Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-973/2015 (2-11483/2014;) ~ М-11221/2014 от 22.12.2014

Дело № 2-973/9/2015 г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2015 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Селифановой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в заочном производстве материалы дела по иску Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры к обществу с ограниченной ответственностью «Астар» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об охране окружающей среды,

установил:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор (далее – прокурор) обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Астар» (далее – ООО «Астар», ответчик) со следующими требованиями: обязать ООО «Астар» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить (оформить) в установленном законом порядке в Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на находившиеся в эксплуатации предприятия источники выбросов; обязать ООО «Астар» в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оформить в установленном законом порядке паспорта на опасные отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности ООО «Астар», и согласовать указанные паспорта отходов в Управлении Росприроднадзора по Республике Карелия.

В судебном заседании помощник Карельского природоохранного прокурора Миронова Д.Ю. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске, согласившись на рассмотрение дела в заочном производстве.

Представители третьих лиц – Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, просили рассмотреть дело в своё отсутствие. Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия предоставило письменный отзыв на исковое заявление, в котором поддерживает заявленные прокурором требования.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителей третьих лиц.

ООО «Астар» надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечив явку своего представителя в суд.

Статья 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает с согласия истца возможность рассмотрения дела в порядке заочного производства в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие

В связи с тем, что представитель ответчик не явился в судебное заседание, извещен надлежащим образом, с учетом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в заочном производстве и вынести заочное решение по имеющимся в деле доказательствам. Принимается такое решение для того, чтобы отсутствующая сторона при наличии обоснованных возражений имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения, предоставить свои доводы и доказательства их подтверждающие.

Заслушав объяснения прокурора, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ООО «Астар» зарегистрировано и поставлено на учет в налоговом органе, осуществляет хозяйственную деятельность по производству и реализации строганной доски, топливных пеллет (гранул) с использованием отходов производства (опилок и стружки) и иных изделий из дерева на территории производственной базы, расположенной по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>.

В производственном цикле задействовано использование производственной котельной. Дымовая труба котельной, а также трубы циклонов (пылеуловителей) являются источниками выброса в атмосферу загрязняющих веществ. Кроме того, на территории производственной базы складированы без ограждения и навесов для хранения отходы производства (кусковые древесные отходы от торцовки, опилки в смеси), ртутные и люминесцентные лампы, утратившие потребительские свойства.

В части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

ДД.ММ.ГГГГ Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия проведена проверка хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Петрозаводского городского округа и использующих в качестве топлива отходы деревообрабатывающего производства и топочный мазут на предмет соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха и законодательства об отходах производства и потребления. В результате проверки были выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды, послужившие основанием для обращения в суд.

В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 4 Закона об охране окружающей среды в редакции, действовавшей на момент проведения проверки, было предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Как установлено в пункте 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В силу пункта 1 статьи 23 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Согласно пункту 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях не должен оказывать вредное воздействие на человека (пункт 1).

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам (пункт 4).

В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы выброса таких веществ - технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы.

Исходя из положений пункта 1 статьи 14 указанного закона, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в результате осуществления хозяйственной деятельности осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также образуются отходы производства и потребления. Данные обстоятельства в ходе судебного разбирательства ответчиком не опровергнуты.

Поскольку, действующим законодательством установлена обязанность лица, осуществляющего деятельность, связанную с выбросом загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов, получить соответствующее разрешение, суд считает, что требование о возложении на ответчика обязанности в установленном законом порядке получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства) в статье 1 устанавливает, что отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закон об отходах производства индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

В пункте 3 указанной статьи предусмотрено, что на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

На основании пунктов 4 и 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по установленной форме.

Исходя из пункта 6 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, федеральный классификационный каталог отходов включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

Опасным отходам присвоены соответствующие классификационные коды.

В частности, в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», код 4 71101 01 51 1 присвоен лампам ртутным, ртутно-кварцевым, люминесцентным, утратившим потребительские свойства. Исходя из пункта 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности <*>.

Поскольку паспорт опасных отходов является документом, который должен удостоверять принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, и содержать сведения об их составе, а паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с ними, установленных положениями статьи 14 Закона об отходах производства, требование прокурора о возложении на ответчика обязанности оформить вышеназванные паспорта являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку от ответчика каких-либо доводов и возражений по поводу срока исполнения обязанности не было представлено, суд устанавливает срок для исполнения решения согласно заявленным требованиям прокурора, считая его разумным и соизмеримым с необходимыми действиями.

Расходы по государственной пошлине по иску подлежат взысканию с ответчика в бюджет Петрозаводского городского округа пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в соответствии со статьями 98 и 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в сумме <данные изъяты> (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 194-199, 233-238 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия

решил:

Исковые требования карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить полностью.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Астар» в течение обязать ООО «Астар» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить (оформить) в установленном законом порядке в Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на находившиеся в эксплуатации предприятия источники выбросов;

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Астар» в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оформить в установленном законом порядке паспорта на опасные отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности ООО «Астар», и согласовать указанные паспорта отходов в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия.

Взыскать с общество с ограниченной ответственностью «Астар» в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Разъяснить ответчику, что он вправе подать в Петрозаводский городской суд Республики Карелия заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховый Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья П.А. Малыгин

Мотивированное решение изготовлено 23 января 2015 года.

2-973/2015 (2-11483/2014;) ~ М-11221/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "АСТАР"
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК
Министерство по природопользованию и экологии РУ
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Малыгин П.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
22.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2014Передача материалов судье
26.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2015Судебное заседание
23.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2015Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
02.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2015Дело оформлено
13.03.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее