Производство № 2-269/2020 (2-270/2020)
УИД 28RS0012-01-2020-000433-50 (28RS0012-01-2020-000435-44)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2020 года п. Магдагачи
Амурская область
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи В. Е. Белорукова,
при секретаре Т. Н. Овчинниковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Магдагачинская теплоснабжающая компания» о возложении обязанности обеспечить до 01.10.2020 наличие общего нормативного запаса угля на котельных, эксплуатируемых в пгт Магдагачи, пгт Сиваки, с. Гонжа, с. Тыгда, с. Черняево, с. Дактуй, с. Чалганы Магдагачинского района, по иску прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Магдагачинская компания теплоснабжения» о возложении обязанности обеспечить до 01.10.2020 наличие общего нормативного запаса угля на котельных, эксплуатируемых в с. Тыгда, пгт Ушумун Магдагачинского района,
установил:
прокурор Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Магдагачинский районный суд с исковым заявлением к ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания», которое обосновано следующим.
Прокуратурой Магдагачинского района проведена проверка готовности объектов ТЭК и ЖКХ к предстоящему отопительному сезону 2020-2021 г.г., по результатам которой установлено следующее.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и тепловые организации обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Пунктом 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 г. №115 предусмотрено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации. В соответствии с п.11.9 правил энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
На основании п. 2 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от 10 августа 2012 года № 377) норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее по тексту ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее по тексту НЭЗТ). В соответствии с п.п. 3, 21 вышеуказанного Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года. Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки.
Согласно п. 11 указанного Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Пунктами 12, 13 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) устанавливают, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо).
Следующие муниципальные котельные, принадлежащие муниципальным образованиям Магдагачинского района, на основании концессионных соглашений, переданы ООО «МТК» с целью оказания населению услуг по теплоснабжению: пгт Магдагачи котельные «КЕ25», «ЦРБ», «ВЧД», пгт пгт.Сиваки котельные «Центральная», «Ростелеком», «Музыкальная школа», с.Гонжа котельные «ДПКС», «Школа», с.Тыгда котельная «ЦРБ», с.Черняево котельная «Центральная», с.Дактуй котельная «ДПКС», «№3», с.Чалганы котельная «Центральная».
В соответствии с распоряжением Правительства Амурской области от 28.05.2020 №137-р «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Амурской области к отопительному периоду 2020-2021 года и их работе в течение отопительного периода 2020-2021 года» общий нормативный запас топлива на территории Магдагачинского района должен составлять 14745 т.
Согласно информации администрации Магдагачинского района ОНЗТ на указанных котельных должен составлять: пгт Магдагачи – 8039 т, пгт Сиваки – 485 т, с.Гонжа – 232 т, с.Тыгда – 63 т, с.Черняево – 348 т, с.Дактуй – 234 т, с.Чалганы -456 т. По состоянию на 06.08.2020 запас топлива на котельных составляет: пгт Магдагачи – 304 т (4% от ОНЗТ), пгт Сиваки – 110 т (23% от ОНЗТ), с.Гонжа – 7 т (3% от ОНЗТ), с.Тыгда – 0,03 т (0% от ОНЗТ), с.Черняево – 89 т (25% от ОНЗТ), с.Дактуй – 29 т (12% от ОНЗТ), с.Чалганы – 25 т (5% от ОНЗТ).
Сложившаяся ситуация в сфере обеспечения муниципальных котельных твердым топливом свидетельствует о ненадлежащем исполнении ООО «МТК» принятых на себя обязательств в качестве теплоснабжающей организации, что создает реальную угрозу срыва отопительного сезона на территории муниципальных образований Магдагачинского района и нарушения прав неопределенного круга лиц на получение коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества.
Просит обязать ООО «МТК» обеспечить наличие нормативного запаса угля к 01.10.2020 не менее 8039 т на котельных, эксплуатируемых в пгт Магдагачи, не менее 485 т на котельных, эксплуатируемых в пгт Сиваки, не менее 232 т котельных, эксплуатируемых в с.Гонжа, не менее 63 т на котельной, эксплуатируемой в с.Тыгда, не менее 348 т на котельной, эксплуатируемой в с.Черняево, не менее 234 т на котельной, эксплуатируемой в с.Дактуй, не менее 456 т на котельной, эксплуатируемой в с.Чалганы. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Кроме этого, прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к ответчику ООО «Магдагачинская компания теплоснабжения» с аналогичным исковым заявлением, в котором указал, что следующие муниципальные котельные, расположенные на территории пгт Ушумун, котельная «ДС», «Центральная», «Братск» на основании договора аренды недвижимого муниципального имущества для предоставления услуги теплоснабжения от 01.08.2020, а также котельные «№1», «№3», расположенные в с.Тыгда, на основании концессионного соглашения от 14.05.2018 переданы ООО «МКТ» с целью оказания населению услуг по теплоснабжению.
Согласно информации администрации Магдагачинского района ОНЗТ на указанных котельных, обслуживаемых ООО «МКТ» на территории с.Тыгда должен составлять 641 т, на территории пгт Ушумун – 1928 т. вместе с тем по состоянию на 06.08.2020 запас топлива на котельных с.Тыгда составляет – 53 т (8% от ОНЗТ), пгт Ушумун – 591 т (31% от ОНЗТ).
Сложившаяся ситуация в сфере обеспечения муниципальных котельных твердым топливом свидетельствует о ненадлежащем исполнении ООО «МКТ» принятых на себя обязательств в качестве теплоснабжающей организации, что создает реальную угрозу срыва отопительного сезона на территории муниципальных образований Магдагачинского района и нарушения прав неопределенного круга лиц на получение коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества.
Просит обязать ООО «МКТ» обеспечить наличие нормативного запаса угля к 01.10.2020 не менее 641 т. на котельных, эксплуатируемых в с.Тыгда, не менее 1928 т. на котельных, эксплуатируемых в пгт Ушумун. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
От ответчика ООО «МТК» поступили письменные возражения на исковое заявление прокурора, в которых указано следующее.
Деятельность котельных по созданию запасов топлива регламентируется Приказом Минэнерго России № 377 от 10 августа 2012 года, которым утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (далее – Порядок).
Согласно п. п. 2, 15 Порядка, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
На сегодняшний день установленный срок для обеспечения ОНЗТ не истёк, в связи с чем, заявленные исковые требования являются преждевременными.
В настоящее время обществом осуществляется закупка угольной продукции, что обосновывается следующим.
Согласно графику поставок топлива в отопительном периоде 2020-2021 гг. ОНЗТ на котельных, эксплуатируемых ООО «МТК», по состоянию на 01.10.2020 г. должен составлять 9 877 тонн.
На основании договора поставки угля № 80068-011/2020/02-0475-[ККУ] от 20.03.2020 г. обществом поданы в адрес ООО «Дальвосттрейд», АО «Русский Уголь» заявки от 15.06.2020 г №08-147/8, от 15.07.2020 г. №08-170/8, от 13.08.2020 г.: №08-193/8, №08-194/8 на поставку угля в общем количестве 9 070 тонн.
Согласно актам инвентаризации остатков твердого топлива на складах и котельных остаток угля на окончание отопительного периода 2019-2020 гг. составляет 1079,2 тонны, из которых:
остаток топлива на котельных пгт. Магдагачи составляет 304, 1 тонна;
остаток топлива на котельной с. Черняево составляет 88,5 тонн;
остаток топлива на котельной с. Чалганы составляет 24,5 тонн;
остаток топлива на котельной с. Кузнецово составляет 23 тонны;
остаток топлива на котельных с. Дактуй составляет 28,9 тонн;
остаток топлива на котельных с. Гонжа составляет 7,1 тонна;
остаток топлива на котельных пгт. Сиваки составляет 114,4 тонны;
остаток топлива ООО «МТК» на складе, расположенном в пгт. Ушумун, составляет 488,4 тонны;
- остаток топлива на котельной больницы с. Тыгда составляет 0,3 тонны.
Таким образом, на контрольную дату 01.10.2020 г. общее количество угля будет составлять 10149,2 тонны (9 070 тонн + 1079,2 тонны), что превысит общее количество угля, указанного в просительной части искового заявления (9 857 тонн).
Согласно квитанциям о приеме груза по заявкам на отопительный период 2020-2021 гг количество угля (поступившего и находящегося в пути) составляет 3231800 кг. (3231,8 тонн), и них: по квитанции № ЭИ503308 от 25.07.2020 г. - 819050 кг. (819,05 тонн); ЭИ124771 от 31 07.2021 г. - 347300 кг. (347,3 тонн); ЭИ323250 от 03.08.2020 г. - 477950 кг. (477,95 тонн); ЭИ650649 о 07.08.2020 г. - 757650 кг. (757,65 тонн); ЭК421940 от 16.08.2020 г. - 829850 кг. (829,85 тонн) находится в пути, срок доставки истекает 28.08.2020 г.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о выполнении обществом графика поставки топлива в текущее время.
В просительной части искового заявления, прокурор просит обеспечить наличие нормативного запаса угля по каждой котельной, эксплуатируемой обществом, что не предусмотрено Порядком № 377.
Настоящий Порядок устанавливает лишь правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, но не устанавливает обязанности хранить ОНЗТ на каждой котельной.
Так в соответствии с п. 17 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии № 377 следует, что нормативы создания запасов топлива могут формироваться:
для организации в целом при возможности использования запасов топлива независимо от территориального расположения источников тепловой энергии и складов для хранения топлива;
для отдельных обособленных подразделений (филиалов) по видам топлива;
для обособленных подразделений (филиалов), территориально отдаленных от других подразделений организации.
Доставка угля осуществляется железнодорожным транспортом на два угольных склада в пгт Магдагачи и пгт Ушумун. На них осуществляется его разгрузка, обеспечивается сохранность от хищений и проводятся мероприятия по обеспечению надлежащего хранения. Котельные находящиеся в пгт Сиваки, с. Гонжа, с. Тыгда, с. Черняево, с. Дактуй и с. Чалганы, не предусматривают специальные площадки для хранения большого количества угля. Заявляя исковые требования в части создания ОНЗТ на каждой котельной, прокурор не учитывает, что таким образом нарушаются требования пожарной безопасности, что может привести к возгоранию как топлива, так и самой котельной, в результате хранения большого количества угля на непредназначенных для того площадках возле котельных.
Согласно п. 8.4. РД 153-34.0-03.301-00 (ВППБ 01-02-95*). Правила пожарной безопасности для энергетических предприятий" (утв. РАО "ЕЭС России" 09.03.2000) все топливо, поступающее нa склад для длительного хранения, должно укладываться в штабеля по мере выгрузки его из вагонов в возможно короткие сроки.
Запрещается хранение выгруженного топлива в бесформенных кучах и навалом более 2 суток.
Общество завозит уголь на эксплуатируемые котельные транспортными средствами по мере необходимости и в количестве, позволяющем обеспечить непрерывную работу котельных. К началу отопительного периода 2020-2021 гг. общество обеспечит указанные котельные необходимым запасом топлива посредством доставки угля транспортными средствами.
Более того, указывая в исковом заявлении определенное количество угля по каждой котельной, прокурор не приводит нормативные акты, на основании которых произведен расчет, в соответствии с которым, именно такое количество угля необходимо обеспечить на каждой котельной.
Как уже отмечалось выше, для общества утверждено общее количество ОНЗТ, которое и будет сформировано на 01.10.2020 г., с учётом переходящего остатка (согласно актам инвентаризации), на угольных складах в пгт. Магдагачи и пгт. Ушумун.
Общее правило исполнения судебных решений закреплено в ст. 210 ГПК РФ, согласно которой решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Немедленным исполнением является исполнение решений суда, не вступивших в законную силу.
Немедленное исполнение может быть обязательным (ст. 211 ГПК РФ), что связано с общественной значимостью перечисленных в ст. 211 ГПК РФ категорий дел и выносимых по ним решений о взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума. Установленный в ст. 211 ГПК РФ перечень является закрытым.
Вместе с тем, немедленное исполнение решения допускается по усмотрению суда. Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Согласно правовой позиции, сформулированной в п. 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2003 № 23 "О судебном решении" выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Между тем, прокурором Магдагачинского района не представлено достаточных оснований, что отсутствие ОНЗТ на эксплуатируемых котельных по состоянию на 06.08.2020 г. может привести к массовым нарушениям прав граждан, подключенных к централизованной сети теплоснабжения и срыву отопительного сезона 2020-2021 гг.
Доводы прокурора Магдагачинского района о бездействии общества и непринятии своевременных мер по созданию нормативного запаса топлива являются необоснованными. Как указывалось выше, в настоящее время обществом осуществляется закупка угля и на контрольную дату 01.10.2020 г. график поставки топлива будет реализован в полном объёме.
С учетом изложенного, просит отказать прокурору Магдагачинского района в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Аналогичные письменные возражения были представлены ответчиком ООО «МКТ», в которых указано, что в настоящее время обществом осуществляется закупка угольной продукции.
Согласно графику поставок топлива в отопительном периоде 2020-2021 гг. ОНЗТ на котельных, эксплуатируемых ООО «МКТ», по состоянию на 01.10.2020 г. должен составлять 2 569 тонн.
На основании договора поставки угля № 80068-011/2020/02-0474-[ККУ] от 20.03.2020 г. Обществом поданы в адрес АО «Русский Уголь» заявки от 15.06.2020 г. №07-84/8, от 15.07.2020 г. №07-97/8, от 13.08.2020 г. №07-107/8 на поставку угля в общем количестве 2000 тонны.
Согласно актам инвентаризации остатков твердого топлива на складах и котельных остаток угля на окончание отопительного периода 2019-2020 гг. составляет 643,6 тонн, из которых:
- остаток топлива на котельных пгт. Ушумун составляет 591,1 тонна;
- остаток топлива на котельных с. Тыгда 52,5 тонн.
Таким образом, на контрольную дату 01.10.2020 г. общее количество угля будет составлять 2643.6 тонн (2000 тонны + 643,6 тонн), что превысит общее количество угля, указанного в просительной части искового заявления (2 569 тонн).
Согласно квитанциям о приеме груза по заявкам на отопительный период 2020-2021 гг количество поступившего угля на склад, расположенный в пгт. Ушумун, составляет 1195500 кг (1195,5 тонн), из них: по квитанции № ЭИ502689 от 25.07.2020 г. - 271250 кг. (271,25 тонн) ЭИ1650856 от 07.08.2020 г. - 409550 кг. (409,55 тонн); ЭИ987475 от 11.08.2020 г. - 514700 кг (514,7 тонн).
Таким образом, фактическое количество угля по состоянию на 24.08.2020 г. составляет 1839,1 тонна (1195,5 тонн + 643,6 тонн).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о выполнении обществом графика поставки топлива в июле, августе 2020 г. в количестве 1750 тонн угля. Остатки угля поступят в сентябре 2020 г. и на контрольную дату 01.10.2020 г. график поставки топлива будет реализован в полном объёме.
Прокурором Магдагачинского района не представлено достаточных оснований, что отсутствие ОНЗТ на эксплуатируемых котельных по состоянию на 06.08.2020 г. может привести к массовым нарушениям прав граждан, подключенных к централизованной сети теплоснабжения и срыву отопительного сезона 2020-2021 гг.
Доводы прокурора Магдагачинского района о бездействии Общества и непринятии своевременных мер по созданию нормативного запаса топлива являются необоснованными. Как указывалось выше, в настоящее время Обществом осуществляется закупка угля, график поставки топлива в июле, августе 2020 г. исполнен, и на контрольную дату 01.10.2020 г. указанный график будет реализован в полном объёме.
Просили суд отказать прокурору Магдагачинского района в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель прокуратуры Магдагачинского района Амурской области в своей телефонограмме просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Прокурор Магдагачинского района Амурской области представил заявление об уточнении заявленных требований, в котором просит суд обязать ООО «МТК» обеспечить наличие общего нормативного запаса угля на складах хранения угля, а также на эксплуатируемых котельных в объеме суммарно не менее 11 990 тыс.тонн.
Обязать ООО «МКТ» обеспечить наличие общего нормативного запаса угля на складах хранения угля, а также на эксплуатируемых котельных в объеме суммарно не менее 2 569 тыс.тонн.
От представителей администраций пгт Сиваки, пгт Ушумун поступили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).
Одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в соответствии со ст.3 Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Пунктом 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из материалов гражданского дела установлено, что на основании концессионного соглашения, заключенного 14 мая 2018 года между муниципальным образованием Чалганский сельсовет, ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» и Амурской областью, ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» взяло на себя обязательства, в том числе, осуществлять деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии на объекте теплоснабжения – котельной, расположенной в с.Чалганы по адресу ул.Советская, 1.
На основании концессионного соглашения, заключенного 14 мая 2018 года между муниципальным образованием Дактуйский сельсовет, ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» и Амурской областью, ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» взяло на себя обязательства, в том числе, осуществлять деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии на объектах теплоснабжения – котельных «ДПКС» и «№3», расположенных в с.Дактуй.
На основании концессионного соглашения, заключенного 14 мая 2018 года между Комитетом по управлению имуществом и природопользованию администрации Магдагачинского района, ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» и Амурской областью, ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» взяло на себя обязательства в том числе осуществлять деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии на объекте теплоснабжения – котельной, расположенной в с.Тыгда по адресу ул. Советская, 60.
На основании концессионного соглашения, заключенного 14 мая 2018 года между муниципальным образованием Гонжинский сельсовет, ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» и Амурской областью, ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» взяло на себя обязательства, в том числе, осуществлять деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии на объектах теплоснабжения – котельных «ДПКС», расположенной в с.Гонжа по ул.Минеральная, 2 и «Школа», расположенная в с.Гонжа по ул.Драгалина 2.
На основании концессионного соглашения, заключенного 14 мая 2018 года между муниципальным образованием рабочий поселок Сиваки, ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» и Амурской областью, ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» взяло на себя обязательства, в том числе, осуществлять деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии на объектах теплоснабжения – котельной школы, расположенной в пгт Сиваки по ул.Торговая, котельной музыкальной школы, расположенной в пгт Сиваки по ул.Почтовая 33 и помещения котельной, расположенной в пгт Сиваки по ул. Вокзальная 11.
На основании концессионного соглашения, заключенного 14 мая 2018 года между муниципальным образованием пгт Магдагачи, ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» и Амурской областью, ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» взяло на себя обязательства, в том числе, осуществлять деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии на объектах теплоснабжения – котельной, расположенной в пгт Магдагачи по ул.Молодежная, и котельной ЦРБ, расположенной в пгт Магдагачи по ул. Лесная 17.
На основании концессионного соглашения, заключенного 14 мая 2018 года между муниципальным образованием Тыгдинский сельсовет, ООО «Магдагачинская компания теплоснабжения» и Амурской областью, ООО «Магдагачинская компания теплоснабжения» взяло на себя обязательства, в том числе, осуществлять деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии на объектах теплоснабжения – котельной «№1», расположенной в с.Тыгда по ул.Мухина 2 и «№3», расположенной в с.Тыгда ул. Бояринцева 6.
На основании договора аренды недвижимого муниципального имущества для предоставления услуги теплоснабжения, заключенного 1 августа 2020 года между Ушумунской поселковой администрацией и ООО «Магдагачинская компания теплоснабжения», ООО «Магдагачинская компания теплоснабжения» переданы во временное владение и пользование объекты теплоснабжения – котельная «Братск», тепловые сети котельной «Братск», котельная «ДС», тепловые сети котельной «ДС», котельная «Центральная», тепловые сети котельной «Центральная» на срок по с 01.08.2020 по 31.08.2020.
Таким образом, полномочия по организации теплоснабжения на объектах муниципального имущества (котельных) пгт. Магдагачи, пгт. Сиваки, Гонжинского сельсовета, Тыгдинского сельсовета, Черняевского сельсовета, Дактуйского сельсовета, Чалганского сельсовета, переданы ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания», а на объектах муниципального имущества (котельных) пгт Ушумун и Тыгдинского сельсовета ООО «Магдагачинская компания теплоснабжения».
В силу ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления (п. 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п. 5).
В силу п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Согласно п.11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Таким образом, обязанность обеспечения безаварийной работы объектов теплоснабжения, надежного теплоснабжения потребителей и своевременного создания нормативных запасов топлива возложена на теплоснабжающие организации. ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания», ООО «Магдагачинская компания теплоснабжения», осуществляющие эксплуатацию объектов муниципального имущества, в силу вышеуказанного должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельные, должна своевременно обеспечивать запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 утвержден Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Порядок).
Согласно пп.2, 3 указанного Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
Согласно п.5 Порядка в расчете ННЗТ учитываются следующие объекты:
объекты социально значимых категорий потребителей - в размере максимальной тепловой нагрузки за вычетом тепловой нагрузки горячего водоснабжения;
центральные тепловые пункты, насосные станции, собственные нужды источников тепловой энергии в осенне-зимний период.
Согласно п. п. 19, 20 Порядка расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, в частности, объем запаса твердого топлива при доставке железнодорожным транспортом должен составляет 14 суток, автотранспортом – 7 суток.
Согласно п.п. 11, 12 Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.
Согласно п.21 Порядка для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, в частности, по твердому топливу - 45 суток.
В соответствии с Распоряжением Правительства Амурской области от 28.05.2020 N 137-р "О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Амурской области к отопительному периоду 2020 - 2021 года и их работе в течение отопительного периода 2020 - 2021 года" для Магдагачинского муниципального района ННЗТ установлен в размере 3, 516 тыс.тонн, ОНЗТ на 1 октября 2020 года - 14,745тыс.тонн.
Прокурорской проверкой готовности объектов ЖКХ к отопительному сезону 2018-2019 годов установлено, что запас топлива на котельных п.Сиваки, находящихся в пользовании ООО «МТК», по состоянию на 12 сентября 2018 года составлял 0,0771 тыс. тонн угля, что в свою очередь составляет 15% от запаса основного и резервного видов топлива – 0,523 тыс. тонн и рассчитан на 17 суток (л.д.8-11). По состоянию на 27 сентября 2019 года запас топлива (угля) на котельных составил 0,105 тыс.тонн, что составляет 20 % от нормативного запаса и рассчитан на 23 суток. Относиться критически к представленному расчету запаса топлива на котельных пгт.Сиваки у суда оснований не имеется.
Таким образом, доводы прокурора Магдагачинского района о неисполнении теплоснабжающей организацией своих обязанностей по договору аренды муниципального имущества в части обеспечения нормативного запаса топлива являются обоснованными.
Учитывая наличие у ответчика ООО «МТК» обязанности по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей на территории пгт.Сиваки, а также тот факт, что ею не создан к началу отопительного сезона необходимый запас топлива, предусмотренный нормативными актами в целях надежной и стабильной работы котельных, расположенных на ул.Торговая, Почтовая и Вокзальная пгт.Сиваки, что создает реальную угрозу к несвоевременной подаче тепла потребителям и может повлечь за собой нарушение прав на надлежащее предоставление коммунальных услуг гражданам, суд считает необходимым исковые требования прокурора Магдагачинского района удовлетворить.
В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Принимая во внимание общественную значимость заявленных прокурором требований, наличие угрозы нарушения прав потребителей пгт.Сиваки в случае прекращения подачи теплоснабжения в холодные месяцы отопительного сезона, суд полагает возможным, руководствуясь ст.212 ГПК РФ, обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Магдагачинская теплоснабжающая компания» и обществу с ограниченной ответственностью «Магдагачинская компания теплоснабжения» – удовлетворить.
Обязать н общество с ограниченной ответственностью «Магдагачинская теплоснабжающая компания» в срок до 1 октября 2020 года обеспечить наличие общего нормативного запаса угля на складах хранения угля, а также на эксплуатируемых котельных в объеме суммарно не менее 11 990 тыс. тонн.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Магдагачинская компания теплоснабжения» в срок дол 01 октября 2020 года обеспечить наличие общего нормативного запаса угля на складах хранения угля, а также на эксплуатируемых котельных в объеме суммарно не менее 2 569 тыс.тонн.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Мотивированное решение составить 18 сентября 2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд Амурской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Магдагачинского районного суда Амурской области
В. Е. Белоруков