Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-616/2016 ~ М-574/2016 от 31.03.2016

дело № 2-616/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея 11 апреля 2016 года

    Зейский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Охотской Е.В.,

при секретаре Ткачевой Т.М.,

с участием истца Шевченко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шевченко ЮА к государственному казенному учреждению Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району и министерству социальной защиты населения Амурской области о взыскании компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору,

установил:

<Дата обезличена> между Шевченко Ю.А., Шевченко Ю.А. и ОАО «Сбербанк России» заключен кредитный договор <Номер обезличен>, по условиям которого банк предоставил истцу и третьему лицу кредит в сумме <данные изъяты> на срок 180 месяцев под 13,75% годовых на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

19 марта 2013 года Шевченко Ю.А. обратилась в ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району с заявлением о предоставлении социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору, полученному на строительство или приобретение жилья молодой семье, за счет средств областного бюджета в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617.

20 марта 2013 года ГКУ Амурской области УСЗН по г. Зея и Зейскому району принято решение о предоставлении социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору. Выплаты произведены, а также принято решение о взыскании их в судебном порядке по май 2015 года.

С июня 2015 года выплата указанной компенсации не производится, задолженность перед истцом за период с июня 2015 года по декабрь 2015 года составила <данные изъяты>.

31 марта 2016 года Шевченко Ю.А. обратилась в суд с иском, просит взыскать с ответчиков в ее пользу компенсацию расходов по уплате процентов по кредитному договору <Номер обезличен> от <Дата обезличена> за период с июня 2015 года по декабрь 2015 года в сумме <данные изъяты>.

Истец Шевченко Ю.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просит взыскать указанную сумму, при этом взыскание выплаты произвести своевременно, поскольку с мая 2016 года уходит в декретный отпуск и для нее будет затруднительна уплата ежемесячных взносов по кредиту.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Из представленного отзыва на исковое заявление следует, что ответчик с иском не согласен, указывает, что истец является получателем социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному на приобретение жилья молодыми семьями, в которых один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, которая произведена по май 2015 года включительно, задолженность перед истцом за период с июня 2015 года по декабрь 2015 года составила <данные изъяты>. Условия и порядок предоставления социальных выплат определяются Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20, согласно положениям которого расходы на предоставление социальной выплаты, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляется за счёт средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения на текущий финансовый год. Средства, предусмотренные на эти цели в 2014 и 2015 годах, выплачены в полном объеме, при этом остался долг перед гражданами, в 2016 году доведенные по подпрограмме лимиты также выплачены в полном объеме. Указывает, что причина задолженности в отсутствии необходимого финансирования, поскольку управлением своевременно приняты все необходимые меры, предусмотренные Положением № 20 от 23 января 2012 года. Управление является казённым учреждением, доходов, помимо бюджетных средств не имеет, поэтому компенсировать гражданам понесённые ими расходы в связи с уплатой процентов по ипотечным кредитам без предоставления финансирования не представляется возможным. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представители третьих лиц: министерства финансов Амурской области, Правительства Амурской области, третье лицо Шевченко Ю.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещены.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при такой явке.

Выслушав истца, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617 утверждена долгосрочная целевая государственная программа Амурской области «Обеспечение качественным жильём и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», включающая в себя подпрограмму «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы», которое в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года № 519 утратило силу с 1 января 2014 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014-2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 1 января 2014 года.

В число указанных программных мероприятий включено, в том числе оказание государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, один из членов которой работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов.

Условия и порядок оказания указанной государственной поддержки регламентируется Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20, согласно которому установлено право на компенсацию молодой семьи, в которой один из супругов работает в областном или муниципальном учреждении (по основному месту работы) и имеет непрерывный стаж работы в данном учреждении не менее одного года; проживающей на территории Амурской области; заключившей с 1 января 2011 года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области на сумму не более 2000000 рублей, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта.

С 1 января 2015 года указанный нормативный правовой акт утратил силу в соответствии с государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446

При этом из содержания п. 2 постановления Правительства Правительство Амурской области от 29 декабря 2014 года № 784 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области» следует, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20, до 1 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данным постановлением порядке.

Судом установлено, что <Дата обезличена> между Шевченко Ю.А., Шевченко Ю.А. и ОАО «Сбербанк России» заключен кредитный договор <Номер обезличен>, по условиям которого банк предоставил истцу и третьему лицу кредит в сумме <данные изъяты> на срок 180 месяцев под 13,75% годовых на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

19 марта 2013 года Шевченко Ю.А. обратилась в ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району с заявлением о предоставлении социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору, полученному на строительство или приобретение жилья молодой семье, за счет средств областного бюджета в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617.

20 марта 2013 года ГКУ Амурской области УСЗН по г. Зея и Зейскому району принято решение о предоставлении социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору. Выплаты произведены, а также принято судебное решение о взыскании их по май 2015 года.

С июня 2015 года по декабрь 2015 года выплата компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору истцу не осуществляется, это обстоятельство ответчиком подтверждено.

Согласно распоряжениями ГКУ Амурской области УСЗН по г. Зея и Зейскому району № 82 от 28 декабря 2015 года, справке ГКУ Амурской области УСЗН по г. Зея и Зейскому району № 03-445 от 27 января 2016 года сумма компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору, подлежащая выплате, за период с июня 2015 года по декабрь 2015 года составила <данные изъяты>, которую истец просит взыскать в свою пользу.

Таким образом, Шевченко Ю.А. приобрела статус участника подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», входящей в структуру государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446, введенной в действие с 1 января 2014 года, ранее ее право на получение мер социальной поддержки признано на основании долгосрочной целевой государственной программы Амурской области «Обеспечение качественным жильём и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», включающей подпрограмму «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617, и с учетом предоставляемых ею документов сохранялось за ней весь спорный период, в связи с чем истец вправе рассчитывать на получение социальной выплаты.

Согласно доводам представителя ответчика отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области.

В соответствии с приложением №8 Закона Амурской области от 16 декабря 2013 года №298-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» и Закона Амурской области от 10 декабря 2014 года № 458-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» финансовое обеспечение государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, один из членов которой работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, на 2014 и 2015 год составило по 7000000 рублей.

Согласно п. 5 положения, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20, размер социальной выплаты за месяц определяется в сумме фактически уплаченных молодой семьей процентов по кредитному договору за месяц, компенсации подлежат фактические расходы молодой семьи, уплаченные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом или займом.

В соответствии с пунктами 6-12 указанного положения молодая семья, претендующая на получение социальной выплаты, обращается по месту регистрации с заявлением в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по муниципальному району и городскому округу, которое в день обращения осуществляет прием и регистрацию заявления и представляемых с ним документов, рассматривает заявление молодой семьи и принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты, которое регистрируется и на основании которого, в случае принятия решения о предоставлении выплаты, в порядке очередности подачи заявления в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения области производится предоставление социальной выплаты молодым семьям путем их перечисления на банковский счет члена молодой семьи, открытый в кредитной организации, указанный в заявлении. Расходы на предоставление социальной выплаты, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета получателей осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий финансовый год.

Таким образом, функции ГКУ Амурской области УСЗН по г. Зея и Зейскому району ограничены приёмом заявления для участия в подпрограмме, принятием решения о предоставлении социальной выплаты и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведённых лимитов бюджетного финансирования.

Вместе с тем, отсутствие бюджетных ассигнований в достаточном объеме не может служить основанием для неисполнения обязательств государственного органа перед гражданином по погашению задолженности, образовавшейся в период действия программ, участник которой вправе рассчитывать на получение соответствующей меры государственной поддержки.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом, и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7, ст. 18, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 39).

В силу приведённых конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции РФ), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от них причинам не может обеспечить надлежащий уровень материального благосостояния.

Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

    Как указано в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности.

Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная указанными подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка её финансирования, а также её изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определённость, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, определение от 4 декабря 2003 года № 415-О).

Поскольку государство, включив истца в число участников подпрограммы и признав тем самым право истца на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство, то произвольный отказ от него, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств, исключается, на что неоднократно указывалось Конституционным судом РФ.

Указанная позиция согласуется с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чьё толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.

Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год).

При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.

Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решении по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год).

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признаёт юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.

По смыслу закона применение судами Конвенции должно осуществляться с учётом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Из положений ст.46 Конвенции, ст.1 Федерального закона от 30 марта 1998 года №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.

Принимая во внимание приведённые принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая, что истец в установленном порядке приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохраняла этот статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты, суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права. Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.

В соответствии с положениями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного % кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» предоставление мер социальной поддержки граждан, о котором идёт речь в данном случае, является расходным обязательством Амурской области, выплаты компенсации производятся территориальными управлениями социальной защиты населения за счёт средств областного бюджета.

При таких обстоятельствах суд взыскивает с ГКУ Амурской области УСЗН по г. Зея и Зейскому району в пользу истца компенсацию расходов по уплате процентов по кредитному договору № 173134 от 13 декабря 2012 года за период с июня 2015 года по декабрь 2015 года в сумме 125480,76 рублей за счёт средств областного бюджета.

При этом, поскольку механизмом реализации государственной поддержки в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту (займу), полученному на строительство или приобретение жилья молодой семье, предусмотрено осуществление таких выплат государственными казенными учреждениями - управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области по месту регистрации заявителей, постольку суд отказывает в удовлетворении требований, заявленных к министерству социальной защиты населения Амурской области.

    Порядок и сроки исполнения судебного решения установлены законодательством об исполнительном производстве, ходатайство Шевченко Ю.А. о производстве взыскания указанной компенсации своевременно, без задержек подлежит рассмотрению на стадии исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

        Исковые требования Шевченко ЮА удовлетворить частично.

Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району в пользу Шевченко ЮА компенсацию расходов по уплате процентов по кредитному договору <Номер обезличен> от <Дата обезличена> за период с июня 2015 года по декабрь 2015 года в сумме 125480 рублей 76 копеек за счёт средств бюджета Амурской области.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

    Судья     Е.В. Охотская

Мотивированное решение составлено 12 апреля 2016 года.

    Судья                                      Е.В. Охотская

2-616/2016 ~ М-574/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шевченко Юлия Александровна
Ответчики
ГКУ АО УСЗН в г.Зея
Другие
Правительство Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Шевченко Юрий Александрович
Министерство социальной защиты Амурской области
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Охотская Елена Владимировна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
31.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2016Передача материалов судье
31.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2016Судебное заседание
12.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее