Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
20 декабря 2011 года
Сызранский городской суд Самарской области
в составе: председательствующего Зумориной Л.В.,
при секретаре Минеевой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сызрани гражданское дело № 2-4653/11 по иску Б*** А.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, о зачете периодов работы, о назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Истица Б*** А.А. обратилась в суд г.Сызрани с исковым заявлением о признании неправомерным отказа ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области в назначении истице Б*** А.А. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, просит признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области от **.**.**** г. за № 61 об отказе в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от **.**.**** г., засчитать в педагогический стаж работы периоды: с **.**.**** г. по **.**.**** г. – нахождения в отпуске по уходу за ребенком **.**.**** г. г.р. до достижения им возраста 3-х лет, с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г. – периоды обучения на курсах повышения квалификации и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня первичного обращения-с **.**.**** г..
В обоснование иска Б*** А.А. ссылается на то, что **.**.**** г. она обратилась к ответчику – в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области с заявлением о назначении истице Б*** А.А. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от **.**.**** г.
**.**.**** г. решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области /протокол № 61/ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от **.**.**** г. ввиду отсутствия необходимого 25-ти летнего специального стажа.
Ответчиком было подтверждено страхового стажа истицы – 26 лет 10 мес. 23 дня, стажа на соответствующих видах работ - 24 года 06 мес. 20 дней.
В специальный педагогический стаж работы ей не были включены следующие периоды: с **.**.**** г. по **.**.**** г. – нахождения в отпуске по уходу за ребенком **.**.**** г. г.р. до достижения им возраста 3-х лет, с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г. – периоды обучения на курсах повышения квалификации.
Истица Б*** А.А. считает отказ в назначении пенсии незаконным, нарушающим конституционные права на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку в период с **.**.**** г. по **.**.**** г. она находилась в отпуске по уходу за ребенком (**.**.**** г. г.р.) до достижения им возраста 3-х лет.
Данный период был предоставлен ей в соответствии с приказом по школе № 27 от **.**.**** г. № 282.
Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с **.**.**** г. по **.**.**** г. подлежит включению в специальный стаж в соответствии с Определением Верховного Суда РФ от **.**.**** г. № 41-В10-22.
В периоды обучения на курсах повышения квалификации с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г. она также осуществляла педагогическую деятельность, так как повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы педагогических работников, на указанные курсы она направлялась согласно приказов руководства образовательного учреждения, за указанные периоды работы также ее трудовой стаж не прерывался, в указанные периоды сохранялись за нею место работы и средняя заработная плата /ст.187 ТК РФ/, производились отчисления в пенсионный и другие фонды.
Учитывая, что ни Правила исчисления, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** г. № 516, ни Правила исчисления, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** г. № 781, не содержат прямого запрета на включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы, указанные периоды подлежат зачету в специальный стаж.
Ее специальный педагогический стаж на день подачи ответчику заявления о досрочном назначении пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от **.**.**** г. составлял более 25 лет, а соответственно истица Б*** А.А. имеет право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Решение ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости нарушило ее право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением ею педагогической деятельности, в связи с чем, она вынуждена обратиться в суд с данным иском.
В судебном заседании истица Б*** А.А. иск поддержала и привела доводы, изложенные выше и указанные в исковом заявлении; не поддерживает исковые требования о зачете в стаж работы в связи с педагогической деятельностью периодов обучения на курсах повышения квалификации, что подтверждается ее заявлением от **.**.**** г.
В судебном заседании представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области – Т*** О.А. /по доверенности от **.**.**** г./ иск не признала, привела доводы, изложенные в решении № 61 от **.**.**** г.
Согласно п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста граждан.
Суд, проверив дело, заслушав истицу Б*** А.А., представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области – Т*** О.А., полагает исковое заявление Б*** А.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что **.**.**** г. Б*** А.А. обратилась с заявлением в комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею педагогической деятельности.
На основании протокола № 61 от **.**.**** г. заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области по результатам правовой оценки представленных истицей Б*** А.А. документов подтверждено отсутствие у Б*** А.А. права на **.**.**** г. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от **.**.**** г. ввиду отсутствия 25-летней педагогической деятельности.
Решением № 61 от **.**.**** г. зам. начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области /протокол № 61/ Б*** А.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с **.**.**** г. в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от **.**.**** г. ввиду отсутствия 25-летней педагогической деятельности.
Б*** А.А. было зачтено трудового стажа в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей: 24 года 06 мес. 20 дней с учетом Постановления Конституционного суда РФ от **.**.**** г. № 2-П и с учетом Постановления Правительства РФ № 781 от **.**.**** г.
При определении права истицы Б*** А.А. на досрочную трудовую пенсию по заявлению истицы от **.**.**** г. согласно решения комиссии № 61 от **.**.**** г. по рассмотрению пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 781 от **.**.**** г. и Постановлением Конституционного суда РФ от **.**.**** г. № 2-П ответчиком не засчитаны в специальный педагогический стаж работы истицы Б*** А.А., в т.ч., следующие периоды:
- с **.**.**** г. по **.**.**** г. – нахождения в отпуске по уходу за ребенком **.**.**** г. г.р. до достижения им возраста 3-х лет, поскольку не предусмотрены Разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от **.**.**** г., Разъяснением Минтруда России от **.**.**** г. № 5 и Постановлением Правительства РФ № 516 от **.**.**** г.
- с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г. – периоды обучения на курсах повышения квалификации не подлежали ответчиком зачету в стаж на соответствующих видах работ, поскольку не предусмотрены Постановлением Правительства РФ от **.**.**** г. № 516.
Как следует из трудовой книжки истицы Б*** А.А. она до настоящего времени осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, работая в общеобразовательном учреждении - ОУ СОШ № 33 в должности заместителя директора по учебно-воспитательной части.
Поскольку согласно п.19 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста граждан, поэтому учитывая, что согласно Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от **.**.**** г. назначение пенсии по выслуге лет педагогическим работникам зависит не от наименования занимаемой должности, не от наименования учреждения, где гражданин работает, а важно, чтобы лицо осуществляло педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а Б*** А.А. в вышеназванные периоды осуществляла педагогическую и воспитательную деятельность в учреждении для детей, посещающих среднюю школу.
Период с **.**.**** г. по **.**.**** г. – нахождения в отпуске по уходу за ребенком **.**.**** г. г.р. до достижения им возраста 3-х лет подлежит зачету в педагогический стаж, поскольку период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не стал засчитываться в специальный стаж только с **.**.**** г. после внесения Законом РФ от **.**.**** г. изменений в ст.167 КзоТ РСФСР.
Истице Б*** А.А. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком в соответствии с приказом от **.**.**** г. № 282.
До введения в действие Закона Российской Федерации от **.**.**** г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от **.**.**** г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от **.**.**** г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с **.**.**** г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет.
Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от **.**.**** г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от **.**.**** г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от **.**.**** г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу **.**.**** г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до **.**.**** г.
Этот вывод в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **.**.**** г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".
Также п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от **.**.**** г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до **.**.**** г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от **.**.**** г. № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Поэтому суд полагает необходимым зачесть период отпуска истицы Б*** А.А. с **.**.**** г. по **.**.**** г. – нахождения в отпуске по уходу за ребенком **.**.**** г. г.р. до достижения им возраста 3-х лет в стаж работы по специальности, т.к., в соответствии с разъяснением Министерства труда РФ от **.**.**** г. № 5, утвержденного Постановлением Министерства труда РФ № 29 от **.**.**** г., в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до **.**.**** г..
В части требований истицы Б*** А.А. об обязании ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с выработкой установленного стажа педагогической деятельности, начиная с даты её первичного обращения в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении данной пенсии, то есть, с **.**.**** г., суд руководствуется следующим.
В силу пункта второго статьи 19 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от **.**.**** г. «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (пункт 1 данной статьи Закона), а днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Из материалов настоящего дела следует, что **.**.**** г. Б*** А.А. подала в Управление Пенсионного Фонда РФ /Государственное учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области оформленное по установленной форме заявление о досрочном назначении ей трудовой пенсии согласно подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Указанное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось и подтверждается материалами личного пенсионного дела истицы Б*** А.А.
Между тем, право на пенсионное обеспечение истицы является производным от всей её предыдущей трудовой деятельности и соответствующего характера выполнявшейся ею работы (педагогической деятельности).
Поэтому реализация данного права гражданина, гарантированного Конституцией РФ и ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ, не может быть ограничена лишь по формальным основаниям.
В связи с этим, доводы представителя ответчика об отсутствии у органа пенсионного обеспечения правовых оснований для назначения Б*** А.А. досрочной пенсии с **.**.**** г. являются несостоятельными.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в абзаце втором пункта 23 Постановления Пленума № 25 от **.**.**** г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» о том, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако, в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.
Кроме того, на **.**.**** г. для Б*** А.А. достаточно /25 лет 11 дней/ требуемого 25-ти летнего стажа работы /педагогической деятельности/ при зачете вышеназванных периодов отпуска по уходу за ребенком /5 мес. 21 день/ и рассчитанного ответчиком стажа по протоколу № 61 от **.**.**** г. /24 года 06 мес. 20 дней/.
При таких обстоятельствах, заявленный Б*** А.А. иск суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Б*** А.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение зам. начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области от **.**.**** г. за № 61 об отказе Б*** А.А. в назначении с **.**.**** г. досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от **.**.**** г.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области засчитать Б*** А.А. в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности период:
с **.**.**** г. по **.**.**** г. – нахождения в отпуске по уходу за ребенком **.**.**** г. г.р. до достижения им возраста 3-х лет;
и назначить Б*** А.А. трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, с момента подачи заявления в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации /Государственное Учреждение/ в г.г.Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области, т.е., с **.**.**** г..
Решение с правом обжалования в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней.
С У Д Ь Я :