УИД: 28RS0019-01-2020-000931-28 дело № 2-555/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2020 г. пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего Кузнецовой И.А.,
при секретаре Абдуллиной А.С.,
с участием истца Москалевой О.И. и её представителя Болдыревой О.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданского дела по иску Москалевой Оксаны Ивановны к администрации пгт. Серышево Серышевского района Амурской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о передаче имущества в муниципальную собственность,
у с т а н о в и л:
Москалева О.И. предъявила иск к администрации пгт. Серышево Серышевского района, в котором указала, что постоянно проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>. Указанное жилое помещение и земельный участок с кадастровым №, поставленный на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ не находятся в её собственности. Указанные объекты недвижимости являются неучтёнными. Администрация пгт. Серышево отказывается принимать на баланс перечисленные объекты недвижимости.
Указала, что абз. 6 и 7 п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность том числе в случае если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в ч. 11 решений в соответствии с передаточным актом. В силу п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, в частности объекты жилого фонда, за исключением входящих в состав имущества приватизируемых предприятий, независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов. Жилищный фонд относится к объектам муниципальной собственности.
Вместе с тем, указанный дом и земельный участок в муниципальную собственность не приняты, не внесены в соответствующий реестр муниципальной собственности. Факт отсутствия регистрации прав муниципальной собственности на жилой дом нарушает права проживающих в нём граждан на надлежащее содержание спорного имущества. Просит признать незаконным бездействие администрации пгт. Серышево, выразившееся в непринятии решения о передаче имущества в муниципальную собственность; обязать администрацию пгт. Серышево принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, кадастровый №, общей площадью № кв.м., жилой площадью № кв.м., земельный участок по указанному адресу, кадастровый №, площадью №
Истец Москалева О.И. в судебном заседании поддержала доводы и требования искового заявления, пояснив, что она проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> рождения. Жилое помещение выдавалось Серышевской КЭЧ отцу ФИО4 Вселена она была родителями в жилое помещение в 1974 году как член семьи нанимателей. Регистрация по месту жительства у неё с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время жилое помещение признано аварийным, ветхим. Она состоит в очереди на улучшение жилья, признана малоимущей.
Представитель истца Болдырева О.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований. Помимо доводов, изложенных в иске, указала о том, истец обращалась в прокуратуру <адрес> с целью установления владельца жилого помещения, и выяснила, что жилое помещение находится в собственности Российской Федерации, которая фактически отказалась от него, передав в муниципальную собственность. Однако, администрация пгт. Серышево не принимает жилое помещение и земельный участок в муниципальную собственность. Считает незаконным бездействие администрации пгт. Серышево, выразившееся в непринятии на баланс в муниципальную собственность спорного жилого помещения и земельного участка.
Ответчик администрации пгт. Серышево, был уведомлён надлежащим образом о времени и месте слушания дела. В судебное заседание представитель ответчика не явился, о рассмотрении дела без своего участия не ходатайствовал. Представитель администрации пгт. Серышево Маценко О.С., действующая на основании доверенности, в поданном ею письменной возражении на иск, указала, что ответчик не согласен с исковыми требованиями в полном объёме. Правообладателем спорного жилого дома является Российская Федерация. Подпунктом 2 п. 2 ст. 19 ЖК РФ установлено, что совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, образует государственный жилищный фонд (жилищный фонд РФ). Муниципальный жилищный фонд п.п. 3 п. 2 ст. 19 ЖК РФ установлен в рамках самостоятельной формы собственности. Поэтому допускается нахождение в федеральной собственности имущества, составляющего жилищный фонд.
Указала, что ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, в случае если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается. Случаи, при которых бы допускалось нахождение спорного имущества в федеральной собственности, истцом не представлены. Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность (абз. 16 п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.06.2004 № 122-ФЗ). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ (постановление от 30.06.2006 № 8-П, определение от 04.12.2007 № 828-О-П), закреплённый в ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № N 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи имущества предполагает необходимость волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обуславливает учётом позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества. То есть принудительный порядок передачи имущества запрещён. Органы муниципального образования пгт. Серышево не выступали с предложением, а равно и с согласием о передаче в муниципальную собственность из федеральной собственности спорного имущества. Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Амурской области от 02.02.2007 № 60-р, а также на основании этого распоряжения передаточный акт, вынесены в одностороннем порядке. Следовательно, Территориальным управлением нарушен порядок передачи имущества. Кроме того, так как спорное имущество является федеральной собственностью, право на распоряжение этим имуществом принадлежит государственным органам исполнительной власти, которым истец не является. Просит отказать Москалевой О.И. в удовлетворении исковых требований.
С учётом положений ст. 167 ГПК РФ, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд пришёл к следующим выводам.
Материалами дела подтверждается, что жилое помещение по адресу: <адрес> выдавалось для проживания отцу истца ФИО4, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из отметки в паспорте истца следует, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку на момент предоставления жилого помещения ФИО4, истец являлась несовершеннолетней, довод ФИО2 о том, что она была вселена в жилое помещение по адресу: <адрес> как член семьи нанимателя, а следовательно на законных основаниях, нашёл своё подтверждение в судебном заседании.
Таким образом, на протяжении длительного времени Москалева О.И. является нанимателем жилого помещения. Факт длительного и постоянного проживания её в спорном жилом помещении подтверждается материалами дела (платёжными документами, актом обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, обращением главе администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) и не оспаривается сторонами.
Согласно акту обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственная комиссия, назначенная распоряжением главы администрации пгт. Серышево от ДД.ММ.ГГГГ №р, в связи с введением режима чрезвычайной ситуации (паводка, ливневых дождей), распоряжением главы администрации пгт. Серышево от № №р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории пгт. Серышево» произвела обследование жилого дома, расположенного по адресу: по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения: жилой дом не пригоден для проживания и не подлежит восстановлению, рекомендовано эвакуировать граждан, проживающих в данном доме.
Статья 11 ГК РФ предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Москалева О.И, обратилась в суд, указывая, что были нарушены её права как нанимателя жилого помещения по адресу: <адрес>, поскольку отсутствует правообладатель жилого помещения, в чьи обязанности входит надлежащее содержание спорного имущества.
Судом на основании выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ получены сведения о том, что собственником жилого дома по адресу: <адрес>, с кадастровым №, общей площадью № кв.м., является ФИО1, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, <адрес> как следует из информации по объектам недвижимости имеет кадастровый №, площадь № кв.м., статус объекта: ранее учтённый, собственника не имеет.
Вместе с тем, судом установлено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества было принято решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» безвозмездной передаче в муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат в том числе здания, жилые помещения. Указанное военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность соответственно поселения, городского округа, муниципального района, на территориях которых расположено такое имущество. Одновременно с передачей в муниципальную собственность указанного имущества, передаче подлежит земельный участок, на котором расположено указанное имущество и который необходим для его использования.
Так, согласно акту приёма-передачи жилых домов, находящихся в федеральной собственности, закреплённых на праве оперативного управления за Серышевской КЭЧ, и земельных участков под ними, передаваемых в собственность муниципального образования пгт. Серышево, утверждённого руководителем Территориального управления Росимущества Амурской области ДД.ММ.ГГГГ, жилые дома, находящиеся в федеральной собственности, закреплённые на праве оперативного управления за Серышевской КЭЧ и земельные участки под ними переданы Серышевской КЭЧ в муниципальную собственность пгт. Серышево, в их числе жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>.
Распоряжением руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р прекращено право оперативного управления Серышевской квартирно-эксплуатационной частью (ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ» на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в акте приёма-передачи жилых домов.
Данный вывод суда подтверждается и информацией 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ о том, что жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, Серышевский КЭЧ к учёту не передавалось, на учёте Отдела отсутствует.
Из ответа ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение по адресу: пгт. Серышево, <адрес> на праве оперативного управления за Учреждением не закреплено.
Как следует из сообщения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> реестре федерального имущества, согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № не учтён и правообладателями федерального имущества к учёту не заявлен.
Несмотря на приятое руководителем Территориального управления <адрес> решение о передаче спорного имущества из федеральной собственности в муниципальную, жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>, как следует из справки администрации пгт. Серышево от ДД.ММ.ГГГГ не числится в Реестре муниципальной собственности пгт. Серышево.
Судом доводы представителя администрации пгт. Серышево Маценко О.С. о том, что Территориальным управлением нарушен порядок передачи имущества, признаётся субъективной и не соответствующей действующему законодательству.
В соответствии с частью 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утверждённые перечни.
Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Судом рассмотрены доводы представителя администрации пгт. Серышево Маценко О.С., основанные на положениях, указанных в постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П и определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, о том, что принудительный порядок передачи имущества запрещён, органы муниципального образования пгт. Серышево не выступали с предложением, а равно и с согласием о передаче в муниципальную собственность из федеральной собственности спорного имущества.
Постановлением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П положения ч. 11 ст. 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Из изложенных в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П и Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О правовых позиций Конституционного Суда РФ следует, что положения ч. 11 ст. 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и - независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества - предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учёт позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, т.е. при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную. Необходимость выявления в этом случае позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования, а при наличии объективной необходимости - и за счет финансовой поддержки, оказываемой в рамках межбюджетных отношений Российской Федерации и её субъектов.
У муниципального образования пгт. Серышево после вынесения распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, имелась возможность сформулировать и отстаивать свою позицию в отношении переданного ему имущества, а при отсутствии возможности несения дополнительных расходов на его содержание, которые существенно препятствовали бы реализации конституционных функций местного самоуправления, обратиться за финансовой поддержкой, поскольку местный бюджет является составной частью финансовой системы Российской Федерации.
Однако, несмотря на то, что Глава администрации пгт. Серышево не подписал акт приёма-передачи жилых домов, ответчик на протяжении более 13 лет не высказывал возражений и не отстаивал позицию против передачи ему в муниципальную собственность имущества, ранее находящегося на праве оперативного управления за Серышевской КЭЧ. Документов, подтверждающих факт обращения за оказанием финансовой поддержки в связи с передачей из федеральной собственности имущества в муниципальную, ответчиком представлены не были. Доказательств подтверждающих, что решение вопроса о праве собственности на спорные объекты препятствовало реализации законных прав муниципального образования, также представлено не было.
Таким образом, поскольку акт приёма жилых домов, находящихся в федеральной собственности и земельных участков под ними, передаваемых в собственность муниципального образования пгт. Серышево, был в одностороннем порядке утверждён руководителем Территориального управления <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, у администрации пгт. Серышево возникла обязанность по принятию объектов недвижимости, указанных в акте в муниципальную собственность.
Поскольку жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> подлежат включению в муниципальную собственность, правомерность вселения нанимателя Москалевой О.И. в указанное жилое помещение установлена, суд пришёл к выводу о наличии у нанимателя права на заключение договора социального найма.
Установленные судом обстоятельства соответствуют результатам проверки прокурора <адрес>, которым в июне 2020 года была проведена проверка по обращению ФИО2, и сделаны выводы о том, что неисполнение органами местного самоуправления возложенных на них законом обязанностей, умаляют жилищные права заявителя.
На основании изложенного суд пришёл к выводу об в удовлетворении исковых требований Москалевой О.И. в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░. <░░░░░> ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░.░.,
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>., ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (690090, ░. ░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░, ░. 54) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 31 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░