Дело № 2-663/2021
УИД: 66RS0036-01-2021-001006-05
Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2021 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2021 года г. Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Туркиной Н.Ф.
при секретаре Кужаковой Л.Р.
с участием представителя истца Буковой Н.А.,
представителя ответчика Соколовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Качканар, городе Кушве, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура к закрытому акционерному обществу «Кушвинский завод прокатных валков» о понуждении юридического лица к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Качканар, городе Кушве, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура (далее – Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области) обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу «Кушвинский завод прокатных валков» (далее – ЗАО «КЗПВ») о понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства.
В обоснование исковых требований указано, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в отношении ЗАО «КЗПВ» была проведена плановая проверка, в ходе которой было установлено, что на предприятии имеются источники выбросов химических веществ в атмосферный воздух: вальцелитейный цех, вальйцемеханический цех, ремонтно-механический цех, участок железнодорожного транспорта. Юридическим лицом в 2019 – 2020 годах был организован и проведен производственный лабораторный контроль качества атмосферного возраста в зоне влияния выбросов предприятия на санитарно-защитные зоны и прилегающей территории, что подтверждается Планом-графиком контроля соблюдения нормативов ПДВ по изменению приземной концентрации загрязняющих веществ в атмосфере на границе санитарно-защитных зон и прилегающей территории на 2018 – 2022 годы. Согласно указанному Плану-графику контроль атмосферного воздуха должен осуществляться в трех точках: «Т7» жилая дома, <адрес>; «Т26» граница СЗЗ, <адрес>, за ВМЦ; «Т14» жилая зона, <адрес>. В каждой из трех точек запланированы исследования воздуха в количестве 50 проб в год на каждый из показателей. Однако в соответствии с протоколами лабораторных исследований воздуха за 2019 год, а также за 2020 год, выданными лабораторией охраны окружающей среды ЗАО «КЗПВ», а также Испытательной лабораторией ООО «Уральский центр охраны труда и экологии» установлено, что производственный контроль проводится не в полном объеме в соответствии с утвержденным графиком и предусмотренном требованиями санитарных правил, что является нарушением п. 4.1.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01, п. 2.5 СП 1.1.1058-01, п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01.
Таким образом, ЗАО «КЗПВ» не обеспечило выполнение лабораторных исследований качества атмосферного воздуха в зоне выбросов предприятия в объемах, предусмотренных требованиями санитарных и гигиенических нормативов; не обеспечило предоставление всех нормируемых результатов лабораторных испытаний качества атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятия в Качканарский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области по запросу органа, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор.
Исходя из вышеуказанных требований федерального законодательства обществом должны быть осуществлены меры по соблюдению санитарного законодательства. Однако до настоящего времени такие условия обществом не созданы, требования санитарного законодательства не выполняются.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области просит признать бездействие ЗАО «КЗПВ» в неисполнении требований санитарного законодательства к организации и проведению производственного лабораторного контроля за качеством атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятия; обязать ЗАО «КЗПВ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить 100% выполнение номенклатуры исследований вредных веществ выбрасываемых в атмосферный воздух во всех исследуемых точках в зоне влияния выбросов предприятия в соответствии с согласованным с органами Роспотребнадзора графиком.
До судебного заседания от ответчика поступил отзыв, в котором указано, что ответчик имеет проект Предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в Федеральном бюджетном учреждении здравоохранения «Центр гигиены и экологии в Свердловской области», на основании которого выдано Санитарно-эпидемиологическое заключение № 66.01.31.00.Т.001866.09.17 от 04.09.2017 о соответствии его санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
В экспертном заключении № от ДД.ММ.ГГГГ указаны значения максимальных расчетных приземных концентраций в контрольных точках нормируемых зон с учетом фона и перечень источников, дающих наибольший вклад в уровень загрязнения атмосферы с учетом времени года (зима, лето). Эти значения свидетельствуют о том, что по всем наименованиям загрязняющих веществ и группе суммации на ближайших нормируемых объектах не наблюдается превышения установленных предельно-допустимых концентраций.
План-график контроля соблюдения нормативов ПДВ по изменению приземной концентрации загрязняющих веществ в атмосфере на границе СЗЗ и прилегающей территории на 2018 – 2022 годы был разработан с учетом требований РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» и согласован с начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора. Так как источники выбросов ответчика расположены на значительном расстоянии, были выбраны три точки, на которых должен проводиться производственный контроль загрязняющих веществ согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик подписал с ООО «Решение» договор на проведение измерений на границе санитарно-защитной зоны предприятия № Р-732/КЗ-230/04/2021, согласно которому был выполнен ряд замеров. По запросу ответчика ООО «Решение» направило коммерческое предложение, в котором определил, что для 100% выполнения номенклатуры исследований вредных веществ необходимо дополнительно произвести оплату услуг исполнителя в размере 1 083 000 рублей.
Для 100% выполнения номенклатуры исследований вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух ответчику необходим дополнительно один календарный год в связи с тем, что в настоящее время увеличились расходы предприятия по закупу сырья и материалов для производства продукции, а также на энергоснабжение производственного цикла продукции.
В связи с изложенным ответчик просит определить срок для 100% выполнения номенклатуры исследований вредных веществ до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Букова Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить в полном объеме. Суду дополнительно пояснила, что полная картина исследований ответчиком не проведена, в связи с чем невозможно определить, имеется ли превышение нормативов. Продлить сроки проведения исследований невозможно, поскольку в таком случае предприятие за один календарный год проведет количество исследований за два года, в чем нет смысла.
Представитель ответчика Соколова Т.О., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 176), заявленные исковые требования признал частично. Суду пояснила, что в настоящее время имеется задержка в получении денежных средств, которые можно было бы использовать в соответствии с планом-графиком. Просит установить срок выполнения требований санитарного законодательства до ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доводы представителя истца, представителей ответчика, исследовав представленные доказательства, оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 2 и п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).
В силу ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на охрану здоровья.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
На основании ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 5-2ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В силу ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого гражданина на благоприятную среду обитания и окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью, поэтому в ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор лиц, в том числе обязаны разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.05.2001 № 14, действующих до 28.02.2021 включительно, юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта.
В соответствии с п. 2.4 СанПиН 1.1.1058-01 производственный контроль включает: осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.
Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке (п. 2.5 СанПиН 1.1.1058-01).
Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта (п. 5.1 СанПиН 1.1.1058-01).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» СанПиН 1.1.1058-01 признан утратившим силу с 01.03.2021.
В то же время п. 73 СанПиН 2.1.3684-21 также предусматривает, что хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля.
Как установлено в судебном заседании, основным видом деятельности ЗАО «КЗПВ» является производство машин и оборудования для металлургии.
На предприятии главным инженером общества утверждена Номенклатура факторов производственной среды и трудового процесса ЗАО «КЗПВ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в которой содержится перечень веществ, подлежащих производственному контролю химических веществ и аэрозолей, перечень физических факторов производственной среды, факторов трудового процесса, источник норматива, класс опасности химвещества, общее количество исследований за код по каждому фактору, метод контроля.
Также на предприятии имеются Планы-графики лабораторных и инструментальных исследований факторов производственной среды и трудового процесса ЗАО «КЗПВ» за 2019, 2020 годы. Согласно указанным Планам-графикам контроль атмосферного воздуха должен осуществляться в трех точках: «Т7» жилая дома, <адрес>; «Т26» граница СЗЗ, <адрес>, за ВМЦ; «Т14» жилая зона, <адрес>. В каждой из трех точек запланированы исследования воздуха в количестве 50 проб в год на каждый из показателей.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «КЗПВ» не в полном объеме выполнил номенклатуру и количество лабораторных исследований вредных производственных факторов, подлежащих лабораторному и инструментальному контролю на рабочих местах в 2019 – 2020 года, что является нарушением п. 4.1.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01, п. 2.5 СП 1.1.1058-01, п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 (л. д. 28 – 151).
Ответчиком обстоятельства, изложенные в акте проверки, не опровергнуты. В то же время ответчик просит продлить срок проведения исследования до 31.12.2022 в связи с наличием финансовых затруднений.
Вместе с тем финансовое положения юридического лица не может являться обстоятельством, фактически освобождающим об исполнения им в предусмотренные законом срок выполнить обязательные требования санитарного законодательства.
Таким образом, судом установлено, что ответчик нарушил требования санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Поскольку при подаче искового заявления истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 600 рублей (по 300 рублей за два требования неимущественного характера) подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Качканар, городе Кушве, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура к закрытому акционерному обществу «Кушвинский завод прокатных валков» о понуждении юридического лица к выполнению обязательных требований санитарного законодательства удовлетворить.
Признать бездействие закрытого акционерного общества «Кушвинский завод прокатных валков» в неисполнении требований санитарного законодательства к организации и проведению производственного лабораторного контроля за качеством атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятия.
Обязать закрытое акционерное общество «Кушвинский завод прокатных валков» обеспечить 100% выполнение номенклатуры исследований вредных веществ выбрасываемых в атмосферный воздух во всех исследуемых точках в зоне влияния выбросов предприятия в соответствии с согласованным с органами Роспотребнадзора графиком в срок до 31.12.2021.
Взыскать с закрытого акционерного общества «Кушвинский завод прокатных валков» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 600 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через канцелярию Кушвинского городского суда Свердловской области.
Судья Туркина Н.Ф.