Дело № 2-5283/2017 Категория 2.093
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 ноября 2017 года Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Лисицкой Н. В.,
при секретаре Башкатовой К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Полянской Ларисы Михайловны к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Полянская Л.М. обратилась в суд с настоящим иском, указывая в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства: истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать ФИО3, решением Краснооктябрьского райнарсуда г. Волгограда от 26.12.1990 года, была лишена родительских прав. Отец истца ФИО7, приговором Верхнемамонского районного суда Воронежской области от 17.10.1995 года, был лишен родительских прав в отношении дочери Ильченко (Полянской) Л.М.
Какого-либо жилого помещения в собственности на данный момент истец не имеет.
Приказом первого заместителя руководителя Департамента социальной защиты Воронежской области от 07.08.2013 г. № Полянская Л.М. в соответствии с Законом Воронежской области от 20.11.2007 г. № 131-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» и приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.04.2013 г. № 1476/ОД «Об утверждении Порядка принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет» признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области и с 11.07.2013 г. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по категории: лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, составом семьи 2 человека (она, муж ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.).
Поскольку до настоящего времени жилье истцу не предоставлено, Полянская Л.М. обратилась в суд с иском и просит обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с истцом договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.
В судебном заседании истец Полянская Л.М. заявленные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, в материалах дела имеются письменные возражения относительно исковых требований.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что истец Полянская Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, ранее относившихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей.
Согласно приказу Департамента социальной защиты Воронежской области от 07.08.2013 г. № Полянская Л.М. была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения по категории: лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, составом семьи 2 человека (она, муж ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.), с 11 июля 2013 года.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось стороной ответчиков, до настоящего времени истец не имеет закрепленной за ним жилой площади.
Как следует из материалов дела, согласно уведомлению филиала ФКП «Росреестра» по Воронежской области № от 12.10.2017 года в едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о наличии у истца объектов недвижимого имущества в период с 22.05.2012 года по 11.10.2017 года.
Согласно справки № от 13.10.2017 года, выданной Управлением жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж, истец не использовала право приватизации муниципальных жилых помещений на территории городского округа г. Воронеж.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности по достижении совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Таким образом, по достижении гражданином вышеуказанной категории 18-ти лет ему должно быть предоставлено жилое помещение. Именно с наступлением данного события законодатель связывает обязанность уполномоченных органов предоставить жилое помещение, а не с наступлением очереди.
Вышеуказанным законом в пункте 3 статьи 8 действительно предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако, в указанном пункте, как и в других положениях названного закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку. Более того, законодательством Воронежской области также не предусмотрена очередность при предоставлении жилья лицам указанной категории.
В соответствии п. 2, 4 ст. 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 года №131-03 «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижении совершеннолетия. Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.
Указанным уполномоченным органом является в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013 года № 1132 Департамент социальной защиты Воронежской области.
Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.04.2013 года №1476/ОД (в ред. приказа ДСЗ Воронежской области от 03.02.2014 № 208/ОД) утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым установлено, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения или полной дееспособности до достижении совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании ими срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1.4).
Департамент труда и социального развития Воронежской области на основании решений о принятии или об отказе в принятии на учет формирует Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Воронежской области от 20.11.2007 года №131-03 «О специализированном жилищном фонде Воронежской области». Основанием для включения в Список является приказ Департамента о принятии детей-сирот на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области. Лица указанной категории включаются в Список в хронологической последовательности исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии на учет в один день нескольких лиц данной категории очередность в Списке устанавливается в алфавитном порядке по фамилии заявителя (п. 4.1).
Формирование Списка осуществляется в целях: эффективного планирования бюджетных денежных средств для приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений, заблаговременного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, нуждающихся в представлении жилых помещений (п. 1.2).
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм законодательства РФ и законодательства Воронежской области, событием, при наступлении которого должно быть предоставлено жилое помещение, является достижение лицом названной категории 18-ти лет, а не наступление очереди по списку. Данное жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно, а не в порядке очередности. Список же нужен для того, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Применение очередности при предоставлении жилья гражданам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает прямое указание пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который обязывает предоставить жилье по достижении лицу 18 лет.
Данный подход к спорным правоотношениям противоречит самому смыслу предоставления указанной категории лиц дополнительных гарантий, поскольку позволяет не предоставлять жилье и по достижении 18-лет.
Поскольку Полянская Л.М. относится к числу лиц, ранее относившихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жильем, внесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, достигла 23-летнего возраста, то в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеются законные основания для обеспечения её жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно п. 7 ст. 8 вышеуказанного закона, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с Порядком принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.04.2013 года №№ решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений оформляется приказом департамента социальной защиты Воронежской области, который направляется в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для заключения договора найма специализированных жилых помещений.
С учетом изложенного, суд находит, что заявленные исковые требования Полянской Л.М. являются документально подтвержденными, нормативно обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Полянской Ларисы Михайловны удовлетворить.
Обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Полянской Ларисе Михайловне благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с Полянской Ларисой Михайловной договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставленного на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н. В. Лисицкая
Решение в окончательной
форме принято 08.11.2017 г.
Дело № 2-5283/2017 Категория 2.093
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 ноября 2017 года Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Лисицкой Н. В.,
при секретаре Башкатовой К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Полянской Ларисы Михайловны к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Полянская Л.М. обратилась в суд с настоящим иском, указывая в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства: истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать ФИО3, решением Краснооктябрьского райнарсуда г. Волгограда от 26.12.1990 года, была лишена родительских прав. Отец истца ФИО7, приговором Верхнемамонского районного суда Воронежской области от 17.10.1995 года, был лишен родительских прав в отношении дочери Ильченко (Полянской) Л.М.
Какого-либо жилого помещения в собственности на данный момент истец не имеет.
Приказом первого заместителя руководителя Департамента социальной защиты Воронежской области от 07.08.2013 г. № Полянская Л.М. в соответствии с Законом Воронежской области от 20.11.2007 г. № 131-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» и приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.04.2013 г. № 1476/ОД «Об утверждении Порядка принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет» признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области и с 11.07.2013 г. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по категории: лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, составом семьи 2 человека (она, муж ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.).
Поскольку до настоящего времени жилье истцу не предоставлено, Полянская Л.М. обратилась в суд с иском и просит обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с истцом договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.
В судебном заседании истец Полянская Л.М. заявленные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, в материалах дела имеются письменные возражения относительно исковых требований.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что истец Полянская Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, ранее относившихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей.
Согласно приказу Департамента социальной защиты Воронежской области от 07.08.2013 г. № Полянская Л.М. была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения по категории: лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, составом семьи 2 человека (она, муж ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.), с 11 июля 2013 года.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось стороной ответчиков, до настоящего времени истец не имеет закрепленной за ним жилой площади.
Как следует из материалов дела, согласно уведомлению филиала ФКП «Росреестра» по Воронежской области № от 12.10.2017 года в едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о наличии у истца объектов недвижимого имущества в период с 22.05.2012 года по 11.10.2017 года.
Согласно справки № от 13.10.2017 года, выданной Управлением жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж, истец не использовала право приватизации муниципальных жилых помещений на территории городского округа г. Воронеж.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности по достижении совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Таким образом, по достижении гражданином вышеуказанной категории 18-ти лет ему должно быть предоставлено жилое помещение. Именно с наступлением данного события законодатель связывает обязанность уполномоченных органов предоставить жилое помещение, а не с наступлением очереди.
Вышеуказанным законом в пункте 3 статьи 8 действительно предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако, в указанном пункте, как и в других положениях названного закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке очередности по названному списку. Более того, законодательством Воронежской области также не предусмотрена очередность при предоставлении жилья лицам указанной категории.
В соответствии п. 2, 4 ст. 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 года №131-03 «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижении совершеннолетия. Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.
Указанным уполномоченным органом является в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013 года № 1132 Департамент социальной защиты Воронежской области.
Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.04.2013 года №1476/ОД (в ред. приказа ДСЗ Воронежской области от 03.02.2014 № 208/ОД) утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым установлено, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения или полной дееспособности до достижении совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании ими срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1.4).
Департамент труда и социального развития Воронежской области на основании решений о принятии или об отказе в принятии на учет формирует Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Воронежской области от 20.11.2007 года №131-03 «О специализированном жилищном фонде Воронежской области». Основанием для включения в Список является приказ Департамента о принятии детей-сирот на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области. Лица указанной категории включаются в Список в хронологической последовательности исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии на учет в один день нескольких лиц данной категории очередность в Списке устанавливается в алфавитном порядке по фамилии заявителя (п. 4.1).
Формирование Списка осуществляется в целях: эффективного планирования бюджетных денежных средств для приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений, заблаговременного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, нуждающихся в представлении жилых помещений (п. 1.2).
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм законодательства РФ и законодательства Воронежской области, событием, при наступлении которого должно быть предоставлено жилое помещение, является достижение лицом названной категории 18-ти лет, а не наступление очереди по списку. Данное жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно, а не в порядке очередности. Список же нужен для того, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Применение очередности при предоставлении жилья гражданам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает прямое указание пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который обязывает предоставить жилье по достижении лицу 18 лет.
Данный подход к спорным правоотношениям противоречит самому смыслу предоставления указанной категории лиц дополнительных гарантий, поскольку позволяет не предоставлять жилье и по достижении 18-лет.
Поскольку Полянская Л.М. относится к числу лиц, ранее относившихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жильем, внесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, достигла 23-летнего возраста, то в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеются законные основания для обеспечения её жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно п. 7 ст. 8 вышеуказанного закона, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с Порядком принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.04.2013 года №№ решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений оформляется приказом департамента социальной защиты Воронежской области, который направляется в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для заключения договора найма специализированных жилых помещений.
С учетом изложенного, суд находит, что заявленные исковые требования Полянской Л.М. являются документально подтвержденными, нормативно обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Полянской Ларисы Михайловны удовлетворить.
Обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Полянской Ларисе Михайловне благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с Полянской Ларисой Михайловной договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставленного на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н. В. Лисицкая
Решение в окончательной
форме принято 08.11.2017 г.