Дело № 2-1809/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 ноября 2014 года
Ленинский районный суд города Смоленска
Под председательством судьи Куделиной И.А.
При секретаре Козловой И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Василенковой Е.В., Степиной Г.П., Дубровина А.Н., Шамбуровой Н.Е., Ткачевой Е.И., Бондаренко И.В., Рубановой Н.Н., Рубановой А.А., Шароевой В.М., Интариновой Н.И., Гордиевской Е.А., Данилова А.С., Даниловой Н.М., Маркина П.А., Шалаевой И.Н., Анисимовой Л.Н., Зайцевой Г.Н. к ОАО «Жилищник», Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома; возложении обязанности по установке общедомовых приборов учета электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения; возложении обязанности по замене газовых плит и раковин в помещениях кухонь; компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истцы, уточнив требования, обратились в суд с иском к ОАО «Жилищник», Администрации <адрес> о возложении обязанности по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома; возложении обязанности по установке общедомовых приборов учета электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения; возложении обязанности по замене газовых плит и раковин в помещениях кухонь; компенсации морального вреда, указав следующее.
<адрес> сдан в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени в доме ни разу не проводился капитальный ремонт. В доме повреждены электропроводка, канализационные трубы, система отопления. Стены и потолки в помещениях покрыты плесенью и грибком. Полы в местах общего пользования, окна и двери прогнили. Установленные в помещениях кухонь газовые плиты и раковины не пригодны для использования. Жилицам запрещают устанавливать индивидуальные приборы учеты, ссылаясь на проект дома как общежития. Оплату за содержание и ремонт общего имущества жильцы вносят ОАО «Жилищник». Дом находится в муниципальной собственности. Бремя его содержания как собственник несет Администрация г.Смоленска.
Просят суд:
- обязать Администрацию г.Смоленска и ОАО «Жилищник» провести капитальный ремонт жилого <адрес>: заменить электропроводку магистральных и внутридомовых сетей с установкой и заменой электрораспределительных щитков, заменить трубопроводы отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализационные трубы, радиаторные батареи отопления, заменить оконные рамы и двери в жилых и нежилых помещениях, установить отсутствующие створки и двойное остекление, отремонтировать прогнивший пол, отремонтировать стены и потолки, провести отделку лестничных клеток, тамбуров (ремонт штукатурки стен и потолка);
- обязать ОАО «Жилищник» установить общедомовые приборы учета электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения;
- обязать Администрацию г.Смоленска и ОАО «Жилищник» заменить неисправные газовые плиты и раковины в помещениях кухонь;
- взыскать с ОАО «Жилищник» в пользу каждого из истцов по <данные изъяты> руб. компенсации морального вреда;
- взыскать с ОАО «Жилизщник» в пользу Василенковой Е.В. <данные изъяты> руб. в возмещение судебных расходов и <данные изъяты> руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя.
В судебном заседании представитель истцов Соломичев И.В., истцы Василенкова Е.В., Ткачева Е.И. поддержал исковые требования.
Представитель ОАО «Жилищник» Сергеев С.В. иск не признал. Пояснил суду, что договор управления был заключен с ОАО «Жилищник» в ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Жилишник» проводит поддерживающий текущий ремонт общего имущества. Ответственность за его ненадлежащее состояние нести не может, поскольку согласно заключению эксперта необходимость в проведении капитального ремонта дома возникла до ДД.ММ.ГГГГ Общедомовые приборы учета устанавливаются за дополнительную плату в ходе проведения капитального ремонта.
Администрация г.Смоленска явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
На основании ч.4 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствии представителя ответчика.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления мэра г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № в реестр муниципального имущества включен <адрес> как жилой объект с нежилыми помещениями, за исключением площадей и иного имущества, принадлежащих иным лицам на праве собственности.
Ряд истцов зарегистрированы по месту жительства в помещениях указанного дома: Василенкова Е.В. - в помещении № с ДД.ММ.ГГГГ Степина Г.П. – в помещении № с ДД.ММ.ГГГГ; Дубровин А.Н. – в помещении № с ДД.ММ.ГГГГ; Ткачева Е.И. - в помещении № с ДД.ММ.ГГГГ; Зайцева Г.Н. – в помещении № с ДД.ММ.ГГГГ
Ряд истцов приобрели право собственности на жилые помещения на основании решения суда: Шамбурова Н.Е. – на помещение №; Рубанова Н.Н. – на помещения №; Данилов А.С., Данилова Н.М. – на помещение №; Маркин П.А. – на помещение №; Шалаева И.Н. – на помещение №; Анисимова Л.Н., Анисимов А.С. – на помещение №
Ряд истцов приобрели помещения в собственность на основании договоров купли продажи: Бондаренко И.В.– помещение № Шароева В.М. – помещение №
Рубанова А.А. является членом семьи собственника помещения № Газенковой А.А., приобретшей его на основании договора купли-продажи.
Гордиевская Е.А. является законным представителем собственника помещения № Гордиевского А.К., приобретшего его на основании договора дарения.
ДД.ММ.ГГГГ между И. и Администрацией г.Смоленска заключен договор социального найма жилого помещения № в указанном доме. Совместно с нанимателем проживает его мать Интаринова Н.И.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, представленными в материалы дела (т.2 л.д.2, т.1 л.д.60-117).
В соответствии с п.1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя текущий и капитальный ремонт строительных конструкций, инженерных систем жилых зданий.
Согласно ст.65 ЖК РФ наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сдаваемое внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В соответствии с ч.3, ч.4 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно положениям ст.154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги включена плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п.16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений.
Согласно ч.2 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Судом установлено, что услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников жилого <адрес> оказывает ОАО «Жилищник», что подтверждается договором управления от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.217-221).
Согласно п.2, п.5, п.6, п.7 названных Правил в состав общего имущества включаются:
- помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и др.;
- крыши;
- ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
- ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
- механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
- внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения;
- внутридомовая инженерная система водоотведения;
- внутридомовая инженерная система газоснабжения;
- внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях;
- внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пп.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ решение о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме принимается общим собранием собственников.
В силу п.2 ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования (ч.6.1 ст.2 ЖК РФ).
В качестве исключения из общего правила о субъектах исполнения обязанности по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома ст.16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" закрепляет правило о том, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Как разъяснено в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2007, из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Исходя из системного толкования ст.16 вышеназванного Закона, ст.158 ЖК РФ и ст.210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Таким образом, если при приватизации хотя бы одной квартиры многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте, бывший наймодатель обязан произвести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Неисполненные обязательства по капитальному ремонту общего имущества дома бывшим собственником жилищного фонда сохраняются и могут быть прекращены только надлежащим исполнением обязательств.
Жилищный кодекс Российской Федерации вступил в силу, согласно Федеральному закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ, с 01 марта 2005 года.
До этой даты нормативное регулирование проведения капитальных ремонтов осуществлялось Жилищным кодексом РСФСР.
Статьей 141 Жилищного кодекса РСФСР была установлена обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
Статья 149 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществлялось за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета.
Ст.158 ЖК РФ предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ обязанность по капитальному ремонту общего имущества, за исключением капитального ремонта, который не был произведен своевременно бывшим наймодателем, лежит на собственниках жилых помещений.
Согласно п.7, п.40 ст.30 Устава города-героя Смоленска Администрация г.Смоленска управляет муниципальной собственностью, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности, вносит предложения в Совет об отчуждении муниципальной собственности; организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения.
Как отметил Конституционный Суд РФ в своем определении от 01.03.2012 № 389-О-О, гарантируя каждому право на жилище, Конституция Российской Федерации предусматривает как для органов государственной власти, так и для органов местного самоуправления корреспондирующие этому праву обязанности поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище, при этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, Конституция Российской Федерации гарантирует его предоставление бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3).
Тем самым Конституция Российской Федерации прямо обязывает органы местного самоуправления совместно с органами государственной власти обеспечивать реализацию права каждого на жилище, что, в свою очередь, позволяет федеральному законодателю в рамках его дискреционных полномочий конкретизировать в зависимости от складывающихся социально-экономических условий содержание соответствующей обязанности органов местного самоуправления, в том числе в связи с преобразованием отношений собственности на жилье и осуществлением приватизации муниципального жилищного фонда социального использования.
При этом конкретные возлагаемые федеральным законодателем на органы местного самоуправления в порядке реализации норм статьи 40 Конституции Российской Федерации обременения должны быть юридически и социально обоснованными, пропорциональными, согласовываться с конституционной природой местного самоуправления и не должны нарушать самостоятельность и иные конституционные принципы, на которых строятся взаимоотношения государственной власти и местного самоуправления.
Определяя в Законе Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (определения от 19 октября 2010 года N 1334-О-О и от 14 июля 2011 года N 886-О-О).
Анализируя исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что у лиц, приобретших жилые помещения в жилом <адрес> в порядке приватизации (в данном случае – на основании судебных решений), имеется субъективное право требовать от бывшего наймодателя проведения капитального ремонта дома, если необходимость в его проведении возникла до ДД.ММ.ГГГГ
Судом по ходатайству представителя истцов назначена судебная строительно-техническая экспертиза на предмет определения необходимости проведения капитального и текущего ремонта общего имущества собственников помещений в указанном жилом доме.
Как следует из заключения, выполненного экспертом О. (т.2 л.д.33-133), по данным обследования строительных конструкций и инженерного оборудования общего имущества собственников помещений в <адрес> обнаружены повреждения и деформации отмостки дома, наружных стен, крыши (кровли), разрушений ступеней входов в подъезды, внутренней отделки лестничных клеток, коридоров, помещений кухонь, дверей и окон, полов, системы электрооборудования, системы отопления, системы горячего водоснабжения, системы холодного водоснабжения, системы канализации.
Необходимо провести ремонтно-восстановительные работы по капительному ремонту общедомовых систем отопления, горячего и холодного водоснабжения с заменой всей запорной арматуры; электропроводки и электрооборудования дома (полная замена щитков, приборов, вводно-распределительных устройств); замена чистых дощатых полов и лаг в местах общего пользования: кухнях и коридорах 1 и 2 подъездов; замена оконных блоков в помещениях кухонь (кроме кухни 1-го подъезда 3-и1 этаж) и лестничных клеток 2-го подъезда; полная замена дверных блоков в душевых и санузлах; ремонт внутренней отделки стен и потолка лестничных клеток, кухонь, коридоров, душевых и санузлах.
Причинами возникновения выявленных дефектов является недостаточный контроль за техническим состоянием здания и его конструктивных элементов, отсутствие своевременного профилактического ремонта, сверхнормативный срок эксплуатации отдельных элементов.
Жилой дом введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ. Необходимость проведения капитального ремонта возникла до ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, на основании ст.12 ГПК РФ на Администрацию г.Смоленска следует возложить обязанность по проведению капитального ремонта жилого <адрес> в указанных экспертом объемах.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая баланс интересов сторон, суд полагает необходимым установить срок завершения капитального ремонта – не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая требование истцов о возложении обязанности по установке общедомовых приборов учета, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с пп.к п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).
В силу пп.с п.31 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Приведенные нормы свидетельствует о том, что управляющая организация обязана установить общедомовые приборы учета в случае, если собственники помещений приняли решение о включении расходов на их приобретение и установку в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
При этом Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627 утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета.
Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (п.6).
Согласно ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из ответа Г.» от ДД.ММ.ГГГГ, в жилом <адрес> установлены два общедомовых прибора учета электроэнергии типа «<данные изъяты> (т.1 л.д.120).
Анализируя исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что истцами в нарушение ч.1 ст.56 ГПК РФ не представлены допустимые доказательства для возложения на ОАО «Жилищник» обязанности установить общедомовые приборы учета, поскольку не представлены доказательства отсутствия приборов учета электроэнергии; доказательства наличия технической возможности для установки приборов учета; не представлено решение общего собрания собственников помещений о включении расходов на их приобретение и установку в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Изложенное является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Истцами также заявлено требование о возложении на ответчиков обязанности заменить неисправные газовые плиты и раковины в помещениях кухонь.
В ответе на вопрос суда № эксперт указал, что необходимость проведения капитального ремонта газового оборудования возникла в период не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пп.5, 9 п.5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги. Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Поскольку общежитие по адресу: <адрес> на основании постановления мэра г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № было передано в муниципальную собственность, то после вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» статус общежития данным жилым домом утрачен в силу закона.
При таком положении лица, приобретшие помещения в указанном доме в порядке приватизации, не вправе требовать от бывшего наймодателя обеспечения их каким-либо оборудованием, которое было установлено в общежитии для совместного использования лицами, временно проживающими в нем.
Более того, экспертно вопрос о необходимости замены конкретных газовых плит и раковин не разрешен.
При таком положении, данное требование удовлетворению не подлежит.
Разрешая требование истцов о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
Как разъяснено в п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей либо Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (п.2 названного Постановления).
Поскольку отношения по проведению Администрацией г.Смоленска, как бывшим собственником жилого фонда, капитального ремонта регулируются нормами ст.210 ГК РФ и ст.16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а к данным правоотношениям законодательство о защите прав потребителей не применимо, оснований для взыскания в пользу истцов денежной компенсации морального вреда с названного ответчика не имеется. При этом, суд исходит из того, что правоотношения, возникшие ранее из пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, неравнозначны отношениям в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг для удовлетворения личных бытовых нужд. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) по возмездным договорам. Соответственно, отношения между гражданами и органами, выполняющими возложенные на них законодательством государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности, отношения, возникающие при осуществлении органами местного самоуправления административно-распорядительных полномочий, в том числе по содержанию и капитальному ремонту муниципального жилищного фонда, данным Законом не регулируются, в связи с чем, возможность компенсации морального вреда применительно к рассматриваемым имущественным правоотношениям законом не предусмотрена.
Правоотношения между управляющей организацией и собственниками (нанимателями) помещения в многоквартирном жилом доме регулируются специальными нормами: Жилищным Кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» и т.д.
Следовательно, к настоящему спору Закон РФ «О защите прав потребителей» применяется в части, не урегулированной специальными законами, в том числе и в части компенсации морального вреда.
Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе требовать компенсацию морального вреда, причиненного ему вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя.
В п.45 названного постановления Пленума разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
В настоящем судебном заседании судом не установлен факт неисполнения управляющей организацией ОАО «Жилищник» обязанности по своевременному проведению текущего ремонта общего имущества собственников помещений в <адрес>.
Напротив, экспертно установлено, что на момент заключения договора управления общее имущество находилось в неудовлетворительном состоянии и требовало капитального ремонта; текущий ремонт внутридомовых систем управляющей организацией выполнялся.
Изложенное исключает вину ОАО «Жилищник» в нарушении прав потребителей.
Следовательно, основания для взыскания с ответчика денежной компенсации морального вреда в пользу истцов также отсутствует.
Направляя экспертное заключение в суд О. просило возместить расходы на проведение экспертизы в размере <данные изъяты> руб. (т.2 л.д.15).
Согласно ч.2 ст.85 ГПК РФ в случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.96 ГПК РФ денежные суммы, подлежащие выплате экспертам и специалистам, предварительно вносятся на счет, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, соответственно Верховному Суду Российской Федерации, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, управлению (отделу) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а также органу, осуществляющему организационное обеспечение деятельности мировых судей, стороной, заявившей соответствующую просьбу.
При таком положении, согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ расходы на проведении экспертизы следует возложить на надлежащего ответчика.
Согласно ч.1 ст.94, ч.1 ст.98, ч.1 ст.100 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы Василенковой Е.В. подлежат взысканию понесенные по делу судебные расходы: <данные изъяты> руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя, <данные изъяты> руб. в возмещение расходов на изготовление фотоснимков, подтвержденные допустимыми доказательствами.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, ч.1 ст.103 ГПК РФ ответчик освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░); ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 1 ░ 2 ░░░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░ 1-░░ ░░░░░░░░ 3-░1 ░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2-░░ ░░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░. <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░ 2014.