№ 2-862-2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2014 г.
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.А.
с участием истца Мещерягина В.Я.,
представителя ответчика Подлесной М.Ф.,
при секретаре Пунане Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Мещерягина В.Я. к
Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району
о признании отказа в выплате пособия незаконным и возложении обязанности по выплате пособия,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа в выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью, возложении обязанности по выплате пособия.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования и пояснил, что является опекуном внучки Петренко Я., *** г. рождения, на основании приказа Управления социальной политики от *** Он обратился за оформлением пособия, ему было отказано, поскольку нет решения суда о лишении матери ребенка Петренко И.В. родительских прав. *** состоялось решение о лишении родительских прав. Он подал заявление о назначении пенсии, ему снова отказали.
Представитель ответчика в судебное заседание исковые требования признала частично. Считает, что действия ответчика соответствуют требованиям Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособия гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации № 1012н от 23 декабря 2009 г. В соответствии с пунктом 80 единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня вынесения решения об установлении опеки. Заявитель при подаче заявления должен представить документ, подтверждающий отсутствие родителей или невозможность воспитания ими детей. При первоначальном обращении истца у него отсутствовали указанные документы. После того, как *** г. вступило в законную силу решение суда о лишении Петренко И.В. родительских прав, истец вновь обратился с заявление о назначении пособия. Однако, на момент обращения уже был пропущен 6-месячный срок для назначения пособия. Считает, что требование истца о выплате ему пособия должно быть удовлетворено.
Заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.
Согласно статье 17.2 названного Федерального закона единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), или со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Днем обращения за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью считается день приема (регистрации) органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, заявления о назначении единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью со всеми необходимыми документами.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее – Порядок).
В силу пункта 5 Порядка лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и документами, предусмотренными настоящими Порядком, необходимыми для получения пособий.
Согласно пункту 80 Порядка единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью).
В силу пунктом 34, 35 Порядка для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью представляются: заявление о назначении пособия; копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении либо выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства), в том числе по договору о приемной семье; справка, подтверждающая факт установления инвалидности, - для лиц, усыновивших ребенка-инвалида; документы, подтверждающие родственные отношения детей, - для лиц, усыновивших братьев и (или) сестер. Кроме указанных документов должны быть представлены копии соответствующих документов, подтверждающих отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими (им) детей:
а) свидетельство о смерти родителей;
б) решение суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими;
в) документ об обнаружении найденного (подкинутого) ребенка, выданный органом внутренних дел или органом опеки и попечительства;
г) заявление родителей о согласии на усыновление (удочерение) ребенка, оформленное в установленном порядке;
д) справка о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданная соответствующим учреждением, в котором находятся или отбывают наказание родители;
е) решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком (в том числе в связи с болезнью родителей) или об исключении сведений о родителе(лях) из актовой записи о рождении ребенка;
ж) справка органов внутренних дел о том, что место нахождения разыскиваемых родителей не установлено;
з) акт об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов;
и) свидетельство о рождении, в строках «мать» и «отец» которого стоят прочерки.
Приведенные нормы права не регулируют отношения, связанные с восстановлением пропущенного шестимесячного срока обращения за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью.
Суд полагает, что установленные статьей 80 Порядка ограничения в виде пособий, срок обращения за назначением которых может быть восстановлен в связи с пропуском по уважительной причине, противоречат нормам международного права и Конституции Российской Федерации.
Статьями 9, 10 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах» предусмотрено, что участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 39 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» в пункте 7 разъяснено, если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.
С учетом приведенных норм суд находит, что при разрешении спора необходимо распространить положения пункта 80 Порядка, предусматривающие возможность восстановления пропущенного по уважительной причине срока обращения за назначением пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, на возникшие правоотношения.
Согласно свидетельству о рождении (л.д. 4) матерью Петренко Я., *** г. рождения, является Петренко И.В..
Приказом Управления социальной политики от *** № (л.д. 5) опекуном несовершеннолетней Петренко Я. назначен истец.
Из решения Каменского районного суда от *** (л.д. 12) усматривается, что Петренко И.В. лишена родительских прав в отношении дочери Петренко Я.. Решение суда вступило в законную силу ***
В судебном заседании установлено, что истец имеет право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
Однако, истец не мог в установленный срок при обращении за получением пособия представить все необходимые документы. В частности, обязательное к представлению решение суда о лишении родительских прав вступило в законную силу по истечении установленного шестимесячного срока со дня установления опеки.
Таким образом, суд приходит к выводу, что причины пропуска истцом установленного срока для обращения за назначением пособия являются уважительными. Указанный срок подлежит восстановлению с возложением на ответчика обязанности по выплате указанного пособия.
В тоже время судом не установлено факта нарушения ответчиком при разрешении заявления истца требований законодательства. В соответствии с приведенными выше нормами права ответчик обоснованно отказал в назначении пособия в связи с истечением установленного срока обращения. В Порядке не предусмотрено права органа социальной защиты на восстановление срока обращения граждан за назначением пособия.
В связи с изложенным требование истца о признании незаконными действий ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Мещерягина В.Я. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району о признании отказа в выплате пособия незаконным и возложении обязанности по выплате пособия удовлетворить частично.
Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району назначить и выплатить Мещерягину В.Я. единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
Иск Мещерягина В.Я. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району о признании отказа в выплате пособия незаконным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 28 апреля 2014 г.
Председательствующий: