Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 марта 2019 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Марковой Н.В.
при секретаре Кретининой А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-374/2019 по административному иску ООО «Халк» к Администрации г.о. Тольятти о признании недействующим в части нормативного правового акта – схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Тольятти, утвержденной Постановлением Администрации г.о. Тольятти от 11.04.2018 года № 1142-п/1 «Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов на территории г.о. Тольятти»,
у с т а н о в и л:
ООО «Халк» обратилось в суд с административным иском к Администрации г.о. Тольятти, в котором просило признать пункт 2068 схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Тольятти, утвержденной Постановлением Администрации г.о. Тольятти от 11.04.2018 года № 1142-п/1 «Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов на территории г.о. Тольятти» недействующим в части установления характеристик нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0000000:2446.
В обоснование исковых требований указано, что 11.04.2018 года Администрацией г.о. Тольятти принято постановление № 1142-п/1 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Тольятти». ООО «Халк» является субъектом правоотношений, регулируемых данным постановлением, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 года на Администрацию г.о. Тольятти возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Халк» путем направления проекта договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0000000:2446. Правовой режим данного торгового объекта установлен оспариваемым постановлением органа местного самоуправления. 10.08.2015 года между ООО «Логистика» и органом местного самоуправления был заключен договор № 3306 аренды земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301165:578 для оказания услуг розничной торговли. 25.11.2016 года между ООО «Логистика» и ООО «Халк» заключен договор, по которому ООО «Халк» были переданы права и обязанности по договору аренды земельного участка от 10.08.2015 года. Постановлением Администрации г.о. Тольятти от 22.03.2017 года № 1013-п/1 земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301165:578 был исключен из схемы размещения нестационарных торговых объектов. 07.11.2017 года ООО «Халк» обратилось в Администрацию г.о. Тольятти с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0000000:2446 без проведения аукциона взамен земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301165:578, исключенного из схемы размещения нестационарных торговых объектов. Письмом от 04.12.2017 года в заключении договора истцу было отказано. Данный отказ решением Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 года был признан незаконным. Орган местного самоуправления был обязан заключить с ООО «Халк» соответствующий договор на размещение НТО на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0000000:2446. Восстановление прав ООО «Халк» предполагает предоставление возможности заключить договор на размещение НТО в тех правовых характеристиках, которыми оно обладало по состоянию на 19.12.2017 года. Указанными характеристиками обладал земельный участок с кадастровым номером 63:09:0000000:2446. Однако оспариваемым Постановлением от 11.04.2018 года были внесены изменения в характеристики НТО, которые могут быть размещены на указанном земельном участке. Таким образом, решение арбитражного суда не может быть исполнено, а права ООО «Халк» - восстановлены.
В судебном заседании представитель ООО «Халк» Рузанов И.В., действующий по доверенности, заявленные требования поддержал, дополнив, что требования к схеме расположения НТО в населенных пунктах Самарской области установлены Приказом министерства экономического развития. Инвестиций и торговли Самарской области от 28.10.2016 года № 240, согласно которого вид каждого НТО обязательно должен включаться в схему, при этом виды НТО могут быть сезонными и несезонными. Оспариваемым постановлением для спорного объекта утвержден вид «несезонный – площадка». Однако ни федеральными, ни региональными, ни местными правовыми актами не закреплено понятие «площадка». Отмечает, что площадка это один из видов использования несезонного универсального объекта, существующий наряду с павильонами, киосками и т.п. Кроме того, оспариваемым постановлением вместо универсальной специализации, объект приобрел специализацию «универсальная – реализация продовольственных и непродовольственных товаров». Таким образом, произошло сокращение целевого назначения НТО, на который претендует ООО «Халк», поскольку в характеристиках, предусмотренных оспариваемым актом, НТО может быть использован лишь для торговли под открытым небом, однако истец до принятия оспариваемого постановления планировал использовать НТО для размещения модульного павильона для реализации широкого ассортимента продуктов и сопутствующих услуг. Просит признать пункт 2068 схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Тольятти, утвержденной Постановлением Администрации г.о. Тольятти от 11.04.2018 года № 1142-п/1 «Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов на территории г.о. Тольятти» недействующим в части установления характеристик нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0000000:2446: вид НТО: несезонный – площадка, специализация НТО: универсальная – реализация продовольственных и непродовольственных товаров.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Тольятти Володина И.А., действующая по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Тольятти разработана в соответствии с приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 28.10.2016 года № 240. Для разработки схемы постановлением от 20.07.2016 года № 2332-1 была создана соответствующая комиссия с участие представителей департамента экономического развития, отдела развития потребительского рынка, департамента градостроительной деятельности, управления административной практики и контроля, департамента общественной безопасности, департамента дорожного хозяйства и транспорта департамента городского хозяйства, департамента по управлению муниципальным имуществом администрации, которая рассматривала предложения по включению/исключении НТО в схему, проверяла данные предложения на предмет соблюдения норм права и других требований к размещению НТО, установленных действующим законодательством. Постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 06.04.2012 года № 1109-п/1 была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов. Испрашиваемый истцом участок был включен в Схему постановлением администрации г.о. Тольятти от 19.06.2017 года № 2050-п/1 по заявлению юридического лица. В дальнейшем, при проведении работы по приведению Схемы в соответствие с Порядком, в схему были внесены соответствующие дополнения в указании вида объекта. В отношении спорного НТО вид объекта был установлен как «площадка», специализация: универсальная – реализация продовольственных и непродовольственных товаров. Действующая редакция схемы утверждена постановлением от 11.04.2018 года № 1142-п/1. Считает, что указанное постановление соответствует нормам действующего законодательства, не нарушает прав административного истца.
Представитель Прокурора г. Тольятти в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил.
В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, показания специалиста, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и гарантируется в том числе запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 12, часть 1 статьи 130, часть 1 статьи 132 и статья 133).
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что
размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частями 1 - 3 и 5 - 6 статьи 10 указанного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать схемы размещения НТО с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, (статья 3, часть 3 статьи 17 Ф N 381-ФЗ).
Создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли отнесено к вопросам местного значения пунктом 15 части 1 статьи 7 Устава городского округа Тольятти, принятого Постановлением Тольяттинской городской Думы Самарской области от 30.05.2005 N 155
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пунктах 2, 3, 5, 34, 35 и 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ.
Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку согласно части 7 статьи 213 КАС РФ, части 5 статьи 194 АПК РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Вместе с тем нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускают придаваемое им при правоприменении толкование. Этот вывод должен быть обоснован в решении суда. При этом в решении суда указывается на надлежащее толкование.
Проверяя соответствие акта, обладающего нормативными свойствами, действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, суд устанавливает смысл разъясняемых положений, учитывая буквальное значение содержащихся в них слов и выражений, а также их место в системе права, взаимосвязи с другими правовыми нормами, цели и условия принятия соответствующего нормативного правового акта.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Судом установлено, что 10.08.2015 года между ООО «Логистика» и Мэрией г.о. Тольятти был заключен договор № 3306 аренды земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301165:578, площадью 100 кв.м., предназначенного для оказания услуг розничной торговли.
25.11.2016 года между ООО «Логистика» и ООО «Халк» заключен договор, по которому ООО «Халк» были переданы права и обязанности по договору аренды земельного участка от 10.08.2015 года № 3306.
Постановлением Администрации г.о. Тольятти от 22.03.2017 года № 1013-п/1 земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301165:578 был исключен из схемы размещения нестационарных торговых объектов.
07.11.2017 года ООО «Халк» обратилось в Администрацию г.о. Тольятти с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0000000:2446 без проведения аукциона взамен земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301165:578, исключенного из схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Письмом от 04.12.2017 года в заключении договора истцу было отказано и указано, что ранее включенный в Схему нестационарный торговый объект имел характеристики (модульный павильон для оказания услуг розничной торговли, 100 кв.м.), а испрашивается разрешение на размещение нестационарного торгового объекта (несезонный, специализация универсальная, 285 кв.м.).
Данный отказ решением Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 года был признан незаконным. Администрация городского округа Тольятти обязана заключить с ООО «Халк» соответствующий договор на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0000000:2446.
Судом также установлено, что Приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 28.10.2016 № 240 утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области.
Согласно пункту 2.3 Порядка в схеме размещения НТО должны содержаться:
а) адрес НТО (при его наличии) или адресное обозначение места расположения НТО с указанием границ улиц, дорог, проездов, иных ориентиров (при наличии);
б) вид договора (договор аренды или договор на размещение НТО), заключенного (заключение которого возможно) в целях расположения НТО;
в) кадастровый номер земельного участка (при его наличии) или координаты характерных точек границ места размещения НТО или возможного места расположения НТО;
г) номер кадастрового квартала, на территории которого расположен или возможно расположить НТО;
д) площадь земельного участка или места расположения нестационарного торгового объекта в здании, строении, сооружении, где расположен или возможно расположить НТО;
е) вид НТО;
ж) специализация НТО;
з) статус места расположения НТО;
и) срок расположения НТО;
к) форма собственности на землю или земельный участок, здание, строение, сооружение, где расположен или возможно расположить НТО, а также наименование органа, уполномоченного на распоряжение соответствующим имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с Постановлением мэрии г.о. Тольятти от 07.11.2012 N 3106-п/1 "О порядке взаимодействия администрации городского округа Тольятти с заинтересованными лицами в случае размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, Самарской области и муниципальных правовых актов городского округа Тольятти" к нестационарным торговым объектам относятся: кеговые установки, бойлеры; автоприцепы; тонары; палатки продовольственные, непродовольственные; лотки продовольственные, непродовольственные; автолавки, площадки для реализации товаров школьного ассортимента, овощной продукции, бахчевых культур, хвойных деревьев, стройматериалов, приемки стеклопосуды, катания на лошадях, размещения батут-горок, водных горок, пневматического тира, надувных аттракционов, зоопарков, цирков, аттракционов, проката роликовых коньков, электромобилей, велосипедов,водной техники, серфингов, шезлонгов и зонтов, коньков, лыж, санок; летние кафе; киоски; павильоны; автостоянки; остановочные комплексы.
Постановлением администрации городского округа Тольятти от 19.06.2017 № 2050-п/1 в схему размещения НТО на территории городского округа Тольятти, утвержденную постановлением мэрии городского округа Тольятти от 06.04.2012 № 1109-п/1, в целях ее приведения в соответствие с Порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области, были внесены изменения, а также внесены новые места размещения нестационарного торгового объекта (далее НТО).
Одним из включенных в схему размещения НТО местом размещения НТО был объект: земельный участок, кадастровый номер 63:09:0000000:2446, площадью 285 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, 4 квартал, пр. Ст. Разина, 8, восточнее ТЦ «Волжские зори», вид НТО: несезонный, специализация НТО: универсальная.
Как видно, в Схеме не был указан вид объекта (палатка, автолавка, площадка, кеговая установка, бойлер, тонар, и т.п.).
Указанный адрес был включен администрацией г.о. Тольятти в схему размещения НТО с целью размещения в последующем нестационарного торгового объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка: для размещения нестационарных торговых объектов для оказания услуг розничной торговли, в том числе имеющих сезонный характер и (или) функционирующих на принципах развозной и разносной торговли, для оказания бытовых услуг.
В дальнейшем, при проведении работы по приведению схемы размещения НТО в соответствие с Порядком, каждая строка у каждого объекта в графе «вид объекта» была дополнена конкретными наименованиями объектов.
В рассматриваемом случае вид объекта был установлен как «площадка», специализация НТО установлена как универсальная - реализация продовольственных и непродовольственных товаров.
Эксплуатационные требования к нестационарному торговому объекту - площадке для реализации продовольственных и непродовольственных товаров содержатся в п. 2.18. приложения № 2 к постановлению мэрии городского округа Тольятти от 08.11.2012 № 3120-п/1 «О Порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов, имеющих сезонный характер и (или) функционирующих на принципах развозной и разносной торговли на территории городского округа Тольятти». А именно, в п. 2.18 указанного нормативного правового акта установлено следующее.
Площадь под размещение Объекта от 12 кв. м до 2000 кв. м.
Срок размещения Объекта - круглогодично.
Обязательное использование торгового прилавка.
Наличие сертифицированного холодильного оборудования в случае реализации скоропортящихся товаров.
Наличие сертифицированного весового оборудования.
Работа Объекта осуществляется при наличии документов, указанных в п. 1.5 настоящих Требований. В случае реализации продовольственных товаров дополнительно требуются следующие документы:
- документы, указывающие источник поступления продукции;
документы, подтверждающие качество и безопасность реализуемой продукции;
медицинские книжки обслуживающего персонала с отметкой о прохождении гигиенической аттестации.
В соответствии с "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст) к торговым предприятиям с универсальным ассортиментом отнесены предприятия торговли, реализующие универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров.
Таким образом, указание специализация НТО как реализация продовольственных и непродовольственных товаров в полном объеме соответствует универсальной торговле, вопреки доводам административного истца.
Суд признает обоснованными доводы административного истца о том, что конкретизация вида НТО - площадка, сокращает возможности истца относительно выбора вида объекта, предполагаемого к размещению на испрашиваемом земельном участке.
Между тем, суд отмечает, что Орган местного самоуправления при принятии решения о включении в схему НТО объекта руководствуется нормами градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства, правил благоустройства, установленных на территории соответствующего муниципального образования, а также законодательства, регулирующего торговую деятельность (п. 2.2.Порядка разработки и утверждения схемы НТО на территории Самарской области, утвержденного Приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 28.10.2016 № 240).
В зависимости от вида НТО устанавливается площадь места расположения НТО. Указание конкретного вида НТО необходимо для определения возможности размещения на указанной в схеме территории, исходя из противопожарных правил, норм и правил по безопасности дорожного движения и иных, конкретного вида объектов.
Судом установлено, что Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 20.07.2016 № 2332-п/1 была создана комиссия по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти.
В состав Комиссии входят представители департамента экономического развития, отдела развития потребительского рынка, департамента градостроительной деятельности, управления административной практики и контроля, департамента общественной безопасности, департамента дорожного хозяйства и транспорта департамента городского хозяйства, департамента по управлению муниципальным имуществом администрации; представитель У МВД России по г. Тольятти; представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти; представитель отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Тольятти, Жигулевск и м.р. Ставропольский.
При рассмотрении предложений по включению (исключению) нестационарных торговых объектов в Схему Комиссия проверяет указанные предложения на предмет соблюдения норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства и других требований к размещению нестационарных объектов торговли, установленных действующим законодательством.
Комиссия обеспечивает рассмотрение предложений с учетом следующих факторов:
необходимости обеспечения устойчивого развития территорий;
необходимости достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;
необходимости формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;
повышения доступности товаров для населения;
необходимости улучшения архитектурного облика муниципального образования;
необходимости учета потребностей муниципального образования в земельных ресурсах.
В силу положений ст. 1 Правил благоустройства территории городского округа Тольятти, утвержденных Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 04.07.2018 N 1789, Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению требования для поддержания, создания и развития на территории городского округа Тольятти безопасной, комфортной, культурной и привлекательной среды, определяют требования к состоянию внешнего благоустройства, озеленения, обеспечению чистоты и порядка территории городского округа.
Правила обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, собственниками, пользователями, арендаторами земельных участков, зданий, строений и сооружений и иных объектов, расположенных на территории городского округа.
Настоящие Правила разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Методическими рекомендациями для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденными приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр, Уставом городского округа Тольятти, иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с положениями ст. 11 вышеуказанных Правил размещение некапитальных нестационарных сооружений на территориях городского округа не должно мешать пешеходному движению, нарушать противопожарные требования, условия инсоляции территории и помещений, рядом с которыми они расположены, ухудшать благоустройство территории и застройки.
Не допускается размещение нестационарных торговых объектов в нарушение требований действующего законодательства (санитарных, градостроительных, противопожарных и других норм и правил), в том числе:
- в арках зданий, на тротуарах, газонах, цветниках, клумбах, площадках (детских, для отдыха, спортивных, транспортных стоянках), посадочных площадках пассажирского транспорта (за исключением сблокированных с остановочным павильоном), а также ближе 20 метров от окон жилых и общественных зданий и витрин стационарных торговых объектов, 3 метров от ствола дерева, 1,5 метра от внешней границы кроны кустарника;
- на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей (водопроводных, канализационных, электрических, кабелей сетей связи, трубопроводов), под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, в 10-метровой зоне от наземных пешеходных переходов, от входов (выходов) в подземные и надземные пешеходные переходы, 25 м от вентиляционных шахт, 20 м от окон жилых помещений, перед витринами торговых организаций;
- на участках, на которых размещены объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, и объекты благоустройства (контейнерные площадки, инвентарные объекты заводского изготовления, объекты модульного типа и иные некапитальные объекты), препятствующие размещению нестационарного торгового объекта;
- в случае если размещение нестационарных торговых объектов препятствует свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной инфраструктуры (объекты энергоснабжения и освещения, колодцы, краны, гидранты и т.д.).
Статьей 2 Решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 04.07.2018 года № 1789 «О Правилах благоустройства территории городского округа Тольятти», нестационарный торговый объект определен как торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Ранее действовали Правила Благоустройства территории г.о. Тольятти, утвержденные Постановлением Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 26.02.2013 N 543-п/1.
Согласно положений указанных Правил в редакции от 18.05.2017 года, действующей на момент утверждения оспариваемой Схемы, они были разработаны на основе Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях создания безопасной, удобной и привлекательной городской среды с учетом существующей градостроительной документации, иных нормативных правовых актов, утвержденных органами местного самоуправления городского округа Тольятти (ст. 1.1).
Правила устанавливали единые и обязательные к исполнению требования для поддержания, создания и развития на территории городского округа безопасной, комфортной, культурной и привлекательной среды, определяют порядок содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия всех юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, пользователями, арендаторами или владельцами земельных участков, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий (нежилых помещений), строений и сооружений, объектов благоустройства в содержании и благоустройстве территорий (ст. 1.2).
Принимаемые исполнительными органами местного самоуправления городского округа Тольятти правовые акты по организации благоустройства, содержания территорий города и объектов благоустройства должны были соответствовать настоящим Правилам (ст. 1.3).
Указанными Правилами для целей их использования были разъяснены следующие понятия (ст. 2).
Тротуар (пешеходная дорожка) - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Озеленение - элемент благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающий формирование среды городского округа с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории муниципального образования.
Озелененные территории - участки земли, на которых располагаются растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники, малозастроенная территория жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения.
Объекты временной уличной торговли (некапитальные объекты) - нестационарные торговые объекты, включенные в перечень типов нестационарных объектов согласно приложению N 1 к Методике по определению размера платы за размещение и эксплуатацию нестационарных торговых объектов, имеющих сезонный характер и (или) функционирующих на принципах развозной и разносной торговли, на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности городского округа Тольятти, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной Решением Думы городского округа Тольятти от 16.05.2012 N 897. Включают объекты торговли, объекты общественного питания и объекты бытового обслуживания.
Газон - участок, занятый преимущественно естественно произрастающей или засеянной травянистой растительностью (дерновый покров). Газоны подразделяются на партерные, обыкновенные, луговые, спортивные.
Зеленые насаждения - древесная, древесно-кустарниковая, кустарниковая и травянистая растительность как искусственного, так и естественного происхождения.
В силу положений ст. 14 Правил, землепользователи озелененных территорий были обязаны, в том числе, обеспечить сохранность зеленых насаждений. На озелененных территориях не допускается, в том числе:
- подвешивать на деревьях гамаки, качели, веревки для сушки белья, забивать в стволы деревьев гвозди, прикреплять рекламные щиты, электропровода, колючую проволоку и другие ограждения, которые могут повредить деревья,
- производить самовольную вырубку и пересадку деревьев и кустарников;
- размещение (хранение, нахождение) транспортных средств.
В соответствии с п. 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства РФ от 25.04.2012 года № 390, временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или противопожарных стен.
В соответствии с п. 2.4 «НПБ 103-95. Нормы государственной противопожарной службы МВД России. Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования», введенные в действие приказом ГУГПС МВД РФ от 31.01.1995 года № 5, рассмотрение между группами павильонов площадью 20 кв.м. и менее или между павильонами площадью более 20 кв.м. должно составлять 10 м (при их степени огнестойкости IIIа, IIIб, IV, IVа, V.
Судом был допрошен в качестве специалиста заведующий сектором архитектурно-планировочного сектора по территории Автозаводского района Департамента градостроительной деятельности Администрации г.о. Тольятти Титов Д.Н., который пояснил, что по заданию суда он проводил исследование по вопросу возможности размещения на земельном участке кадастровый номер 63:09:0000000:2446 торгового модульного павильона, как о том просит административный истец.
В результате обследования им было установлено, что указанный земельный участок представляет собой газон с многолетними деревьями и пешеходными дорожками. Расстояние от капитального здания ТЦ «Волжские зори» (пр. Ст. Разина, 8) до расположенной напротив него дальней границы рассматриваемого земельного участка составляет менее 15 метров. Расстояние от НТО «пекарня» до расположенной напротив него дальней границы данного земельного участка составляет 10 метров. До ближних границ участка расстояния составляют 6 и 5 метров соответственно. С северной стороны к границе земельного участка вплотную установлен отдельно стоящий торговый павильон, расстояние до которого соблюдать в соответствии с требования п. 2.3 и 2.4 НПБ 103-95. Считает, что расположение торгового павильона на данном земельном участке противоречит п. 74 ППР и п.п. 2.3, 2.4 НПБ 103-95.
Кроме того, из представленной суду топосъемки (масштаб 1:500) видно, что земельный участок кадастровый номер 63:09:0000000:2446 частично расположен в границах охранной зоны инженерных сетей (водопровод, сеть связи, электрический кабель).
Таким образом, суд считает, что расположение торгового модульного павильона на данном земельном участке противоречит нормам противопожарного законодательства РФ, а также Правилам благоустройства территории г.о. Тольятти.
Напротив, размещение на испрашиваемом административным истцом земельном участке такого вида НТО, как площадка, соответствует приведенным выше требованиям, отвечает интересам неопределенного круга лиц, и не нарушает права самого административного истца, поскольку даже при отсутствии в оспариваемой схеме указания на конкретный вид НТО размещение на испрашиваемом земельном участке торгового модульного павильона, в любом случае, является невозможным.
Положения Правил противопожарного режима в РФ, Правил благоустройства территории г.о. Тольятти истцом не оспаривались, незаконными не признаны.
Оценивая вышеизложенное, суд считает, что Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Тольятти, утвержденная Постановлением Администрации г.о. Тольятти от 11.04.ю2018 года № 1142-п/1, в том числе, п. 2068, принята и утверждена органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры, порядка и формы принятия правового акта, оспариваемая норма не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно Земельному кодексу РФ, Правилам противопожарной безопасности РФ, Приказу министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 28.10.2016 года № 240 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области», а также Правилам благоустройства территории г.о. Тольятти, как утвержденным Постановлением Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 26.02.2013 N 543-п/1, так и принятыми Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 04.07.2018 года № 1789.
Письмо заместителя главы г.о. Тольятти от 20.03.2019 года № 2406/5, в котором должностное лицо полагает возможным размещение нестационарных торговых объектов в виде павильонов на земельной участке с кадастровым номером 63:09:0000000:2446, суд не принимает как доказательство, подтверждающее необоснованность определения вида НТО как площадка, поскольку данное письмо не является заключением специалиста, более того, в данном письме не учтено наличие на испрашиваемом земельном участке зоны озеленения и пешеходных дорожек, а также соседних зданий и сооружений, указано лишь на наличие охранных зон коммуникаций.
Доводы представителя истца о том, что оспариваемый пункт Схемы препятствует исполнению решения Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2018 года, судом не принимаются, поскольку при обращении в орган местного самоуправления для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, истец рассчитывал осуществлять деятельность по продаже продовольственных и непродовольственных товаров. Суд отмечает, что в рассматриваемом случае вид объекта в п. 2068 Схемы установлен как «площадка» со специализацией НТО универсальная - реализация продовольственных и непродовольственных товаров, то есть именно тот объем деятельности, на который рассчитывал истец.
Представителем административного истца заявлено, что оспариваемый пункт Схемы противоречит п. 12 ст. 2 Закона Самарской области от 11.04.2016 года № 39-ГД "О внесении изменений в статью 2 Закона Самарской области "О земле" и Закон Самарской области "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области», согласно которому не допускается исключение из схемы размещения нестационарных торговых объектов нестационарного торгового объекта до истечения срока действия договора на размещение такого нестационарного торгового объекта или срока действия договора аренды земельного участка для размещения соответствующего нестационарного торгового объекта без создания условий для реализации владельцем такого объекта права, предусмотренного абзацем вторым настоящей части. В случае исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов нестационарного торгового объекта, по отношению к которому действует договор на размещение нестационарного торгового объекта или договор аренды земельного участка для размещения соответствующего нестационарного торгового объекта, владелец соответствующего нестационарного торгового объекта имеет право заключения договора на размещение иного нестационарного торгового объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов того же муниципального образования, без проведения аукциона.
Однако указанные доводы стороны административного истца не могут быть признаны обоснованными, поскольку оспариваемым пунктом Схемы возможность размещения на испрашиваемом земельном участке нестационарного торгового объекта не исключается, условия для реализации юридическим лицом своих прав на размещение нестационарного торгового объекта созданы.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что в удовлетворении требований ООО «Халк» следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 14, 175-178 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного иска ООО «Халк».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 марта 2019 года.
Председательствующий: