Мотивированное решение 15.07.2020
№ 2-1-401/2020
№1-109/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июля 2020 года г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Байдина С.М.
при секретаре Сергеевой Л.А.
с участием
истца Старикова А.В., его представителя Оносова Ю.В.
представителя ответчика Цивилевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старикова А. В. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуфимске Свердловской области (межрайонное) о признании права на досрочное установление страховой пенсии по старости, взыскании недополученной пенсии
УСТАНОВИЛ:
Стариков А.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФР в г. Красноуфимске Свердловской области (межрайонное) в котором, с учетом уточнения заявленных исковых требований, просил признать за ним право на получение страховой пенсии с 07.08.2019 года, обязать ответчика выплатить ему недополученную пенсию за период с 07.08.2019 по 11.11.2019 года, взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что 06.11.2018 года обратился в УПФР в г. Красноуфимске с заявлением о назначении пенсии и проверки документов. <дата> позвонив по телефону, записался на прием для подачи заявления о назначении страховой пенсии на <дата>. Далее, <дата> за месяц до возникновения права на назначение пенсии лично обратился в ГУ УПФР в г. Красноуфимске к специалисту клиентской службы Свидетель №1 для подачи заявления о назначении страховой пенсии. Последняя незаконно отказала в приеме заявления и его регистрации, ссылаясь на отсутствие права на получение пенсии, несмотря на то, что в пенсионном деле истца имелись все сведения и необходимые документы, свидетельствующие о возникновении права на назначение страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30, с применением ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 при достижении Старковым А.В. возраста 50 лет, а именно с 07.08.2019. Далее, <дата> Старкову А.В. позвонила начальник ОНП и ВП УПФР г. Красноуфимска ФИО6 и пригласила в УПФР для подачи заявления о назначении пенсии. После этого, 12.11.2019 Старков А.В. повторно обратился с заявлением о назначении пенсии, на сто было получено решение об отказе в установлении страховой пенсии от 31.12.2019 №1-109/2014. Далее 13.01.2020 в четвертый раз Старков А.В. обратился в УПФР в г. Красноуфимске, после чего было принято решение об отказе в установлении страховой пенсии от 24.01.2020 №1-109/2014, по которому датой обращения считается 12.11.2019 и назначена страховая пенсия с 12.11.2019, что по его мнению является незаконным. Полагает, что право на назначение страховой пенсии возникло 07.08.2019 года, вместе с тем, ему незаконно не выплачивалась страховая пенсия с 07.08.2019 по 11.11.2019.
В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении. Полагали, что сотрудники УПФР не разобрались в изменениях внесенных федеральный закон о страховых пенсиях, поэтому незаконно отказали Старикову А.В. 17.07.2019 в приеме письменного заявления.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признала, суду показала, что 17.07.2019 заявление от истца, способами, указанными в законе, не подавалось. Пенсия истцу назначена в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом ч. 2 ст. 33 данного закона с 12.11.2019 года, то есть с даты обращения в УПФР с заявлением о назначении пенсии. Полагала, что требование истца назначить пенсию с 07.08.2019 и выплатить недополученную пенсию за период с 07.08.2019 по 11.11.2019 является незаконным и удовлетворению не подлежит. Кроме того, полагала, что расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей истцом необоснованно завышены и не соответствуют критериям разумности и справедливости, моральный вред может быть причинен действиями, нарушающими имущественные права граждан, и подлежит компенсации только в случаях предусмотренных законом. Право на пенсионное обеспечение является имущественным правом гражданина с учетом положений ст.ст. 7, 39 Конституции РФ и Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», положения которого не предусматривают компенсацию морального вреда как вид ответственности за нарушение прав на пенсионное обеспечение.
Заслушав истца, его представителя, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии с часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из части 2 указанной статьи следует, что днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу положений п. 71 и п. 72 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.01.2019 № 16п Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, поданных гражданином непосредственно в территориальный орган ПФР, в том числе через работодателя, осуществляется территориальным органом ПФР в день подачи указанных заявления и документов в территориальный орган ПФР.
Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, направленных по почте, поданных через многофункциональный центр, заявления, представленного в форме электронного документа, осуществляется территориальным органом ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения территориальным органом ПФР.
Факт и дата приема территориальным органом ПФР от гражданина заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подтверждаются уведомлением, выдаваемым территориальным органом ПФР, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных гражданином, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом ПФР и которые гражданин вправе представить по собственной инициативе.
В случае подачи заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, по почте уведомление направляется в адрес гражданина по почте.
При подаче заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, работодателем гражданина уведомление выдается гражданину через работодателя. В случае подачи заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги через многофункциональный центр уведомление направляется гражданину через многофункциональный центр.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Из материалов дела следует, что 06.11.2018 года Стариков А.В. обратился в УПФР в г. Красноуфимске и Красноуфимском районе с заявлением регистрационный №1-109/2014 (л.д. 6) при этом, данное заявление не содержит причину обращения.
Согласно уведомления (л.д. 6 на обороте) Стариков А.В. обратился с заявлением – вид: устное; тип: заблаговременная подготовка документов на пенсию.
По результатам данного обращения Старикову А.В. была выдана памятка (л.д.5) в соответствии с которой, с заявлением на назначение пенсии необходимо было обратиться с 22.07.2019 по 07.08.2019 года.
09.07.2019 года Стариков А.В. записался на прием в УПФР на 09 часов 00 минут 17.07.2019, что подтверждается соответствующим талоном и не оспаривается представителем ответчика.
Допустимых и относимых доказательств того, что 17.07.2019 Стариковым А.В. было подано заявление о назначении страховой пенсии со старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», а равно как и того, что Старикову А.В. в приеме (регистрации) заявления было незаконно отказано, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено.
Представленное стороной истца в материалы дела заявление о назначении пенсии, оформленное на бланке, подготовленном с использованием системы ГАРАНТ, и содержащее в себе указание на дату заполнения заявления 17.07.2019 таким доказательством не является, поскольку не позволяет сделать бесспорный вывод о том, что оформлено оно было именно 17.07.2019 и не доказывает того, что данное заявление было представлено сотруднику УПФР, в данном случае Свидетель №1
При этом суд отмечает, что при наличии 17.07.2019 оформленного письменного заявления о назначении пенсии Стариков А.В. не лишен был возможности зарегистрировать его в приемной, УПФР в г. Красноуфимске Свердловской области (межрайонное), направить его по средствам почтовой корреспонденции, либо сдать в многофункциональном центре, чего сделано не было. Не было подано данное заявление и с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Свидетель №1 суду показала, что является ведущим специалистом экспертом клиентской службы УПФР. Не помнит, что бы истец обращался к ней с письменным заявлением, поскольку ежедневно бывает большое количество людей (от 5 до 30), а с июля 2019 года прошел продолжительный промежуток времени. На приеме граждан происходит их консультация, проверка пенсионного дела, рекомендуют обратиться в кабинет № 104 где имеется гостевой компьютер, и соответственно можно подготовить заявление. Регистраций заявлений занимается секретарь. К специалистам пенсионного фонда заявление поступает уже в электронном виде.
Далее из материалов дела, а также материалов пенсионного дела №1-109/2014 следует, что заявление Старикова А.В. о назначении пенсии поступило в УПФР в г. Красноуфимске Свердловской области (межрайонное) 12.11.2019 года.
В последствии, именно с данной даты, то есть с 12.11.2019 года Старикову А.В. назначена страховая пенсия по старости предусмотренная п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что основания для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Старикову А.В. с 07.08.2019 года отсутствуют, как следствие отсутствуют основания для возложения обязанности на ответчика выплатить истцу недополученную пенсию за период с 07.08.2019 по 11.11.2019 года.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1099 ГК РФ).
Согласно руководящих разъяснений изложенных в п. 31 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
С учетом данного положения, а также принимая во внимание, изложенные выше выводы, об отсутствии оснований для: признания за Стариковым А.В. права на страховую пенсию с 07.08.2019 и возложении обязанностей на ответчика выплатить ему пенсию с 07.08.2019 по 11.11.2019, суд приходит к выводу о том, что не подлежат удовлетворению и требования Старикова А.В. о взыскании компенсации морального вреда.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований истца по основному требованию, то не подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании в его пользу понесенных им судебных расходов.
Ответчиком требования о взыскании судебных расходов не заявлялись.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Старикова А. В. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуфимске Свердловской области (межрайонное) о признании права на назначение страховой пенсии с 07.08.2019 года, возложении обязанностей выплаты недополученной пенсии, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий С.М. Байдин