РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2017 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Зайцевой Т.Л., при секретаре Конюховой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1143/2017 по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконными приказов в части снижения премий, взыскании премий, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в АМО о признании незаконными приказов в части снижения премий, взыскании премий, компенсации морального вреда, в обоснование (с учетом уточнений) указал, что он работает в УПФ РФ (ГУ) в АМО в должности <данные изъяты> В период с **. добросовестно исполнял свои трудовые обязанности, которые были направлены на достижение целей возложенных на ответчика, дисциплинарных взысканий и упущений в работе не имел. В период работы был незаконно уволен и по решению Ангарского городского суда ... от ** был восстановлен на работе. Согласно приказу ответчика №л от ** всем начальникам отделов УПФ РФ (ГУ) в АМО установлена премия в связи с очередной датой образования ПФР в размере 130 000 рублей, а также согласно приказу УПФ РФ (ГУ) в АМО № от ** работникам была выплачена премия за 4 квартал 2016 года в размере 30% от должностного оклада с учетом районного коэффициента и северной надбавки за фактически отработанное время. Однако ему размер премий был снижен, так премия в связи с очередной датой образования ПФР снижена до 5 000 рублей, премия за 4 квартал 2016 года снижена до 5% от должностного оклада с учетом районной и северной надбавки за фактически отработанное время. Считает решение ответчика о снижении ему размеров премий в сравнении с другими начальниками отделений снижена незаконно. В силу п. 3 Постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 20.06.2007 года № 145п «Об оплате труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ» работникам территориальных органов выплачиваются должностные оклады, различные надбавки, в том числе согласно п.п. 3.6 п.3 премии по результатам работы, порядок выплаты которых определяется с учетом обеспечения выполнения задач и функций территориального органа ПФР и ИЦПУ, исполнения работником своих должностных обязанностей (размеры премий определяются по результатам деятельности работника и максимальными размерами не ограничиваются). Пунктами 6, 7 Постановления № 145п установлено, что при формировании фонда оплаты труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ, определяемого Правлением ПФР, предусматриваются следующие средства, направленные для выплаты (в расчете на год), в том числе дополнительного материального стимулирования в виде премий по решению Правления ПФР за счет средств, предусмотренных в бюджете ПФР на соответствующий финансовый год на оплату труда работников системы ПФР. Полагает, что согласно Положению об оплате труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 20.06.2007 года № 145п регулирующее вопросы оплаты труда работников ПФР, в том числе оплату труда работников УПФ РФ (ГУ) в АМО, руководители территориальных органов ПФР не могут произвольно на свое усмотрение без соблюдения правил и порядка выплаты премий, установленных Положением, снижать размер премий. При этом, полагает, что основания снижения премий должно быть отражено в приказе о выплате премий, чего не было сделано в настоящем случае. Также считает, что за период работы он добросовестно исполнял свои трудовые обязанности, в связи с чем, у работодателя не было оснований для снижения размера премии. Кроме того, период вынужденного прогула также не может быть основанием для снижения размера премии, поскольку он был уволен не по своей вине и был восстановлен на работе. Действиями работодателя ему причинен моральный вред, который он оценивает в размере 50 000 рублей. На основании изложенного просит суд признать незаконным в части приказ УПФ РФ (ГУ) в АМО №л от ** «О премировании в связи с очередной датой образования ПФР» о снижении ему размера премии к очередной дате образования ПФР до 5 000 рублей, взыскать с УПФ РФ (ГУ) в АМО в его пользу премию в связи с очередной датой образования ПФР в размере 86 361,07 рублей, признать незаконным в части приказ УПФ РФ (ГУ) в АМО №л от ** «О премировании по итогам работы за 4 квартал 2016 года» о снижении ему размера премии за 4 квартал до 5% размера, взыскать с УПФ РФ (ГУ) в АМО в его пользу премию за 4 квартал 2016 года в размере 10 346,65 рублей, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО2 на иске настаивал, по существу дал пояснения, аналогичные, изложенные в исковом заявлении и уточнениях к нему.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в АМО ФИО3, действующий на основании доверенности, представил письменные возражения, в которых не согласен с доводами искового заявления и уточнений к нему. Считает, что премия является формой дополнительного поощрения за высокие достижения в служебной деятельности в расчетный период, начальник УПФ РФ (ГУ) в АМО в соответствии с действующим законодательством, вправе принимать решение о материальном поощрении особо отличившихся работников, а также вправе в локальном нормативном акте предусмотреть основания начисления премий работнику. На основании изложенного, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Третье лицо Отделение ПФ РФ по Иркутской области, в судебное заседание не направило представителя, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Выслушав пояснение участников процесса, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
Из материалов дела следует, что истец ФИО2 согласно трудовому договору №л от ** и приказу о приеме на работу №л от ** был принят на работу в УПФ РФ (ГУ) в АМО на должность <данные изъяты>
Приказом №л от ** действие трудового договора с ФИО2 прекращено, он уволен по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ, в связи с сокращением штата работников организации.
Решением Ангарского городского суда ... от ** ФИО2 восстановлен на работе в должности <данные изъяты>
Решение суда вступило в законную силу.
Приказом №л от ** ФИО2 восстановлен на прежней работе в должности <данные изъяты>
В силу ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При этом заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 ТК РФ).
Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. В систему оплаты труда входят тарифные ставки, оклады, доплаты и надбавки за работу в условиях вредных или опасных производственных факторов, а также премирование сотрудников. Система оплаты труда предусматривается в межотраслевых соглашениях, коллективном договоре, локальных актах работодателя и иных нормативных актах, содержащих нормы трудового права.
Из материалов дела следует, что в соответствии с заключенным с работником ФИО2 трудовым договором, оплата труда состоит из должностного оклада, районного коэффициента, северной надбавки, надбавки за выслугу лет в соответствии с протоколом комиссии по установлению трудового стажа, дающего право на получение надбавки и других выплат.
Также п.5.2 договора предусмотрено премирование работника, которое может производиться по решению работодателя в порядке и на условиях, предусмотренных действующим Положением о премировании.
В соответствии с п.3.6 раздела 3, п.7 Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 20.06.2007 №145п «Об оплате труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ» (далее Положение ПФР) фонд оплаты труда работников территориальных органов ПФР формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 6 настоящего Постановления (премии по результатам работы – в размере 3 должностных окладов), а также за счет средств направляемых для выплаты дополнительного материального стимулирования в виде премий по решению Правления ПФР за счет средств, предусмотренных в бюджете ПФР на соответствующий финансовый год на оплату труда работников системы ПФР. Работникам территориальных органов ПФР выплачиваются в т.ч. премии по результатам работы, порядок выплаты которых определяется с учетом обеспечения выполнения задач и функций территориального органа ПФР и ИЦПУ, исполнения работником своих должностных обязанностей (размеры премий определяются по результатам деятельности работника и максимальными размерами не ограничиваются); Кроме того, при наличии экономии фонда оплаты труда могут выплачиваться премии к юбилейным, памятным, праздничным датам, в связи с присуждением почетных званий, с награждением государственными и ведомственными наградами, а также другие единовременные (разовые) премии. Премирование работников осуществляется с целью выполнения территориальными органами ПФР и ИЦПУ возложенных на них функций, усиления материальной заинтересованности работников в результатах своего труда, повышения качества выполняемой работы, а также привлечения и закрепления квалифицированных кадров.
Согласно пункту 3.3 Положения ПФР основанием для выплаты премий работникам является распоряжение Правления ПФР или приказ руководителя территориального органа ПФР.
В соответствии с пунктами 3.4 и 3.5 Положения ПФР, премия выплачивается работникам, состоящим в трудовых отношениях с соответствующим органом ПФР на дату принятия Правлением ПФР решения о её выплате или в случае принятия руководителями территориальных органов ПФР решения о премировании работников конкретного территориального органа ПФР. Выплата ежемесячной премии работникам, проработавшим неполный месяц, и прекратившим трудовые отношения с соответствующим органом ПФР до принятия решения о выплате премии осуществляется за фактически отработанное время в случаях, когда увольнение обусловлено: выходом на пенсию (по возрасту, инвалидности); призывом на военную службу; необходимостью осуществления ухода за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением; поступлением в образовательное учреждение высшего (среднего) профессионального образования по очной форме обучения; переходом на выборную работу (должность); инициативой работодателя при отсутствии вины работника; прекращением трудового договора в связи со смертью работника. При увольнении работника по другим причинам решение о выплате премии за фактически отработанное время принимается руководителем территориального органа ПФР.
Пунктами 3.7 и 3.8 Положения ПФР предусмотрено, что работникам, на которых наложено дисциплинарное взыскание, ежемесячная премия не начисляется за тот месяц, в котором имело место нарушение. Работникам, на которых наложено дисциплинарное взыскание, размер премии по результатам работы за иные периоды работы, в которые попадает месяц совершения проступка работника, устанавливается по представлению руководителя структурного подразделения территориального органа ПФР и ИЦПУ в зависимости от тяжести совершенного проступка.
Судом также установлено, что приказом УПФ РФ (ГУ) в АМО от ** № утвержден Порядок применения системы контроллинга при материальном стимулировании руководителей структурных подразделений УПФ РФ (ГУ) в АМО, в соответствии с которым установлено, что размер премии за 1,2,3,4 квартал осуществляется в процентном отношении к должностному окладу по решению начальника Управления ПФР в пределах экономии фонда оплаты труда, утвержденного в бюджетной смете Управления. При этом, премирование производится с учетом достигнутого итогового значения «ИОП» и «ПТП» в системе контроллинга по состоянию на последнее рабочее число соответствующего квартала. Результаты контроллинга за каждый расчетный период подводятся после 20 числа месяца, следующего за расчетным периодом, за 4 квартал по состоянию на 20 декабря текущего года.
Расчет размера премирования в связи с празднованием очередной годовщины со дня образования ПФР производится в пределах фонда оплаты труда, утвержденного в бюджетной смете Управления, с учетом достигнутого итогового значения «ИОП» в системе контроллинга по состоянию на 30 сентября.
Разделом 4 вышеуказанного Порядка, установлен порядок принятия решения по результатам контроллинга о выплате премии руководителям и специалистам структурных подразделений Управления ПФР, согласно которому главный специалист-эксперт (по кадрам) предоставляет в группу учета поступления и расходования средств и экономическую группу копии приказов о дисциплинарных взысканиях работников Управления. Экономическая группа на основании итогов системы контроллинга, приказов Отделения ПФР о премировании руководителей Управлений (Отделов) по результатам работы за отчетный период, а также приказов Управления о дисциплинарных взысканиях рассчитывает процент премии в пределах фонда оплаты труда, утвержденного в бюджетной смете Управления, и представляет их на согласование начальнику Управления. После согласования формируется приказ о премировании, на основании которого производится расчет премии.
Судом установлено, что Приказом Управляющего Отделением ПФР по ... № от **, на основании распоряжения Правления ПФР от ** №РЛ, предусмотрено премирование в т.ч. <данные изъяты>, а также разрешено начальникам Управлений ПФР выплатить премию работникам.
Согласно приказу начальника УПФ РФ (ГУ) в АМО №л от ** предусмотрено премирование работников УПФ РФ (ГУ) в АМО в связи с очередной датой образования ПФР без учета районного коэффициента и северной надбавки, ФИО2, восстановленному на прежней работе в должности <данные изъяты> выплата премии к очередной дате образования ПФР установлена в размере 5 000 рублей.
Также судом установлено, что Приказом Управляющего Отделением ПФР по Иркутской области № от **, на основании распоряжения Правления ПФР от ** №РЛ предусмотрено премирование в т.ч. <данные изъяты>, и разрешено начальникам Управлений ПФР выплатить премию работникам за 4 квартал 2016 года с учетом личного вклада каждого работника в общие результаты, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, за фактически отработанное время.
Согласно приказу начальника УПФ РФ (ГУ) в АМО №л от ** предусмотрено премирование работников УПФ РФ (ГУ) в АМО по итогам работы за 4 квартал 2016 года в размерах от должностного оклада с учетом районного коэффициента и северной надбавки за фактически отработанное время, в том числе, ФИО2, восстановленному на прежней работе в должности начальника <данные изъяты> установлена премия за 4 квартал 2016 года в размере 5% от должностного оклада.
Поощрение работника регулируется ст. 191 ТК РФ, согласно которой работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, - объявляет благодарность, выдает премию и т.д. В части 2 названной статьи предусмотрено, что другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине. Выплата поощрений является исключительной компетенцией работодателя. Работники поощряются за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, повышение эффективности труда, улучшение качества результатов труда, другие достижения в работе, продолжительную безупречную работу, выполнение дополнительных поручений и другие случаи проявления активности работника.
Анализируя и оценивая вышеуказанные нормы закона, а также представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что выплачиваемая работникам ПФР премия по итогам работы за период деятельности, предусмотренная указанным выше Положением ПФР, является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда, а также конкретного вклада работника в успешное выполнение задач, стоящих перед ответчиком, то есть представляет собой дополнительное материальное стимулирование. При этом, указанная премия не включена в состав планового фонда оплаты труда, а выплачивается при наличии экономии фонда оплаты труда и не является гарантированной выплатой, поскольку ее выплата в трудовом договоре не закреплена в качестве обязательной составляющей системы оплаты труда в учреждении. Критерии премирования работников применительно к определению размера этой премии не установлены, определение конкретного размера премии относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей.
Кроме того, премирование работников Управления ПФР в связи с очередной годовщиной образования ПФР также относится к единовременным стимулирующим выплатам, не предусмотренным условиями трудового договора с работником и не носит обязательного характер.
Таким образом, анализ условий Положения об оплате труда работников обслуживающего персонала территориальных органов ПФР и ИЦПУ, Порядка применения системы контроллинга при материальном стимулировании руководителей структурных подразделений УПФ РФ (ГУ) в АМО, действующего у ответчика и трудового договора, заключенного с истцом, указывает, что премии, по поводу которых возник спор, не являются гарантированной составляющей заработной платы истца и выплачиваются работодателем при наступлении совокупности условий, предусмотренных вышеуказанным Положением, на основании оценки работы работника, при этом такая оценка относится к исключительной компетенции работодателя.
Критерии премирования работников применительно к определению размера премий, по поводу которых возник спор, не установлены, определение конкретного размера премий относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей.
Доводы истца, приведенные в исковом заявлении и в судебном заседании, являются несостоятельными, поскольку они основаны на ином толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств, собранных и исследованных судом в соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60 ГПК РФ, а поэтому они не могут быть приняты во внимание суда.
При этом, показания свидетеля ФИО4, допрошенной в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела по ходатайству истца, не подтверждают, что премии, по поводу которых возник спор, являются гарантированной составляющей заработной платы, а также не влияют на выводы суда о несостоятельности доводов истца.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, а также учитывая, что переоценка показателей работы истца и степени личного трудового участия каждого работника в деятельности работодателя в целях определения оснований для производства стимулирующих выплат не входит в компетенцию суда, а является прерогативой работодателя, так как только работодателю принадлежит право оценивать свои финансовые возможности и личный трудовой вклад работника в результаты деятельности организации, то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2 к УПФ РФ в АМО о признании незаконными приказов в части снижения премий, взыскании премий.
Поскольку нарушение трудовых прав истца судом не установлено, требования о компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению в силу ст. 237 ТК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконными приказов в части снижения премий, взыскании премий, компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение одного месяца через Ангарский городской суд ..., со дня изготовления мотивировочной части судебного решения, которое будет изготовлено **.
Судья Т.Л.Зайцева