Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-312/2014 ~ М-243/2014 от 24.06.2014

Дело № 2-312/2014

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Шалинское                          13 октября 2014 года

Красноярского края

Манский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего – судьи Дозорцева Д.А.,

при секретаре – Ильчук М.А.,

истца Поля В.В., его представителя адвоката Осадчука В.Л., действующего на основании ордера № 307 от 15.07.2014 г.

представителя ответчика администрации Манского района Резникова С.Г.

ответчика Тимошенко М.И.,

представителя третьего лица КУМИ Манского района Батуриной Л.Н.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Поля Виталия Викторовича к администрации Манского района Красноярского края и Тимошенко Михаилу Ивановичу о признании недействительным постановления администрации Манского района и признании недействительным договора аренды,

УСТАНОВИЛ:

Поль В.В. обратился в суд с иском к администрации Манского района Красноярского края, в котором просил суд, с учетом уточнения исковых требований (л.д. 3-7, 77-78):

- признать недействительным постановление администрации Манского района Красноярского края № 467 от 25.04.2014 г. о предоставлении Тимошенко Михаилу Ивановичу на правах аренды земельного участка из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для огородничества, с кадастровым номером , площадью 400 кв.м., местоположение: <адрес>, 20 м по направлению на юг от жилого дома <адрес>;

- признать недействительным договор аренды от 25.04.2014 г. № 01-29 земельного участка из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для огородничества, с кадастровым номером , площадью 400 кв.м., местоположение: <адрес>, 20 м по направлению на юг от жилого дома <адрес>, заключенный между муниципальным образованием Манский район в лице администрации района через и.о. руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Манского района Батуриной Л.Н. и Тимошенко Михаилом Ивановичем.

Мотивирует исковые требования тем, что ему (истцу) принадлежат на праве собственности два земельных участка:

- с кадастровым номером , расположенный по <адрес> в <адрес>;

- с кадастровым номером , расположенный по <адрес>» в <адрес>.

14.04.2014 г. он обратился в администрацию Манского района с заявлением о возможности выделения земельного участка площадью 400 кв.м., прилегающего к участку по <адрес>, однако получил ответ, что данный участок представлен на праве аренды третьему лицу.

В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования, это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Согласно пункту 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Истец считает, что, учитывая данные нормы, территории общего пользования не только не подлежат приватизации, но и должны быть общедоступны.

Представление в аренду ответчику Тимошенко М.И. земельного участка из земель общего пользования, исключает возможность граждан на свободное нахождение на этом участке. Через представленный участок осуществляется подъезд к другим земельным участкам. Тимошенко М.И. в администрацию Нарвинского сельсовета о предоставлении земельного участка в аренду не обращался, согласия не получал.

В судебном заседании истец Поль В.В. настаивал на удовлетворении исковых требований, пояснил, что земельный участок, переданный в аренду ответчику, фактически прилегает к его земельному участку по <адрес> При застройке своего участка он предполагал заезд на него с <адрес>, так как с <адрес> после возведения всех построек, согласованных с архитектором, не сможет заехать трактор в огород.

Представитель Поля В.В. – адвокат Осадчук В.Л. поддержал позицию истца, также пояснил, что ответчику в аренду представлена территория общего пользования, что не допускается законом. Кроме того, в нарушение требований законодательства земельный участок под огородничество предоставлен в жилой зоне, где не допускается такое назначение использования участка. Нарушен порядок предоставления земельного участка, Тимошенко обратился с заявлением о выделении иного земельного участка, чем тот, который был выделен. Объявление в газете было дано и представлен в аренду участок по адресу: <адрес>, 20 м по направлению на юг от жилого дома по <адрес>, однако такого дома нет (это адрес квартиры) Тимошенко просил о выделении участка около земельного участка по <адрес>..

Ответчик Тимошенко М.И. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, мотивируя доводами, изложенными в его письменном отзыве (л.д. 52). Право пользования истца принадлежащим ему участком не нарушено, так как к участку Поля имеется подъезд с другой улицы. 9 октября 2014 г. по его заказу кадастровый инженер Кривелев определил на местности границы выделенного в аренду земельного участка, они оказались не совсем там, где он предполагал. Он думал, что сейчас занимает земельный участок, который имеет «Г» - образную форму, а выяснилось, что верхняя часть условной буквы «Г» находится ближе примерно на 3,79 метра к его дому по <адрес>. Получается, расстояние от дома не 20 метров, а около 16 метров. Одной из целей получения его участка было то, что на улице около земельного участка, принадлежащего Суздалеву, находится его (Тимошенко) дровенник, которым он исторически пользуется. Фактически это находится напротив, через дорогу (<адрес>). В том числе, землю под этим дровенником он хотел получить в аренду, этим и обусловлена Г-образная форма участка, без дровенника участок под огород мог быть прямоугольным. Однако, при замерах 09.10.2014 г. выяснилось, что дровенник находится не на представленном в аренду земельном участке, а на участке, на который право собственности Суздалева (соседа напротив), оформлено.

Представитель ответчика – администрации Манского района Резников С.Г. просил отказать в удовлетворении исковых требований, мотивируя доводами, изложенными в письменном отзыве, согласно которому формирование спорного земельного участка осуществлялось в рамках п. 4.3.3. положения «О предоставлении земельных участков на территории Манского района», утвержденного решением Манского районного Совета депутатов от 24.12.2008 г. № 42-334р и положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории Манского района, утвержденным решением Манского районного Совета депутатов от 29.12.2010 г. № 7-77р. При осуществлении кадастровых работ по установке границ спорного земельного участка положения статьи 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» были соблюдены. В случае, если бы сформированный земельный участок занимал земли общего пользования, он не был бы поставлен на кадастровый учет. Поль не обосновал, какие его права нарушены в связи с выделением в аренду земельного участка. Истец должен осуществлять застройку своего двора так, чтобы между зданиями имелся пожарный разрыв, поэтому доводы истца о том, что он не может проехать в область посадки своих овощей, неоснователен.

Представитель третьего лица - КУМИ Манского района Батурина Л.Н. пояснила, что считает порядок выделения земельного участка соответствующим закону. После обращения Тимошенко М.И. с заявлением в 2013 году специалист КУМИ выезжала на местность и сделала привязку к дому по <адрес> так как этот дом находится ближе других. Никаких схем, чертежей, составленных по результатам выезда специалиста, в КУМИ не имеется. Поэтому в заявлении Тимошенко просил участок рядом с участком в Нарве на <адрес>, а в объявлении КУМИ указано об участке около дома по <адрес>. Все документы, касающиеся выделения участка, представлены в суд, иных документов в КУМИ не имеется.

    Привлеченные по делу в качестве третьих лиц Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ООО «Агентство недвижимости», Администрация Нарвинского сельсовета, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание, представителей не направили.

Согласно отзыву главы Нарвинского сельсовета Анжаева В.Б., полномочия которого прекратились в ходе рассмотрения настоящего дела, он просил исковые требования удовлетворить, так как это противоречит нормам, установленным в пунктах 3.1., 3.1.1., 4.4.3.1., 4.4.3.1.1., 4.4.3.1.1.1. Решения Манского районного Совета депутатов Красноярского края от 24.12.2008 г. № 42-334р (в ред. от 15.03.2012 г.) Об утверждении положения «О предоставлении земельных участков на территории Манского района». Согласно данному решению, по мнению Анжаева В.Б., органы местного самоуправления поселений в трехдневный срок согласовывают заявления по вопросам землепользования. При выборе земельного участка для предварительного согласования места его размещения орган местного самоуправления поселения ходатайствует о согласовании выбора земельного участка в КУМИ. Администрации Нарвинского сельсовета о выделении данного участка не было известно, адрес участку не присваивался. (л.д 136 - 137)

Иного отзыва на исковое заявление с иным содержанием, по настоящему делу от администрации Нарвинского сельсовета не поступило.

Выслушав стороны, исследовав в полном объеме материалы гражданского дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью первой статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Согласно п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе, путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Пунктом 1 статьи 61 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

В силу ч.ч. 1, 3 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Согласно ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.

В силу ч. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

По запросу суда из КУМИ Манского района были представлены документы, послужившие основанием для предоставления в аренду Тимошенко М.И. спорного земельного участка.

Согласно заявлению от 18.06.2013 г. Тимошенко М.И. обратился в администрацию Манского района, просил рассмотреть возможность выделения ему земельного участка с расположением: Красноярский край, Манский район, прилегающего к земельному участку с северо-восточной стороны <адрес> в <адрес>, площадью 400 кв.м. для огородничества в аренду на 5 лет. К заявлению приложена исполненная чернилами схема без указания точек координат, каких-либо расстояний от соседних участков или иных ориентиров, а также схема границ земельного участка по <адрес>, на которой штрихом пририсована неясная фигура без каких-либо параметров (т. 1 л.д. 183-185).

Согласно ответу и.о. главы администрации Манского района от 15.07.2013 г. он сообщает Тимошенко М.И., что в связи с заявлением о выделении земельного участка для огородничества с местоположением: <адрес>, прилегающего с северо-восточной стороны <адрес>, принято решение об опубликовании сообщения о приеме заявлений о представлении в аренду испрашиваемого участка в периодическом издании газета «Манская жизнь» и на сайте МО Манский район. В случае если по истечению месяца со дня опубликования сообщения, заявления не поступят, орган местного самоуправления принимает решение о представлении такого участка для огородничества заявителю. (т. 1 л.д.186)

11.07.2014 г. в газете «Манская жизнь» опубликовано объявление о том, что КУМИ Манского района сообщает о возможном предоставлении на праве аренды земельного участка из земель населенного пункта с разрешенным использованием – для огородничества, с местоположением : <адрес>, 20 м. на юг по направлению на юг от жилого дома по <адрес> площадью 400 кв.м. Заявления принимаются в течение месяца с момента опубликования сообщения. (т. 1 л.д. 193)

25.07.2013 г. принято постановление администрации Манского района № 747 «Об утверждении схем расположения земельных участков», согласно которому утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов, разрешенное использование – для огородничества, площадью 400 кв.м., с местоположением: <адрес>, 20 м по направлению на юг от жилого дома по <адрес>. Из схемы следует, что образуемый земельный участок непосредственно граничит с земельными участками с номерами «: », дом по «<адрес>», какие-либо иные дома на схеме отсутствуют. Какие-либо расстояния от постоянных ориентиров на схеме отсутствуют (т. 1 л.д. 187-189)

12.03.2014 г. Тимошенко М.И. обратился с заявлением в администрацию Манского района, в котором просил предоставить земельный участок с кадастровым номером в аренду сроком на 49 лет, расположенный по адресу: <адрес>, 20 м. по направлению на юг от жилого дома по <адрес> площадью 400 кв.м. из земель населенных пунктов для огородничества. К заявлению приложен кадастровый паспорт земельного участка по адресу: <адрес>, 20 м по направлению на юг от жилого дома по <адрес>. (т. 1 л.д. 190-193)

25.04.2014 г. Согласно Постановлению и.о. руководителя администрации Манского района от 25.04.2014 г. № 467 Тимошенко М.И. представлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 400 кв.м. с кадастровым номером с местоположением: <адрес>, 20 м по направлению на юг от жилого дома по <адрес>, с разрешенным использованием для огородничества, сроком на 49 лет. (т. 1 л.д. 195)

Также с документами, являвшимися основанием для передачи в аренду спорного земельного участка, представлена выписка из Правил землепользования и застройки Нарвинского сельсовета утвержденных решением Нарвинского сельсовета № 20 от 26.12.2013 г., согласно которой в зоне жилой застройки Ж-1 допускается использование земли для садоводства и огородничества.

Процедура предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством предусмотрена ст. 34 Земельного кодекса РФ:

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

3. В указанном в пункте настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте настоящей статьи решения.

Во исполнение требований части 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ, решением Манского районного Совета депутатов от 29.12.2010 г. № 7-77р утверждено «Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Манского района» (далее по тексту «Положение от 29.12.2010 г.». В пункте 3.2. указанного «Положения» установлен порядок предоставления не сформированных в установленном порядке земельных участков, за исключением земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства:

3.2.1. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении ранее не сформированного в установленном порядке земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление о предоставлении земельного участка в администрацию Манского района.

3.2.2. В заявлении о предоставлении земельного участка должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются следующие документы:

- копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

- копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;

- копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копии учредительных документов (для юридических лиц);

- копия выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), выданной не позднее 2-х месяцев на дату подачи заявления;

- в случае наличия права гражданина на бесплатное предоставление в собственность земельного участка - документы, подтверждающие наличие указанного права;

- ситуационный план земельного участка;

- эскиз временного сооружения;

- эскиз размещения временного сооружения на земельном участке.

3.2.3. На основании поступившего заявления Главой администрации района принимается одно из следующих решений:

- об опубликовании сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков в средствах массовой информации, определенных органом местного самоуправления и (или) субъектом Российской Федерации;

- о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории в случае дополнительного отвода земельного участка, примыкающего к основному, площадью меньше установленной действующим законодательством для определенного вида деятельности;

- о проведении торгов (при наличии оснований и в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим Положением);

- об отказе в предоставлении земельного участка (в случае невозможности предоставления заявителю земельного участка на испрашиваемом им праве и (или) других условиях в соответствии с требованиями законодательства и (или) по иным причинам (предполагаемая цель использования земельного участка не соответствует установленному для него правовому режиму и т.п.).

Указанное решение направляется заявителю в течение 7 рабочих дней с момента его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке.

3.2.4. Несоответствие заявления и прилагаемых к нему документов требованиям, установленным пунктом 3.2.2 настоящего Положения, является основанием для возвращения заявителю заявления о предоставлении земельного участка и прилагаемых к нему документов.

3.2.5. В случае невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и (или) законодательством Красноярского края, а также настоящим Положением, КУМИ Манского района в месячный срок направляет заявителю письмо об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин такого отказа.

3.2.6. В случае принятия решения об опубликовании сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков в средствах массовой информации по истечении тридцатидневного срока со дня опубликования информации о наличии земельных участков администрация Манского района в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, физическому или юридическому лицу, подавшему заявление, в случае непоступления заявлений от иных лиц и направляет указанному лицу копию такого решения, на основании которого заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

3.2.7. Администрация Манского района в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого участка в собственность за плату либо о передаче в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

3.2.8. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения администрацией Манского района о предоставлении этого участка в собственность за плату либо о передаче в аренду.

3.2.9. При наличии двух и более заявлений на один и тот же земельный участок КУМИ Манского района осуществляет действия по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет, оценке земельного участка, организации проведения торгов по продаже или продаже права на заключение договора аренды земельного участка в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Положением.

Процедура формирования земельного участка без права строительства кроме «Положения от 29.12.2010 г.» определена также в п. 4.3.3. Положения о предоставлении земельных участков на территории Манского района», утвержденного решением Манского районного Совета депутатов Красноярского края от 24.12.2008 г. (далее по тексту «Положение от 24.12.2008 г.»), на которое ссылается представитель ответчика Резников С.Г. и включает в себя следующие этапы:

а) подготовка схемы расположения земельного участка;

б) определение разрешенного использования земельного участка;

в) согласование схемы расположения земельного участка со специалистами, уполномоченными администрацией района;

г) утверждение схемы расположения земельного участка;

д) установление границ земельного участка на местности;

е) принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

ж) государственный кадастровый учет земельного участка.

По смыслу данной нормы, перед подачей объявления о возможности предоставления земельного участка схема его расположения должна быть утверждена и на местности его границы должны быть определены.

В данном случае, в нарушение требований, установленных указанным «Положением от 24.12.2008 г.» схема утверждена администрацией района после подачи объявления, а на местности границы земельного участка после составления схемы и перед межеванием не выставлялись.

В силу ч.ч. 1,2,5 ст. 85 Земельного кодекса РФ

1. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

2. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

5. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

В силу ч. 1, 3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ

1. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

3. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Согласно ч.ч. 2, 3, 6 Статья 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:

1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;

2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;

3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;

4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;

5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;

6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в том числе указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Понятие «градостроительный регламент» определено в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства

Таким образом, по смыслу п.п. 1.2 ст. 85 ЗК РФ ст. 30, 35 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные органы должны осуществлять предоставление земельных участков с учетом требований градостроительных условий использования, в частности - с учетом границ территориальных зон. Статья 35 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность включения в состав жилых зон территорий, предназначенных для ведения садоводства и дачного хозяйства только после проведения градостроительного зонирования. При этом до проведения зонирования законом не предусмотрена возможность выделения в составе жилых зон земельных участков для огородничества.

Как указано в ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, с учетом зонирования.

Правила землепользования и застройки Нарвинского сельсовета утверждены решением Нарвинского сельсовета № 20 от 26.12.2013 г. Согласно данным правилам (часть II – Градостроительные регламенты) в зоне жилой застройки Ж-1 допускается использование земли для садоводства и огородничества. (т. 1 л.д. 231-252)

Таким образом, при вынесении постановления администрации Манского района № 747 «Об утверждении схем расположения земельных участков» от 25.07.2013 г. незаконно определено разрешенное использование земельного участка для огородничества, так как на момент вынесения данного постановления закон не позволял использовать спорный земельный участок для огородничества, а Правила землепользования и застройки были утверждены позже.

При таких условиях заявитель имел основания полагать на момент публикации объявления в июле 2013 г. в газете «Манская жизнь», что спорный земельный участок не может быть выделен под огородничество, что дополнительно свидетельствует о том, что из объявления в газете «Манская жизнь» невозможно было понять местоположение участка.

В нарушение требований ч. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ в заявлении, поданном Тимошенко М.И. в администрацию района (т. 1 л.д. 183-185), фактически не определено местоположение испрашиваемого земельного участка. Указано: <адрес>, прилегающий с северо-восточной стороны <адрес> <адрес>. КУМИ Манского района 11.07.2013 г. подало объявление о возможности выделения земельного участка по адресу: <адрес>, 20 м. по направлению на юг от жилого дома по <адрес>), а в ответе Тимошенко М.И. от 15.07.2014 г. указало адрес, определенный согласно заявлению Тимошенко М.И.

В нарушение п. 3.2.2. «Положения от 29.12.2010 г.» заявителем Тимошенко М.И. не представлен ситуационный план земельного участка, представленные лишь две схемы, которые нельзя определить, как ситуационный план, так как в данных схемах отсутствуют расстояния от других объектов (земельных участков, домов).

Так как Тимошенко М.И. не представил ситуационный план, некорректной является и схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, утвержденная постановлением и.о.главы администрации района от 25.07.2013 г. В данной схеме отсутствуют какие-либо привязки к объектам недвижимости, невозможно понять, в скольких метрах формируемый земельный участок находится от <адрес> и с какой стороны света, соответствует ли участок в представлении Тимошенко М.И., схеме, утвержденной 25.07.2013 г..

Таким образом, заявление Тимошенко М.И. от 18.06.2013 г. было подано без приложения всех необходимых документов, поэтому у администрации Манского района имелись основания для отказа в предоставлении земельного участка на основании 3.2.3 «Положения от 29.12.2010 г.».

Администрацией Манского района нарушен принцип публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельного участка, установленный ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ.

После опубликования объявления в газете «Манская жизнь» 11.07.2013 г. у КУМИ Манского района отсутствовали какие-либо ситуационные планы схемы земельного участка, указанного в объявлении, позволяющие определить его истинное местоположение. Истец Поль В.В., который также заинтересован в аренде спорного земельного участка, был фактически лишен этой возможности, поэтому доводы представителя администрации Манского района об отсутствии нарушения права истца неосновательны.

Представитель администрации Манского района Резников С.Г. в письменном отзыве указывает, что в случае, нахождения земельного участка на землях общего пользования он не был бы поставлен на кадастровый учет, однако на момент постановки спорного участка на кадастровый учет и по настоящее время Генеральный план Нарвы, Правила землеустройства и зонирования и иные акты, позволяющие определить местонахождение мест общего пользования отсутствовали, вместе с тем истец настаивает, что сформированный участок занимает обочину дороги, по которой он может следовать по п. Нарва. Сам Тимошенко М.И. до проведения замеров 09 октября 2014 г. не знал, где фактически находится выделенный земельный участок.

После незаконного утверждения администрацией Манского района 25.07.2013 г. схемы расположения земельного участка, в нарушение требований в нарушение пункта 3.2.6. Положения администрацией Манского района, не было принято какое- либо решение о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, физическому лицу, подавшему заявление.

Как следует из материалов дела, Тимошенко М.И. обеспечил за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращение с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно межевому плану, межевой план подготовлен кадастровым инженером Космыниной Т.Л. визуально схема расположения земельных участков, указанная в межевом плане, отличается от схемы, утвержденной Постановлением от 25.07.2013 г. (л.д. 107-120). Так, в межевом плане (т. 1 л.д. 116) сформированный участок не граничит с участком с кадастровым номером, оканчивающимся на «:189» (принадлежащим истцу), предусмотрен отступ от границы. Также очевидно отличаются границы с земельным участком с кадастровым номером «:114».

Выводы суда о несоблюдении процедуры выделения земельного участка подтверждаются фактическими обстоятельствами дела.

Кадастровым инженером Кривелевым по заданию Тимошенко М.И. в ходе рассмотрения настоящего дела был осуществлен вынос в натуру характерных точек спорного земельного участка (т.2 л.д. 74). Как пояснил сам Тимошенко М.И., и не оспаривали другие участники рассмотрения дела, в настоящее время Тимошенко М.И. пользуется участком не в тех границах, которые указаны в межевом плане. Сформированный, межеванный и поставленный на кадастровый учет земельный участок, на который заключен договор аренды, не является тем участком, который просил Тимошенко М.И. изначально.

Данные фактические обстоятельства подтверждает вывод суда о том, что без ситуационного плана процедура выделения не должна была производиться.

Согласно договору аренды земельного участка от 25.05.2014 г. № 01-29, зарегистрированному в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю 23.05.2014 г., Арендодатель (МО Манский район, в лице Администрации района, через и.о. руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Батуриной Л.Н.) представляет Арендатору (Тимошенко М.И.) земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для огородничества, с кадастровым номером , площадью 400 кв.м., местоположение: <адрес>, 20 м по направлению на юг от жилого дома <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте от 25.02.2014 г. № 24/14-115589. Данный земельный участок используется под огородничество. Срок действия договора с 25.04.2014 г. по 24.04.2063 г. (т. 2 л.д. 24-31)

В акте приема передачи (приложение к договору аренды земельного участка от 25.05.2014 г. № 01-29) указано:

Участок предоставлен «Принимающей стороне» на основании постановления Администрации Манского района от 25.04.2014 г. № 467.

«Передающая сторона» и Принимающая сторона» зафиксировали настоящим актом следующее: земельный участок соответствует количественным и качественным характеристикам, согласно условий договора.

Из данного акта следует, что фактически приемка-передача земельного участка не производилась, это не оспаривала и представитель КУМИ Манского района, пояснившая, что акт подписывался без выезда на место.

Администрацией Манского района не исследовался вопрос о том, находится ли выделенный участок на дороге общего пользования (на дороге или обочине). Арендодатель фактически не может указать на местности, в каких границах выделен земельный участок, так как фактически участок Арендатору не передавался, имея ввиду, что под передачей подразумевается проверка границ передаваемого участка и поворотных точек, согласно кадастровому паспорту и результатам межевания.

Фактически администрацией Манского района необоснованно, без ситуационного плана заявителя утверждена схема участка без конкретных привязок к объектам, при межевании кадастровый инженер произвольно отступил от указанной схемы и определил точки участка иначе, после этого КУМИ Манского района не сопоставило результаты межевания и утвержденную и.о. главы района схему участка, не проверив тождество, доверяя данным кадастрового учета, который по своей сути носит уведомительный характер. В результате было подготовлено постановление и.о. главы администрации Манского района о выделении земельного участка в аренду, согласно которому сформированный и промежеванный участок был выделен Тимошенко М.И. В результате был выделен земельный участок в иных границах, чем хотел сам Тимошенко М.И.

Права заявителя Поля В.В. оспариваемым постановлением, безусловно нарушены, так как принадлежащий ему земельный участок фактически граничит с вновь сформированным и переданным в аренду Тимошенко М.И., Поль В.В. желал получить в пользование спорный земельный участок, однако не смог реализовать свое право из-за несоблюдения администрацией Манского района законодательства, в том числе принципов, сформулированных в ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ. Кроме того, земельный участок расположен в населенном пункте и при его предоставлении не уточнено не занимает ли он земли общего пользования, в том числе из-за того, что в натуре точки сформированного участка на местности администрацией Манского района не выставлялись.

Учитывая изложенное, Постановление и.о. руководителя администрации Манского района от 25.04.2014 г. № 467 о предоставлении Тимошенко М.И. в аренду спорного земельного участка суд признает недействительным.

Так как постановление, на основании которого заключен оспариваемый договор аренды земельного участка, судом признано недействительным, спорный договор является недействительным в силу ничтожности.

Согласно ч. 4 ст. 166 ГК РФ суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.

Так как предоставление в аренду муниципального земельного участка затрагивает публичные интересы, суд считает необходимым применить последствия недействительности сделки, путем внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права аренды Тимошенко М.И. на спорный земельный участок путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об указанном земельном участке.

В силу ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика Тимошенко М.И. в пользу истца Поля В.В. в возврат уплаченной при подаче иска государственной пошлины 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным постановление администрации Манского района Красноярского края № 467 от 25.04.2014 г. о предоставлении Тимошенко Михаилу Ивановичу на правах аренды земельного участка из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для огородничества, с кадастровым номером , площадью 400 кв.м., местоположение: <адрес>, 20 м по направлению на юг от жилого дома <адрес>

Признать недействительным договор аренды от 25.04.2014 г. № 01-29 земельного участка из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для огородничества, с кадастровым номером , площадью 400 кв.м., местоположение: <адрес>, 20 м по направлению на юг от жилого дома <адрес>, заключенный между муниципальным образованием Манский район в лице администрации района через и.о. руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Манского района Батуриной Л.Н. и Тимошенко Михаилом Ивановичем.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права аренды Тимошенко Н.А. на земельный участок с кадастровым номером , площадью 400 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, 20 м по направлению на юг от жилого дома <адрес> и основанием для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об указанном земельном участке.

Взыскать с Тимошенко Михаила Ивановича в пользу Поля Виталия Викторовича в возврат государственной пошлины 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Председательствующий         Дозорцев Д.А.

Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2014 г.

Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2014 г.

2-312/2014 ~ М-243/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Поль Виталий Викторович
Ответчики
Тимошенко Михаил Иванович
Администрация Манского района
Другие
Осадчук Владислав Леонидович
КУМИ Манского района
ООО "Агентство недвижимости"
Администрация Нарвинского сельсовета манского района
Манский отдел Управления федеральной службы гос. регистрации. кадастра и картографии по Красноярскому краю
Суд
Манский районный суд Красноярского края
Судья
Дозорцев Дмитрий Александрович
Дело на странице суда
mansk--krk.sudrf.ru
24.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2014Передача материалов судье
26.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2014Подготовка дела (собеседование)
01.08.2014Подготовка дела (собеседование)
01.08.2014Подготовка дела (собеседование)
12.08.2014Подготовка дела (собеседование)
20.08.2014Подготовка дела (собеседование)
20.08.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.09.2014Предварительное судебное заседание
03.10.2014Предварительное судебное заседание
13.10.2014Судебное заседание
20.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2014Дело оформлено
21.10.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее