РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<дата> 2018 года г. Белогорск
Белогорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Гриценко В.А, при секретаре судебного заседания – Гладкой О.М., с участием истцов Климовича Н.В. и Чубарова А.В., представителя ответчиков – командиров войсковых частей № и № Мартуль Е.А., представителя начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» Павлова И.В., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по исковым заявлениям военнослужащих войсковой части № <иные данные> Климовича Николая Васильевича и <иные данные> Чубарова Александра Владимировича к войсковым частям № и № о возмещении убытков и взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Климович Н.В. и Чубаров А.В. обратились в суд с искамии, каждый в отдельности, просят взыскать с ответчиковпричиненные им убытки в размере 53000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 25000 рублей, а также возместить им судебные расходы в размере 10890 рублей каждому.
Определением Белогорского гарнизонного военного суда от 6декабря 2018 года производство по требованиям Климовича и Чубарова о взыскании в пользу каждого убытков в размере 53000 рублей прекращено на основанииабзаца третьего ст. 220 ГПК РФ.
В обоснование требований о компенсации морального вреда в исковых заявлениях Климовича и Чубарова указано, что в соответствии со вступившим в законную силу решением Белогорского гарнизонного военного суда от 20 февраля 2018 года признан незаконнымприказ командира войсковой части № о привлеченииих к ограниченной материальной ответственности. При этом,в связи с незаконным привлечением к материальной ответственности,онитакже незаконно были лишены выплаты материального стимулирования по итогам <дата> года, которая выплачивается в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010. Указание в приказе командира части о причинении ими ущерба и привлечении к материальной ответственности являются сведениями, порочащими честь, достоинство и репутацию, чем им причинены физические и нравственные страдания.
В судебном заседании истец Чубаров А.В. дал объяснения о том, что распространенные ответчиком сведения, содержащие утверждения о нарушении имис Климовичем действующего законодательства, недобросовестности при осуществлении служебной деятельности, виновности в нанесении ущерба государству, умаляют их честь, достоинство и деловую репутацию,и нанесли им моральный вред. Наличие специфических, присущих именно военнослужащему, как особому субъекту нематериальных благ следует, что в случае их нарушения возникает субъективное право на их защиту и компенсацию морального вреда.
Истец Климовичподдержал объяснения Чубарова. При этом, истцы, каждый в отдельности указали, что моральный вред причинен им действиями ответчиков, связанными с привлечением их к материальной ответственности и установлением выплаты им материального стимулирования за <дата> год в размере ноль рублей.
Исполняющий обязанности командира войсковой части № <иные данные> ФИО6 в своих письменных возражениях на исковые заявления Климовича и Чубарова указал, что требования истцов считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Представитель ответчиков – войсковых частей № и № Мартуль Е.А. в судебном заседании просила в удовлетворении исков отказать и указала, что исковые требования Чубарова и Климовича являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению, так как командирами войсковых частей № и № права данных военнослужащих не нарушались.
Начальник УФО ФИО7 в своих сообщениях от <дата> № указал, что считает требования истцов необоснованными.
Представитель третьего лица на стороне ответчиков – федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» (далее – УФО) Павлов И.В. в судебном заседании указал, что моральный вред истцы связано с причинением им материального вреда, при этом доказательств причинения им нравственных страданий суду не представлено.
Представитель истцов Крюков А.Н., надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл, поэтому в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Заслушав истцов, представителявойсковых частей № и №, представителяУФО Павлова И.В., изучив материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Климович и Чубаров в <дата> году незаконно были привлечены к ограниченной материальной ответственности, а также в связи с этим лишены выплаты материального стимулирования по итогам за <дата> год, предусмотренной приказом Министра обороны РФ 2010 года № 1010. При этом истцы, каждый в отдельности, заявляют, что действиями ответчиков, связанными с привлечением их к материальной ответственности и установлением выплаты им материального стимулирования в размере ноль рублей, им причинен моральный вред, и ошибочно полагают, что он подлежит компенсации.
Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
В соответствии с решением Белогорского гарнизонного военного суда от 20 февраля 2018 года, вступившим в законную силу 27 марта 2018 года, приказ командира войсковой части № от <дата> <дата> года № о привлечении Климовича Н.В. и Чубарова А.В. к ограниченной материальной ответственности признан незаконным и на командира войсковой части № возложена обязанность отменить данный приказ.
Приказом командира войсковой части № от <дата> №, изданным во исполнение решения Белогорского гарнизонного военного суда от 20 февраля 2018 года, отменены и исключены из приказа этого же командира от <дата> <дата> года № пункты, касающиеся Климовича Н.В. и Чубарова А.В.
Согласно выпискам из приказа командира войсковой части № по строевой части от <дата> <дата> № Климовичу и Чубарову установлена выплата дополнительного материального стимулирования в размере ноль рублей (приказ командира войсковой части № от <дата> <дата> года №), также основанием для установления этой выплаты обоим истцам указано ходатайство командира войсковой части № от <дата> <дата> года исх. №.
Из объяснений представителя командиров войсковых частей № и № Мартуль, а также представленного ею ходатайства командира войсковой части № на имя командира войсковой части № от <дата> <дата> года следует, что командир войсковой части № представил вышестоящему командиру войсковой части № свои предложения по установлению размеров выплаты дополнительного материального стимулирования военнослужащим войсковой части № по итогам <дата> года. При этом Климовичу и Чубарову, со ссылкой на приказкомандиравойсковойчасти № от <дата> <дата> года №, предлагалось установить указанную выплату в размере ноль рублей.
В соответствии с решением Белогорского гарнизонного военного суда от 27июня 2018 года, вступившего в законную силу 23октября 2018 года, приказ командира войсковой части № от <дата> <дата> года № в части установления Климовичу Н.В. и Чубарову А.В. выплаты материального стимулирования по итогам <дата> годав размере ноль рублей отменен, как незаконный, и на командира войсковой части № обязанностьпересмотреть вопрос об установлении Климовичу Н.В. и Чубарову А.В. выплаты дополнительного материального стимулирования, по итогам <дата> года.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ компенсации подлежит моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
В силу ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием) нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе.
Из исковых заявлений и объяснений Климовича и Чубарова следует, что им причинены нравственные и физические страдания действиями командиров войсковых частей № и №, связанными с необоснованным привлечением к материальной ответственности и лишением выплаты материального стимулирования. То есть, по утверждению истцов, своими действиями командиры указанных воинских частей посягали на имущественные права Климовича и Чубарова. При этом истцами не представлено доказательств нарушения действиями ответчиков их личных неимущественных прав или посягательствна другие нематериальные блага, принадлежащие им.
Принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено возмещение компенсации морального вреда, причиненного нарушением имущественных прав граждан, связанных с предъявлением требований материального характера, и учитывая, что Климович и Чубаров связывают причинение им морального вреда с нарушением их имущественных прав, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для компенсации истцам морального вреда, поэтомузаявленные исковые требования Климовича и Чубарова не подлежат удовлетворениюв этой части.
В связи с принятием судом решения об отказе в удовлетворении заявленных Климовичем и Чубаровымисковых требований, в соответствии с ч. 1 ст. 98 КАС РФ, судебные расходы, понесенные истцами, возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковыхтребованийКлимовича Николая Васильевича и Чубарова Александра Владимировича о взыскании с войсковых частей № и № в пользу каждого компенсации морального вреда в сумме 25000 (двадцать пять тысяч) рублей, а также в возмещении судебных расходов в сумме 10890 (десять тысяч восемьсот девяносто) рублей каждому – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 11декабря 2018 года.
Председательствующий по делу В.А. Гриценко