РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Давыдовой А.А.
при секретаре Минасян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Романенкова А.М., ФИО2, ФИО4, ФИО3 к 1 отделу ФГКУ «Центррегионжильё», ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Романенков А.М., ФИО2, ФИО4, ФИО3 обратились в суд с иском к 1 отделу ФГКУ «Центррегионжильё», ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением, указав, что ФИО1 в период военной службы обратился с заявлением в ФГКУ «Центррегионжильё» о постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ решением № истца и членов его семьи поставили на учет нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ Однако ДД.ММ.ГГГГ на основании решения ФГКУ «Центррегионжильё», принятым начальником 1-го отдела ФГКУ истец и члены его семьи сняты с жилищного учета. Исходя из содержания решения, основанием для снятия истца с учета явились якобы неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет п. 6 ст. 56 ЖК РФ. Кроме того, указано, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора социального найма № на состав семьи № человека предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., что на момент постановки на жилищный учет указывало о обеспеченности истца и членов его семьи площадью жилого помещения более учетной нормы, составляющей № кв.м. на одного человека согласно Решению главы г.о. Сызрани от ДД.ММ.ГГГГ №.
Полагая данное решение незаконным, истцы просят суд признать за ними право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительства в <адрес> за счет средств Министерства обороны РФ. Обязать 1 отделу ФГКУ «Центррегионжильё», ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ восстановить истца в реестре военнослужащих принятых на учете нуждающихся в получении жилого помещения в <адрес>, с датой постановки на учет со ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца - ФИО6, действующий по доверенности, просил суд удовлетворить заявленные требований, дал пояснения, аналогичне описательной части решения. Дополнил, что с истец был поставлен на учет нуждающихся, в дальнейшем ему было предоставлено жилое помещение по договору социального найма. Однако с учетом его выслуги, правом на получения жилья по договору социального найма он не имел, в связи с чем договор был изменен на договор служебного найма. В настоящее время истец проживает в служебном помещении, у него на руках имеет договор служебного найма, иного договора у истца не имеется. Таким образом, собственным жильем истец и члены его семьи не обеспечены, в связи с чем имеют право стоять на учете.
Представитель ответчиков - ФГКУ «Центррегионжильё» и 1 отделу ФГКУ «Центррегионжильё» ФИО7 в судебное не явилась, просила суд рассмотреть заявление в его отсутствие, поддержав доводы изложенные в возражениях.
Представитель привлеченного к участию в дело в качестве третьего лица Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав позицию представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2. Приказа Министра обороны Российской Федерации «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № ФГКУ «Центррегионжилье» является специализированной организацией Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (уполномоченного органа Министерства обороны). ФГКУ «Центррегионжилье» реализует полномочия, закрепленные за специализированными организациями уполномоченного органа, на основании вышеуказанного приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.И.2010 №, а также приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №..
Основания и порядок реализации военнослужащими права на безвозмездное получение от государства жилого помещения по договору социального найма регламентированы Федеральным Законом «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ и приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».
Согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Право на получение жилого помещения имеют военнослужащие (граждане, уволенные с
военной службы), соответствующие условиям, приведенным в ст. 15 вышеуказанного Закона,
признанные установленным порядком нуждающимися в получении жилого помещения и
состоящие на учете в едином реестре военнослужащих.
Согласно Федеральному Закону «О статусе военнослужащих» льготы и гарантии, установленные указанным» законом в области жилищного обеспечения действуют только в отношении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, признанных в установленном порядке, нуждающимися в получении жилья.
П. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» закрепляет условия для
предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, и в то же
время указывает на однократное обеспечение их жильем в рамках данных гарантий, в связи с чем существует необходимость при постановке на жилищный учет предоставления военнослужащими документов об освобождении жилого помещения, полученного ранее от органов исполнительной власти в связи с прохождением военной службы. При этом необходимо отметить, что данное требование направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, предусмотренных Федеральным законом, и основано на конституционном принципе социальной справедливости.
В соответствии си. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»,
военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1
января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных
организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно
проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях,
федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена
Военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого
помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной
собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору
социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей)продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что военнослужащий Романенков A.M. принят на учет нуждающихся в получении жилых помещений в избранном месте жительства <адрес>, решением начальника 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ №, дата принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ.
Романенков A.M. заключил первый контракт о прохождении военной службы (получил офицерское звание в связи с окончанием военного университета) ДД.ММ.ГГГГ. Последнее место прохождения военной службы <адрес>.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № подполковник Романенков A.M. зачислен в распоряжение в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела и исключен из списков личного состава в связи с вступлением в законную силу приговора суда.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Основания и порядок предоставления жилого помещения определен статьями 49 и 52 ЖК Российской Федерации, в которых указано, что жилое помещение предоставляется гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно статье 50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления определяется органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что при наличии у
гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Данные нормы направлены на реализацию принципа предоставления жилых помещений
лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства.
Судом установлено и подтверждается материалами учетного дела, что ДД.ММ.ГГГГ с истцом заключен договор социального найма ан состав № человек с предоставлением жилого помещения, расположенное по адресу: <адрес>. общей площадью № кв.м. В указанной квартире Романенков A.M. и члены его семьи зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Допрошенный в качестве свидетель ФИО8 суду показал, что ранее занимал должность начальника КЭЧ <адрес>, в его обязанности входило согласование и составление списков нуждающихся в предоставлении жилых помещений, а также заключении договоров на предоставление жилья в зависимости от выслуги как служебного, так и социального. Дом по <адрес>, где проживает в настоящее время истец, строился для бесквартирных военнослужащих. Истец и члены его семьи были поставлены на учет, в связи с чем, с ними был заключен договор социального найма. Однако в ходе дальнейшей проверки было установлено, что заключение с истцом договора социального найма было неправомерным, в связи с чем, он (свидетель) получил дисциплинарное взыскание, его обязали перезаключить договор на служебный найм, что и было сделано.
Суд критически относится к показаниям данного свидетеля, поскольку его показания опровергаются имеющимися в материалах дела иными письменными доказательствами, а именно как материалами учетного дела, из которого следует, что истец обращался с рапортом о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, учитывая его право в связи с заключением первого контракта до ДД.ММ.ГГГГ года, а также предоставленными по запросу суда сведениями Книги учета жилых помещений подлежащих заселению по <данные изъяты> района за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, из которой следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлена истцу и членам его семьи по договору социального найма.. При этом, суд принимает во внимание, что согласно данным указанной книги имеются записи о предоставлении военнослужащим в указанном доме квартир как по договорам социального, так и служебного найма; имеются также записи в отношении иных военнослужащих о перезаключении договора со статуса социального на служебное ( например запись №). Каких –либо исправлений и внесение изменений в отношении договора, заключенного с истцом запись № книги учета не имеется. Каких-либо объективных и достоверных доказательств тому, что допрошенный свидетель был привлечен к дисциплинарной ответственности за указанное им нарушение в виде неправомерного заключения с истцом договора социального найма – не имеется. Происхождение и наличие у истца на руках договора служебного найма от той же даты, что и договор социального найма, не установлено.
Согласно сведениям электронной базы «<данные изъяты> фонде
Центрального военного округа» сведения о присвоения статуса специализированного жилищного фонда жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> отсутствуют, что также согласуется с представленными сведениями Книги учета по <данные изъяты> района.
В избранном истцом месте жительства - <адрес> - учетная норма установлена в размере № кв.м общей площади на одного человека (Решение главы городского округа Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ №), учетная норма составляет № кв. м. на одного человека.
Согласно п. № Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок, военной службы служебными
жилыми помещениями (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от
ДД.ММ.ГГГГ №) в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях
применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с
законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве
нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых
помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56
Жилищного кодекса РФ оснований снятия их с учета.
П. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Таким образом, суд полагает, что Романенков A.M., и члены его семьи на момент постановки на учет, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обеспечены площадью жилого помещения на одного члена семьи выше нормы предоставления и учетной нормы, установленной по <адрес> (№ кв.м. на одного человека), в связи с чем, оспариваемое решение о снятии их с учета является обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Романенкова А.М., ФИО2, ФИО4, ФИО3 к 1 отделу ФГКУ «Центррегионжильё», ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Срок составления мотивированного решения - ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.А. Давыдова