РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 января 2018 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Сафоновой Н.А.,
с участием истицы Самохваловой Е.А.,
представителя ответчика Ткаченко Л.А., действующей на основании доверенности,
при секретаре Шушкановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-60/2018 по иску Самохваловой Е. А. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. Жигулевск о включении в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, периодов работ, возложении обязанности назначить пенсию со дня обращения,
УСТАНОВИЛ:
Самохвалова Е.А. обратилась в суд с иском ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Жигулевск (далее – ГУ - УПФ РФ в г.о. Жигулевск) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, просит с учетом уточненных исковых требований:
- обязать ответчика, включить в ее стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионервожатой в средней школе № Актюбинского городского отдела народного образования Республики Казахстан; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов в средней школе № Актюбинского городского отдела народного образования Республики Казахстан;
- обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью с даты обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно доводам иска ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ). Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия на дату обращения требуемого специального педагогического стажа 25 лет. В специальный педагогический стаж не засчитаны: период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионервожатой в средней школе № Актюбинского городского отдела народного образования Республики Казахстан; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов в средней школе № Актюбинского городского отдела народного образования Республики Казахстан. Считает такое решение необоснованным по следующим основаниям. Факт работы истицы в указанные периоды подтверждается ее трудовой книжкой, справками № от ДД.ММ.ГГГГ, №с208 от ДД.ММ.ГГГГ, №с136 от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что истица работала на полную ставку, регулярно получала заработную плату. Также за нее работодателем с 2002 г. перечислялись 10% обязательных взносов. В силу п. 2 ст. 6 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения» от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного, в том числе РФ и Республикой Казахстан, для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Считает, что действие указанного Соглашения распространяется на период как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после этой даты. Период работы в должности пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 год 14 дней с учетом остальных спорных периодов, подлежит также включению педагогический стаж, т.к. общий стаж ее педагогической деятельности с учетом остальных спорных периодов составляет больше требуемых 2/3. Кроме того, считает внесение в трудовую книжку истицы сведений о работе с нарушениями не является ее виной, т.к. ответственность за ведение трудовых книжек возлагается на работодателя (п. 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №). Считает, что решение ответчика нарушает ее право на получение досрочной пенсии по старости, так как на день обращения она выработала специальный 25-летний педагогический стаж.
В судебном заседании истица Самохвалова Е.А. исковые требования поддержала, сославшись на доводы иска, дополнив, что она с 2005 года все время работа учителем, пионервожатой в школе, их никто не ставил в известность, что изменилось законодательство Казахстана.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г.о. Жигулевск Ткаченко Л.С. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 31-33), просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав пояснения сторон, допросить свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
При рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Самохвалова Е.А. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г.о. Жигулевск с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ГУ - УПФ РФ в г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ из-за отсутствия требуемого педагогического стажа.
Из решения ГУ - УПФ РФ в г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в специальный стаж Самохваловой Е.А. не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионервожатой в средней школе № Актюбинского городского отдела народного образования Республики Казахстан, т.к. отсутствует 2/3 педагогического стажа (16 лет 8 месяцев); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов в средней школе № Актюбинского городского отдела народного образования Республики Казахстан, т.к. трудовая книжка оформлена с нарушением законодательства, поскольку не соответствующих переименований работодателя, ссылок на нормативные правовые акты, запись о приеме на работу подписана работником ГОРОНО, а об увольнении работником школы №.
В специальный стаж засчитано 10 лет 10 месяцев 13 дней.
Как усматривается из трудовой книжки Самохваловой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ истица назначена старшей пионервожатой средней школы № Актюбинского ГОРОНО Республики Казахстан, ДД.ММ.ГГГГ переведена учительницей начальных классов в этой же школе. ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию.
Факт работы истицы в вышеуказанном учреждении подтверждается также:
- справками № от ДД.ММ.ГГГГ, №с208 от ДД.ММ.ГГГГ, №с136 от ДД.ММ.ГГГГ, выданными Государственным учреждением средняя школа № <адрес> образования и науки Республики Казахстан;
- показаниями свидетелей З М., С С.,являющихся членами семьи и родственниками истицы, также проживавших до 2005 года в <адрес>, пояснивших, что истица работала в средней школе № <адрес> до 2005 года, сначала пионервожатой, потом учителем начальных классов. Школа, насколько им известно не переименовывалась;
- ответом от ДД.ММ.ГГГГ №ю2/05779 Дирекции «Государственный центр по выплате пенсий»- филиал некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» о перечислении обязательных пенсионных взносов с приложением в спорные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Факт работы истицы в средней школе № <адрес> Республики Казахстан по существу не оспаривается ответчиком.
Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы по выбору застрахованных может осуществляться с применением законодательства, действовавшего в период работы.
С 01.01.2015 г. страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до ДД.ММ.ГГГГ, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения рекомендовано для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывать трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после ДД.ММ.ГГГГ (после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Юридическим фактом для признания права на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ является соблюдение одновременно следующих условий: работа необходимый период в соответствующих должностях и профессиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со Списками соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и Правилами исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии; уплата работодателями - страхователями страховых взносов, достижение соответствующего пенсионного возраста, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
В соответствии со ст. 4 ст. 37 Закона Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсионном обеспечении граждан в <адрес>" право на пенсию за выслугу лет имели учителя, непосредственно занятые на педагогической работе в школе - при стаже указанной работы не менее 25 лет.
С ДД.ММ.ГГГГ институт досрочной пенсии педагогическим работникам в <адрес> отменен в связи с принятием Закона Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ N 136-1.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от ДД.ММ.ГГГГ разъяснил Отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации и Управлениям Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральных округах, что в случае, если условия назначения досрочных страховых пенсий по старости в государствах-участниках Соглашения отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации (отмены института досрочной пенсии), то рассматриваемые периоды в этих государствах могут быть учтены при определении права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации только до ДД.ММ.ГГГГ либо до даты отмены института досрочной пенсии.
Таким образом, учитывая, что что условия назначения досрочных пенсий по старости в <адрес>, как в государстве - участнике Соглашения отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации (институт досрочных пенсий педагогическим работникам отменен), суд считает, что стаж работы истицы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости может быть учтен только до даты отмены института досрочных пенсий в <адрес>.
При таких обстоятельствах, период работы истицы в должности учителя начальных классов средней школы № <адрес> Республики Казахстан при определении ее права на досрочную страховую пенсию по старости (в связи с осуществлением педагогической деятельности) по законодательству Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>) не подлежат зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и должны учитываться на общих основаниях в календарном порядке.
Вместе с тем, суд считает подлежащими удовлетворению требования Самохваловой Е.А. о включении в ее специальный стаж периодов работы в должности учителя начальных классов средней школы № Актюбинска с ДД.ММ.ГГГГ по 11.03. 1995 г. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку факт ее работы в названной должности установлен в ходе рассмотрения дела.
При этом судом не принимаются доводы ответчика на неправильное оформление трудовой книжки, поскольку правильность либо неправильность ведения трудовой книжки и внесения записей в нее от истицы не зависит и не должно влиять на ее пенсионные права.
Разрешая требования о включении в специальный стаж период работы истицы в должности старшей пионервожатой, суд считает их подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет ра работникам просвещения и здравоохранения, утв. постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, применяемым в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 г. для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Ответчиком в специальный стаж истицы засчитано 10 лет 10 месяцев 13 дней. С учетом подлежащих включению в специальный стаж спорных периодов, составляющих 5 лет 10 месяцев 15 дней, специальный стаж истицы составляет 16 лет 8 месяцев 28 дней.
При разрешении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости суд не находит для этого оснований, поскольку Самохвалова Е.А. право на досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ на момент обращения в пенсионный орган не имела из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░ ░░ ░. ░. 19 ░.1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░: ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░