Дело № 2-2924/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 ноября 2017 года г.Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Белозер О.М.,
при секретаре Цехиной И.Ю.,
с участием: истца Макарова В.Ю., представителя ответчика администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края по доверенности Головченко А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Макарова В. Ю. к Администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края об обязании включить в список граждан в целях предоставления государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
Макаров В.Ю. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением указывая, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: Минераловодский район, с. Левокумка, садоводческое товарищество Заречное, .............. (копия свидетельства о государственной регистрации права прилагается). На момент наводнения он фактически проживал в этом доме.
Указанное подтверждается решением Минераловодского городского суда от 07 августа 2017г. по делу ............... Также указанным решением н признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории с. Левокумка Минераловодского городского округа в период с 24 мая 2017г. Решение вступило в законную силу.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», Методическими рекомендациями оп оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных зам.министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 03.01.2014г. Администрацией Минераловодского городского округа был создан Список граждан в целях предоставления государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно заключению межведомственной комиссии № 133 от 29 июня 2017г. жилой дом, расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, садоводческое товарищество Заречное, .............., признан непригодным для проживания.
В июне 2017 года он обратился с заявлением в администрацию Минераловодского городского округа о включении его в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, в целях предоставления государственного жилищного сертификата, так как дом, в котором он проживал оказался в зоне чрезвычайной ситуации – подтопления, так как его дом оказался непригодным для проживания, в результате наводнения в Минераловодском районе с. Левокумка.
Во включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, в целях предоставления государственного жилищного сертификата ему было оказано по тем основаниям, что у него отсутствует регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. Указанный отказ подтверждается письмом Администрации Минераловодского городского округа № 1796/1 от 30.06.2017г.
Так как решением суда установлен факт его проживания в доме, расположенном по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, садоводческое товарищество Заречное, .............., указанный дом признан непригодным для проживания и иного жилого помещения в собственности у него нет, он имеет право на включение его в список в целях предоставления государственного жилищного сертификата.
На основании изложенного просит обязать администрацию Минераловодского городского округа включить его в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возникших из-за обильных дождей и наводнения на территории ЧС в с. Левокумка Минераловодского района Ставропольского края в период с 24.05.2017г. в целях предоставления государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании истец Макаров В.Ю. поддержал исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении и дополнил, что это жилой дом, когда он его покупал, он уже был переведен в жилое помещение. Не был зарегистрирован в нем, та как делал там ремонт. Его признали пострадавшим решением суда от 07.08.2017 года, но деньги он еще не получил. Дом дал трещину, непригоден для проживания. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме, несмотря на то, что у него нет регистрации в данном жилом доме.
Представитель ответчика Администрации Минераловодского городского округа Головченко А.Ю. просила вынести решение на усмотрение суда.
Ответчики Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, третьи лица: Правительство Ставропольского края, ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, ГУ МВД России по Ставропольскому краю, будучи надлежащим образом уведомленными о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, не просили об отложении рассмотрения дела. С учетом мнения участников процесса, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Ответчик Министерство жилищно-коммунального хозяйства СК в своих письменных возражениях в удовлетворении исковых требований Макарова В.Ю. просят отказать в полном объеме, в связи с отсутствием у истца регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 12, 38, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 60 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, Правительство Российской Федерации 07 июня 1995 года приняло постановлением № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», которым признало необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации 7 июня 1995 г. принято постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий".
Пунктом 1 названного постановления для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, признан необходимым выпуск государственных жилищных сертификатов. Государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации (абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561).Право на получение государственного жилищного сертификата имеют лица, являвшиеся гражданами Российской Федерации на момент чрезвычайной ситуации, в результате которой они лишились жилого помещения.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 государственные жилищные сертификаты выпускаются для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями (абзац второй пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561).
Государственный жилищный сертификат выдается гражданам в случае утраты ими в результате стихийного бедствия жилого помещения, которое являлось для них единственным и в котором они были зарегистрированы и постоянно проживали.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 года № 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что собственником жилого дома и земельного участка в садоводческом товариществе Заречное, 209 в с. Левокумка Минераловодского района Ставропольского края на основании договора купли-продажи (жилого дома с земельным участком) от 24.09.2014 года является истец Макаров В.Ю., что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права .............. от 03.10.2014г.
Истец Макаров В.Ю. значится зарегистрированным с 14.10.2015 года по настоящее время по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Змейка, ул. .............. Указанные обстоятельства подтверждаются приобщенными к материалам дела копией паспорта истца. Согласно выписке из ЕГРН адрес преимущественного пребывания истца Макарова В.Ю. указан: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. .............. по состоянию на 26.10.2017г.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 344-р «О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации» в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 1216 с 10 часов 24 мая 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании также установлено, что дом по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, с. Левокумка, садоводческое товарищество Заречное, 209 попал в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенним паводком 2017 года на территории Минераловодского городского округа, и заключением межведомственной комиссии № 133 от 29.06.32017г. признан непригодным для проживания.
Исходя из приобщенного к материалам дела технического заключения ООО «АПБ № 1» от июня 2017г., в .............. СТ Заречное с. Левокумка Минераловодского городского округа Ставропольского края выявлены дефекты и повреждения основных несущих конструкций здания в целом свидетельствуют о снижении несущей способности и эксплуатационных характеристик строительных конструкций. Общее техническое состояние конструкций жилого дома с пристройкой недопустимое, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования. Жилое помещение не обеспечено инженерными системами, так как здание в целом не отвечает требованиям безопасности. Существующие параметры микроклимата жилого помещения не позволяют обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов. Наличие выявленных вредных и опасных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан служи основанием для признания жилого дома не пригодным для проживания.
Согласно сообщению Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа от 30.06.2017г. № 1796/1 Макарову В.Ю. отказано во включении в список на получение государственного жилищного сертификата в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Нормы Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» направлены на защиту прав собственников или нанимателей жилых помещений, которые были утрачены ими в связи с чрезвычайной ситуацией.
При этом, как было указано выше данными нормами предусмотрен ряд условий, при соблюдении которых граждане приобретают право на получение жилищного сертификата.
Из Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015г. следует, что юридически значимыми для правильного разрешения спора о признании права на получение государственного жилищного сертификата, для права на его получение и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения гражданам Российской Федерации является одновременное наличие следующих условий:
- постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
- регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
- утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.
Таким образом, жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть единственным; они одновременно должны быть зарегистрированы в утраченном жилом помещении и постоянно проживать в указанном жилище на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.
В остальных случаях риск гибели жилого помещения несет его собственник (ст. 211 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что Макаров В.Ю. не зарегистрирован в .............. СТ Заречное, с. Левокумка Минераловодского района Ставропольского края, заявленные им исковые требования являются необоснованными, поэтому у суда не имеется оснований для удовлетворения его исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░