Дело № 2-3111/2021
УИД 50RS0015-01-2021-004572-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2021 года г. Истра
Московская область
Истринский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Путынец И.А.,
при секретаре Заморе О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Е. к Министерству социального развития Московской области, Истринскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, третье лицо: Министерство экономики и финансов Московской области, о признании решения незаконным, обязании оказать государственную услугу, взыскании компенсации морального вреда и судебных издержек,
У С Т А Н О В И Л:
С.Е. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, Истринскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, третье лицо: Министерство экономики и финансов Московской области, о признании решения незаконным, обязании оказать государственную услугу, взыскании компенсации морального вреда и судебных издержек.
В обоснование заявленных требований С.Е. указала, что ДД.ММ.ГГГГ у нее родилась дочь - С.А., о чем ДД.ММ.ГГГГ органом ЗАГС <адрес> № составлена актовая запись №. Согласно свидетельству о рождении, родителями несовершеннолетнего ребенка являются: отец – Ш. Д., мать – С.Е..
Брак между родителями ребенка не зарегистрирован.
С.Е. обратилась в Истринское управление социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка. К заявлению были приложены все документы, необходимые для назначения ежемесячной выплаты.
Истринское управление социальной защиты населения ДД.ММ.ГГГГ вынесло решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты, в обоснование которого указано, что С.Е. предоставила неполные сведения о доходах, а именно: не предоставлены сведения об алиментах.С.Е. не согласна с принятым решением.
С учетом изложенного, а также уточнив заявленные требования (л.д.45), С.Е. просит суд признать незаконным решение Истринского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка; обязать Министерство социального развития Московской области назначить С.Е. ежемесячную выплату в связи с рождением ребенка С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с даты её обращения; взыскать с Министерства социального развития Московской области в пользу С.Е. уплаченную государственную пошлину в сумме 300 рублей, почтовые расходы в сумме 217 рублей, расходы на оплату юридических услуг в сумме 10000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
С.Е., извещенная о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.98).
Представитель ответчика Истринского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области по доверенности П. (л.д.54-57), представляющая также интересы Министерства социального развития Московской области (л.д.58), возражала против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.49-53).
Третье лицо, Министерство экономики и финансов Московской области, извещенное о месте и времени слушания дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Суд принял решение рассматривать дело при имеющейся явке.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав в совокупности и взаимосвязи собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав.
Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка установлены Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 418-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 418-ФЗ право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Согласно чч. 1, 10 ст. 4 Федерального закона № 418-ФЗ при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:
1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
3) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
4) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
5) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации.
В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруг (супруга) такого гражданина, несовершеннолетние дети.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ у С.Е. родилась дочь - С.А., о чем ДД.ММ.ГГГГ органом ЗАГС <адрес> № составлена актовая запись № (л.д.219).
Из свидетельства о рождении следует, что родителями несовершеннолетней С.А. являются: отец – Ш. Д., мать – С.Е.. Брак между родителями ребенка не зарегистрирован. Указанное обстоятельство не оспаривалось участниками процесса.
С.Е. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Истринское управление социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
Из представленной в материалы дела выписки из электронного журнала обращений о приеме документов заявителя (л.д.14-15) следует, что к заявлению были приложены все документы, необходимые для назначения ежемесячной выплаты.
Истринское управление социальной защиты населения ДД.ММ.ГГГГ вынесло решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты, в обоснование которого указано, что С.Е. предоставила неполные сведения о доходах, а именно: не предоставлены сведения об алиментах, уплачиваемых отцом ребенка (л.д.16-19).
С.Е. указывает, что не состоит в зарегистрированном браке со Ш. Д., однако они проживают совместно. Ш. Д. добровольно перечисляет на расчетный счет истицы денежные средства на содержание ребенка, в связи с чем у нее нет необходимости взыскивать алименты с отца ребенка в судебном порядке, а также заключать соглашение об уплате алиментов.
В соответствии с п. 1 ст. 80 СК РФ, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.
Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 настоящего Кодекса.
Из диспозиции данной нормы права следует, что родители самостоятельно определяют участие каждого из них в воспитании и содержании ребенка. Отсутствие принудительного взыскания алиментов со Ш. Д. свидетельствует об исполнении им обязанностей по содержанию дочери. При этом СК РФ установлено право родителей заключить соглашение об уплате алиментов, а не обязанность.
Вместе с тем, при подаче заявления С.Е. были представлены в Истринское управление социальной защиты населения выписки со своего банковского счета и банковского счета Ш. Д., из которых следует, что Ш. Д. ежемесячно перечисляет С.Е. денежные средства, что подтверждает довод истицы о том, что Ш. Д. добровольно исполняет обязанность по содержанию несовершеннолетнего ребенка. За период с декабря 2019 года по ноябрь 2020 года Ш. Д. перечислил С.Д. денежные средства в общей сумме 180529 рублей. Данные выписки представлены также в материалы дела (л.д.72-89).
Таким образом, истец представил все необходимые документы о наличии у нее доходов, которые являются достаточными для произведения расчета дохода на душу населения, позволяющего предоставить истцу государственную услугу по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка. Требование ответчика о представлении документа, подтверждающего размер взысканных алиментов, или соглашения об уплате алиментов не основано на нормах действующего законодательства, в связи с чем незаконно.
Ранее решением Истринского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом апелляционного определения Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 103-112) на Министерство социального развития Московской области возложена обязанность назначить С.Е. ежемесячную выплату в связи с рождением ребенка С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с даты её обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В данном случае по истечении года истец вновь обратилась к ответчику с аналогичным заявлением, представила сведения о своих доходах. Доводов о том, что доход истца с учетом денежных средств, поступивших от Ш. Д., не позволяет начислить ей пособие, не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает незаконным решение Истринского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе С.Д. в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка и обязывает Министерство социального развития Московской области назначить С.Е. ежемесячную выплату в связи с рождением ребенка С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с даты её обращения.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе.
Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», а также иные нормативно-правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, не содержат норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением прав гражданина на своевременное назначение и осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения требований С.Е. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
С.Е. понесены расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела, а именно: расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д.29), почтовые расходы на общую сумму 217 рублей (л.д.28), расходы на оплату юридических услуг в - 10000 рублей (л.д.24-27).
Суд, учитывая, что требования С.Е. удовлетворены частично, руководствуясь принципом разумности и справедливости, соразмерности, взыскивает с Министерства социального развития Московской области в пользу С.Е. уплаченную государственную пошлину в сумме 300 рублей, почтовые расходы в сумме 217 рублей, расходы на оплату юридических услуг в сумме 5000 рублей.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования С.Е. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Истринского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
Обязать Министерство социального развития Московской области назначить С.Е. ежемесячную выплату в связи с рождением ребенка С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с даты её обращения.
Взыскать с Министерства социального развития Московской области в пользу С.Е. уплаченную государственную пошлину в сумме 300 рублей, почтовые расходы в сумме 217 рублей, расходы на оплату юридических услуг в сумме 5000 рублей, а всего взыскать денежные средства в сумме 5517 (пяти тысяч пятисот семнадцати) рублей.
В удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А. Путынец