Изготовлено 20 сентября 2018 года
Дело № 2-291/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2018 года с. Краснощёково
Краснощёковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Суворовой Н.С.,
при секретаре Быстрянцевой И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Домникова С.Л., Соболевой С.А. к Управлению социальной защиты населения по Краснощёковскому району, администрации Новошипуновского сельсовета Краснощёковского района Алтайского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, о признании права на получение единовременной материальной помощи, об обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации,
установил:
Домников С.Л., Соболева С.А. обратились в суд с указанным иском. С учетом уточненного искового заявления истцы в обоснование заявленных требований указали, что они зарегистрированы и постоянно проживают по адресу: <адрес>. 26 марта 2018 года на территории Краснощёковского района, в частности в <адрес> произошла чрезвычайная ситуация, в результате паводка произошло подтопление жилых домов и иного имущества, в том числе и <адрес>. С 26.03.2018 года по 23.04.2014 года на территории Краснощёковского района был введен режим чрезвычайной ситуации. Их дом был в зоне затопления, однако включили в границы зоны затопления только <адрес>, а их квартиру в двухквартирном доме не включили по неизвестной причине. На их заявление о включении в список лиц на получение единовременных денежных выплат администрация Новошипуновского сельсовета ответила отказом.Они были уверены, что на основании акта обследования жилого помещения по факту ущерба, причиненного имуществу в результате затопления от ДД.ММ.ГГГГ, их внесли в список граждан на получение указанных выплат. Истцы просят признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории Краснощёковского района Алтайского края в результате паводка, вызванного дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края; признать за ними право на получение единовременной материальной помощи; обязать администрацию Новошипуновского сельсовета Краснощёковского района Алтайского края включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года.
В судебное заседание истцы Домников С.Л., Соболева С.А. не явились, о времени и дате судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивали. Из ранее данных показаний следует, что 26.03.2018 года на территории <адрес> произошло подтопление жилых домов, в том числе и их двухквартирного дома. Весь их приусадебный участок был в воде, вода заходила в подпол, до уровня пола не поднялась 7 см. Все хозяйственные постройки были в воде, намокло сено. Указанные обстоятельства зафиксированы актом обследования жилого помещения. В список граждан пострадавших от наводнения включили их соседей, проживающих через стенку, а их нет.
Представитель ответчика – Администрации Новошипуновского сельсовета в судебное заседание не явилась, о времени и дате судебного заседания извещена надлежащим образом. Из ранее данных показаний следует, что 26.03.2018 года в <адрес> произошел паводок, много жилых домов попало в зону затопления, в том числе и двухквартирный дом по <адрес>. При составлении акта обследования жилого дома и приусадебного участка, Домников С.Л. отказался от выплат, по этой причине квартиру, в которой они проживают, не включили в список домов, попавших в зону затопления, хотя вест жилой дом был подтоплен. Фактически вода затопила приусадебный участок, надворные постройки. Уровень воды под полом в жилом доме у истцов составил 50 см.
Представитель ответчика – Администрации Краснощёковского района Алтайского края, в судебное заседание не явился, о времени дате судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения по Краснощёковскому району Дорохов К.Н. в судебное заседание не явился, о времени и дате судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Представитель третьего лица – Министерства труда и социальной защиты населения Алтайского края Медведева Т.С. просила рассмотреть дела в ее отсутствие. В ранее данных показаниях посредством видео – конференц - связи просила оставить исковые требования истцов без удовлетворения, поскольку отсутствуют правовые основания для понуждения органов местного самоуправления к включению истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи.
Представитель третьего лица – Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, извещенный надлежаще о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Суд, с учетом мнения сторон и положений ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено в ходе судебного разбирательства истцы являются собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, прописаны и фактически проживают по указанному адресу, что подтверждается сведениями Росреестра, администрации Новошипуновского сельсовета Краснощековского района Алтайского края.
В силу ст.18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст.29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года "О чрезвычайном положении".
В соответствии п.1 ст.24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных названным Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - является расходным обязательством муниципального образования.
Классификацию чрезвычайных ситуаций согласно п. «ж» ст.10 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливает Правительство Российской Федерации.
В силу подп. «г» п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайной ситуацией регионального характера является такая ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2014 года N 110( в редакции от 30.05.2018 года) утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют, в том числе порядок выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера. Согласно подпункта "г" пункта 2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий: оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью).
Постановлением правительства Алтайского края №179 от 25.05.2018, утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 на территории Алтайского края. Настоящий порядок подготовлен с целью предоставления следующих денежных выплат: единовременной материальной помощи в размере 10000руб. на человека; финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости ( из расчета за частично утраченное имущество- 50000 руб. на человека, за полностью утраченное имущество-100000 руб. (1.1.).
Согласно утвержденного порядка получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживающие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации ( п.2.1). Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства или пребывания в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке ( п.2.2.). Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации( п. 2.3.). Финансовая помощь в связи с утратой имущества предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации ( п.2.4). Списки граждан, указанных п.2.3, 2.4 настоящего порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и оформляются в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 « О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Указанные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссиями или их заместителями( л.д.2.5). Основанием для отказа в предоставлении денежных выплат является: отсутствие одного или несколько документов, предусмотренных п.2.9 Порядка; недостоверность предоставленных документов или содержания в заявлении или документах сведений; предоставление гражданину денежной выплаты по аналогичному основанию; отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в пунктах 2.3, 2.4 Порядка.
Таким образом, для включения в списки граждан, которые имеют право на получение единовременной материальной помощи в связи с наводнением в марте – апреле 2018 года в Краснощёковском районе необходимо наличие одновременно несколько условий:
-постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
-нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации Новошипуновского сельсовета Краснощёковского района Алтайского края № 23 от 27.03.2018 года утверждены списки улиц и домов Новошипуновского сельсовета Краснощёковского района, попавших в зону затопления, согласно которому жилое помещение, расположенное по <адрес>, не отнесено к числу домов, попавших в зону затопления, однако <адрес> данного дома отнесена к числу жилых помещений, попавших в зону затопления.
Актом обследования жилого помещения по факту ущерба, причиненного имуществу, в результате затопления от 30.03.2018 года по адресу: <адрес> установлено, что вода находилась в подполе дома на уровне 50 см. Затоплен приусадебный участок.
Свидетели С., Д. в судебном заседании пояснили, что в марте 2018 года в <адрес> произошло подтопление жилых домов, в том числе жилого дома по <адрес>, где проживают истцы. Все хозяйственные постройки и земельный участок были подтоплены. Вода через отдушину заливалась в подполье, уровень воды был высокий.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилое помещение истцов попало в зону чрезвычайной ситуации - наводнения, которое произошло в связи с ливневыми дождями. Водой был затоплен приусадебный участок, ограда, вода находилась в подполье дома на уроне 50 см. На момент объявления чрезвычайной ситуации 26.03.2018 года истцы постоянно проживали в данном жилом помещении, были зарегистрированы в нем, условия их жизнедеятельности были нарушены в связи с чрезвычайной ситуацией.
Условия, предусмотренные п.2(1) Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 года№110 (в ред. от 30.05.2018 года) « О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» соблюдены.
При таких обстоятельствах суд полагает требования истцов о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, о признании права на получение единовременной материальной помощи, об обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, подлежат удовлетворению.
Истцы, предъявляя исковые требования, просили об обращении решения к немедленному исполнению.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суда по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
В качестве обстоятельств, наличие которых позволяет обратить решение к немедленному исполнению, закон указывает на возможность наступления значительного ущерба для истца, а также наличие угрозы для неисполнения судебного решения.
Особых обстоятельств, свидетельствующих о том, что замедление исполнения судебного постановления может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным, при рассмотрении данного дела установлено не было.
На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина на основании ст. 98 ГПК РФ взысканию с них не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Домникова С.Л., Соболевой С.А. к Управлению социальной защиты населения по Краснощёковскому району, администрации Новошипуновского сельсовета Краснощёковского района Алтайского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, о признании права на получение единовременной материальной помощи, об обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, удовлетворить.
Признать Домникова С.Л., Соболеву С.А. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории Краснощёковского района Алтайского края в результате паводка, вызванного дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края;
признать за Домниковым С.Л., Соболевой С.А. право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 10 000 рублей на человека в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»;
обязать администрацию Новошипуновского сельсовета Краснощёковского района Алтайского края включить Домникова С.Л., Соболеву С.А. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года, с целью получения выплат за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Краснощёковский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.С. Суворова