Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 декабря 2021 года с. Кинель-Черкассы.
Кинель-Черкасский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ананьевой Е.В.,
при секретаре Бондаревой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1598/2021 по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Отрадном к Администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области об устранении нарушений санитарного законодательства,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд, в обоснование предъявленного иска в исковом заявлении указал, что в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Самарской области - территориальным органом Федерального органа исполнительной власти.
Согласно статье 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использовать весь комплекс предоставленных полномочий.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 Федерального закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства об обязательном исполнении предписаний. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Целью обращения в суд с исковым заявлением является не удовлетворение каких-либо конкретных материальных требований, а признание незаконными действий, нарушающие права и законные интересы потребителей. Предметом иска является требование неимущественного характера о признании действий противоправными. Основанием иска в защиту неопределенного круга потребителей являются факты совершения противоправных действий, которые должны быть прекращены. Согласно постановлению Пленума Верховного суда РФ от 29.09.1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», который разъяснил порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел в защиту неопределенного круга потребителей, данная категория дел относится к компетенции судов общей юрисдикции.
Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Таким образом определить конкретно каждого потребителя не представляется возможным.
В соответствии со ст. 333.35 Налогового Кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ, федеральные органы государственной власти освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Отрадном 05.10.2018 г. по итогам плановой проверки Администрации м.р. Кинель-Черкасский Самарской области с перечнем мероприятий выдано предписание должностного лица №. Предписание не обжаловалось. Срок выполнения указанного предписания истек 01.12.2020 г.
В соответствии с п. 2.6 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, проведение внеплановой проверки Администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области с целью контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного правонарушения, срок для исполнения которого истек, было невозможным.
Администрацией муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области в ответ на запрос № от 02.12.2020 г. предоставлена информация. При анализе предоставленной информации установлено, что не выполнено в срок законное предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор № от 05.10.2018 г., срок исполнения которого истек 01.12.2020 г., а именно:
- не разработаны проекты зон санитарной охраны на источники водоснабжения с. Кинель- Черкассы, с. Тоузаково, с. Вольная Солянка, с. Прокопенки;
- территория первого пояса ЗСО источников водоснабжения в с. Вольная Солянка, с. Кинель- Черкассы ЗШП, с. Тоузаково не ограждена, отсутствуют дорожки с твердым покрытием в с. Вольная Солянка, с. Кинель-Черкассы: водозабор 2, водозабор ул. Казакова, водозабор ЗШП, с. Тоузаково.
Составлен протокол об административном правонарушении № от 25.12.2020 г., передан в мировой суд Кинель-Черкасского района. Мировым судьей судебного участка № 138 Кинель-Черкасского судебного района Самарской области 12.01.2021 г. вынесено постановление по делу № 5-2/2021 об административном правонарушении о признании Администрации м.р. Кинель-Черкасский Самарской области виновной в совершении административного правонарушения и назначении административного штрафа в размере 10 000 рублей.
До настоящего времени санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения с. Кинель-Черкассы (водозабор № 2, водозабор ул. Казакова, водозабор ЗШП), с. Тоузаково, с. Вольная Солянка, с. Прокопенки не получены, что подтверждается выписками с официального интернет-ресурса Роспотребнадзора - реестра санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию, размещенного по адресу: <данные изъяты>
В соответствии с п. 105 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий", для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах ЗСО должны соблюдаться особые условия использования земельных участков и участков акваторий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.6, п. 1.11, п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», территория первого пояса зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
В соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, Администрацией муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области нарушаются требования ст. 11 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Статьей 22 Гражданско-процессуального кодекса РФ установлено, что суды рассматривают и разрешают исковые заявления с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных земельных, экологических или иных правоотношений.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, истец просил обязать Администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области в срок до 01.07.2022 г.:
1. Разработать проекты зон санитарной охраны на источники водоснабжения с. Кинель-Черкассы (водозабор № 2, водозабор ул. Казакова, водозабор ЗШП), с. Тоузаково, с. Вольная Солянка, с.Прокопенки;
2. получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения с. Кинель-Черкассы, с. Тоузаково, с. Вольная Солянка, с.Прокопенки;
3. территорию первого пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения в с. Вольная Солянка, с. Кинель-Черкассы ЗШП, с. Тоузаково не ограждена, отсутствуют дорожки с твердым покрытием в с. Вольная Солянка, с. Кинель-Черкассы: водозабор 2, водозабор ул. Казакова, водозабор ЗШП, с. Тоузаково, в соответствии с требованием ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения".
В судебное заседание представитель истца Исупова Е.П. (по доверенности от 25.12.2020 года) не явилась, просила рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.Представитель ответчика – Администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области – Гончарова О.М. не явилась, предоставила ходатайство в котором, просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования признают в полном объеме.
Суд, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению в заявленном объеме, при этом суд исходит из следующего: Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В статье 1 Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года дано следующее определение «санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности».
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, закреплены в статье 8 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в том числе, обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции (ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии со ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В соответствии с п. 105 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий", для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах ЗСО должны соблюдаться особые условия использования земельных участков и участков акваторий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.6, п. 1.11, п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», территория первого пояса зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
В соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.6 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Из представленного ответчиком – Администрацией муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области ответа следует, что в настоящее время рассматривается вопрос по устранению выявленных нарушений в соответствии требованиями ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в срок до 01.07.2022 года:
- по разработке проектов зон санитарной охраны на источники водоснабжения с. Кинель-Черкассы (водозабор № 2, водозабор ул. Казакова, водозабор ЗШБ), с. Тоузаково, с. Вольная Солянка, с. Прокопенки.
- по получению санитарно-эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения с. Кинель-Черкассы, с. Тоузаково, с. Вольная Солянка, с. Прокопенки.
- будут проведены мероприятия по ограждению территории первого пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения в с. Вольная Солянка, с. Кинель- Черкассы ЗШБ, с. Тоузаково, по устройству дорожек с твердым покрытием в с. Вольная Солянка, с. Кинель-Черкассы: водозабор 2, водозабор ул. Казакова, водозабор ЗШБ, с. Тоузаково.
Мировым судьей судебного участка № 138 Кинель-Черкасского судебного района Самарской области 12.01.2021 г. за невыполнение в установленный срок законного предписания от 05.10.2020 г. вынесено постановление о признании Администрации м.р. Кинель-Черкасский Самарской области виновной в совершении административного правонарушения и назначении административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Таким образом, доводы истца о том, что Администрацией муниципального района Кинель-Черкасский Самарской нарушаются требования ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нашли свое полное подтверждение, следовательно, ответчик не выполняет требования законодательства, нарушая тем самым конституционные права неопределённого круга граждан на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду.
Вышеприведенные нормы Федеральных законов свидетельствуют о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Таким образом, в суде доводы истца подтвердились, иск обоснован, заявлен в целях соблюдения интересов неопределенного круга лиц, оснований для отказа в его удовлетворении у суда не имеется.
Предъявленный иск ответчик признал, не оспаривал, о чем прямо указал в данных суду объяснениях.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов иных лиц.
На основании ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» суд вправе обязать ответчика довести через средства массовой информации до сведения потребителей вступившее в законную силу решение суда.
При наличии указанных выше, установленных судом обстоятельств, исковые требования подлежат удовлетворению, оснований для отказа в их удовлетворении у суда не имеется.
Согласно ст. 333.36 п. 1 п. п. 19 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец при подаче иска, не может быть взыскана с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 193, 194 – 199, 320, 321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области в срок до 01.07.2022 г.:
1. Разработать проекты зон санитарной охраны на источники водоснабжения с. Кинель-Черкассы (водозабор № 2, водозабор ул. Казакова, водозабор ЗШП), с. Тоузаково, с. Вольная Солянка, с.Прокопенки;
2. получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения с. Кинель-Черкассы, с. Тоузаково, с. Вольная Солянка, с.Прокопенки;
3. провести мероприятия по ограждению территории первого пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения в с. Вольная Солянка, с. Кинель-Черкассы ЗШП, с. Тоузаково, по устройству дорожек с твердым покрытием в с. Вольная Солянка, с. Кинель-Черкассы: водозабор 2, водозабор ул. Казакова, водозабор ЗШП, с. Тоузаково, в соответствии с требованием ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение 1 месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Кинель-Черкасский районный суд Самарской области.
Решение суда в мотивированном виде изготовлено 23.12.2021 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>