адрес> о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес>. Арбитражный суд в решении установил, что товарищество не может иметь самостоятельного экономического интереса, товарищество может обращаться в суд только за защитой интересов домовладельцев при передаче ими такого права. Отказ в удовлетворении требований (Наименование1) Арбитражным судом <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года мотивирован отсутствием у (Наименование1) полномочий представления интересов жильцов многоквартирного дома <адрес> в суде и органах государственной власти. Также Арбитражным судом установлено, что любой собственник помещения в многоквартирном доме <адрес> вправе обратиться в органы власти с заявлением по формированию земельного участка под многоквартирным домом, а также в суд при бездействии органов власти. Заявитель является собственником жилого помещения квартиры (№) площадью <данные изъяты> кв.м. в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. (ДД.ММ.ГГГГ) года заявителем подано заявление в (Госорган1) в <адрес> с просьбой определить статус земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, сформировать земельный участок под многоквартирным домом для дальнейшей приватизации. До настоящего времени никакие действия (Госорган1) в <адрес> по формированию земельного участка совершены не были. Заявитель считает, что (Госорган1) в <адрес> проявляет незаконное бездействие, выразившееся в уклонении от формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом.
В судебное заседание заявитель Анисимов Н.Н. не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель заявителя Анисимова Н.Н. Ширяев Е.И., действующий на основании доверенности, поддержал заявление, представил заявление о признании отсутствия пропуска срока обращения в суд.
Представитель заинтересованного лица (Госорган1) в <адрес> Шлеева О.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, представила письменный отзыв (л.д. 61-63).
Представитель заинтересованного лица (Госорган2) Прудникова Н.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, представила письменный отзыв (л.д. 65-66).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно статье 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом).
(Госорган1) в <адрес> является территориальным органом (Госорган2).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ), в п. 2.1 Постановления N 12-П от 28 мая 2010 года указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (ст. 36), а в Федеральном закона "О введении в действие ЖК РФ" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Из частей 2 - 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с учетом разъяснений, данных в п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие данного Кодекса.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, так же как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 36 ЖК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (п. п. 4.2, 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 12-П от 28 мая 2010 года).
Из материалов дела следует, что за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: учебные корпуса и общежития, которые переданы на праве постоянного (бессрочного) пользования (Госорган2) (л.д. 67,70).
Собственниками многоквартирного жилого дома по <адрес> создано (Наименование1), зарегистрированное в качестве юридического лица.
Из приложенных к заявлению документов усматривается, что переписка по вопросу формирования земельного участка, определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес> велась между (Госорган1) в <адрес> и (Наименование1), от имени которого выступал председатель правления (Наименование1) Анисимов Н.Н.
Письма от имени (Наименование1), подписанные председателем правления товарищества собственников жилья Анисимовым Н.Н., от (ДД.ММ.ГГГГ) года (л.д. 17), от (ДД.ММ.ГГГГ) года (л.д. 18), а также представителем (Наименование1) (ФИО)4, действующим на основании доверенности, от (ДД.ММ.ГГГГ) года (л.д. 19), от (ДД.ММ.ГГГГ) года (л.д. 20-22), от (ДД.ММ.ГГГГ) года (л.д. 23), от (ДД.ММ.ГГГГ) года (л.д. 27), от (ДД.ММ.ГГГГ) года (л.д. 28) суд не может расценивать как надлежащее заявление о формировании земельного участка под многоквартирным домом, поданное от имени собственника жилого помещения.
Заявитель Анисимов Н.Н., как собственник жилого помещения, квартиры <адрес>, в (Госорган1) в <адрес> с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом с приложением документов, подтверждающих право собственности на квартиру, не обращался.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
На основании части 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Из материалов дела следует, что переписка между (Госорган1) в <адрес> и (Наименование1) велась в (ДД.ММ.ГГГГ)-(ДД.ММ.ГГГГ) годах, последнее письмо представителя (Наименование1) датировано от (ДД.ММ.ГГГГ) года, ответ на которое был дан в письме (Госорган1) в <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года (№) (л.д. 37-38).
С заявлением о признании незаконным бездействия (Госорган1) в <адрес> в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по <адрес> заявитель обратился в суд (ДД.ММ.ГГГГ) года, т.е. с пропуском трехмесячного срока на обжалование, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Доводы об отсутствии факта пропуска срока обращения в суд Анисимовым Н.Н. с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти являются несостоятельными, так как суд при рассмотрении гражданского дела установил, что Анисимов Н.Н., как собственник жилого помещения, в (Госорган1) в <адрес> с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом не обращался.
В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом не установлено незаконного бездействия со стороны (Госорган1) в <адрес>, выраженного по мнению заявителя, в отказе удовлетворения его заявления о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, как и не установлено нарушения прав заявителя бездействием заинтересованного лица.
Руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Анисимова Н. Н. о признании незаконным бездействия (Госорган1) в <адрес> в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по <адрес>, обязании (Госорган1) в <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. под многоквартирным домом <адрес> по фактически используемой площади земельного участка с учетом прав иных смежных землепользователей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Судья: подпись Л.В. Анисимова
Мотивированное решение
изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ) года
Копия верна.
Судья:
Секретарь: