РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2022 года г.о. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Красновой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «ЭкоСтройРесурс» к Самыкину В.И. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и по встречному исковому заявлению Самыкина В.И. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о расторжении договора, аннулировании задолженности за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, взыскании расходов по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЭкоСтройРесурс» первоначально обратились с заявлением к мировому судье судебного участка № 8 Кировского судебного района г.Самары Самарской области к СамыкинуВ.И. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - ТКО), указав, что истец осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами за территории Самарской области. Ответчик является собственником объекта недвижимости общей площадью 183,3 кв.м по адресу: <адрес>. Сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу для потребителя составляет 831 руб. 46 коп. Однако, обязательство по оплате оказанные региональным оператором услуг за период с 01.01.2019 г. по 31.01.2021 г. ответчиком не исполнено, в связи с чем образовалась задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период указанный период в размере 20 786 руб. 50 коп., исходя из расчета 831 руб. 46 коп. х 25 месяцев.
10.03.2021 г. мировым судьей судебного участка № 8 Кировского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № от10.03.2021 г. о взыскании с СамыкинаВ.И. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 г. по 31.01.2021 г. в размере 20 786 руб. 50 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 412 руб.
30.03.2021 г. судебный приказ № от 10.03.2021 г. отменен в связи с поступлением от СамыкинаВ.И. возражений на судебный приказ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд взыскать с СамыкинаВ.И., паспорт серия №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по <адрес> в <адрес>, в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс», ИНН 6316186232, ОГРН 1136316004747, сумму задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 20 786 руб. 50 коп. за период с 01.01.2019 г. по 31.01.2021 г., расходы по оплате государственной пошлины в размере 824 руб.
СамыкинВ.И., не согласившись с заявленным исковым заявлением, обратился к ООО «ЭкоСтройРесурс» с встречным исковым заявлением о расторжении договора, аннулировании задолженности за услуги по вывозу твердых бытовых отходов, взыскании расходов по оплате государственной пошлины, указав в обоснование, что он является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. Он не согласен с расчетом оплаты за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из площади жилого помещения, твердые коммунальные отходы в жилом помещении без людей образовываться не могут. Он услугами ООО «ЭкоСтройРесурс» не пользовался и твердые бытовые отходы утилизировал самостоятельно путем сбора, сортировки и сдачи на приемные пункты вторсырья, о чем могут свидетельствовать квитанции, а органические отходы складировал в компостной яме, где из них получался перегной, в связи с чем просит не удовлетворять исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» о взыскании с него закдолженности. Истец против загрязнения окружающей среды путем вывозы твердых бытовых отходов на полигон, где их сжигают и закапывают, отравляют окружающую среду.
Ссылаясь на то, что способ утилизации твердых бытовых отходов более чистый, не наносящий вреда окружающей среде, СамыкинВ.И. просит суд по данному требованию расторгнуть договор об оказании услуг по вывозу ТКО между ООО «ЭкоСтройРесурс» и СамыкинымВ.И., аннулировать рассчитанную задолженность ООО «ЭкоСтройРесурс» в размере 20 786 руб. 50 коп. Взыскать с ООО «ЭкоСтройРесурс» в пользу СамыкинаВ.И. государственную пошлину в размере300 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 8 Кировского судебного района г. Самары Самарской области от 03.12.2021 г. принято встречное исковое заявление СамыкинаВ.И. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о расторжении договора с ООО «ЭкоСтройРесурс», аннулировании рассчитанной задолженности за услуги по вывозу ТКО.
03.12.2021 г. определением мирового судьи судебного участка № 8 Кировского судебного района г. Самары Самарской области гражданское дело по исковому заявлению ООО «ЭкоСтройРесурс» к СамыкинуВ.И. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКОотходами и по встречному исковому заявлению СамыкинаВ.И. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о расторжении договора, аннулировании задолженности за услуги по вывозу ТКО, взыскании расходов по оплате государственной пошлины передано по подсудности в Советский районный суд г. Самары.
Определением судьи Советского районного суда г. Самары от 11.01.2022 г. гражданское дело по исковому заявлению ООО «ЭкоСтройРесурс» к СамыкинуВ.И. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и по встречному исковому заявлению СамыкинаВ.И. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о расторжении договора, аннулировании задолженности за услуги по вывозу ТКО, взыскании расходов по оплате государственной пошлины принято к производству Советского районного суда г. Самары.
Истец по первоначальному иску и ответчик по встречному иску ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Ответчик по первоначальному иску и истец по встречному иску СамыкинВ.И. в судебном заседании поддержал встречные исковые требования, просил отказать в удовлетворении исковых требований ООО «ЭкоСтройРесурс».
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ООО «ЭкоСтройРесурс».
Выслушав пояснения СамыкинаВ.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что СамыкинВ.И. является собственником объекта недвижимого имущества- жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 183,3 кв.м, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, а также подтверждено СамыкинымВ.И. в судебном заседании.
Из карточки расчетов за период с 01.01.2019 г. по 06.10.2021 г. по лицевому счету № (<адрес>), а также из имеющихся в материалах дела квитанций следует, что у СамыкинаВ.И. имеется задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО в размере 20 786 руб. 50 коп. Указанная задолженность истцом не оплачена.
СамыкинВ.И., обращаясь в суд с встречным исковым заявлением к ООО «Экостройресурс» о расторжении договора между сторонами, указал, что услугами регионального оператора он не пользовался, утилизировал отходы самостоятельно путем сдачи в приемные пункты вторсырья, он против загрязнения окружающей среды.
Указанные доводы СамыкинаВ.И. судом не принимаются во внимание исходя из следующего.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (ч.1).
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ)
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платя за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ).
Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующегозакона раскрыта в ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исхода из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Аналогичная норма содержится в п. 4 Постановления Правительства РФ N 1156 от 12.11.2016 г. "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641".
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" типизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбор) транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12.11.2016 г. принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды. (п. 3 раздел I).
Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет cбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 4 раздел I).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Из изложенного выше следует, что в силу закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 01.01.2019 г.
С 01.01.2019 г. деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов на территории Самарской области осуществляется региональным оператором.
Статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области присвоен ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых коммунальных отходов применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Обязанность заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и оплаты данных коммунальных услуг предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса РФ, статьями 24.6 и 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пунктом 4 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. N 641» (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. N 641».
Пункт 8(4) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. N1156 определяет основания для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, которыми являются: письменная заявка, подписанная потребителем или законным представителем (представителем по доверенности), либо предложение регионального опера ора о заключении такого договора.
Согласно абз. 1 и абз. 2 п. 8(17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлен тем Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156 следует, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатник средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Фе грации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текстового договора.
Данное предложение и текст договора были размещены на официального сайте регионального оператора: htpts://ecostr.ru/в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018 г., а также опубликовано 25.12.2018 г. в средствах массовой информации - в газете Волжская коммуна», выпуск № 343 (30578) от 25.12.2018 г.
Согласно абз. 3 п. 8(17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
Однако, СамыкинымВ.И. не было направлено в адрес ответчика заявки о заключении договора.
В силу и абз. 4 п. 8(17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением 1равительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО между СамыкинымВ.И. и региональным оператором является заключенным, а оказываемые истцу услуги вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 01.01.2019 г.
ООО "ЭкоСтройРесурс" является единственным региональным оператором по обращению ТКО на территории Самарской области (в соответствии с Соглашением, заключенным с Министерством энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 г.) и осуществляет деятельность на основании лицензии серии 63 N ОТ-0155 от 05.10.2016 г. по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ, на неопределенный срок.
Исходя из изложенного выше суд не усматривает оснований для удовлетворения встречных исковых требований СамыкинаВ.И. о расторжении договора с ООО «ЭкоСтройРесурс» на оказание услуг по обращению с ТКО, с учетом отсутствия доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства.
Суд не принимает во внимание доводы Самыкина В И. о несогласии с начислением оплаты за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из площади объекта недвижимости по следующим основаниям.
Согласно п. 2.16 соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области, заключенного 01.11.2018 г. между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО «ЭкоСтройРесурс», региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тapифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с 01.01.2019 г.
Предельный тариф на услуги регионального с оператора на период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. установлен приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 г. N 846 "Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс". Приказ вступил в силу с 01.01.2019 г., опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 20.12.2018 г., а также в газете "Волжская коммуна", N 343(30578), 25.12.2018 г.
В соответствии с приложением N 2 к Приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 г. N 1023 «Об утверждении и применении нормативов ТКО на территории городских округов Самарской области на 1 кв.м общей площади жилого помещения» утверждены нормативы накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв.м общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов.
Согласно приложению N 1 к Приказу N 1023 норма ивы накопления ТКО на территории городских округов Самарской области на 1 кв.м общей площади жилого помещения составляют 0,091 м3/в год.
Решением Самарского областного суда по делу № За-1004/2019 от 06.11.2019 г., апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции по делу № 66а-253/20120 от 18.02.2020 г., постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции по делу № 8а-14094/2020 от 13.07.2020 г. приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 г. N 1023 «Об утверждении и применении нормативов ТКО на территории городских округов Самарской области на 1 кв.м общей площади жилого помещения» признан действующим и законным.
Судом не установлено нарушений прав СамыкинаВ.И. при начислении платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за спорный период, расчетпроизведен региональным оператором исходя из площади жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Также судом не принимаются во внимание доводы СамыкинаВ.И. о том, что он самостоятельно утилизирует твердые коммунальные отходы, путем сдачи в пункты вторсырья, что подтверждается приемными квитанциями от 23.03.2021 г. и 17.11.2021 г. исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Как следует из ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 12-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Данные положения закона тесно связаны с конституционной нормой, предусмотренной ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, возлагающей на граждан обязанность соблюдения законодательных положений, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В силу п. 2. Постановления Правительства Самарской области от 07.07.2020 г. N 471 "О признании утратившими силу постановлений Правительства Самарской области от 06.08.2018 г. N 449 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области" (далее - Порядок N 471) предусмотрена обязанность собственников ТКО осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО, в соответствии с Территориальной схемой.
На основании изложенного, потребители обязаны осуществлять сбор ТКО в специально отведенных местах, указанных в перечне мест накопления, для дальнейшего их транспортирования, обработки, утилизации обезвреживания, размещения Региональным оператором.
Ответственными за организацию, содержание контейнерных площадок и определяющими количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, являются собственники земельного участка, собственники помещений или лица, ответственные за содержание общего имущества МКД, органы местного самоуправления.
Согласно п. 5. Порядка N 471 создание и обустройство мест (площадок) накопления ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. N 1039. Создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО осуществляются органами местного самоуправленияза исключениемустановленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Места (площадки) накопления ТКО должны регулярно подвергаться санитарной уборке лицами, ответственными за их содержание, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из указанной нормы следует, что обязанность по вывозу твердых бытовых отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.
По сведениям ООО «ЭкоСтройРесурс» на запрос суда вывоз ТКО из мест сбора отходов в <адрес> с 2019 г. осуществляется децентрализованным способом, т.е. с использованием специально предназначенных емкостей, пакетов и др. Вывоз производился с периодичностью 2 раза в неделю (понедельник и четверг), в соответствии с графиком вывоза ТКО и требованиями действующего законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ. В настоящее время вывоз ТКО по адресу: <адрес>, осуществляется децентрализованным способом, периодичность вывоза 2 раза в неделю (понедельник и четверг).
При изложенных обстоятельствах, СамыкинВ.И. имеет возможность осуществлять сбор твердых коммунальных отходов для их дальнейшего вывоза региональным оператором децентрализованным способом 2 раза в неделю.
В соответствии с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При этом предусмотрена возможность пересчета платы за обращение с ТКО в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (пункт 148(44) Правил N 354). Обязанность по подтверждению факта отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан лежит на собственнике жилого помещения (далее- потребитель коммунальной услуги), который вправе предоставить те документы, которые, по его мнению, подтверждают факт и продолжительность отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (перечень таких документов открытый). Исполнитель коммунальной услуги в свою очередь вправе снимать копии с предъявляемых потребителем коммунальной услуги документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации. При наличии сомнений в достоверности или достаточности предъявляемых документов исполнитель коммунальной услуги вправе установить соответствующий факт в судебном порядке.
Доказательств ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей по вывозу ТКОматериалы дела также не содержат.
Также материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих самостоятельное обращение СамыкинымВ.И. с ТКО способами, не нарушающими законодательства в области обращения с отходами, санитарного законодательства, на основании которых можно сделать вывод о том, что СамыкинВ.И. не пользовался предоставляемой региональным оператором услугой по обращению с ТКО.
Доводы истца о проживании в спорном объекте недвижимости в летний период времени не опровергают факта предоставления ответчиком услуг ему по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, из представленных суду фотографий усматривается, что СамыкинымВ.И. складированы твёрдые коммунальные отходы в строении на земельном участке по адресу: <адрес>, что не соответствует требованиям санитарного законодательства, поскольку ТКО подлежат сбору и утилизации.
Ссылка СамыкинаВ.И. о том, что им оплачиваются услуги за вывоз твердых коммунальных отходов за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, не может быть принята судом, поскольку указанная плата подлежит оплате за каждый объект недвижимости. Кроме того, из представленного СамыкинымВ.И. чека-ордера от 02.02.2022 года усматривается, что оплата за услуги произведена ФИО3
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования ООО «ЭкоСтройРесурс» к СамыкинуВ.И. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 20 786 руб. 50 коп. за период 01.01.2019 г. по 31.01.2021 г. и взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 824 руб. подлежат удовлетворению, а в удовлетворении встречных исковых требований СамыкинаВ.И. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о расторжении договора, аннулировании задолженности за услуги по вывозу ТКОв размере 20 786 руб. 50 коп. за период 01.01.2019 г. по 31.01.2021 г., взыскании расходов по оплате государственной пошлины следует отказать.
На основании выше изложенного, руководствуясь, ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» к Самыкину В.И. о взыскании задолженности за предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворить.
Взыскать с Самыкина В.И. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» сумму задолженности за предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 20 786 рублей 50 копеек за период с 01.01.2019 года по 31.01.2021 года, а также расходыпо оплате государственной пошлины в размере 824 рублей, а всего 21610 рублей 50 копеек.
Встречные исковые требования Самыкина В.И. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о расторжении договора, аннулировании задолженности за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.02.2022 г.
Судья /подпись/ Т.Н. Ермолаева