№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата> года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе председательствующего Волкова М.В.,
при секретаре судебного заседания Каримовой Л.А.,
с участием истца Аньшиной Е.Е., ее представителя Брюханова А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Аньшиной Елены Евгеньевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г.о. <адрес> (межрайонное) о защите пенсионных прав
УСТАНОВИЛ:
Аньшина Е.Е. обратилась в Красноглинский районный суд <адрес> с названным иском, мотивировав свои требования тем, что Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г.о. <адрес> (межрайонное) решением от <дата> № отказалось включить в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в частности периоды ее обучения в Педагогическом институте им. М. Ауэзова Международного казахско – турецкого университета с <дата> по <дата>, что незаконно, поскольку непосредственно за временем обучения в педагогическом учебном заведении следовала педагогическая деятельность в должности учителя географии в средней школе № им. Ж. Баласагуна в <адрес> с <дата> по <дата>, период которой ответчик также отказал во включении в специальный страховой стаж, поскольку архивная справка, подтверждающая работу в указанный период не содержит дату выдачи и подписей ответственных лиц, что нарушает пенсионные права истца, вина которой в этом отсутствует, период работы подтверждается записями в трудовой книжке и справками работодателя.
В связи с чем, Аньшина Е.Е., уточнив свои требования, просит суд признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включить период ее обучения в Педагогическом институте им. М. Ауэзова Международного казахско – турецкого университета с <дата> по <дата> и период ее работы в должности учителя географии в средней школе № им. Ж. Баласагуна в <адрес> с <дата> по <дата> в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и назначить ей данную пенсию с <дата>.
Представитель пенсионного органа в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В письменном возражении Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г.о. <адрес> (межрайонное) просит суд оставить иск Аньшиной Е.Е. без удовлетворения по основаниям указанным в решении пенсионного органа.
Аньшина Е.Е. и ее представитель Брюханов А.О. по устному ходатайству в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении, дали объяснения по своему содержанию соответствующие доводам иска, дополнив, что на правоотношения сторон распространяются требования п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. постановлением Совмина С. от <дата> N 1397 согласно которому в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Период работы истца в должности учителя географии в средней школе № им. Ж. Баласагуна в <адрес> подтверждается документально.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит иск Аньшиной Е.Е. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 статьи).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 статьи).
Как следует из применяемого к периоду до <дата> постановления Совмина С. от <дата> N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения") в соответствии со статьей 58 Закона о государственных пенсиях пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначать учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет.
После <дата> подлежит применению постановление Совмина Р. от <дата> N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в который внесена должность учителя школы.
Из материалов дела усматривается, что Аньшина Е.Е., <дата> года рождения в период с <дата> по <дата> обучалась в Педагогическом институте им. М. Ауэзова Международного казахско – турецкого университета, с <дата> по <дата> работала в должности учителя географии в средней школе № им. Ж. Баласагуна в <адрес>, что подтверждается записями в ее трудовой книжке, архивными справками и справками работодателя о заработной плате и других доходах.
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г.о. <адрес> (межрайонное) от <дата> № отказалось включить в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в частности периоды обучения истца в Педагогическом институте им. М. Ауэзова Международного казахско – турецкого университета с <дата> по <дата> и период ее педагогической деятельности в должности учителя географии в средней школе № им. Ж. Баласагуна в <адрес> с <дата> по <дата>, поскольку архивная справка, подтверждающая работу в указанный период не содержит дату выдачи и подписей ответственных лиц.
Таким образом, спорный период работы истца имел место за пределами Российской Федерации.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от <дата> № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ).
<дата> государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от <дата>).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от <дата> определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего С. за время до вступления в силу Соглашения.
В соответствии с Соглашением от <дата> «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета Р. от <дата> №, Союз ССР прекратил свое существование, из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от <дата> следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования С. вплоть до распада <дата>, а после распада этих государств – до <дата>.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В соответствии со статьей 10 Соглашения от <дата> компетентные учреждения (органы) государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Из изложенного следует, что при новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками С. территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств – участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
В указанной связи, при установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках Соглашения с бывшими республиками С. для подтверждения льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников после <дата> необходимо подтверждение компетентного органа о включении данного периода на территории данного государства в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству этого государства.
Согласно пункту 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <дата> №н, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением страховой пенсии в соответствии со статьями 30-32 Закона № 400-ФЗ должны быть приложены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Все вопросы о подтверждении документами права на льготное пенсионное обеспечение работников с особым характером работы и условиями труда решаются только на предприятиях и в организациях, поскольку они располагают всеми документальными обоснованиями, необходимыми для назначения льготных пенсий. В связи с чем администрация предприятия (организации) выдает дополнительные справки, уточняющие характер работы, условия труда, а также подтверждает периоды постоянной занятости в течение полного рабочего дня (пункт 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата> №н).
Пенсии за выслугу лет учителям, непосредственно занятым на педагогической работе в школах <адрес> устанавливались на основании ст. 37 Закона Республики Казахстан от <дата> №-XII «О пенсионном обеспечении граждан в <адрес>». Действие данной нормы закона приостановлено с <дата>.
С <дата> вступил в действие Закон Республики Казахстан от <дата> № «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР», которым не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет.
Таким образом, периоды работы в должностях учителей, непосредственно занятых на педагогической работе в школах, имевшие место на территории Республики Казахстан до <дата>, могут рассматриваться при назначении досрочной страховой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации при их надлежащем подтверждении компетентным органом Республики Казахстан.
Такие документы, а именно заполненная трудовая книжка, архивные справки и справки работодателя о заработной плате и других доходах представлены истцом, исследованы судом, бесспорно подтверждают педагогическую деятельность истца в должности учителя географии в средней школе № им. Ж. Баласагуна в <адрес> с <дата> по <дата>.
В связи с чем, период такой деятельности истца с <дата> по <дата> (дата приостановления действия нормы о льготном стаже) подлежит включению в специальный страховой стаж Аньшиной Е.Е. для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Вместе с тем суд не находит оснований для включения в указанный специальный стаж период обучения истца в Педагогическом институте им. М. Ауэзова Международного казахско – турецкого университета с <дата> по <дата> в связи со следующим.
Время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах засчитывалось в стаж работы учителей и других работников просвещения, только в соответствии с постановлением Совета М. С. от <дата> № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Однако, выше указанное постановление применяется только для учета периодов педагогической деятельности, имевших место до <дата> (п. 1 постановления Правительства РФ от <дата> N 665), при этом, нет оснований распространять его действие после <дата> только потому, что начало времени обучения приходится на период действия постановления Совета М. С. от <дата> №, а окончания обучения выходит за пределы действия нормативного акта.
Согласно абзацу пятому подпункта «м» пункта 1 названного постановления Правительства Российской Федерации при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета М. С. от <дата> № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до <дата>
В соответствии с абзацем пятым пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета М. С. от <дата> № в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Постановление Совета М. С. от <дата> № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» утратило силу <дата> в связи с изданием постановления Совета М. - Правительства Российской Федерации от <дата> № «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета М. Р. по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».
Из вышеприведенных положений следует, что временем обучения в педагогических учебных заведениях и университетах является период с даты зачисления в учебное заведение до даты отчисления из него, то есть весь период обучения в учебном заведении, а не его отдельная часть.
Таким образом, отсутствует возможность включения в специальный стаж истца отдельных частей периода ее обучения.
Кроме того принимая во внимание, что действующее с 1993 года нормативно-правовое регулирование не предусматривало возможности включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях, независимо от того, что этому периоду предшествовала педагогическая работа, период обучения истца в институте не подлежит зачету в стаж педагогической деятельности при решении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Данный вывод согласуется с разъяснениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации от <дата> № «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от <дата> №, согласно которым при исчислении продолжительности страхового стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой (абзацы первый и второй пункта 1 Разъяснений).
До поступления в Педагогический институт им. М. Ауэзова Международного казахско – турецкого университета Аньшина Е.Е. в период с <дата> по <дата> работала в должности помощника воспитателя в детском саду, которая не была предусмотрена в постановлении Совмина С. от <дата> N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения").
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Включение периода педагогической деятельности истца в должности учителя географии в средней школе № им. Ж. Баласагуна в <адрес> с <дата> по <дата>, с учетом признанного пенсионным органом имеющегося у истца педагогического стажа 21 год 4 месяца 8 дней, не достигает необходимых 25 лет.
В связи с чем, суд отказывает истцу в удовлетворении требований о признании за ней права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и ее назначении с <дата>.
Таким образом, с целью защиты конституционных прав истца на пенсию в соответствии с законом суд считает, что требование истца является обоснованным и подлежат удовлетворению в указанной части по заявленным основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Аньшиной Елены Евгеньевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г.о. <адрес>межрайонное) о защите пенсионных прав удовлетворить частично.
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г.о. <адрес>межрайонное) обязанность включить периоды работы Аньшиной Елены Евгеньевны в должности учителя географии в средней школе № им. Ж. Баласагуна в <адрес> с <дата> по <дата> в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В остальной части иск Аньшиной Елены Евгеньевны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в <адрес> областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Волков
Мотивированное решение суда составлено <дата>.