Дело 2-631/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Куликовой Н.В., с участием представителя ответчика - ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты», рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 20 февраля 2013 года гражданское дело по заявлению гр. Папушенко Виктора Григорьевича к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Ухты» о признании незаконным приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию от 28.04.2012 №885 об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда»,
Установил:
Папушенко В.Г. обратился в суд с требованиями к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Ухты» (далее – ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты») о признании за ним (истцом) права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании Агентства Республики Коми по социальному развитию присвоить такое звание, обязании ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» выдать удостоверение «Ветеран труда». В обоснование требований истец указал, что имеет ведомственную награду - Почетную грамоту Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ и является пенсионером по старости, т.е. имеет все основания для присвоения звания «Ветеран труда»; приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от <...> №.... ему (Папушенко В.Г.) отказано в присвоении звания «Ветеран труда». Считая данный отказ незаконным, истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
В проведенных по делу судебных заседаниях истец участие не принимал, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении требований настаивает, доводы заявления поддерживает.
Представитель истца Шабайкин В.Н., действующий по доверенности, в судебном заседании уточнил исковые требования, просил признать незаконным приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от <...> №.... об отказе в присвоении Папушенко В.Г. звания «Ветеран труда», обязать ответчиков присвоить истцу такое звание; указал, что иных требований не заявляет; пояснил, что в качестве основания для присвоения указанного звания Папушенко В.Г. имеет награду федерального органа исполнительной власти – Федерального агентства воздушного транспорта, находящегося в ведении Министерства транспорта РФ; к данной награде – Почетной грамоте истец был представлен во время работы в ГУП РК «Комиавиатранс», в Ухтинской линейной станции технического обслуживания воздушных судов, в должности инженера по ТОАТ (по ПиД) 1 категории отдела технического контроля; на момент награждения состоял в штате указанной организации (ГУП РК «Комиавиатранс»), подведомственной Федеральному агентству воздушного транспорта, соответственно, данная награда является для истца ведомственным знаком отличия в труде в смысле, придаваемом этому понятию подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"; федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде; «Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми», утвержденное Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302, которое применяется с учетом Постановления Конституционного Суда Республики Коми от 30.09.2011г., не содержит исчерпывающего и полного перечня знаков отличия в труде. На основании изложенного представитель истца полагает, что Папушенко В.Г. имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», и настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований.
Агентство Республики Коми по социальному развитию (далее – Агентство) извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представило отзыв на иск, в котором указывает следующее: при присвоении звания «Ветеран труда» учитываются ведомственные знаки отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), работавшего (служившего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу, и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий; основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются не все наградные документы, а только документы, выданные в установленном порядке в соответствии с правовыми актами о ведомственных наградах федеральных органов, которые указаны в «Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда»», являющемся приложением №2 к «Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми», утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 №302; в данном случае Федеральное агентство воздушного транспорта не подпадает под поименованный перечень государственных органов, указанных в вышеуказанном Перечне - Приложении №2 к Положению. Ответчик в своем отзыве отмечает, что статус федерального министерства отличается от статуса органа, входящего в структуру министерства в качестве правоприменителя, соответственно, и поощрения (награды), выданные от имени министерства, имеют более высокий статус по отношению к наградам, выданным органом, входящим в структуру Министерства, (в данном случае награды Министерства транспорта РФ имеют более высокий статус по отношению к наградам Федерального агентства воздушного транспорта, входящего в структуру Министерства транспорта РФ); при таких обстоятельствах, по мнению ответчика, награждение Папушенко В.Г. Почетной грамотой Федерального агентства воздушного транспорта не может быть подтверждающим документом для присвоения звания «Ветеран труда»; федеральным законодательством установлено право субъектов РФ определять порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», исходя из политических, экономических, социальных условий функционирования субъекта Российской Федерации (определение Верховного Суда РФ от 11.08.2010 №51-Г10-20); таким образом, как указывает ответчик со ссылкой на определение Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 №1588-О, субъект Российской Федерации вправе определять ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, органов власти и управления СССР, РСФСР или Российской Федерации; такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки. В связи с изложенным, по мнению ответчика, при разрешении спора необходимо применять Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденное постановлением Правительства РК от 19.12.2007г. №302 (с последующими изменениями и дополнениями), которое не оспорено в судебном порядке. На основании изложенного Агентство РК по социальному развитию просит отказать в удовлетворении исковых требований Папушенко В.Г.
Представитель ответчика - Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Ухты» Тренькина Е.И., действующая по доверенности, в судебном заседании требования Папушенко В.Г. не признала, представила отзыв на иск, поддерживает по данному делу позицию Агентства Республики Коми по социальному развитию. Тренькина Е.И. указала, что Папушенко В.Г. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что представленный им наградной документ – Почетная грамота Росавиации не отвечает требованиям абзацев 2 и 3 пп. 1 п. 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007г. №302 (с последующими изменениями и дополнениями); Почетная грамота Федерального агентства воздушного транспорта не входит в Перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», содержащийся в приложении №2 к указанному Положению; в данном Перечне содержится только Почетная грамота Министерства транспорта РФ, а не подведомственных ему агентств; приказом Министерства транспорта РФ от 18.10.2005г. №130 утверждены ведомственные награды Министерства транспорта РФ (в ред. Приказа Минтранса РФ от 20.06.2007г. №79), в списке таких наград Почетная грамота Росавиации также отсутствует. На основании изложенного ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» просит отказать в удовлетворении исковых требований Папушенко В.Г.
Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты», полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя Агентства Республики Коми по социальному развитию.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами пенсионного дела истца, что Папушенко Виктор Григорьевич, <...> года рождения, с 1978 года по настоящее время работает в системе гражданской авиации (Ухтинском объединенном авиаотряде Коми управления гражданской авиации, впоследствии неоднократно реорганизованном и переименованном). С <...> Папушенко В.Г. назначена трудовая пенсия по старости по основаниям, предусмотренным пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Наличие у заявителя трудового стажа, необходимого для присвоения звания «Ветеран труда», ответчиками не оспаривается и подтверждается материалами пенсионного дела Папушенко В.Г.
Приказом от <...> года за.... руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Министерства транспорта РФ Папушенко В.Г. – инженер по ЛАиД Ухтинской ЛСТО ГУП РК «Комиавиатранс» награжден Почетной грамотой Федерального агентства воздушного транспорта за многолетнюю добросовестную работу в системе гражданской авиации и в связи с профессиональным праздником – Днем гражданской авиации.
Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 28 апреля 2012 года за .... Папушенко В.Г. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" со ссылкой на то, что наличие Почетной грамоты Росавиации не является основанием для присвоения звания "Ветеран труда", так как такой наградной документ не содержится в «Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», являющемся приложением №2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от <...> .... (с последующими изменениями и дополнениями). В оспариваемом приказе, в основаниях отказа, имеется ссылка на положения подпункта 2 абзаца 2 пункта 11 указанного Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, (представление документов, которые не подтверждают право гражданина на присвоение ему такого звания).
Отказ Агентства РК по социальному развитию в присвоении Папушенко В.Г. звания «Ветеран труда» явился основанием для обращения истца в суд с вышеуказанными требованиями.
Оценивая доводы сторон и разрешая спор, суд исходит из следующего.
В силу статьи 7 Федерального закона №5-ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 ветеранами труда признаются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", лица награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а также лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пункт 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ); порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 введен Федеральным законом от 19.12.2005 №163-ФЗ).
Конституционный Суд Республики Коми в своем постановлении от 30.09.2011г. указывает, что в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и на основании пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и статей 26.1, 26.3, 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлены полномочия по осуществлению собственного правового регулирования в области нормативного определения порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда"; об этом же свидетельствует и правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем определении от 1 апреля 2008 года N 479-О указал, что осуществление субъектами Российской Федерации указанных полномочий предполагает как установление ими организационно-процедурного механизма приобретения и присвоения звания "Ветеран труда", так и определение форм подтверждения оснований для приобретения гражданином статуса ветерана труда.
Во исполнение приведенных конституционных предписаний и требований федерального законодательства статьей 22.1 Закона Республики Коми №55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12.11.2004г. (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено, что лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а также лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, звание "Ветеран труда" присваивается уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми (в ред. Закона РК от 07.05.2010 N 32-РЗ).
В целях реализации положений статьи 22.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, которым определен перечень документов, необходимых для присвоения данного звания, установлен порядок представления этих документов и их рассмотрения уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми и прописаны условия присвоения звания "Ветеран труда", в том числе и лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде.
При этом в Приложении N 2 к Положению приведен перечень ведомственных знаков отличия в труде, под которыми, в частности, понимаются медали, почетные звания, почетные грамоты, нагрудные знаки и значки отличия, учрежденные правовыми актами ведомств и являющиеся индивидуальной формой поощрения за высокие достижения в труде и большие заслуги в служебной и иной общественно полезной деятельности.
Конституционный Суд Республики Коми в своем постановлении от 30.09.2011 «По делу о проверке конституционности Приложения N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302…» указал, что «перечисление в Приложении N 2 ведомственных знаков отличия в труде само по себе не нарушает прописанные в Конституции Республики Коми права и свободы граждан, поскольку данные виды поощрения предусмотрены правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации и в соответствии с указанными выше нормами законодательства Российской Федерации и Республики Коми являются безусловным основанием для рассмотрения вопроса о присвоении награжденным этими знаками лицам звания "Ветеран труда"; вместе с тем, Приложением N 2 предусмотрен исчерпывающий и далеко не полный перечень ведомственных знаков отличия в труде, что противоречит статье 7 Федерального закона "О ветеранах" и статье 22.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", императивно устанавливающим основания для присвоения звания "Ветеран труда", и ведет к необоснованному ограничению прав граждан, удостоенных знаков отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших своего отражения в настоящем Приложении; кроме того, ведомства Российской Федерации не лишены возможности принимать правовые акты об учреждении новых знаков отличия в труде, которые в силу закона являются основанием для рассмотрения вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", и поэтому отсутствие в Приложении N 2 нормы, предусматривающей право граждан на присвоение данного звания в случае их награждения вновь учрежденными ведомственными знаками отличия в труде, также не согласуется с установленными законодательством большей юридической силы и приведенными выше принципами присвоения указанного звания».
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 вышеназванного Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда на территории Республики Коми, для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 3 настоящего Положения, основанием для присвоения звания "Ветеран труда" являются правоустанавливающие документы, подтверждающие награждение орденами, медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде. Документами, подтверждающими награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, являются наградные удостоверения или другие документы к указанным государственным наградам, учрежденным законодательством СССР, РСФСР или Российской Федерации. Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", согласно приложению N 2 к настоящему Положению (в ред. Постановления Правительства РК от 21.03.2011 N 61). При присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условия, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), работавшего (служившего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу, и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий (в ред. Постановления Правительства РК от 20.11.2012 N 499). Документами, подтверждающими трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются справки, трудовые книжки, выданные в установленном порядке организациями, учреждениями или органами государственной власти и уполномоченными организациями на основании архивных данных (абзац введен Постановлением Правительства РК от 26.08.2010 N 281).
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 30.09.2011г. «По делу о проверке конституционности Приложения N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми»» указанное Приложение N 2 в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", признано не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.
В рассматриваемом случае Папушенко В.Г. при обращении 20 апреля 2012 года в ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» и Агентство РК по социальному развитию с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» представил в качестве основания для присвоения звания «Ветеран труда» Почетную грамоту Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ, подписанную руководителем Росавиации (приказ о награждении от 03.02.2012г. за №41\Н-ФА в деле имеется).
В пункте 5 Перечня ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденного в приложении №2 к вышеназванному Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, указаны «иные медали, почетные звания, нагрудные знаки, знаки, значки, почетные грамоты федеральных органов государственной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, органов государственной власти СССР, судов и органов прокуратуры СССР, решение о награждении которыми принято в установленном порядке уполномоченным должностным лицом» (п. 5 введен Постановлением Правительства РК от 16.02.2012 N 47).
Согласно ст. 10 Конституции Российской федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Федеральное агентство воздушного транспорта входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636, подведомственно Министерству транспорта РФ (раздел II).
Согласно Положению о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 396 (с последующими изменениями и дополнениями), Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними (пункт 1 в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.12.2009 N 1033, от 02.02.2010 N 40). Федеральное агентство воздушного транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации (пункт 2).
На момент награждения Почетной грамотой Росавиации Минтранса РФ (03.02.2012г.) Папушенко В.Г. работал в <...> в , в должности ; на момент награждения состоял в штате указанной организации (<...> подведомственной федеральному органу исполнительной власти - Федеральному агентству воздушного транспорта. Таким образом, Почетная грамота Росавиации Минтранса РФ является ведомственным знаком отличия в труде, в смысле, придаваемом этому понятию подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах", по сути и характеру отмечаемых указанной наградой заслуг.
На основании вышеприведенных положений законодательства суд приходит к выводу, что наличие такой ведомственной награды как Почетная грамота Росавиации Минтранса РФ с учетом наличия у заявителя трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости, является достаточным основанием для присвоения заявителю звания "Ветеран труда", требования Папушенко В.Г. к Агентству РК по социальному развитию являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы Агентства и ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» об отсутствии указанного наградного документа – Почетной грамоты Росавиации Минтранса РФ в «Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», являющемся приложением №2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 №302 (с последующими изменениями и дополнениями), с учетом приведенных положений законодательства, постановления Конституционного Суда Республики Коми от 30.09.2011, подлежат отклонению; федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде, а установленные по делу обстоятельства подтверждают ведомственную принадлежность оспариваемой награды.
Ссылки ответчиков на определение Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2009 года N 1588-О-О, практику Верховного Суда РФ (Определение от 11 августа 2010 года N 51-Г10-20) и выводы, на которые в связи с этим указывают ответчики, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, т.к. подтверждают лишь наличие права субъектов РФ устанавливать порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда".
В связи с тем, что вопросы присвоения звания «Ветеран труда» входят в компетенцию Агентства РК по социальному развитию и не относятся к компетенции ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты», суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований истца к ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты».
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:Заявление Папушенко Виктора Григорьевича к Агентству Республики Коми по социальному развитию удовлетворить.
Признать незаконным приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от <...> года №.... об отказе в присвоении Папушенко Виктору Григорьевичу звания «Ветеран труда».
Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию присвоить Папушенко Виктору Григорьевичу, <...> г.р., звание «Ветеран труда».
В удовлетворении требований к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Ухты» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 25 февраля 2013 года.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон