РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 июля 2015 года |
город Белогорск |
Белогорский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – Жидкова Т.Г.,
при секретаре судебного заседания – Кабатовой С.О.,
с участием представителя военного прокурора <иные данные> гарнизона <иные данные> Черных С.Ю., заявителя Вознюка В.М., а также представителя начальника 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Нестеренко Р.В., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военного прокурора Белогорского гарнизона в интересах военнослужащего войсковой части № <иные данные> Вознюка <иные данные> об оспаривании действий начальника 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, связанных со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Белогорского гарнизона обратился в суд с заявлением в интересах Вознюка, в котором указал, что решением начальника 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее – Востокрегионжилье) от <дата> № Вознюк снят с учета нуждающихся в жилых помещениях. Решение принято в связи с тем, что ранее заявитель участвовал в приватизации жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Указал, что снятие Вознюка с учета нуждающихся является не законным, поскольку с момента отчуждения жилой площади прошло более 5 лет. Кроме того, Вознюк отчужденную квартиру не приватизировал, а приобрел у ТОО «<иные данные>». Считая вышеуказанные действия должностного лица незаконными, просит обязать начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» отменить свое решение от <дата> №, восстановив Вознюка в Едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании представитель военного прокурора Черных поддержал доводы, изложенные в заявлении, пояснив, что Вознюк от государства каким-либо жилым помещением не обеспечивался и в приватизации не участвовал
Заявитель Вознюк дал объяснения, суть которых сводится к тому, что он от Министерства обороны РФ и другого какого-либо федерального органа исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, жилую площадь не получал и жилья в собственности не имеет, как и его супруга. До призыва в Вооруженные Силы РФ участвовал в 1993 году в приватизации жилищного фонда – жилой квартиры в селе <адрес>, которую передал в собственность своей дочери <дата> по договору дарения. С <дата> с женой зарегистрирован при войсковой части №, проживая в подаренной квартире. В 2008 году командованием войсковой части № был включен в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2008 году. В 2015 году изменил способ обеспечения жилым помещением на получение жилищной субсидии.
Представитель начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» Нестеренко, не признавая обоснованности заявления, указал, что, несмотря на доводы самого заявителя и представителя военного прокурора, Вознюк участвовал в приватизации жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, которое было приобретено им в результате договора на передачу квартиры в собственность граждан и которое в дальнейшем им было отчуждено путем передачи по договору дарения своей дочери. Размер данного жилого помещения превышает норму предоставления жилья, установленную в <адрес>. В соответствии с пунктами 14 и 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» МО РФ государство обеспечивает военнослужащих и уволенных с военной службы жилыми помещениями по избранному месту жительства только один раз.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, военный суд считает, что заявление военного прокурора Белогорского гарнизона в интересах Вознюка не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 14 ст.15 названного Федерального закона установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии пп. «д» п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054 не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что жилое помещение предоставляется государством один раз. Лицам, которые уже обеспечивались жилым помещением за счет государства, могут быть повторно обеспечены таковым только на общих основаниях. В частности, если общая площадь жилого помещения, предоставленного им ранее, менее учетной нормы на одного члена семьи.
При этом срок, установленный ст. 57 Жилищного кодекса РФ, в течение которого при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера жилых помещений или к их отчуждению, не применяется.
Из материалов дела, в том числе, выписок из протоколов заседания жилищной комиссии войсковой части № от <дата> № и №, а также заявления Вознюка от <дата> видно, что заявитель признан нуждающимся в получении жилого помещения с обеспечением жилым помещением путем получения государственного жилищного сертификата. Впоследствии изменил форму обеспечения жилым помещением на получение жилищной субсидии.
Как следует из копии решения 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> № Вознюк (состав семьи 2 человек) снят с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Из сопроводительного письма начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» от <дата> № следует, что Вознюк совместно с женой участвовал в приватизации. Указано, что в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» бесплатно жилые помещения гражданам предоставляются один раз. Вознюку было предано жилое помещение безвозмездно в собственность, а он распорядился им по своему усмотрению.
В соответствии с договором на передачу квартир в собственность граждан от <дата> № №, заключенного в комитете по управлению имуществом <адрес> <дата> жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <иные данные> кв.м., передано птицефабрикой «<иные данные>» в долевую собственность Вознюку и его супруге. Кроме того, как усматривается из материалов дела, вышеуказанная квартира была передана в собственность заявителю безвозмездно.
Как следует из копии трудовой книжки и объяснений Вознюка, в указанном жилом помещении он проживал с момента поступления на работу в птицефабрику «Никольская» в 1990 году. Квартиру получил бесплатно, а именно ему ее подарили, когда он работал на птицефабрике.
То обстоятельство, что данная квартира ранее являлась государственной собственностью, подтверждается уставом товарищества с ограниченной ответственностью «<иные данные>» с учредительным договором, в соответствии с которыми данное товарищество является правопреемником государственного сельскохозяйственного предприятия – птицефабрика «<иные данные>» и образовано за счет имущества данного предприятия, в том числе жилищного фонда, а также Постановления Совета министров – Правительства РФ от 30 апреля 1993 года № 409 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность <адрес>», согласно которому птицефабрика «<иные данные>» (<адрес>) передана в государственную собственность <адрес>.
Из исследованных материалов учетного дела заявителя, в том числе заявления Вознюка со сведениями о наличии жилых помещений от <дата> и <дата>, предоставленного в ФГКУ «Востокрегионжилье», сведений сообщенных должностными лицами Росреестра, договора дарения, а также объяснений заявителя следует, что Вознюк и его супруга, участвовавшие в приватизации вышеуказанного жилого помещения, подарили его своей дочери <дата>.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Вознюк, реализовавший свое право на получение жилья от государства, распорядившись принадлежащей ему на праве собственности долей (1/2) жилого помещения площадью <иные данные> кв. м (то есть свыше учетной нормы жилого помещения, установленной в <адрес>, где в настоящий момент проживает заявитель), подарив долю своей дочери, не может быть обеспечен повторно жилым помещением от государства, а заявление военного прокурора Белогорского гарнизона удовлетворению не подлежит. При этом суд учитывает то обстоятельство, что Вознюк состоял на учете нуждающихся составом семьи 2 человека с супругой, которая также как и заявитель подарила свою долю в вышеуказанном жилом помещении дочери.
Не влияют на вышеизложенные выводы суда доводы Вознюка о том, что прошло более 5 лет с момента дарения, поскольку норма, установленная в ст. 57 Жилищного кодекса РФ, к военнослужащим, которые ранее получили жилое помещение и утратили право на него, в том числе путем отчуждения, не применяется.
Ссылка военного прокурора Белогорского гарнизона о т ом, что Вознюк приобрел квартиру по договору купли продажи, является необоснованной, поскольку из материалов дела следует, что Вознюк получил жилое помещение безвозмездно от государства.
Доводы Вознюка о том, что пп. «д» п. 10 Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054 противоречит действующему законодательству, являются ошибочными.
Руководствуясь ст. 194 – 199 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления военного прокурора в интересах Вознюка <иные данные> – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 21 июля 2015 года.
Председательствующий по делу Т.Г. Жидков